Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

9 октября 2025 г.

Владыка, многих наших телезрителей интересует такой момент, как дорога в монастырь. Эту тему я откладывал, но сегодня хочу к ней вернуться и попробовать обсудить. Как человек верующий, может быть, глубоко верующий, должен понять, лежит ли его путь в какую-то обитель, чтобы он там окончил свой земной путь, потрудясь на ниве Божией, либо ему все-таки надлежит быть женатым и заниматься своими обычными делами, не забывая, конечно, про Божию волю?

Когда человек пытается определить свой жизненный путь, он всегда должен иметь перед глазами конечную цель: а что он хочет получить в результате? В зависимости от этой цели (очень часто в последнее время слышу модное слово «целеполагание») определяется тот маршрут, который мы выстраиваем. Если человек ставит своей целью комфортное обустройство своей жизни, старается как можно легче ее пройти – то это, наверно, неправильное целеполагание. Потому что иногда легче прожить, совершая какие-то грехи.

Конечно, это потом все равно выйдет боком, но многим кажется: если живешь по совести, это менее выгодно, чем, скажем, какими-то жульническими действиями сколотить богатство и жить в достатке. И якобы будешь счастливым. Поэтому не всегда то, что легче, проще, оказывается качественнее и приносит в итоге положительный результат. Когда мы говорим о целеполагании в нашей жизни, мы должны думать не столько о комфорте, сколько о конечном результате.

Летом у нас был праздник день памяти святых Петра и Февронии Муромских. На государственном уровне он называется Днем любви и верности. Готовясь к выступлению на одном из общественных мероприятий, я посмотрел высказывания разных подвижников Церкви и известных людей. И встретил высказывание святой преподобномученицы княгини Елизаветы: когда человек вступает в брак, он должен думать не о том, как бы самому обрести счастье, а как сделать счастливым того человека, с которым придется пройти всю жизнь.

Казалось бы, это одно и то же – сам хочешь быть счастливым и чтобы другой человек был счастлив. Но здесь взгляд на состояние брака открылся для меня с неожиданной стороны, и мне это показалось очень правильным. Это применимо не только к браку, но и к монашеству. Что мы хотим в конечном итоге получить? Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что у того, кто хочет стать монахом, могут быть для этого три причины: конечно, глубокое покаяние в своих грехах, приведение в порядок своей духовной жизни и встреча с Господом и достижение Царствия Небесного.

В светской среде иногда бытует мнение, что человек оказывается в монастыре в силу какого-то разочарования в жизни. Но если человек выгорел, вряд ли в монастыре он снова загорится. Поэтому идти в монастырь из-за разочарования во всем нет смысла: где гарантия, что он и в монастыре не разочаруется? Должна быть позитивная цель. И Иоанн Лествичник называет три основные цели. Если человек оказался в монастыре помимо этих трех целей, то он выбрал для себя неправильный путь и никакого результата здесь не достигнет.

Понятно, что целью для каждого человека является спасение своей души, но пути к этому могут быть разные. Человек может рассуждать так: если я хочу подвизаться, быть подвижником, достигнуть святости, то должен стать монахом и вести аскетический образ жизни. А если не хочу или не могу – то и ладно, в монахи не пойду. А альтернативный вариант, когда можно ничего не делать или делать очень мало, – это семейная жизнь: живи себе в миру, комфорте, довольстве, любви и достатке. Это тоже глубокое заблуждение.

На самом деле Господь предлагает два вида подвига, два пути, которые совершенно равнозначны. Нельзя сказать, что монашество в этом отношении имеет большее преимущество по сравнению с браком. Один вид подвига – это монашеский подвиг. Если человек избирает монашество, но, облаченный в монашеские одежды, не живет по-монашески, то такой образ жизни не только не приносит ему положительного результата, но, наоборот, он подвергается осуждению от Господа. Потому что ты дал обеты, избрал монашеский образ жизни, но не живешь по этим обетам.

Другой человек, который избирает семейный образ жизни, должен понимать, что это тоже подвиг, и иногда нелегкий. Иногда, по сравнению с монашеством, даже более ответственный, потому что в монастыре человек по большей части отвечает только за самого себя, а вступая в семейные отношения, несешь ответственность за свою семью: жену, детей и других родственников. То есть ответственность более обширная и глубокая.

Апостол Павел, упоминая об этих двух видах подвига, хотя и утверждает, что они равнозначны, но говорит, что ему жалко семейных людей. Не в том плане, что он принижает или считает недостойным выбранный ими образ жизни, но понимает, что этот путь труднее. А раз это с большим трудом достигается, то и человек, прошедший до конца этот вид подвига, получает от Господа больший венец, большую награду. Но это в том случае, если человек, вступая в брак, старается полностью выполнить все, что брак от него требует. Если мы вступаем в брак, но не чувствуем никакой ответственности и желаем получать от него только физические или иные удовольствия и блага, то в конце концов разочаровываемся и начинаем ставить вопрос о распаде семьи. Семья распадается, человек вступает в новый брак, который тоже распадается…

Удивляешься, когда некоторые медийные люди, которые, будучи на общественном пьедестале, должны являть пример всем остальным, имеют за плечами по пять, по десять браков. Люди не видят, что с каждым таким браком они все больше и больше размениваются и из цельной личности превращаются в какую-то груду осколков… И прежде чем выбрать какой-то путь, человек должен как следует взвесить, к какому пути более склонно его внутреннее устроение: к монашеской или семейной жизни. И насколько он обретет в себе силы пройти тем или иным путем, чтобы себя реализовать.

Но здесь, как правило, человек должен опираться не только на свое собственное мнение. Если с вопросом женитьбы сталкивается любой человек, независимо от его церковности, то понятно, что монашество выбирает человек не только верующий, но и глубоко церковный. Если у такого человека встает вопрос, пойти ему по монашескому пути или вступить в брак, у него не может не быть духовника, того священника, у которого он регулярно исповедуется. И взгляд на тебя со стороны иногда бывает более полезным, чем твой собственный взгляд. Поэтому советы и рекомендации духовника здесь играют не последнюю роль.

Получается, что на принятие решения влияет целый комплекс факторов: с одной стороны, это тщательный анализ собственных возможностей, сил и устремлений, а с другой – совет духовника. И если человек решает, что он склонен к монашескому образу жизни, он должен будет лучше узнать этот образ жизни: сначала прийти в монастырь в качестве, может быть, трудника. Либо взять отпуск и в течение месяца пожить не где-то на курорте, а в каком-нибудь монастыре. Попросить игумена дать ему послушание наряду с монастырской братией, чтобы он увидел монашескую жизнь изнутри.

Как человек, вступающий в брак, думает, что счастливое чувство влюбленности, которое есть между молодыми до брака, продлится безоблачно до конца жизни и что в браке его ожидают исключительно счастливые и радостные дни, так и человек, который идет в монастырь, может думать, что он примет монашеский постриг и придет в тихую обитель, в гавань, где нет никаких треволнений и бурь. Но разочарование ожидает как одних, так и других.

Монастырь – это не тихая гавань, это – крепость, где монах должен постоянно выдерживать и отражать нападения темных сил, которые пытаются разрушить его монашеское устремление. Поэтому человек, принимающий монашество, подобен курсанту военного училища, который принимает присягу и говорит, что в случае опасности он будет защищать страну, рискуя своей жизнью. Можно сказать, что солдат всегда на передовой. Так и монах всегда на передовой, поэтому его часто именуют духовным воином.

– А какие обеты дают духовные воины, вступая на этот путь?

– Обетов довольно много. Принято считать, что монах дает три обета, но это только основные. Обет нестяжания, когда человек, приходя в монастырь, говорит, что теперь у него нет ничего своего и все, что ему принадлежит, – общее; обет послушания, когда он руководствуется не своими горделивыми хотелками, а послушанием игумену и братии во Христе, когда приоритеты окружающих становятся более важными для человека. В семье это, кстати, тоже приветствуется, ведь если в семье каждый настаивает на своей позиции, то в ней образуется раздрай и хаос. И, наконец, еще один обет – безбрачие, когда человек, не обременяя себя никакими обязательствами перед миром, будь то воинские обязанности, семейные или обязанности, связанные с ведением бизнеса или хозяйства, оставляет все в миру и дает этот обет, желая всецело посвятить себя Господу.

– Есть такая фраза: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А уставы мужских и женских монастырей идентичны или у них есть отличия?

– Они идентичны. Но у каждого монастыря есть свои особенности. Даже на Святой Горе Афон в каждом монастыре есть какие-то свои небольшие расхождения, даже по поводу начала богослужения. Кто-то начинает службу, например, в три часа утра, а у кого-то она начинается в четыре часа. В зависимости от местных условий какие-то нюансы могут быть. Поэтому человек, желающий поступить в монастырь, должен хорошо познакомиться с особенностями его жизни. Общий монастырский устав – один и тот же, он зафиксирован в Типиконе. Причем это устав не Русской Православной Церкви, а монастыря святого Саввы Освященного, который расположен на Святой Земле, недалеко от Иерусалима.

Этот устав когда-то, в древние времена, был принесен и на Русь, и до сих пор он является образцом всех монастырских уставов. Но в каждом монастыре есть свой устав, который может немного отличаться от других. Благодаря этим особенностям у каждого монастыря есть свое лицо, свой облик.

– Во второй части нашей программы предлагаю поговорить о празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Он наступит не очень скоро, только на следующей неделе, но само величие праздника заслуживает того, чтобы поговорить о нем уже сейчас.

– Когда праздник большой, то Церковь начинает готовиться к нему заблаговременно. Например, есть двунадесятые праздники, которые продолжаются не один день. Как правило, двунадесятые праздники имеют один или несколько дней предпразднства, когда мы начинаем себя предуготовлять к этому празднику, и несколько дней попразднства, когда мы не только в сам день попраздновали это священное событие, но и потом несколько дней продолжаем прославлять то или иное евангельское или библейское событие.

Праздник Покрова Богородицы официально не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Он не относится к числу двунадесятых праздников, но относится к пяти великим праздникам. Все церковные праздники делятся на несколько уровней. Праздником праздников и Торжеством из торжеств является Пасха – самый главный праздник, не входящий ни в какие другие разряды. Есть двенадцать праздников, поэтому по-церковнославянски они называются двунадесятыми.

Но есть еще пять праздников, которые по церковному уставу совершаются с таким же торжеством, как и двунадесятые, но к этому числу не относятся. К этим пяти праздникам относятся: Рождество Иоанна Крестителя, Усекновение главы Иоанна Крестителя, день святых апостолов Петра и Павла, Обрезание Господне (в народе мы называем его Старым Новым годом) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был особенно любим у нас на Руси.

В этот день воспоминается событие, которое произошло в Византии, в Константинополе, во Влахернской церкви (в той самой церкви, в которой в то время находились главные Богородичные святыни: икона, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, ковчег с ризой Пресвятой Богородицы (той одеждой, которую Она на Себе носила), ковчег с поясом Пресвятой Богородицы и Ее мафорием: головным убором, платком, которым была покрыта голова Божией Матери). Эти святыни не раз защищали и спасали Константинополь, когда враги, начиная от персов и аваров, подходили к его пределам и готовы были разгромить беззащитный город. Патриарх и верующие люди выносили эти святыни, погружали их в воды Босфора, и на море возникала буря, которая без участия вооруженных сил в щепки разносила вражеский флот, и Константинополь оставался непобежденным.

В этой самой церкви однажды возносилась молитва, за которой присутствовал блаженный Христа ради юродивый Андрей Цареградский со своим учеником Епифанием. Во время молитвы он увидел, как верхняя часть купола храма исчезла, и с небесных высот спустилась Сама Пресвятая Богородица, окруженная сонмом святых пророков и апостолов, в необычайном свете. Матерь Божия молилась за этот мир, за тех христиан, которые призывали Ее о помощи, и, сняв со Своей головы мафорий (в русской традиции его принято называть омофором, но это немного другое – это то, что носится на плечах, а мафорий покрывает голову; и Матерь Божия, не будучи архиереем, носила не омофор, а мафорий), покрывала им тех людей, которые молились Ей, как бы защищая, оберегая их от возможных неприятностей.

Такое видение узрел блаженный Андрей, и, думая, что ему одному явилось это духовное откровение, он спросил своего ученика Епифания, видит ли он что-нибудь. А тот тоже это видел, и он ответил, что видит и ужасается этому дивному явлению. Это событие, произошедшее в Царьграде, которое подробно описано в житии блаженного Андрея, и дало основание для нынешнего праздника, который позволяет нам вспомнить о милостях, благодеяниях и покрове Царицы Небесной над каждым из нас, над нашим народом и нашей страной в частности, начиная с древних времен.

Сколько раз Матерь Божия защищала Русскую землю, как когда-то Она защищала Константинополь, во времена набегов половцев и печенегов, монголо-татар и других нашествий! Поэтому русский народ всегда ощущал покров Божией Матери над нашей землей, а Русскую землю в древности часто называли Землей Богородицы или Домом Пречистой Божией Матери. Те реки, которые со всех сторон опоясывали Русскую землю, иногда с любовью образно, поэтически назывались Поясом Богородицы, которым Она ограждала нашу землю от внешних угроз.

Этот праздник, являющийся великим, но не двунадесятым, настолько почитаем русским народом, что иногда богомольцев на богослужении в этот день бывает значительно больше, чем в отдельные двунадесятые праздники. В этот день люди приходят помолиться Божией Матери, чтобы и самим оказаться под Ее покровом. Ведь для того, чтобы над нами был покров Божией Матери, должны быть два действующих лица. С одной стороны, Матерь Божия простирает Свой покров, но если мы из-под этого покрова убегаем в сторону, то оказываемся без Ее защиты. Конечно, мы должны обращаться к Божией Матери и в другие дни, прося Ее о предстательстве и заступничестве за нас пред Богом, но в день Ее праздника мы должны обязательно посетить храм Божий и вознести Ей свои молитвы.

 У нас есть блиц-вопрос: «В наше время подавляющее большинство людей пользуется безналичным расчетом. Почему во многих храмах нет терминалов? Церковь зачастую сама лишает себя дохода, учитывая, что наличные есть не у всех».

– Когда мы говорим о церковной жизни, не все сводится к доходам. Лишаем мы себя доходов или не лишаем? К сожалению, многие современные технологии, несмотря на свое удобство, несут в себе и некую угрозу, когда личная жизнь человека, его личность, его неповторимость становятся, по сути, открытыми для всего мира. Современные средства коммуникации, будь то наши мобильные телефоны, Интернет или электронные средства расчета, открывают человека всему миру. 

Конечно, кто-то говорит: «А что мне скрывать? Я же, расплачиваясь картой, не что-то секретное покупаю, я человек честный, мне скрывать нечего». Но мы забываем о том, что всегда есть злоумышленники, которые, собрав о нас некую полноту информации, при определенных условиях могут обратить ее против нас. Возможно, большинство наших телезрителей будут со мной не согласны, но это мое личное мнение. И сам я стараюсь пользоваться карточками только в крайнем случае, когда невозможно без них обойтись. Например, приобретая авиационные билеты, потому что не знаю, остались ли сейчас кассы, где можно купить бумажные билеты.

Что касается храмов, к сожалению, многие люди уже настолько вошли в эту систему цифровизации, что не могут без нее обойтись. У многих уже просто нет наличных денег. Я многократно встречался с людьми, которые приходят в церковь, хотят что-то пожертвовать, но у них такой возможности нет, и они уходят в печали. В некоторых приходах появляются платежные терминалы. Мы стараемся держать их не в самом храме, а в церковных лавках, поэтому где-то сейчас альтернативы появляются.

Людей, которые прибегают к таким платежным средствам, с каждым годом становится все больше и больше, поэтому, к моему сожалению, процесс цифровизации идет полным ходом, и никуда от него не денешься. Кого-то это радует, поскольку это действительно облегчает многие стороны жизни. Но слишком оголтело «бежать впереди паровоза» и все в Церкви цифровизировать было бы тоже неправильно. Мы должны понимать и оборотную сторону этого процесса.

Говорят, что бороться с преступностью помогают видеокамеры: чем больше видеокамер, тем легче найти преступника. По сути, сейчас невозможно ни вздохнуть, ни шагу шагнуть, не попав на камеру. С одной стороны, в этом есть какая-то польза, но пространство частной жизни человека все более и более сужается. А когда это дополняется все большими оборотами, которые набирает искусственный интеллект, то сужается и сфера деятельности живого человека. Эти процессы заставляют, по крайней мере, задуматься.

Ведущий Виталий Стёпкин

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 20 ноября: 12:30
  • Воскресенье, 23 ноября: 05:30
  • Вторник, 25 ноября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X