Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

29 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Давайте сегодня поговорим на такую актуальную летнюю тему, как странничество. Мне интересно узнать, почему Церковь считает, что странствовать полезно, и чем странник отличается от путешественника?

– В вопросе много разных тем, и у наших телезрителей может создаться путаница.

– Давайте разбираться.

– Почему Церковь относится к странничеству положительно? Что она понимает под странничеством? Наверное, в наше время любое перемещение из пункта «А» в пункт «Б» можно назвать странствием, или путешествием. Но Церковь не это имеет в виду, понимая под странничеством некий подвиг.

Представим себе ситуацию: человек страдает алкоголизмом. Он борется с ним, пытается воздерживаться, но его дом напротив винно-водочного магазина. Каждый день он выходит из подъезда и видит торговую точку, где продается алкоголь. Он зарекается, что не прикоснется к алкоголю, но проходит мимо этого магазина, и у него возникает греховный помысел: а не зайти ли? В конце концов он может споткнуться, проявить слабину и зайти туда. Если он падет один раз, это может превратиться в запой, потом – в череду запоев, и наконец – поставить крест на его жизни. И как поступить этому человеку? Если эту торговую точку убрать невозможно, потому что всех остальных, видимо, она устраивает, он должен бежать, сменить место жительства и жить там, где внешние условия не будут давать ему повод к падению, которое для него чревато.

Это может быть не только с алкоголиком. У каждого человека есть какая-то своя страсть. И вот добродетель странничества всегда понималась Церковью как уклонение или удаление от тех мест, обстоятельств или даже людей, которые подают человеку повод для падения, греха.

Есть замечательная книга «Лествица», ее написал преподобный Иоанн Лествичник еще в VI веке. Сегодня я взял ее с собой. Святой излагает в ней основы духовной жизни. Почему эта книга называется «Лествица»? Святой Иоанн представляет духовную жизнь как лестницу, которая соединяет землю и небо, человека и Бога.

Жизнь человека – это восхождение по этой лестнице. Если мы хотим достигнуть Бога, мы должны постепенно по ней подниматься. Каждая глава этой книги соответствует определенной ступени духовного развития. И вот третья ступенька этой лестницы на пути к Богу как раз и называется странничеством. Если мы открываем третью главу книги и читаем, что такое странничество, то это не какое-то бродяжничество, путешествие или туризм, это даже не паломничество к святым местам.

Третья глава «Лествицы» начинается с того, что «странничество есть невозвратное оставление всего, что… сопротивляется нам в стремлении к благочестию». Далее, третий пункт этой главы: «странничество есть отлучение человека от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучной с Богом». Если что-то привязывает к земному, тленному, скоропреходящему и мешает нам думать о вечном, странничество помогает изменить жизнь таким образом, чтобы мысль наша была «неразлучной с Богом».

Преподобный Иоанн Лествичник советует: «Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем». Собственно говоря, об этом был пример, который я озвучил чуть выше.

Далее автор пишет, что странник – это тот человек, который удаляется из какого-то места или от определенных людей «не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда», который может от них получить. Если, например, человек разрывает дружбу с собутыльниками, условно говоря, то он делает это не потому, что их ненавидит, а ради той пользы (избавления от порока), которую он не сможет получить иначе.

В этой же главе преподобный Иоанн Лествичник расставляет акценты: скитание по белому свету не является добродетелью, если его целью не является разрыв с греховными местами или обстоятельствами, которые удаляют нас от Бога. Интересная мысль: «Странничествуя, остерегайся праздно скитающегося и сластолюбивого беса; ибо странничество дает ему повод искушать нас». Иоанн Лествичник говорит, что бессмысленным странничество долго не будет, потому что бесы сразу вовлекают человека в какие-то пороки, и такое странничество, или праздношатание, превращается в бродяжничество, попрошайничество. Иногда это становится предметом  тщеславия. Я видел такого человека, который, чуть ли не бия себя в грудь, говорил: «Я странник», – и явно очень гордился этим.

На самом деле человек благодаря странничеству может уклоняться от гордыни и тщеславия. Пример тому – наш святой подвижник, старец Феодор Томский. До сих пор в научных кругах идет дискуссия: кем он был в миру. Есть данные, что он был образованнейшим человеком, владел несколькими иностранными языками, хорошо разбирался в международной политике. Многие считают, что это был не кто иной, как Александр I, оставивший престол. Но если и не так, то однозначно – человек из высшего светского общества. Он оставил все: славу, благополучную жизнь в своем, наверное, не бедном доме – и стал вести достаточно скромный образ жизни, тем самым победив сгусток страстей, таких как тщеславие, привязанность к земным удовольствиям. Такой вид странничества весьма и весьма полезен.

Старец Феодор постоянно переходил с места на место. В конце концов он остановился в Томске, где и закончил свой земной путь, но даже здесь был как странник. Никто не знал его прошлого и не мог прославлять за какие-то былые заслуги, дела. Он как бы перевернул прошлую страницу своей жизни и был совершенно неведомой личностью для всех.

Что же касается паломничества, то оно не имеет к странничеству никакого отношения, хотя тоже является добрым делом. У него цель совершенно другая – посещение святых мест, которое помогает духовно встряхнуться. Человек ко всему привыкает, рутина жизни приводит его в состояние духовного застоя. Я слышал даже от людей, которые делали первые шаги в церковной жизни, что когда они посетили Иерусалим и были на Гробе Господнем, то пережили столько чувств и эмоций! Для многих это стало толчком к духовной жизни. Поэтому такие путешествия тоже могут быть полезны, но к странничеству не имеют никакого отношения.

– В медицине существует такое понятие, как бродяжничество, и это считается психическим заболеванием.

– О том, что это духовно нездорово, мы читаем в книге преподобного Иоанна Лествичника, который видел в этом заболевание, связанное не столько с человеческой плотью, сколько – с отклонением в духовной жизни человека, действием бесовских сил. Поэтому, конечно же, бессмысленное праздношатание не только не приносит пользы, но, наоборот, является источником многих бед.

– Можно ли назвать странником священника Федора Конюхова?

– Я его лично не знаю, поэтому не знаю мотивировки его путешествий. Мне кажется, что у него скорее путешествия. Его ведь и называют не странником, а путешественником. Отец Федор Конюхов проводит довольно много времени в общении с природой, океаном, морем, и, наверное, такое общение позволяет ему пережить какие-то положительные чувства, эмоции. Ведь для чего-то он это делает, будучи человеком верующим.

Я морских путешествий никогда не совершал, но перед картиной И. К. Айвазовского в Третьяковской галерее всегда переживал то, что и художник, передавая свои чувства на картине. Когда ты видишь маленький кораблик или лодочку, которые перед лицом бушующей морской стихии кажутся ничтожными, не говоря уже о человеческой жизни, то, конечно же, понимаешь величие Вселенной и Бога, ее Творца. С другой стороны, ты понимаешь, насколько и человек велик, потому что именно ради этого, казалось бы, маленького человека  Господь пришел на землю, чтобы пролить Свою кровь на кресте, за этого маленького человека Он страдал, именно этого маленького человека Он наделил Своим образом и подобием.

– Владыка, а Вы бы отважились на путешествие, которое совершил Ваш собрат во Христе митрополит Марк, – на мотоцикле из Владивостока в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге? Можно ли назвать это странничеством?

– Мне кажется, мы неправильно употребляем слово «странничество». Мы определили церковное понимание этого термина, поэтому однозначно это не странничество. А вот насколько это, скажем, полезно или неполезно? Я думаю, что это полезно с той точки зрения, что вокруг владыки объединились его единомышленники, которые в жизни занимаются еще и байкерством. Это люди глубоко верующие, православные. Они захотели таким образом теми талантами, которые у них есть, тем, чем они занимаются по жизни, прославить Бога и святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому это не странничество, это был крестный ход, но не ножками, а на мотоциклах. То, что этот крестный ход возглавил митрополит, неплохо. Решился бы я на такое или нет? Ну как может решиться на это человек, который никогда в жизни не ездил на мотоцикле?

Когда мы начинаем чем-то заниматься, прежде всего, нужно уметь это делать. Если владыка Марк раньше, будучи мирянином, занимался этим и теперь воспользовался своим умением, обратив его на общую пользу, то это хорошо. Поскольку я ни на чем ездить не умею, а могу только ходить, то, наверное, я бы с удовольствием пошел пешком от Владивостока до Москвы, если бы у меня были на это время и возможность. К сожалению, времени нет, я даже по городу из одной точки в другую не всегда могу быстро передвигаться без транспорта. Ходить пешком я люблю, но это тоже не имеет ничего общего с подвигом странничества.

– Владыка, мы живем в XXI веке, – веке цифровых технологий. На Ваш взгляд, в современном мире бывает виртуальное странничество?

– Виртуальное странничество может быть тогда, когда человек, например, обрежет провода Интернета, ликвидирует в своем жилище Wi-Fi, выбросит все свои гаджеты. Вот тогда он уйдет от всего этого и обретет какую-то свободу. Но, даже закрывшись в своей комнате и оставшись там без всего этого, он будет большим странником.

Я видел много таких ситуаций, когда, например, человек, который очень хотел со мной увидеться, во время встречи никак не мог отказаться от своего телефона. Слушая меня, он одновременно что-то набирал, искал. Поэтому, конечно же, нельзя считать, если человек бродит по страницам Интернета, что он странствует. Скорее всего это как раз бродяжничество в худшем смысле этого слова, о чем говорит преподобный Иоанн Лествичник.

– Мне нечасто доводится бывать в Москве. Наверное, лет пятнадцать назад, когда я приехал туда, для меня было удивительным, что люди в метро, пожалуй, семь человек из десяти, едут и что-то читают: кто-то книгу, кто-то газету, кто-то какой-то журнал. Приехав в Москву буквально через пять лет, я увидел совершенно обратную картину: каждый смотрел в экран своего телефона.

– Этот вопрос остается открытым – на что люди смотрят? Сейчас многие книги – в электронном виде. Даже многие священнослужители и мои собратья говорят (и с ними трудно не согласиться): «Владыка, вот Вы куда-то едете и берете с собой пять килограммов книг. А мы берем вот такой гаджет и везем целую библиотеку из тысячи или нескольких тысяч книг».

Конечно, это удобно, и сейчас многие пользуются электронными книгами, погрузившись в гаджеты, читают какую-то добрую литературу. Носители письменности всегда были разными. Когда-то высекали письмена на камне, писали на глиняных табличках, на папирусах, потом появилась бумага, заработал печатный станок. Сейчас книги существуют в электронном формате, поэтому ничего зазорного в этом нет.

Но есть какая-то болезненная привязанность к чему бы то ни было, в том числе к каким-то путешествиям. Человеку нужно зайти в Интернет. Зачем, для чего? Не потому, что ему нужно прочитать какую-то книгу: Евангелие или Достоевского. Он начинает бродить там, куда его занесло. Конечно, это пустая трата времени.

– Владыка, давайте перейдем к другой части нашей программы. Русская Православная Церковь 24 июля отмечает память равноапостольной Ольги. Мы привыкли считать человеком, который принес на нашу землю православие, князя Владимира, но ведь княгиня Ольга гораздо раньше его уверовала во Христа. Наверное, она была первой христианкой на Руси.

– Первой христианкой на Руси назвать ее сложно, потому что христиане появились на Руси задолго до Ольги, но тогда это еще была не совсем Русь. Это были окраины Византийской империи, я имею в виду Северное Причерноморье. Уже в I веке там появились первые христиане. В IV веке – целые епархии, в частности, в Крыму, который теперь снова является нашей землей. Даже в Киеве, матери городов русских, церковь появилась задолго до княгини Ольги. В 860 году, когда русские пытались атаковать Константинополь, они увидели чудо, которое явила Божия Матерь, и князья Аскольд и Дир приняли крещение и вернулись на Русь христианами. Тогда в Киеве была построена христианская церковь в честь святителя и чудотворца Николая, а в диптихе константинопольских патриархов появилась шестьдесят первая епархия Константинопольской Православной Церкви – русская, а это значит, что был и русский епископ.

– За что же мы называем княгиню Ольгу равноапостольной?

– Христиан было очень мало, и, как правило, они не имели влияния в обществе, а иногда даже преследовались язычниками, поэтому говорить о христианстве как о какой-то общественной силе до княгини Ольги нельзя. Княгиня Ольга не только сама приняла христианскую веру, но и способствовала ее распространению на Русской земле. Уже при ней были построены первые большие храмы в Пскове, говорят, что она построила Троицкую церковь. Конечно, она благовествовала слово Божие и пыталась привить христианство своему сыну. Но тот оказался человеком с уж слишком окамененным сердцем, не готовым принять веру Христову. С другой стороны, он не препятствовал матери не только самой веровать, но и распространять христианство.

Внук Ольги князь Владимир смог не только сам в полноте принять веру христианскую, но и привести всю подчиненную ему Русскую землю к днепровской купели Святого Крещения. То, что князь Владимир стал христианином, конечно же, заслуга не только греческого проповедника, который пришел из Византии наряду с другими, делегированными от разных религиозных конфессий, как мы читаем в «Повести временных лет». Основа была уже заложена. И кем же? Конечно, бабушкой, княгиней Ольгой, которая с детства рассказывала ему о христианах, о Христе, о вере. Это стало предпосылкой для принятия христианства князем Владимиром и крещения Руси.

Митрополит Иларион, древнерусский писатель, почти современник княгини Ольги, в проповеди, посвященной ей и князю Владимиру, называет первую утренней звездой русского христианства, которая предвосхищает восхождение солнца. Если князя Владимира он сравнивает с ясным солнышком (не случайно его иногда называют: Владимир Красное Солнышко), то Ольгу – с луной или яркой утренней звездой, которая своим сиянием сначала озаряет небо, а затем появляется солнышко.

– У нас есть вопросы телезрителей.

Я так понимаю, этот вопрос периодически повторяется: «В одной из программ Вы сказали, что Вам понравилась идея православного кафе, где любой посетитель может пообщаться с батюшкой за чашкой кофе. Обсуждали ли Вы ее с кем-нибудь?»

– Я уже и тогда говорил, что у меня, помимо открытия кафе, есть много других дел и задач. Когда апостолам сказали, что им нужно позаботиться о том, чтобы накормить людей, они ответили, что нехорошо им оставить проповедь слова Божия и заботиться о столах. У них нашлось семь диаконов, которые были готовы заниматься социальными вопросами, и они их выделили на это дело.

Мне явно некогда этим заниматься, и я, наверное, не обладаю знаниями и опытом в подобных делах. Я тогда сказал, что если кто-то из православных христиан имеет такое намерение и может его реализовать, то я только за. Чем мы можем помочь батюшке? Только – благословить его, ведь сам он не будет варить кофе или раздавать его.

Если, скажем, будет какое-то кафе и батюшке нужно будет провести там какое-то мероприятие, чтобы люди встретились со священником за чашкой кофе, то это вполне возможно.

Кстати, одно время в Томске было такое кафе, где раз в месяц православная молодежь организовывала встречи, приглашая всех желающих. На базе этого кафе проходили семейные встречи, назывались они «Светлое кино». Все пили чай, кофе, ели десерты и вместе с тем просматривали какой-то фильм, очевидно, имевший и духовно-нравственный смысл, потом обсуждали этот фильм, каждый высказывал свое мнение. Так что какой-то опыт в Томске уже есть.

Если кто-то хочет этот опыт продолжить, наверное, будет неплохо. Не надо ждать, что я все организую. Это должны делать все. Церковь – это не епископ и не священники, это все мы. Каждый должен заниматься тем, на что способен, что умеет.

– Тут задан вопрос: «Обсуждали ли Вы это с кем-нибудь?» Вот мы и обсуждаем.

«Почему собака считается животным, оскверняющим храм?»

– Дело в том, что в храме очень много святынь. Поскольку собака – существо, которое ведет достаточно активный образ жизни, она может куда-то прыгнуть, что-то повредить и этим нарушить святость места. Поэтому пребывание собаки в храме недопустимо, и по этой причине вход собаке в храм воспрещен.

Иногда сразу же задают встречный вопрос: «А почему тогда кошку впускают?» Ну, во-первых, кошка, как правило, ходит по полу и никуда не запрыгивает, ни на иконы, ни на киоты. Во-вторых, она всегда выполняла полезную социальную функцию. Ее впускали в храм не бессмысленно, чтобы она там просто бродила. Она ловила мышей, обеспечивала сохранность храма от грызунов. А в пребывании собаки в храме никакого практического смысла нет.

– Ну и собака куда более громкая.

«Есть ли у Вас домашние животные?»

– Собак я никогда не держал. Меня скорее можно назвать не собачником, а кошатником. У меня долго жила кошка, около двадцати лет, но, к сожалению, свой век отжила. Поскольку мне часто приходилось покидать свое жилище и уезжать в командировки, в том числе и долгосрочные, всегда была проблема, на кого же оставить животинку. Поэтому сейчас я не решаюсь заводить новое животное.

– Могу ошибаться, но, по-моему, Вы что-то рассказывали про рыбок. Или нет?

– Нет, рыбками занимался у нас один батюшка, отец Вениамин. У него был большой аквариум. Когда я приходил к нему,  в первую очередь шел к этому аквариуму, чтобы полюбоваться рыбками, но сам никогда их не разводил и не развожу.

Наша передача подходит к концу, поэтому в завершение я, как всегда, хотел бы обратиться к нашим уважаемым телезрителям, пожелать, прежде всего, доброго здоровья. Берегите себя!

Я хочу пожелать вам, чтобы у вас всегда было доброе, хорошее настроение; когда настроение хорошее, все остальное устраивается должным образом. А для того чтобы было здоровье и хорошее настроение, не забывайте каждый день отрывать взоры от повседневных занятий, возводить их к небу, к Богу и просить у Него благословения. Пусть Божие благословение будет со всеми нами!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 сентября: 12:30
  • Воскресенье, 26 сентября: 05:30
  • Четверг, 30 сентября: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​