Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

12 января 2023 г.

– Владыка, новогодние праздники миновали, и я думаю, что сегодня можно поднять уже более серьезную тему. Давайте поговорим о таком явлении, как безответная любовь. Насколько я знаю, это очень актуальная проблема. Должен признаться, мне известно несколько случаев, когда из-за этой самой безответной любви люди, в основном молодые, даже уходили из жизни. Как Вы считаете, безответная любовь – это наказание?

– Что же мы понимаем под словом «любовь»? Когда мы рассматриваем слово «любовь» на русском языке, нам не совсем понятно, о чем идет речь. В этом отношении более емок греческий язык, где понятие «любовь» обозначается не одним, а несколькими терминами. Во-первых, есть любовь, о которой мы получили заповедь от Самого Спасителя: мы должны любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Если речь идет об этой любви, то мы не должны смущаться ее безответностью.

Конечно, хочется, чтобы все нас любили, но мне вспоминаются слова из проповеди всеми почитаемого старца Иоанна (Крестьянкина): «Невозможно, чтобы все люди любили нас. Кто-то будет нас любить, а кто-то любить нас не будет. Мы же должны любить всех, потому что эту заповедь мы получили от нашего Спасителя».

Если мы любим наших ближних, рассчитывая на их ответную любовь, то на этот счет нам дает рекомендации в Евангелии Сам Господь. Он вопрошает, не поступаем ли мы в таком случае так же, как лицемеры, книжники, фарисеи, которые делают добрые дела другим людям, рассчитывая и от них получить какое-то добро. И если мы любим людей, любящих нас, то чем мы отличаемся от книжников и фарисеев, которые тоже любят любящих их?

Нам же нужно любить обижающих, ненавидящих нас, творить добрые дела тем, кто нам досаждает, и этим мы будем подражать не грешникам, способным любить только любящих их, но Отцу нашему Небесному, посылающему Свой дождь как на праведников, так и на грешников и солнце Которого восходит как над благочестивыми людьми, так и над нечестивыми. Нам нужно стремиться быть совершенными, как Отец наш Небесный.

Но когда речь идет о любви между мужчиной и женщиной, между девушкой и парнем, наверное, имеется в виду совершенно другое, и вопрос о безответной любви не такой простой, каким он может показаться. Иногда, говоря о любви, мы имеем в виду страсть, которая возникает в сердце человека. Когда встречаются парень и девушка, между ними проскакивает какая-то искра, загорается страсть, но является ли эта страсть любовью?

Если в этой любви нет ничего, кроме плотских побуждений, то это не любовь, а страсть. Но страсть имеет свойство угасать так же быстро, как и возгораться, поэтому нет ничего удивительного в том, что страсть проходит, если между парнем и девушкой, между мужчиной и женщиной нет ничего, кроме страсти.

Люди принимают за любовь такую страсть, и мы можем наблюдать множество жизненных трагедий, когда парень и девушка, муж и жена вдруг начинают понимать, что они разлюбили друг друга, и семьи разрушаются, и люди пытаются создать новые семьи, выстроить новые отношения, которые тоже впоследствии рушатся.

Мы живем в удивительное время, когда человек создает не одну семью, как это заповедует Господь, но, вместо развалившейся семьи, он создает вторую, третью, пятую, десятую семью, и такого человека не учат уроки его собственной жизни. Он как будто слепой, он не видит, что здесь что-то не так, что он неправильно выстраивает свои отношения.

Скорее всего, у него нет подлинной любви, ведь подлинная любовь основана не только на какой-то эмоциональной привязанности человека, на плотском влечении одного человека к другому. Любовь должна быть основана на чем-то более глубоком – на общности интересов, общности веры, общности каких-то жизненных позиций.

Если же эта общность присутствует наряду с какой-то чисто внешней и плотской увлеченностью, то образуются некие скрепы или узы, которые объединяют людей. И поэтому, когда яркое горение страсти проходит, все равно остается то, что объединяет людей, а страсть может периодически воспламеняться и угасать, и семейные узы не рушатся.

Что же касается безответной любви, понятно, что любовь может быть безответной, если речь идет о любви духовной, Божественной, о той любви, о которой мы получили заповедь от Спасителя. Если же мы говорим о выстраивании каких-то отношений, тем более семейных, то, конечно, здесь любовь не может быть безответной. Она должна быть двухсторонней, потому что здесь движение может быть только двухсторонним, и если один человек идет навстречу другому, то он должен рассчитывать на то, что тот человек идет навстречу ему.

Когда ко мне приходят семинаристы за благословением на брак, я обычно приглашаю и их избранниц, которых они выбрали, чтобы вместе с ними идти по жизни. Мы долго беседуем, и я пытаюсь понять, что объединяет этих людей, насколько они подходят друг другу, есть ли у них общность интересов, взглядов. И каких-то мелочей здесь не бывает.

Мы иногда говорим о каких-то очень высоких вещах, о том, насколько идеологически или духовно люди подходят друг другу. Но жизнь складывается из мелочей, и в чем-то высоком люди могут быть единомысленны, а в каких-то мелочах они могут совершенно не подходить друг другу.

Как-то я уже говорил в нашей передаче, что по характеру суточной работоспособности люди могут быть «совами» и «жаворонками». И если один встает очень рано и рано ложится, а другой и встает поздно, и поздно ложится, то в реальной жизни эти два человека, возможно, и подходящие друг другу, могут никогда не пересечься. И поэтому безответная любовь и может быть основана на том, что у таких людей нет общей платформы для их взаимодействия.

Если человек понимает, что движение к другому человеку есть только с его стороны, а с другой стороны движения в его сторону нет, значит, это не его, поэтому не следует связывать себя с человеком, у которого не видишь никакого ответного чувства.

– Хочу спросить у Вас по поводу наказания. В одной из песен Александра Малинина есть такие слова:

А Бог молчит. За тяжкий грех,

За то, что в Боге усомнились,

Он наказал любовью всех,

Чтоб в муках верить научились.

Есть ли в этих словах истина?

– Очень уж глубокие хитросплетения в этой песне. Я не берусь с ходу ее анализировать, но что-то, наверное, есть. Хотя опять же что здесь понимать под любовью? Конечно же, любовь бывает сопряжена и с мукой, потому что в самом высоком смысле слова она всегда предполагает жертвенность.

Господь не просто возлюбил человека и любит его откуда-то с небес. Но Господь, увидев, что человек нуждается в Нем, Сам стал Человеком и для спасения человека взошел на крест и претерпел страшные муки. Поэтому Господь и говорит, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Господь заповедует нам любить, Он говорит: любите друг друга; как Я возлюбил вас. И Господь возлюбил человека даже до смерти крестной.

Конечно же, любовь сопряжена с испытаниями, страданиями, с жертвенностью, самоотдачей. Если же человек подразумевает под любовью только получение для себя чего-то приятного, то является ли это любовью? Это не любовь, а нечто эгоистическое, гедонистическое, что предполагает паразитирование на ком-то или на чем-то, ведь любовь всегда готова не столько забирать, сколько отдавать.

В этом отношении любовь, конечно же, сопряжена с жертвенностью и состраданием, но не потому, что Господь так определил за какие-то грехи человеческие, а потому, что в этом заключается смысл подлинной любви.

– Апостол Павел говорит, что люди, которые собираются вступить в брак, будут иметь скорби по плоти. Что под этим подразумевается?

– Мы как раз и говорим о том, что если любовь – это жертвенность, то семейная жизнь – это не то, в чем человек находит для себя исключительно отдохновение и усладу. И если человек ищет в этом только наслаждение, то он сам себя обманывает, потому что семейная жизнь – это подвиг, точно такой же, как и подвиг монашества.

Глубоко заблуждаются люди, которые, выбирая свой жизненный путь и задаваясь вопросом, хотят ли они нести подвиг по жизни, считают, что желающие нести подвиг должны идти в монахи, а те, кто не желает подвизаться, идут по пути семейной жизни. Церковь никогда так не рассматривала семейные узы и монашеский подвиг. Церковь видит два образца подвига, подвижничества: подвиг монаха и подвиг тех, кто принимает на себя обязанности и узы семейной жизни. Семейная жизнь – это тоже подвиг, и подвиг нелегкий.

– И именно таких людей апостол Павел жалеет больше.

– Да. Апостол Павел видит, что и лишения, и жертвенность у тех, кто налагает на себя семейные узы, ничуть не меньше, чем подвиг монашества. Многие, становясь на путь семейной жизни, сразу же начинают отрекаться от того, ради чего семья и создается, и в первую очередь ограничивают себя в чадорождении. Когда же происходит таинство Брака, то в молитвах всегда призывается благословение на рождение детей.

Но современные молодые люди, связывая себя узами брака, часто начинают применять разные противозачаточные средства, какие-то другие методы, позволяющие им избежать рождения детей. То есть эти люди желают получать от брака только плотские удовольствия, но не хотят иметь детей, считая их не благословением, а обузой, ограничением своей свободы. На самом деле это неправильное восприятие брака и семейных отношений, и, конечно же, это лишает семью благословения Божия.

Если же зачатие все-таки происходит, они идут на страшный грех – убийство детей во чреве. Многие почему-то не считают аборт убийством, полагая, что если человек еще не родился, то это и не человек. На самом деле уже в момент зачатия Господь дает человеку неповторимую личность, обладающую своей самобытностью и ценностью. И даже если прерывание беременности произошло на второй или третий день после зачатия младенца, это все равно полноценное убийство личности, являющееся страшным грехом.

В настоящее время абсолютное большинство людей запятнано грехом убийства, мы живем в обществе поголовных убийц, и это очень страшно. Но когда поднимается вопрос об ограничении такого права у человека, многие рассматривают это как покушение на их собственную свободу. Насколько страшно звучат слова о том, что человек вправе убивать не вполне сложившуюся жизнь ребенка! Конечно, это недопустимо.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 15 января Церковь отмечает день памяти Серафима Саровского. Это очень известный в нашей стране святой, но я хочу, чтобы Вы рассказали о нем более подробно.

– Преподобного Серафима Саровского знают не только в нашей стране и не только православные христиане. Мне приходилось разговаривать с христианами других конфессий в дальнем зарубежье, в частности с римо-католиками, и они очень часто вспоминают преподобного Серафима Саровского. Многие судят о православии и считают лицом православия именно этого святого, и они его хорошо знают.

Сегодня в нашей передаче мы говорили о любви. Именно  носителем, выразителем христианской евангельской любви и был преподобный Серафим Саровский. Для него пасхальное приветствие всех встречавшихся на его жизненном пути было естественным и обычным, и встреча с каждым человеком доставляла ему подлинную радость, и совсем не потому, что преподобный Серафим желал что-то получить от этих людей. Наоборот, он находил удовлетворение, отдавая самого себя людям.

Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам сказал: я ищу не вашего, а вас. Сердце преподобного Серафима переполняла безмерная, подлинно христианская любовь. Каждого, кто к нему приходил, он заключал в свои объятия и восклицал: «Христос воскресе, радость моя»!

Но ведь достижение такой любви не является чем-то одномоментным или неким продуктом желаний человека. То есть мало того, что человек скажет себе: «Хочу быть как преподобный Серафим Саровский, хочу подражать ему». Конечно же, мы можем, как и преподобный Серафим, вместо обычного приветствия говорить каждому человеку: «Христос воскресе, радость моя!» – но это будет лишь внешней имитацией действий святого.

Чтобы действительно достигнуть того внутреннего устроения, которое было у преподобного Серафима, нужно пройти определенный этап духовного роста. Прежде чем Серафим Саровский стал святым преподобным Серафимом, он прошел подвиг борьбы и затвора. На несколько лет он затворился в своей келье, чтобы взыскать Бога, стяжать Духа Святого в своем сердце, и, только преисполнившись Божественной благодати, он открыл дверь своей кельи, чтобы уже не закрывать ее никогда и ни перед кем.

Спасение человечества начинается со спасения своей собственной души. И если мы хотим быть полезными для всего мира, сначала мы должны стать полезными для самих себя. Если мы хотим, чтобы мир вокруг нас был хорошим, то сначала нам самим нужно сделаться хорошими.

Преподобный Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть преображение и изменение мира начинается с нас самих. Когда мы приведем в порядок свою духовную, семейную жизнь, то постепенно начнет приходить в порядок и наше окружение, и все общество, и весь мир в целом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Деятельность Церкви в воспитании людей благословляется Самим Господом. Каково в настоящее время взаимодействие Церкви и нашего государства в воспитании нового поколения?»

– Конечно, вопрос, касающийся воспитания человека, и не только детей и подростков, очень сложный. Само слово «воспитание» означает «питание», предоставление здоровой пищи, чтобы человек, питаясь этой здоровой пищей, был духовно здоров. И, конечно же, евангельское слово Божие, Священное Писание и есть та здоровая пища, которую Церковь на протяжении тысячелетий неизменно предлагает человечеству.

В этом отношении существует большая платформа для взаимодействия между Церковью и государством, потому что государство тоже ставит целью духовное здоровье своего общества. Для этого и разрабатываются различные широкомасштабные государственные программы.

Мы знаем, что в школах на протяжении многих лет преподается предмет «Основы религиозных культур и светской этики», важной составляющей частью, одним из модулей которого являются «Основы православной культуры», выполняющие определенные воспитательные функции. Это и различные мероприятия, которые совместно проводят государство и Церковь.

Одним из таких мероприятий являются Дни памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в которых ключевыми являются так называемые Духовно-исторические чтения памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда на тысячах различных площадок проводятся мероприятия, объединяющие усилия образовательных учебных заведений, культурных учреждений и Русской Православной Церкви. Это и Макариевские образовательные чтения – региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений, и многие другие мероприятия.

Международная общественная организация Всемирный Русский Народный Собор объединяет патриотов нашего Отечества не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих регионах открыты региональные отделения Всемирного Русского Народного Собора.

Сейчас мы задумываемся о том, чтобы открыть такое отделение и у нас в Томской области. Это стало бы очень важным и значимым событием, потому что создалась бы еще одна площадка для объединения усилий не только Церкви и государства, но и всех людей доброй воли по созиданию должного духовно-нравственного климата в нашей стране и во всем мире.

– «По ряду причин не могу часто посещать храм. Не совершаю ли я грех, когда вместо длинных молитв постоянно твержу краткие?»

– Господь в Евангелии сказал: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Здесь дело не в продолжительности молитвы. Если же краткость молитвы вызвана нашей леностью, если мы тяготимся разговором, общением с Богом, то, конечно, это греховно. Но если действительно объективные дела не позволяют нам много времени уделять продолжительным молитвам, то этого и не требуется.

Если человек, занимаясь житейскими делами, всегда носит в сердце своем имя Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, призывая Его в краткой молитве, хотя бы в той же молитве Иисусовой, то эти наши, казалось бы, житейские дела тоже становятся духовным подвигом. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст в IV веке: «Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и дела земные соделаются делами небесными».

– «У меня есть обида на священника. Я каюсь в этом, но обида не проходит. Это не дает мира моей душе. Посоветуйте, что мне делать».

– Вам нужно молиться за этого священника. Я думаю, что если мы будем молиться за тех, на кого мы обижаемся, то обида будет проходить. У христианина не может быть никаких поводов для обид. Преподобный Антоний Великий говорил, что если кто-то нам досадил, то мы должны рассматривать такого человека как врача своей души, ведь врач иногда дает нам горькие пилюли.

Если человек стал виновником нашей скорби или печали, то в этом есть какой-то смысл, какая-то духовная польза, и если мы извлечем для себя из этого пользу, то наша обида отпадет сама собой. Антоний Великий советует внутренне сказать человеку, который нам досадил или обидел нас, какой он замечательный и что он – врач нашей души.

И если мы своих обидчиков будем считать нашими духовными помощниками, которые через причиненные нам скорби помогают нам избавиться от каких-то немощей, покаяться в них, а значит, привести в порядок нашу духовную жизнь, то они не наши враги, а наши помощники.

Конечно, по-человечески бывает трудно с этим смириться, и иногда мы на них обижаемся, но нам нужно понимать, что так мы поступаем из-за наших немощей. Нам нужно каяться в этом на исповеди, но нужно и молиться за этих людей. А главное – по совету преподобного Антония Великого нам нужно считать таких людей нашими духовными врачевателями.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать