Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

5 января 2023 г.

– Владыка, отгремели новогодние праздники, но впереди у нас куда более светлый, таинственный и масштабный праздник – Рождество Христово. Поэтому сегодня хочется поговорить о чем-то таинственном, чудесном – о чудесах, но и о лжечудесах. Я решил затронуть эту тему, потому что тема чудес не совсем однозначная. Достаточно вспомнить, что фараоновы волхвы сумели повторить массу чудес, которые совершал Моисей силой Божией. Как же отличать настоящие чудеса от фальшивых?

– Какой смысл мы вкладываем в слово «чудо», когда его произносим? Это слово происходит от слов «чудитися», «дивитися», «удивляться», то есть оно обозначает нечто удивительное, то, что нас удивляет. А удивлять нас может многое.

Когда мы приходим, например, в зоопарк и видим какое-то животное, которого до этого ни разу не видели, мы удивляемся. Помню, как-то для московского зоопарка из Китая передали двух панд, и место, где их разместили, стало самым посещаемым в зоопарке, и чтобы попасть в зоопарк и увидеть этих панд, нужно было предварительно записаться через Интернет.

Чудеса бывают разные, и когда мы говорим о чудесах в религиозном смысле слова, мы имеем в виду чудеса Божии – что-то выходящее за рамки обыденного, за рамки того, что продиктовано законами природы. Как поется в одном церковном песнопении, Бог идеже хощет, побеждается естества чин, то есть законы природы установил Бог. Но Господь может действовать и вопреки тому, что мы называем законами природы, когда это необходимо. Это и принято называть чудесами Божиими.

Но то, что нас удивляет, а иногда и шокирует, может быть не только чудом Божиим. Чудеса могут иметь как Божественный, так и совершенно противоположный характер. Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам пишет, что в канун кончины мира и Второго Пришествия Христа Спасителя на земле появится правитель – антихрист, человек беззакония и греха, который будет поражать своих современников великими знамениями и чудесами, чтобы прельстить, если это возможно, и избранных.

Из Священного Писания мы знаем, что, к сожалению, многие прельстятся этими грядущими чудесами антихриста. Поэтому какое-то удивительное, из ряда вон выходящее событие не может быть свидетельством чего-то непременно Божественного. Чудо чуду рознь, поэтому Церковь всегда настаивала на необходимости трезвого отношения к чудесам.

Когда древние подвижники сподоблялись каких-то откровений свыше, они вспоминали заповедь старцев – не принимать сразу же любое откровение. Даже если какому-то подвижнику являлся ангел Божий, то не нужно было сразу его принимать, потому что, как свидетельствует Священное Писание устами апостола Павла, часто демоны, бесы являлись людям, принимая образ светлого ангела.

И когда у некоторых подвижников возникал вопрос: «А вдруг мы отвергнем действительно видение ангела?» – старцы говорили: «Лучше отвергнуть явление ангела, потому что этим вы ничего не потеряете, ведь заповеди Божии с вами, Откровение Божественное с вами, как жить, чтобы спасать свою душу, вы знаете и без явления этого ангела. А если вы под видом ангела примете беса и будете слушать его советы, то это верный путь к погибели вашей души». Поэтому с точки зрения логичности лучше не иметь уверенности, отвергать нечто якобы чудесное, чем принимать это. Здесь главное – духовное трезвение.

Но существуют и некие внутренние критерии подлинности и ложности чуда. Распознавать это, конечно же, дано не каждому человеку, а только духовно чуткому. Если чудо или явление от Господа, оно всегда носит сотериологический характер, то есть оно не бессмысленно. Господь никогда не творит чудеса, чтобы нас поразить, удивить, шокировать, повеселить, чтобы мы восхитились чем-то особенным и невероятным.

Все, что Господь творит и что относится к Божественным чудесам, направлено на спасение человека, на избавление его от греха, на достижение им святости. Это первый признак истинного чуда в отличие от чудес ложных. Второй признак – такие чудеса всегда приносят человеку внутренний мир, радость, успокоение. Другого рода чудеса, наоборот, приносят некий внутренний разлад, поэтому даже по внутреннему устроению человека можно понять, истинное это чудо либо ложное.

– Владыка, а правда ли, что даже такие явления, как мироточение икон, что светские люди привыкли считать настоящим чудом, тоже не всегда от Бога?

– Трудно сказать, но если любое чудо может быть как от Бога, так и не от Бога, то, думаю, и здесь то же самое. Здесь вопрос – мироточение это либо некая иллюзия, потому что бесам, хоть они иногда и имитируют какие-то чудеса, подлинные чудеса творить не под силу, потому что, в отличие от Бога, они не могут превосходить установленные Богом законы естества.

Но выдать за чудо какую-то подделку бесы могут, когда, скажем, происходит естественное покрытие какого-то изображения, пусть даже и священного, испариной, росой либо еще чем-то. И когда бесы пытаются внушить людям, что здесь какое-то особенное чудо, и начинают разжигать в их сердцах фанатичное, нездоровое отношение к нему, это всегда уводит людей от правильного, здорового образа жизни. Поэтому здесь это действительно может носить характер ложного чуда.

Когда в церкви начинает происходить мироточение, доклад об этом сразу же направляется архиерею, и тот назначает церковную комиссию, которая освидетельствует это, и только когда устанавливается факт действительно Божественного, необычного, чудесного мироточения, оно воспринимается как чудо Божие.

Примером такого чуда является мироточение иконы Святой Троицы у нас в Томске в Богородице-Алексиевском монастыре, начавшееся накануне Лазаревой субботы в 2004 году. Эта святая икона была обильно покрыта миром, стекавшим шестью струйками. Когда мне было об этом доложено, мы с игуменом монастыря освидетельствовали эту икону.

Чтобы убедиться в подлинности мироточения, мы стерли с иконы потоки источаемого мира и на сутки закрыли ее в специальном помещении, в которое не было доступа никому. И когда через сутки мы снова осмотрели эту икону, то увидели, что мироточение не только не прекратилось, но еще более усилилось, и после этого мы засвидетельствовали подлинность свершившегося чуда. Икона была внесена в храм, и все богомольцы, прихожане могли помолиться перед этим святым образом. Этим явлением заинтересовалась местная пресса, его снимало телевидение, появились фотоснимки, и все они зафиксировали мироточение иконы.

– К сожалению, пример, который Вы привели, немного печален, потому что это было каким-то предупреждением нам как раз в год 400-летия Томска. Празднование тогда не состоялось, потому что случилась трагедия в Беслане.

– Это было не просто мироточение, миро не просто источалось из образа Святой Троицы. Оно источалось из очей изображенных на этой иконе в виде Ангелов трех Лиц Святой Троицы. Можно сказать, что все три Ангела плакали на этой иконе, и многие связали это с трагическими событиями в Беслане, произошедшими вскоре после этого. Но я не связываю между собой эти два события. Это произошло в Томске, а не где-то на Кавказе или в каком-то другом месте, потому что, скорее всего, это было голосом Бога о каких-то глобальных, масштабных событиях, обращенным именно к нам, томичам.

Город Томск был основан в 1604 году повелением царя Бориса Годунова. Этим повелением казакам было указано построить в граде церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. Борис Годунов прислал для этой церкви особую икону Святой Живоначальной Троицы, поэтому в этом смысле город Томск вполне может называться городом Святой Троицы.

С чем же мы подошли к празднованию 400-летия Томска? Икона Бориса Годунова была безвозвратно утеряна. Последнее упоминание о ней было в 1938 году – она числилась в списке древностей, хранившихся в разрушенной впоследствии Никольской церкви города Томска. С тех пор следы этой святыни теряются.

Церкви, которая находилась на утесе, где была построена томская крепость, нет, она была разрушена. И когда встал вопрос о ее восстановлении к 400-летию Томска, фрагмент томской крепости был восстановлен, а церковь восстанавливать не стали. Троицкий собор, построенный с большим трудом нашими предками и освященный в 1900 году, простоял всего лишь 34 года и был варварски разрушен. Вопрос о его восстановлении или о строительстве часовни на том месте, где он был, до сих пор не решен. Я думаю, что именно поэтому город Томск в каком-то смысле утратил свое сакральное, что ли, предназначение.

К счастью, в преддверии 400-летия Томска какие-то позитивные процессы все же пошли. Не имея возможности отыскать годуновскую икону Святой Троицы, мы пошли по другому пути. Мы поручили написать точный список, копию с прославленной иконы Святой Троицы Андрея Рублева, ныне находящейся в Третьяковской галерее, известному московскому художнику-реставратору Марине Скутте.

Точная копия рублевской Троицы была принесена в Томск как раз в преддверии празднования 400-летия города, и крестный ход с этой иконой положил начало празднованию юбилея города Томска, поэтому какую-то связь с изначальным благословением Святой Троицы нашего города мы все-таки попытались восстановить. Именно с благословения этой иконы Святой Живоначальной Троицы город Томск начал пятое столетие своего существования, и это вселяет в нас определенный духовный оптимизм, что у нас есть будущее и что Господь с нами.

– Сегодня мы говорим об истинных и ложных чудесах, точнее, о подделках истинных чудес. Как же должен реагировать человек, когда он сталкивается с тем, что не поддается объяснению с человеческой точки зрения? Нужно ли ему читать молитвы в данном случае?

– Молитва в любом случае позволяет проявляться действию Божественной благодати в нашей жизни. Когда наши уста и наше сердце наполнены молитвой, это значит, что Господь с нами. А если Господь с нами, то никакие силы зла уже не действуют. Конечно, человек должен молиться, читать Священное Писание, ведь где звучит слово Божие, не остается места для темных демонических сил. Но самое главное – мы не должны в этой жизни гоняться за чудесами, за тем, что щекочет наши нервы или позволяет ощутить прилив адреналина. Нам нужно искать Бога через соблюдение Божественных заповедей.

Чудо само по себе имеет смысл только тогда, когда наша жизнь сопряжена с Богом. На мой взгляд, очень хорошо о чудесах написал Достоевский в «Братьях Карамазовых». В этой книге, по-моему, Иван Карамазов сказал, что Бог должен сотворить настолько основательное чудо, чтобы все окончательно убедились в нем и были загнаны этим чудом в угол: вот не хочешь верить, но никуда ты от этого не денешься.

Но Господь никогда не ставит человека в такое безвыходное положение с помощью чудес, поэтому Достоевский говорит, что чудо всегда оставляет поле для свободы человека. Если же человек преисполнен веры в Бога, если Бог присутствует в его жизни, то для него нет ничего невозможного.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Думаю, что здесь мы однозначно столкнемся с истинным чудом. Я говорю о празднике Рождества – о рождении Богомладенца Христа. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.

– В отличие от многих гражданских праздников, о которых мы часто говорим, вспоминая какие-то события из прошлого, даже от того же новогоднего праздника, от Дня Победы, Дня народного единства, от событий первой половины XVII века и так далее, праздник Рождества Христова и другие церковные праздники не просто являются напоминанием нам о том, что было когда-то, в глубокой древности, они таинственно вводят нас в события этого праздника.

Мы не просто вспоминаем о них, но становимся участниками всех этих событий. Поэтому мы имеем возможность вспомнить о вифлеемских пастухах, пасших овец в предместьях Вифлеема и первыми сподобившихся получить от ангелов весть о Рождестве Христовом. Вместе с этими пастухами в эту святую рождественскую ночь мы получаем весть о родившемся Спасителе мира.

Мы имеем возможность вспомнить волхвов, которые пришли в Вифлеем из далекой персидской страны, чтобы поклониться Божественному Младенцу, и принесли ему свои дары – золото, ладан и смирну. Вместе с волхвами мы можем поклониться божественным яслям, принявшим Христа, и принести ему наши дары, в которых нуждается Господь.

Господь не нуждается ни в золоте, ни в серебре, ни в ладане, ни в смирне. Он нуждается в добром и открытом человеческом сердце, в нашей добродетельной жизни. И если в качестве дара мы приносим Христу свою жизнь, свои добрые дела и поступки, то, по сути, этим мы присоединяемся к волхвам. Посредством молитвы, участия в рождественских церковных богослужениях мы открываем двери нашей жизни для Христа. Христос не просто рождается в этот мир, Он приходит именно к нам. И вифлеемской пещерой, тем самым священным вертепом, в котором возлежал Богомладенец, становится сердце каждого человека, который открывает его для Бога.

За пять дней до Рождества Христова наступают дни, которые в Церкви называются предпразднством Рождества Христова. И хотя к празднику Рождества готовит нас сорокадневный Рождественский пост, особо усиленной подготовкой являются пять предрождественских дней. В эти дни не только усиливается пост, но и поются особые церковные песнопения, и люди, которые ежедневно посещают богослужения, не могут этого не заметить.

В этих песнопениях есть призыв: Вифлееме, уготовися. То есть звучит призыв к городу Вифлеему: «Вифлеем, готовься! К тебе идет твой Спаситель». Так вот, мы обращаемся не к городу Вифлеему, не к его зданиям, не к той местности, где родился Христос. В данном случае под Вифлеемом подразумевается каждый человек, и этот призыв – это призыв к каждому из нас. И если мы открываем перед Богом наши души и сердца, то Господь входит в нашу жизнь. Господь – Источник мира, радости, благословения, и жизнь человека становится наполненной, а не бессмысленной и пустой.

Вспомним известную поэтическую переписку Пушкина с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), когда Пушкин написал в день своего двадцатидевятилетия, пожалуй, самое пессимистическое из всех своих произведений стихотворение, где есть такие строки:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

На это состояние Пушкина митрополит Филарет ответил своим поэтическим произведением, в котором он указал причины унылого состояния поэта:

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Душу сам наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

И в качестве выхода из этого состояния митрополит Филарет написал:

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Пушкин писал, что он «лил потоки слез нежданных», когда голос святителя достиг его слуха, и это произвело на него должное впечатление.

Так вот, в день Рождества Христова мы не просто умом вспоминаем Бога, но Он входит в нашу жизнь, и тогда все становится на свои места. Наша жизнь утрачивает свою бессмысленность и наполняется особым вечным смыслом и содержанием.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Какой подарок на Рождество Вы считаете уместным? Понятно, для того чтобы приготовить дорогие подарки всем друзьям и знакомым, у нас не хватит никаких денег».

– Часто люди не нуждаются в том, чтобы мы подарили им что-то конкретное, материальное. Иногда человек, пытаясь одарить всех, обходится какими-то безделушками, и по этому поводу люди шутят так: есть подарки, которые не подарили, и есть подарки, которые лучше бы не дарили. Наверное, у каждого из нас огромное количество безделушек, которые мы не знаем, куда деть. И выбросить их жалко, потому что все же это подарок, но и никакого смысла в них нет.

А вот доброе наше отношение друг к другу куда более ценно и дорого. И если мы по отношению к нашим близким проявим внимание, искреннюю, неподдельную, нелицемерную любовь, заинтересованность в их жизни, то, я думаю, это будет куда лучшим подарком, чем что-то материальное. Ну и, конечно же, должна быть молитва. Если мы молимся друг за друга, то что может быть дороже этого?

– «Можно ли в записках на требы указывать настоящие имена людей, а не церковные, которыми их никогда не называют? Тем более что иногда ты не знаешь, как звучит имя по-православному. Иногда доводилось слышать, что с амвона произносят настоящие имена, например, Светлана, а не Фотиния. Как Вы к этому относитесь?»

– Во-первых, и Фотиния, и Светлана – имена церковные, просто одно происходит из греческого языка от слова «фос» – «свет», а другое – из славянского языка и означает «светлая». Каждому человеку при совершении таинства Крещения дается имя посредством чтения особой молитвы на наречение имени. То имя, которое дано нам при крещении, и является нашим настоящим именем. И когда мы пишем церковные записки, совершаем о человеке какое-то поминовение, желательно молиться о нем под тем именем, с которым он вошел в Церковь как христианин.

Господь, конечно же, знает, о ком мы молимся, и если вдруг мы не вспомним, с каким именем человек был крещен, а знаем лишь то имя, с которым мы обычно обращаемся к нему в нашей обыденной жизни, то не будет зазорным написать то имя, которое мы знаем. Ведь важно не то, как мы кого-то назовем, а то, будет ли наша молитва искренней, и Господь в любом случае примет эту нашу молитву.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать