Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

1 июня 2023 г.

– Владыка, мы с Вами встречаемся в самом начале лета. Помните, в школьные годы, когда мы приходили после каникул, у нас спрашивали: «Как вы провели лето?» Мы даже писали сочинение на эту тему. Но, поскольку сейчас самое начало лета, хотелось бы побеседовать с Вами на тему «Как провести лето?» и поговорить о том, должен ли отпуск православного человека каким-то образом отличаться от отпуска людей, ни разу не заходивших за церковную ограду.

– Как-то на Западе спросили у одного священнослужителя, любителя поиграть в футбол: «Если бы Вы узнали, что завтра будет Второе Пришествие Христа или что завтра Вы умрете и предстанете пред Богом, стали бы Вы сегодня играть в футбол?» И священник ответил: «Я убежден, что игра в футбол не имеет в своей основе ничего плохого,  поэтому, если бы я узнал, что завтра умру, сегодня продолжал бы играть в футбол».

Когда встает вопрос, должен ли отличаться образ жизни, поступки, в том числе отпуск верующего человека и человека нецерковного, далекого от Церкви, то можно сказать, что никаких отличий здесь может не быть, ведь если человек проводит отпуск благочестиво, так, как диктует его совесть, то это дело доброе.

Достоевский в романе «Братья Карамазовы» вложил в уста одного из героев фразу: «Если Бога нет, все позволено». Если рассматривать отпуск с этой точки зрения, то получается, что верующий человек опутан какими-то заповедями, как оковами, которые не дают ему развернуться сполна, а человек неверующий раскрепощен, у него нет никаких заповедей и нравственных ограничений, поэтому он творит все, что ему заблагорассудится.

– Это называется «отрываться по полной».

– Да, что хочу, то ворочу. Но, позвольте, заповеди Божии – это не какие-то ограничения, это не узы, не путы на наших руках и ногах, а объективные духовные законы, в соответствии с которыми устроен наш мир. Всякий, кто нарушает заповеди Божии, нарушает эти законы, зарабатывает себе шишки и, по сути, уродует свою жизнь. И поэтому я считаю, что поступки церковного и нецерковного человека, в принципе, особо отличаться не должны.

Апостол Павел говорит, что человек Церкви руководствуется четко сформулированными заповедями Божиими, а у человека, который пока еще не внутри Церкви, за пределами церковной ограды, Богом написанные законы находятся на скрижалях его сердца – это и есть человеческая совесть.

Если же человек изо дня в день попирает свою совесть, то постепенно голос совести звучит все слабее и слабее. Поэтому человеку может казаться, что он вроде бы ничего особенного не делает, но если он будет внимателен и прислушается к голосу своей совести, то она подскажет ему, как нужно себя вести.

Когда мы говорим об отпуске, мы должны понимать, что отпуск должен приносить какую-то пользу. Ведь для чего изначально отпуск был изобретен как некое социальное, что ли, явление? Занимаясь изо дня в день одним и тем же делом, человек устает, он нуждается в восполнении своих физических сил, но он устает и эмоционально и нуждается в некой эмоциональной подзарядке. Восстановить свои физические и духовные силы он может в отпуске.

Если же человек думает, что восстановить силы можно каким-то разгульным образом жизни, беспробудным пьянством, пользуясь тем, что на работу ходить не нужно, и каждый день будет проводить в каких-то пиршествах и разврате, то он не восполнит своих эмоциональных сил.

Более того, если человек предается чрезмерным греховным удовольствиям, чрезмерному греховному веселью, то его душа, наоборот, опустошается, и он возвращается из отпуска не только неокрепшим, но в таком состоянии, как будто по нему проехали трактором. С этой точки зрения нам, конечно же, нужно помнить, для чего у нас есть отпуск, и заниматься в отпуске своим здоровьем, приведением в порядок своих чувств, что будет вполне разумно.

И тогда встает вопрос: если разгульный образ жизни не помогает достигнуть этих целей, то что же может помочь в их достижении? С моей точки зрения (да и не только с моей, это советуют многие врачи, психологи), самое лучшее для восстановления сил – пребывание человека на лоне природы, когда он, например, имеет возможность побыть в сосновом бору или посидеть на берегу реки или журчащего ручья, послушать щебетание птиц, стрекотание кузнечиков в конце концов. Конечно же, такой отпуск помогает человеку эмоционально укрепиться.

