– Владыка, я предлагаю сегодня обсудить такую тему, как сквернословие. Конечно, мы уже обсуждали эту тему в нашей студии, но когда проходишь по улице, часто слышишь, особенно от молодых людей, бранные слова. На Ваш взгляд, почему мы одни слова считаем хорошими, добрыми, правильными, а другие называем бранными? Хотя, казалось бы, слова просто состоят из разных букв.
– Слово – это не просто какие-то бессмысленные звуки. Каждое слово имеет определенное значение, свой смысл. Кроме того, поскольку в настоящее время принято говорить о некоей энергетике, наполнении определенной реальности, то есть энергетика положительная, есть отрицательная. У русского народа была такая пословица: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Она говорит о том, что слово человеческое имеет иногда определенные последствия: либо положительные, либо отрицательные.
Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелии, оценивая значение слова, говорил: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Мы знаем, что словом можно человека ободрить, поддержать, укрепить, вдохновить. Начиная со времен Древней Греции и Древнего Рима и вплоть до последнего времени огромной популярностью пользовались ораторы, риторы, которые своими речами вдохновляли людей на какие-то свершения, на подвиги. И наоборот: сколько людей было искалечено именно человеческим словом! Словом грубым, полным невнимания, жестокости. Поэтому слово человека имеет огромную силу.
Если слово наполнено добрым настроением, добрыми чувствами, молитвой, Божественной благодатью, то, конечно, оно способно все вокруг себя преображать и освящать. Когда мы читаем молитвы и произносим святейшее имя Господа, то оно, как говорится в Священном Писании, становится крепкой башней, куда прибегает человек и бывает безопасен, оно преображает, освящает человека, животворит его, является источником благословения. Всякий, кто призовет (т.е. произнесет) имя Господне, спасется, сказано в Священном Писании.
Этому как раз противостоят совершенно другие слова. Слова, преисполненные мерзости, порока, греха, нечестия, злобы, ненависти. Ведь слово, прежде чем оно произносится устами человека, зарождается в его сердце, как утверждает Священное Писание. Потому что оттуда исходят и добрые, и злые чувства, а эти чувства проявляются в словах.
У премудрого Соломона в Библии есть фраза, мне кажется, очень интересная. Он говорит так: «Безумие души обнаруживают слова». То есть насколько человек глуп – проявляется в его словах. Но и насколько человек порочен либо свят, тоже происходит из его слов. Насколько человек порядочен, интеллигентен – опять же видно из его слов.
Общаясь со многими людьми, которых принято называть Интеллигентами с большой буквы, я всегда поражался их особой речью. Мне вспоминается, как говорили, например, такие люди, как известный академик Дмитрий Лихачев, ныне покойный. Сразу было понятно, что такие – Интеллигенты с большой буквы. Даже в их речи, в их произношении чувствовалось, чем живут эти люди, чем они наполнены.
А когда речь идет о той лексике, которую мы называем ненормативной, то через эти слова обнаруживается (в лучшем случае) внутренняя убогость человека, который способен их извергать. Но это лишь в лучшем случае. Скорее всего, здесь проявляется порочность и внутренняя грязь, сокрытая глубоко в сердце человеческом, которая прорывается в этой лексике. Вот Вы говорите: а кто установил, что это слово хорошее, а это – плохое? Мне кажется, что здесь не нужны никакие эксперты, ведь если мы посмотрим на все то, что составляет ненормативную лексику, то кто там сможет обнаружить что-то доброе по тому смыслу, который эти бранные слова заключают?
Ведь это сплошь элементы, связанные с человеческим блудом, с человеческим несовершенством либо с поношением того, что не допускает к себе такого глумливого отношения (когда в контекст этой нецензурной брани включается имя матери). Что может быть ближе и более святым для каждого человека, чем мать? А ведь помимо нашей матери у нас есть Родина-мать, есть Мать-Церковь, есть Пресвятая Богородица, Которую мы называем Матерью не только Божией, но и всех нас.
Почему к нецензурной брани применяется слово «матерная»? Как раз очень часто в нее включается слово «мать», что крайне унижает и нашу мать земную, и Пресвятую Богородицу, и Родину-мать, и Матерь нашу Церковь. И это, конечно, тоже возмутительно. Многие не особенно задумываются о смысле того, что они произносят, и используют нецензурную лексику в качестве эмоциональных междометий, которыми они наполняют свою речь. Происходят такие междометия, во-первых, от крайней духовной и интеллектуальной бедности, когда человек не может выразить свои эмоции с помощью чего-то более возвышенного и содержательного. Либо это прорываются темные стороны его жизни, которые, может быть, обычно и не так видны.
Я как-то слышал такую шутку: зимой, на скользкой дорожке возле своего дома, интеллигентных людей становится значительно меньше. Но ведь это значит, что при определенных условиях болячка, которая сидела где-то глубоко внутри, вдруг прорывается наружу своим гноем. Если у человека чистая душа, если она преисполнена Божественной благодати, то даже в таких условиях она никогда не прорвется зловонием, потому что этого зловония в ней нет. Такой человек, споткнувшись или поскользнувшись, призовет Господа, скажет: «Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, благослови!»
Но если у человека где-то глубоко есть нечистота духовная, она прорывается наружу. Как здесь быть? Мне думается, прежде всего это нужно исповедовать. Господь нам как раз в таких ситуациях показывает, что все-таки в нас еще много того яда, от которого мы не избавились. Некоторые люди, идя на исповедь, думают: «А чем я хуже других? Вроде бы мне и исповедоваться не в чем». Но если у нас такие вещи хоть иногда прорываются, это говорит о том, что в нас еще много того, что отравляет нашу жизнь.
– А такая речь – следствие первородного греха?
– Здесь нужно правильно понимать, что такое первородный грех. Понятно, что после падения Адама человек стал более уязвим для таких вещей. Но все списывать на первородный грех нельзя, как будто мы тут и ни при чем. Мы же видим, что человек все равно призван к стяжанию Божественной благодати. И мы не можем себе представить, чтобы сквернословил, например, преподобный Серафим Саровский или святитель Иоанн Златоуст. Когда мы читаем их проповеди, мы видим, какой Божественной благодатью наполнено каждое их слово.
Поэтому дело здесь не только в первородном грехе. У каждого человека есть свободная воля: либо катиться по наклонной, либо, превозмогая эту силу греховного тяготения, все-таки идти в гору. Мне понравилось одно образное сравнение, я уже не помню, от кого я впервые его услышал. Этот человек рассказывал о том, в каком положении мы находились до грехопадения и после грехопадения. Если представить себе систему координат, то свободная воля, которой Бог наделил каждого человека, – это линия относительного равновесия по отношению к этой системе.
У человека, который находился в раю Эдемском до грехопадения, равновесная прямая была несколько склонена в положительную сторону, поэтому делать добрые дела было значительно легче, чем злые. Но после грехопадения Адама эта равновесная прямая склонилась в отрицательную сторону, и теперь, чтобы совершить греховный проступок, человеку достаточно утратить самоконтроль, бдительное отношение к самому себе, расслабиться. И вот уже происходит падение. А чтобы совершить что-то доброе, нужно преодолеть свою самость, свою гордыню.
Но если человек оказался в состоянии Адамова падения, это не значит, что он теперь обречен на сквернословие. Это не так.
– Владыка, хотел еще один момент у Вас уточнить: недавно я прочитал, что в одном воинском подразделении, которое находилось в самом пекле, на передовой, бойцы договорились между собой и взяли за правило вообще не сквернословить, не произносить матерных слов. И, как это ни удивительно, все они остались живы. Это можно списать на какое-то везение или Вы видите в этом духовную закономерность?
– Мы сегодняшнюю беседу начали с того, что Господь сказал: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. То, о чем Вы сейчас сказали, проявляется не только в условиях военного конфликта или противостояния, но и в нашем быту. Еще святые отцы заметили, что дом, где регулярно читается Священное Писание и возносится молитва, наполняется особым духом. Там царит благословение Божие, там – мир, там – согласие и любовь. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что дом, где звучат слова Святого Евангелия, бесы обходят стороной и боятся даже приблизиться к нему. Вот каково значение слова Божия.
И наоборот: если в нашем жилище постоянно звучит брань, люди постоянно ругаются, ссорятся, ненавидят друг друга, совершают грехи, то оно становится каким-то вертепом разбойников, что отравляет не только духовную, но и обычную нашу жизнь. Это проявляется во всем, даже в пище нашей. Есть такая история. Император Александр III как-то ехал в экипаже по одной из российских губерний и, увидев невдалеке от дороги монастырь, решил туда незапланированно заехать. А был, кажется, какой-то пост, и довольно строгий. Его там никто не ждал. И вдруг – неожиданный визит государя.
Богослужение закончилось, и, конечно, царя приглашают к монастырской трапезе, которую он согласился разделить. Во время поста, естественно, изысканных блюд никто не готовил, поэтому царя накормили обычной монастырской пищей. Царь ее высоко оценил и, прощаясь с игуменом, сказал: «Какие у вас хорошие повара здесь, в монастыре! У меня во дворце повара – иностранцы, но и то не могут приготовить так, как у вас». На что игумен сказал ему: «Твои повара хотя и пользуются самыми изысканными продуктами, но ругаются между собой, спорят, ссорятся, сквернословят, когда готовят пищу. В то время как у нас все делается с молитвой».
Поэтому неудивительно, что те военные положили себе за правило не сквернословить. Ведь когда мы сквернословим, мы, по сути, призываем нечистых духов, бесов. Когда мы произносим слова, связанные с самыми низменными, греховными сторонами человеческой жизни, мы оскверняем самих себя. А если мы оскверняем себя грехами или словами, то становимся мерзкими в очах Божиих. Господь отвращает Свой лик от такого человека, и тот лишается Божественного благословения.
В Библии есть интересный эпизод, когда пророк Моисей вел израильтян в землю обетованную. Эта земля была уже близка, оставалось пройти только небольшой участок земли, который был заселен моавитянами (были такие племена, которые заселяли Заиорданскую сторону, там, где сейчас территория Иордании), потом пересечь Иордан и оказаться в земле обетованной. Моавитяне категорически не хотели пропускать через свои земли израильтян. Пришлось пробивать эту дорогу военной силой, и возникло военное противостояние между моавитянами и израильтянами.
Оказалось, что в каждом боевом столкновении израильтяне одерживали победу. Когда встал вопрос почему, все решили: с ними Бог. И тогда царь моавитский позвал местного волхва, пророка Валаама, чтобы тот проклял израильтян. Но Валаам сказал: «Я не могу их проклясть. Какой смысл проклинать того, кого благословляет Бог? Они будут непобедимы до тех пор, пока Бог с ними. Если хочешь их победить, сделай так, чтобы Бог от них отвернулся. Не посылай против них мощные военные силы, а снаряди туда отряд блудниц, чтобы они сеяли разврат среди солдат. И тогда Господь, увидев, что стан израильтян осквернен грехом блудодеяния, отвернется от них».
Царь моавитский так и сделал. И когда этот грех начал распространяться среди израильтян, одно поражение стало следовать за другим. Тогда пророк Моисей и другие вожди израильского народа озадачились вопросом: почему так происходит? И они поняли, что причиной их поражения является эта греховная скверна, которая расплодилась среди их войска. Только после того, как они навели в нем духовный порядок, победы были им возвращены и они снова начали одолевать моавитян. То, о чем Вы сказали, происходило и в библейские времена.
И если мы пользуемся ненормативной лексикой, то оскверняем свою собственную жизнь, среду своего обитания, мы делаем менее комфортным, а то и совсем некомфортным все наше жилище. От того, как мы говорим, в том числе зависит качество нашей жизни – и духовной, и внешней.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 4 октября Церковь отмечает обретение мощей святителя Димитрия Ростовского. Хотел бы попросить Вас рассказать о нем подробнее.
– Ему принадлежит авторство пяточисленных молитв. Я бы хотел сказать еще об одном бессмертном труде святителя Димитрия Ростовского, которым он обогатил литературную сокровищницу нашей Церкви. Это так называемые Четьи-Минеи. Святитель Димитрий Ростовский, изучая жития святых подвижников Божиих и собирая жизнеописания святых, объединил их в единый свод, в котором расположил жития в порядке церковного календаря на все месяцы года. Продолжая дело своего предшественника, более древнего святителя Макария, митрополита Московского, он собрал для Русской Церкви все жития святых в один свод.
В настоящее время одним из самых популярных изданий святителя Димитрия является его двенадцатитомник: на каждый месяц года есть книга житий святых. В этом бесценная заслуга великого святителя.
Святитель Димитрий Ростовский был подвижником, который жил в то время, когда, казалось бы, подвигу не оставалось места: конец XVII – начало XVIII века. Это было время петровских и послепетровских реформ. Хотя многие говорят, что духовная жизнь человека во многом зависит от внешних обстоятельств, это совершенно не так, потому что святитель как раз просиял подвигом своей жизни именно в это время.
Для нас, томичей, эта дата памятна тем, что именно в день памяти святителя Димитрия Ростовского в Томске произошло открытие Томской духовной семинарии. Это было в 1858 году. Именно в этот день был отслужен торжественный молебен, Томская духовная семинария открыла свои двери для учащихся и начала свою деятельность. Тогдашний томский архиерей (это был третий по счету томский владыка, преосвященный епископ Парфений (Попов)) на открытии семинарии не только поздравил всех с ее открытием и праздником обретения мощей святителя Димитрия Ростовского, но и подарил семинарии интересный фолиант: собственноручное письмо святителя Димитрия.
Каким образом оно оказалось в собственности владыки Парфения, я не знаю, но этот бесценный фолиант был передан на хранение в Томскую духовную семинарию и бережно, как реликвия, хранился в ее библиотеке вплоть до 1920 года, когда семинария была закрыта. Во время революционных потрясений, когда библиотека семинарии была расформирована, часть ее фондов поступила в библиотеку Томского государственного университета, а другая безвозвратно погибла. В то же время, к сожалению, была бесследно утеряла и эта реликвия, письмо святителя Димитрия Ростовского.
В настоящее время часть фондов духовной библиотеки вновь передана из университета духовной семинарии, поэтому сегодня Томская семинария, в отличие от других семинарий, возобновивших свою деятельность в постсоветское время, имеет в своей библиотеке одно из лучших собраний старинных книг. И наши студенты могут пользоваться не только современными богословскими изданиями, но и бесценными фолиантами прошлого.
– У нас есть несколько блиц-вопросов. Прошу ответить лаконично: «Почему чем дальше от евангельских времен, тем меньше чудес, если Господь во все времена Тот же?»
– Я бы не сказал, что чудес меньше. Не всегда мы их видим. Ведь человек всегда оценивает наличие или отсутствие чудес в зависимости от того, где он сам находится. Если мы от каких-то чудес отворачиваемся, то эти чудеса и не видим. На самом деле чудесами наполнен каждый день человеческой жизни, каждый вздох человеческий. Но одни люди видят в этом проявление чудес, другие этого упорно не замечают. Если все же иметь в виду внешние, яркие и поразительные чудеса, то, во-первых, их и в наше время немало. А во-вторых, чудо всегда является следствием веры человеческой. Господь говорит: насколько веришь, настолько тебе и будет явлено чудо.
Если кто-то считает, что чудо – это что-то эффектное, чтобы люди увидели и начали удивляться, изумляться, то никогда Господь не творил чудеса для того, чтобы кого-то поразить и удивить. Господь – это не фокусник, который делает трюки для того, чтобы повеселить и порадовать людей. Любое чудо имеет какое-то сотериологическое, спасительное значение. То чудо, которое являет Господь, всегда имеет целью помочь человеку возродиться, спасти свою бессмертную душу. Поэтому таких чудес в наше время довольно много, и мне приходится соприкасаться с ними достаточно часто.
– Еще один вопрос: «Если у меня невыносимая боль и не получается сосредоточиться на чтении молитв, можно ли вместо Последования ко Причастию ограничиться краткими молитвами?»
– Когда встает вопрос о замене молитвенного правила, которое предусмотрела Церковь и которое напечатано в нашем молитвослове, каким-то другим, более кратким или альтернативным последованием, здесь есть некая опасность: не стоит ли за этим леность человека или желание, изменив молитвенное правило, в конце концов лишить себя молитвы вообще. Правило помогает человеку мобилизоваться, организоваться. Но, конечно же, правило не является самоцелью. Бывают какие-то исключительные события в жизни человека, когда он, например, находится в дороге и не имеет возможности носить с собой книги молитвенного содержания. Хотя в настоящее время, когда есть цифровые версии молитвословов, это делать проще. В таких случаях есть возможность заменить молитвенное правило в молитвослове каким-то другим.
То же самое, когда человек находится в состоянии серьезной болезни. Тут замечательной альтернативой является молитва Иисусова, восемь благодатных слов: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Конечно, в каких-то особых условиях заменять продолжительное молитвенное правило более кратким, в частности Иисусовой молитвой, вполне разумно и допустимо.
Ведущий Виталий Стёпкин
11 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 11 ноября
11 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 11 ноября. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский
11 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 11 ноября. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло
11 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 11 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!