Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

3 апреля 2025 г.

 В некоторых источниках 4 апреля значится как День Интернета. Насколько Церковь должна присутствовать не только в реальном пространстве, где мы привыкли видеть роскошные храмы, но и в виртуальном, которого вроде бы и не существует?

Я бы не стал употреблять здесь слово «Церковь», потому что оно имеет много значений. Прежде всего Церковь это благодатное мистическое Тело Христово, благодаря которому мы состоим в живой связи с Господом. Скорее, вопрос в том, насколько верующим людям, религиозным общественным организациям, религиозным общинам следует присутствовать в Интернете.

Я выскажу свою индивидуальную позицию. Лично для меня ближе патриархальный уклад, который, к сожалению, уже почти ушел в прошлое. Я понимаю, что этого не вернешь. Тогда общение имело исключительно живой характер. Современное развитие технологий, в том числе и цифровых, дало нам такие явления, как Интернет, которым в настоящее время пользуются все. Интернетом пользуются люди разных возрастов, национальностей, интересов, и вполне логично присутствие в этом интернет-пространстве тех, кто говорит о Боге, о Церкви, о духовной жизни, тем не менее отдавая предпочтение личному живому общению.

Когда-то слово Божие проповедовалось людям не только вживую: святые апостолы, пророки пользовались имеющимися средствами коммуникации передавали свои богодухновенные проповеди через письменность. Это фиксировалось в письменном виде и затем где-либо читалось. В настоящее время изменились формы; они стали более современными: слово Божие может не только писаться на страницах книги, но и излагаться в интернет-пространстве в разном виде. Если раньше для того, чтобы почитать духовную литературу и святых отцов, было необходимо иметь обширную библиотеку (в общественной библиотеке не так легко было такую книгу взять), то в настоящее время на маленькой флешке может уместиться огромная библиотека, рассчитанная на людей разных вкусов и предпочтений.

Помню, однажды отправляясь в поездку, я клал себе в чемоданчик Псалтирь, Новый Завет, и один из моих более молодых попутчиков надо мной посмеивался: «В моем гаджете вся святоотеческая литература пребывает!» Использование цифровых технологий, Интернетареальность, которую не обойдешь стороной. У нее есть свои положительные и отрицательные стороны. Об одной из положительных сторон мы сказали: творения святых отцов, Священное Писание, богословские исследования сейчас общедоступны.

Кроме того, благодаря Интернету становится доступна информация новостного характера. Раньше новости общественно-политической и церковной жизни мы узнавали далеко не сразу, в лучшем случае через несколько часов – и это если новости государственного уровня. Если же они носили более частный, локальный характер, мы иногда узнавали о событиях через день-два, а то и через месяц. Когда я был еще начинающим священником, в Москве проходило заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, и о его решениях мы узнавали иногда через неделю. Решения Синода должны были быть напечатаны на машинке, запечатаны в конверт и через почту отправлены в соответствующие епархии. Потом епархия доводила эту информацию до сведения священнослужителей и мирян на это уходила масса времени. Сегодня мы получаем информацию моментально, в онлайн-режиме. Это, конечно, тоже плюс.

К минусам Интернета относится прежде всего то, что наряду с какой-то положительной, позитивной информацией есть много информации и негативной. Много ложной информации, благодаря которой злоумышленники либо просто не очень далекие люди вводят других в заблуждение, размещая информацию, не соответствующую действительности. Кто-то воспринимает это на веру, оказывается в сети этих заблуждений; иногда это имеет далеко идущие последствия. Кроме того, есть материалы, которые носят разрушительный характер для нравственности и духовности человека. Это то, что связано с человеческими грехами, с порочностью. Когда в живом общении человек перестает руководствоваться голосом своей совести, остается стыд перед людьми: если мы и готовы иногда перешагнуть через свою совесть, но нам стыдно это сделать перед другими, то мы этого не делаем, так не поступаем. Когда человек оказывается в сети Интернет, то барьеры снимаются, и тогда человек может себе позволить то, чего он в реальной жизни, может быть, никогда бы и не сделал. А это тоже разрушительно действует на человека.

И наконец, отрицательным влиянием Интернета является то, что человек иногда обращает его использование в какую-то страсть; возникает болезненная привязанность, зависимость. Даже есть такое специальное понятие – интернет-зависимость, когда человек просто не может оторваться от Интернета, когда начинает отвыкать от живого общения. Разрушаются коммуникационные реальные связи. И особенно этим страдает молодежь, дети, подростки: они перестают общаться друг с другом в реальной жизни или сводят это общение к минимуму, переходя туда, в интернет-пространство. Причем даже когда люди в реальной жизни встречаются друг с другом для общения, они при этом иногда умудряются все равно уходить в Интернет.

Я был свидетелем трагедии одного священникато было очень-очень давно), когда он пропускал важные службы. Он служил один на небольшом приходе. И вот воскресная служба: вечером он совершал богослужение, а наутро на службу не приходил. Прихожане его ждали, посылали к нему на квартиру, звонили, стучали, но он не открывал. Думали, что батюшка заболел. Но когда это стало повторяться второй, третий раз, когда пропуски уже стали касаться не только воскресных дней, но и двунадесятых праздников (когда батюшка не пришел на праздник Успения Божией Матери, на праздник Рождества Христова), то все уже начали подозревать, что что-то здесь неладное. Меня лично это поразило: батюшка оказался в какой-то интернет-зависимости. Не знаю, чем он там увлекался, но всю ночь он сидел в Интернете и под утро засыпал таким крепким сном, что никто не мог его разбудить даже на службу. К сожалению, этот священник был лишен сана. Сейчас он уже скончался; в последние годы он трудился уже не на ниве Христовой. Вот такая трагедия.

Остановить научно-технический прогресс человек не в силах. Здесь нужно задействовать наши некие внутренние барьеры, определяющие, что нам можно, а что нельзя. Как апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно (1Кор. 6, 12). И это касается не только Интернета, но и любых других реалий. Например, должен ли человек питаться? Конечно. Но если он не знает в этом никакой меры, то употребление пищи превращается в обжорство, в чревоугодие это становится грехом. Тот же пресловутый нож, который приводят многие в качестве примера, можно использовать и как полезное для человека орудие, и как средство нанесения тяжелых травм, увечий или даже причинения смерти другому человеку. Так и Интернет: он может нести в себе что-то доброе и что-то отрицательное, поэтому каждый человек должен ограждать себя от всего отрицательного и настраивать себя на доброе и позитивное.

Но мы не должны забывать и о том, что даже самое-самое доброе может оказаться злым, если человек это делает по страсти. С точки зрения человеческой логики если человек оказывает кому-либо материальную помощь, ухаживает за больным или несчастным человеком, это однозначно оценивается как доброе дело. Но с точки зрения духовной жизни это дело не всегда может быть добрым – когда человеком движет дух тщеславия, когда он делает это не по любви к ближнему, не ради исполнения Божественной заповеди, а для того, чтобы похвалиться: какой я хороший! Если человек мотивируется гордыней либо любыми другими страстями будь то сребролюбие, тщеславие, то эти добрые дела перестают быть добрыми. То же самое и в Интернете. Если мы пользуемся им для нашей профессиональной либо христианской деятельности, для свидетельства миру о нашей вере, о религии, но при этом движимы какими-то страстями, то даже самое доброе дело становится злым.

Когда пошла мода на то, чтобы вести в Интернете свои собственные блоги, появился некий новый вид деятельности. И многие священнослужители и просто религиозные, верующие люди вдруг стали блогерами. Какова их мотивация? Если донести через интернет-пространство слово Божие людям (иногда в реальной жизни священник с этими людьми просто никогда не встретится)  это дело святое и нужное.

– Сейчас почти у каждого прихода есть виртуальные страницы в Интернете. Там можно заказать молебен, поставить виртуально свечу. Люди, которые следят за сайтом, действительно приходят в храм, подают записки, ставят свечки. Вы не боитесь, что такие виртуальные часовни со временем, ввиду технического прогресса, могут серьезно потеснить реальные часовни?

– Могут ли искусственные цветы заменить настоящие? Конечно, нет. Искусственные есть искусственные, а подделка всегда есть подделка. И виртуальный храм, и виртуальная часовня – это не настоящее. Другое дело, когда через какие-то сайты люди просят помолиться за них и отправляют свои имена. Тут речь идет не о виртуальном храме или часовне, а о реальном храме, где молятся за этих людей, которые по разным причинам не могут добраться до храма. Есть люди, прикованные к постели, которые не могут дойти до храма, но, пользуясь Интернетом, просят на сайте того или иного прихода, чтобы за них в храме была вознесена молитва. В этом я не вижу ничего зазорного. Есть особые места, которые мы называем святыми: древние монастыри, Троице-Сергиева лавра или другие наши святыни. Человек, не имея возможности совершить туда паломничество, хотел бы, чтобы за него или за его родственников была вознесена молитва в этом монастыре. Он может через Интернет сделать пожертвование, попросить, чтобы за них помолились.

Совсем другое дело, когда человек обладает здоровьем и, имея чуть ли не в шаговой доступности храм Божий, считает, что можно все сделать в Интернете. Такую жертву Господь навряд ли принимает. Я думаю, что имитация церковной жизни не может заменить храм, потому что только в храме могут совершаться таинства церковные. Как они могут совершаться в виртуальной реальности? Конечно, это невозможно. Человек именно в храме соприкасается с Господом, переживает те глубокие чувства, которые связаны с действием Божественной благодати.

Что касается Интернета или телевидения, где часто транслируются богослужения, – это больше носит информационный характер. Они помогают человеку почувствовать себя хоть немного вовлеченным в церковную жизнь, если он в силу своей немощи, болезни или пребывания в таком населенном пункте, когда добраться до храма практически невозможно или очень трудно, не может этого сделать в реальной жизни. Это, конечно, не заменяет богослужения, но в какой-то степени его немного компенсирует.

– Не собираетесь ли Вы сами завести страничку в Интернете, в соцсетях?

– Я предпочитаю живое общение. Думаю, что для меня это совершенно излишне.

– В качестве церковной темы предлагаю Вам поговорить о Благовещении Пресвятой Богородицы – 7 апреля мы отмечаем этот праздник, который (не знаю, согласитесь ли Вы со мной) можно назвать «зарей Пасхи».

– Действительно, ведь праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, наряду с Пасхой и Рождеством Христовым, у нас особо выделяется даже из среды двунадесятых почитаемых праздников. С чем это связано? С тем, что Благовещение в церковных песнопениях называется «главизной» (или отправной точкой) нашего спасения. Это то, с чего все начиналось. В этот день Бог стал плотью. Хотя этот праздник называется Благовещением Пресвятой Богородицы, многие обращают внимание лишь на произошедшее внешнее событие: вот Дева Мария, вот пред Ней предстал Архангел Гавриил, который возвещает Ей волю Божию, что Она, Дева, станет Матерью Самого Господа. И когда Она недоумевает, как это может быть, Гавриил раскрывает Ей тайну Боговоплощения, говоря: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, поэтому рождаемое от Тебя назовется Сыном Божиим».

И во время Благовещения это, собственно, и происходит. Сам Господь, Вторая Ипостась Святой Божественной Троицы, входит в утробу Девы Марии. И Бог воплощается, воспринимая через Нее нашу человеческую природу. До Рождества Христова еще девять месяцев, в которые Дева Мария будет носить в Своем чреве Спасителя мира. Но Божественное Слово, Бог стал плотью уже в день Благовещения Пресвятой Богородицы, а значит, в этот день уже началось преодоление той пропасти, которую грех воздвиг между Богом и человеком. Господь полагает начало спасению.

Совершится оно потом: Господь пройдет весь евангельский путь. Впереди будут и Рождество, и Крещение, и Преображение на Фаворской горе, и Вход Господа в Иерусалим, и Его крестные страдания, и Его славное воскресение, и Его вознесение на небеса. И, наконец, ниспослание Духа Святого на апостолов и созидание Церкви Христовой здесь, на земле. Это будет уже завершение того домостроительства спасения рода человеческого, ради которого Господь и пришел в мир. А начало этому положено в день Благовещения, это действительно праздник начала нашего спасения. Не случайно именно в этот день есть обычай, хоть и не обусловленный уставом: люди, в том числе на многих храмовых площадках, после службы выпускают на волю голубей. Для чего? Чтобы наглядно, образно продемонстрировать, что в этот день Господь делает с нашей душой, которая до того содержалась в мрачной сырой темнице, где недостаток воздуха, света и тепла. Двери этой темницы наконец раскрываются, и душа, бывшая пленницей греха, как птица, освобождается от своей клетки и воспаряет высоко-высоко в небо. Птицы, выпускаемые в этот день в высь небесную, напоминают о той духовной свободе, которую дарует нам Господь.

– По традиции в финале у нас блиц-опрос от наших телезрителей.

«Если муж или жена фригидны, может ли это быть поводом для развода?»

– Есть очень много тонких обстоятельств, которые позволяют либо расстаться с супругом, либо нет. Такие вопросы должны стоять перед супругами до их брака. Если брак состоялся, если они уже муж и жена, то они должны свято хранить верность друг другу. Брак ведь не исчерпывается сексуальным влечением друг к другу, удовлетворением физиологических потребностей. Брак есть нечто большее. И если узами брака связаны муж и жена, они должны сохранять верность. Другое дело, что бывают частные обстоятельства, которые в любом случае рассматриваются сначала духовником, а потом – и архиереем, и брак признается утратившим свою каноническую силу, но только в исключительных случаях. И не всегда то, о чем Вы говорите, может быть такой причиной. Хотя иногда, в отдельных случаях, может и быть.

– «Почему крестное знамение накладывается именно справа налево? Если я правильно понимаю, у католиков наоборот – слева направо».

– Это обрядовая сторона. Есть много народных объяснений, почему это так, но я думаю, мы не будем в рамках нашей передачи их озвучивать. Обрядовая сторона жизни Церкви складывалась постепенно. Христиане, даже в глубочайшей, чуть ли не апостольской древности уже имели традицию осенять себя крестом и понимали, что крест – это спасительный символ и знак нашего духовного освобождения, нашего спасения. Апостол Павел говорил, что ему нечем другим хвалиться, только крестом Господа нашего Иисуса Христа. В разное время христиане по-разному накладывали на себя крест. Святитель Кирилл Иерусалимский, святой Древней Церкви, говорил, что крест мы изображаем и на своем челе. Говорят, что иногда перстами крест начертывался на лбу, т.е. не так, как мы сейчас осеняем себя...

Со временем способ изображения на себе крестного знамения сформировался в разных общинах по-разному. На Западе – одно изображение креста, в Восточной Церкви – другое, такое, как у нас. Если мы православные христиане, то, конечно, должны твердо держаться традиций Церкви. Но иногда из правил делаются исключения, если они не разрушают святости креста. Допустим, если человек поранил или повредил правую руку (а мы именно правой рукой осеняем себя крестным знамением) или она парализована, то человек может осенить себя левой рукой, и это изображение креста тоже является спасительным. Важно не то, справа налево или слева направо мы крестимся, а то, что мы изображаем на себе крест Спасителя нашего. Даже если мы изобразили его строго по-православному, но небрежно, без глубокой веры, без благоговения, то такой крест не только не может быть спасительным для нас, но является даже греховным. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если крестное знамение полагается с небрежностью, такого креста демоны не только не трепещут, но для них это – повод для глумления над этим человеком. Поэтому мы должны не озадачиваться вопросом, с какой стороны креститься (в этом мы должны держаться традиций нашей Святой Православной Церкви), а прежде всего думать о том, насколько благоговейно мы осеняем себя крестным знамением.

Ведущий Виталий Степкин

Записали Иван Игнатов и Валерия Макарова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 мая: 05:30
  • Вторник, 20 мая: 03:00
  • Четверг, 22 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X