С другой стороны, во время отпуска, когда человек не должен изо дня в день ходить на работу, он может получить и какую-то практическую пользу, ведь у каждого человека есть определенная сфера интересов – кто-то любит историю, кто-то традиции нашей страны, поэтому во время отпуска возможно посещение каких-то важных исторических, духовных центров.

Человек верующий, воспользовавшись отпуском, может совершить паломничество в какие-то святые места. В конце концов у нас в стране огромное количество мощных культурных центров, таких как Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве. И если человек не москвич, когда еще, как не во время отпуска, он может посетить эти центры, которые помогут ему отдохнуть эмоционально, душой и приобщиться к нашей культуре?

Поэтому при таком подходе к этому вопросу отпуск верующего человека мало чем отличается от отпуска человека неверующего. Единственное, что человек верующий все всегда делает с молитвой, с Божиим благословением. Он всегда видит подлинную цель своих поступков, а не только какую-то земную цель, связанную с оздоровлением организма, с чисто физическим восстановлением сил.

– Я думаю, многим телезрителям интересно, как лично Вы проводите свой отпуск.

– Наверное, телезрителям лучше не знать, как я провожу отпуск, потому что, по сути, я его никак не провожу. Я уже забыл, когда у меня был отпуск в прямом смысле этого слова.

Одно время я очень активно занимался изучением документов, связанных с историей Томской епархии и Томской духовной семинарии. Поскольку уникальные исторические документы, архивные документы еще царского периода истории нашего государства находятся в РГИА – Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, много лет я проводил свой отпуск в этом архиве.

Для меня это не было ни тягостью, ни обременением, ни сменой одного вида работы на другой. Когда я держал в руках древние документы, написанные в том числе и многими святыми подвижниками Томской земли, я получал куда большее удовлетворение, чем если бы просто лежал на диване или даже сидел на берегу речки и наслаждался видами природы.

В настоящее время, если я выезжаю в центральную часть России, я занимаюсь там какими-то церковными делами, но иногда выкраиваю несколько дней, чтобы посетить свою малую родину, где я родился и вырос. Там у меня много друзей, знакомых, там я люблю ходить в лес, потому что, как правило,  имею возможность поехать туда в конце лета, когда в лесу как раз появляются ягоды и грибы.

В наших краях очень много черники, поэтому сходить по чернику (как говорят местные), пособирать грибов – это для меня тоже является отдыхом, правда, отдыхом недолгим. Как правило, мой отпуск длится три-четыре, максимум – пять дней в году.

– Значит, тихая охота – Ваше самое любимое занятие. Владыка, я точно знаю, что для многих людей, которые нас сейчас смотрят, стало откровением то, что, оказывается, у монахов тоже есть отпуск. С одной стороны, это как-то необычно, ведь монах вроде бы отрекся от мира, и вдруг он уходит в отпуск. Даже в книге «Несвятые святые» описывается, что не все старцы приветствовали такое понимание отпуска. Как же проходит отпуск у монаха? Наверняка на обычном пляже мы его не встретим.

– Вернемся к тому, с чего мы начали: что понимать под отпуском? Если под отпуском понимать какую-то свистопляску, то понятно, что так нельзя проводить отпуск не только монаху и церковному верующему человеку, но и безбожнику, потому что это чревато какими-то не очень хорошими последствиями. А если воспринимать отпуск как некую систему восстановления сил, то вполне уместно то, что мы называем отпуском, и для монашествующих.

Но в монашестве, в монастырях это время редко называется отпуском. Как правило, монах в монастыре, несмотря на то что он отрекся от мира, должен общаться с мирянами, а если он в священном сане, то он принимает паломников, исповедует их, служит. Очень часто люди приходят в монастыри со своими проблемами, бедами, и монашествующие, священнослужители пропускают все это через свое сердце, и, конечно же, у них появляется некая духовная усталость, если можно так выразиться.

– Выгорание?

– Нет, это не выгорание. Выгорание – это когда человек неразумно расходует свои силы, а здесь он просто начинает изнемогать, утомляться, он нуждается в восполнении того, что раздал людям. Это сродни тому, что если кто-то занимается благотворительностью и не восполняет материальное имущество, которое раздает нуждающимся, то рано или поздно он сам окажется в числе нуждающихся. Поэтому необходимо, чтобы запасы человека, в том числе и духовные, своевременно восполнялись.

В XIX веке известный святитель Церкви Христовой митрополит Филарет (Дроздов) основал возле Троице-Сергиевой лавры целый ряд скитов, чтобы монахи могли периодически уединяться там и заниматься неким духовным собиранием. Мы знаем, что Троице-Сергиева лавра – это центр мирового паломничества, народу там всегда много, и жизнь, как говорится, бурлит и кипит.

Когда я жил, трудился и служил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, еще здравствовал известный старец отец Кирилл (Павлов). Иногда он уезжал из лавры на несколько недель, но, конечно же, не для того, чтобы где-то отдыхать. Он уезжал в какую-то сельскую местность, иногда на Кавказ, где были духовно близкие ему люди, и там, вдали от суеты и активного пребывания среди прихожан, он мог предаться сосредоточенной уединенной молитве, богомыслию, чтению Священного Писания.

Все это далеко не всегда получалось у него в стенах Троице-Сергиевой лавры, потому что люди, нуждающиеся в его духовном руководстве, осаждали его с раннего утра до позднего вечера. Помню, братский молебен начинался в лавре в половине шестого утра, и после него отец Кирилл выходил из Троицкого собора, где его уже поджидала толпа народа.

– И все со своими проблемами.

– Да. И пока он шел до того места, где обычно принимал людей и исповедовал, по пути он отвечал на многочисленные вопросы людей, потом заходил в помещение для приема людей и вел прием чуть ли не допоздна. И так изо дня в день. Он был уже в возрасте, и годы брали свое. Поэтому он уезжал на время, чтобы в тиши, в уединении заниматься духовным собиранием.

Так вот, митрополит Филарет основал вокруг лавры несколько скитов, чтобы монахи Троице-Сергиевой лавры имели возможность там уединяться. Понимая отпуск в таком смысле, можно сказать, что и монашествующие нуждаются в отпуске.

– В нашей беседе Вы заговорили о колыбели монашества – Свято-Троицкой лавре. А ведь вскоре нас ожидает праздник Святой Троицы, который всегда выпадает на лето. Давайте поговорим об этом, и это уже будет второй частью нашей программы.

– Обитель преподобного Сергия в древних текстах часто называли Домом Живоначальной Троицы, и все понимали, что речь идет о Троице-Сергиевой лавре. В этом отношении Троице-Сергиева лавра и город Томск как бы являются побратимами, и часто мы называем наш город Домом Живоначальной Троицы.

Все мы помним, что город Томск возник в 1604 году, и основали его казаки-первопроходцы по повелению Бориса Годунова. Они заложили здесь Томскую крепость и в крепости построили церковь, которая была освящена как раз в честь Святой Живоначальной Троицы. Борис Годунов прислал для этой церкви икону, которая, по сути, явилась благословением городу. Став городом Живоначальной Троицы, город Томск особенно трепетно относится к празднику Святой Живоначальной Троицы.

В Томске было несколько церквей, посвященных Святой Троице. Одна из них – та древняя деревянная церковь, правда, просуществовала она до начала XIX века, а затем из-за ветхости была разобрана. К тому времени в Томске появилась Троицкая церковь, которая и сейчас существует на улице Октябрьской. Это одна из старинных церквей Томска, и мы, конечно же, знаем, что именно в честь Святой Живоначальной Троицы на Новособорной площади когда-то был построен собор, к сожалению, варварски разрушенный в 30-е годы.

Почитание Святой Троицы в городе Томске всегда было особенным, и почитание иконы, присланной Борисом Годуновым, тоже было особенным, но, к великому сожалению, Троицкий кафедральный собор был разрушен, а икона бесследно исчезла. Последнее упоминание об этой реликвии относится к 1938 году. Тогда икона находилась в Свято-Никольской церкви, которая располагалась недалеко от того места, где сейчас находится роддом имени Семашко. Эта церковь впоследствии тоже была разрушена, и следы иконы потерялись. Неизвестно, сохранилась она или нет, поиски иконы не дали положительных результатов.

Когда в 2004 году, без малого двадцать лет назад, мы отмечали 400-летие города Томска, мне показалось несправедливым, что наш город вступает в пятое столетие своего бытия без этой благословляющей город иконы Святой Троицы. И поскольку найти древнюю икону мы не смогли, мы попросили написать точную копию самой известной иконы Святой Живоначальной Троицы – письма преподобного Андрея Рублева.

Копия этой иконы была создана, освящена и привезена в город Томск. В день празднования 400-летия Томска с этой иконой мы совершили крестный ход на Воскресенскую гору, где когда-то находилась первая на Томской земле деревянная Троицкая церковь, и с вершины горы благословили иконой наш город на все четыре стороны.

Я полагаю, что праздник Святой Живоначальной Троицы – это особенный праздник для нас, томичей. Есть много праздников, когда мы отмечаем День города, День томича, но мне кажется, что самым духовно важным и значимым для нас был, есть и должен быть в будущем праздник Святой Живоначальной Троицы.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В Интернете недавно появилась новость о том, что Синод Русской Православной Церкви утвердил чин молебного пения о поиске работы, составлено целое чинопоследование. Когда такой молебен можно будет заказать в храме в качестве требы?»

– Все чинопоследования, которые есть в Церкви, для того и составляются, чтобы в случае необходимости их совершать. Поэтому можно обращаться в любой храм, и это молебное пение будет совершено.

Дело в том, что в Требниках есть общее молебное пение, которое называется последованием молитвенного прошения о благословении на всякое доброе дело. Но у человека могут быть какие-то особые нужды, поэтому в Церкви иногда составляются отдельные чинопоследования, например о недужном, если человек заболел, или молитвенное чинопоследование перед посевной кампанией, перед жатвой, перед началом учебного года в благословение учащимся.

Был составлен и утвержден Церковью и такой молитвенный чин, потому что есть люди, которые испытывают затруднения в поисках работы, и они нуждаются не только в помощи каких-то соответствующих государственных органов, помогающих найти работу, но и в содействии Божественной благодати. Верующему человеку вполне естественно со своими проблемами обращаться к Отцу нашему Небесному, поэтому такой чин действительно есть, и его можно заказывать.

– «Если кто-то верит в приметы, зачастую глупые, нужно ли их соблюдать, чтобы не смущать человека, даже если ты в них не веришь?»

– Если кто-то не придает значения каким-то глупым приметам, вряд ли этим можно кого-то смутить. Мне думается, это не тот случай. Но, конечно, есть приметы, основанные на каких-то объективных данных, например, на природных явлениях. Когда птицы летают низко над землей, жди грозы, потому что меняется атмосферное давление, мошкара опускается ниже, и птицы, которые ловят этих мошек и комариков, тоже опускаются вниз. Здесь мы можем объяснить это объективными причинами.

Но когда говорят: «Не повезет, если черный кот дорогу перейдет», – как я слышал в песне в дни моей молодости, то, конечно же, такие приметы не следует принимать во внимание, и вряд ли ими можно кого-то ввести в соблазн.

– «Как нужно поступить, если во время большого мусульманского праздника соседи по своему радушию хотят угостить тебя пловом, жертвенным бараном? Что лучше – отказаться и обидеть их, но не нарушить устав? Или все же угоститься?»

– Во-первых, что значит «жертвенный баран»? Никто сейчас никакого барана в жертву не приносит. Если кто-то и принес что-то в жертву, то это праздничное угощение. Например, православные в дни церковных праздников не только приглашают к столу своих друзей, родственников, знакомых, но иногда доставляют трапезу нуждающимся людям. Они идут с угощениями в детские дома, в дома престарелых, в больницы, кормят обездоленных людей и таким образом делятся радостью своего праздника.

Поэтому я считаю, что если человек неправославный приглашает разделить с ним его трапезу, то ничего зазорного в этом нет, и оказать любовь и уважение гостеприимным соседям – дело христианской любви.

 

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать