Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

28 июля 2022 г.

– Владыка, сегодня я предлагаю обсудить тему, как мне кажется, не очень сложную, но достаточно актуальную. Я знаю о Вашей любви к искусству, поэтому давайте обсудим тему живописи. Скажите, есть ли у этого направления искусства будущее и вообще нужна ли сейчас живопись? Ведь в настоящее время стремительно развивается техника, и можно делать очень качественные фотографии.

– В своем вопросе Вы противопоставили фотографию и живопись. Мне кажется, что фотография не является только частью развития каких-то наших технических достижений. Это тоже своего рода искусство, потому что фотография – это не просто фотофиксация неких текущих моментов нашей жизни. Опытный фотограф должен подловить некий важный момент, увидеть в человеке определенные настроения.

Не так давно в рамках Дней славянской письменности и культуры у нас в Томске в колледже искусств проходила фотовыставка, и я очень удивился, насколько художественными могут быть фотографии. Это тоже произведения искусства, но совершенно другие, поэтому у них свои собственные ниши и направления.

Я думаю, как бы ни развивались современные технические средства передачи окружающей нас действительности, они никогда не смогут заменить то, что называется живописью, поскольку живопись не просто фиксирует какой-то определенный момент нашей жизни. Живопись – это и глубокая философия, и мировоззрение, и психология, и даже глубокое богословие, поэтому задача художника – не просто зафиксировать на полотне человека, но и показать его характер, его глубокие чувства и переживания.

И каким образом современная фотография может запечатлеть, например, последний день Помпеи, как запечатлел ее известный русский художник Карл Брюллов? Как можно запечатлеть явление Христа Спасителя народу, отображенное на полотне известного русского художника Александра Иванова, находящемся в Третьяковской галерее? Именно поэтому есть полотна, которые носят не просто исторический, но и историко-философский, и психологический характер.

То же полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» – это не просто иллюстрация к Новому Завету, к Евангелию, где описывается, как Христос Спаситель пришел на берег Иордана, чтобы принять от Иоанна крещение. Это картина, которая передает очень важное духовное состояние человека, жаждущего познания истины, познания Бога.

На этом полотне мы видим разные слои населения, людей разных мировоззрений, возрастов, сословных групп, по-разному относящихся ко Христу, Который идет в этот мир, чтобы принести людям спасение. Мы видим людей, на лицах которых запечатлен глубокий скепсис, неверие и даже некий сарказм. Мы видим и тех людей, в сердце которых пробуждается надежда на светлое, доброе, святое. Мы видим людей, преисполненных глубочайшей веры в грядущего Мессию. То есть мы видим разные состояния человека. Конечно же, отобразить это на полотне может только художник.

В настоящее время существует множество средств, копирующих уже созданные произведения искусства, поэтому создать копию с какого-то полотна сегодня значительно проще, нежели это было когда-то. Мы знаем, что иногда даже самим художникам либо их ученикам приходится копировать какие-то уже созданные довольно известные полотна.

В настоящее время машины могут воспроизводить эти полотна с весьма высокой долей точности, и, конечно же, это облегчает этот труд. Но созданная машинная копия – это совсем не то же самое, что, скажем, авторское повторение полотна самим художником, когда на полотне мы видим краски, нанесенные мастером кисти. Мы знаем, что у каждого художника свой почерк, свой подход к написанию тех или иных полотен, которые нередко являются шедеврами.

Копия же никогда не может стать шедевром, она не может быть поставлена с ним на один уровень, поэтому, сколько бы ни развивались технические средства передачи живописных полотен, они не заменят самого искусства. Любое творчество, в том числе и живопись, – это передача состояния души самого художника, и для того, чтобы стать художником, недостаточно просто научиться переносить на холст определенные краски, выкладывая их в определенной конфигурации и последовательности.

Творчество – это не технический, не механический процесс, это процесс созерцания и передачи красоты, источником которой является Господь, посредством определенных художественных средств, имеющихся у художника. Поэтому я думаю, что современная жизнь с ее техническими достижениями не только не грозит существованию такого вида искусства, как живопись, но и, наоборот, еще более выявляет и подчеркивает абсолютную и непреходящую ценность этого искусства.

– Владыка, мы часто говорим, что живопись – это своего рода молитва, застывшая в красках, но мы знаем, что есть еще и авангардная живопись. Лично мне сложно ее понять. Мне кажется, что в этом виде живописи застыло нечто другое. А как Вы относитесь к авангардизму?

– Конечно, мне более близка академическая живопись. До недавнего времени ко всем авангардистским видам искусства я относился крайне настороженно и даже отрицательно, но все-таки даже в этих современных видах искусства иногда можно увидеть нечто просто потрясающее.

Однажды я узнал о таком произведении Пабло Пикассо, творчество которого я никогда не ценил и не считал каким-то позитивным, видя в нем нечто болезненное. Это полотно называется «Герника». Пабло Пикассо написал его вскоре после первой так называемой ковровой бомбардировки небольшого испанского города Герника, которую впервые в истории человечества применила немецкая авиация в годы Гражданской войны в Испании, практически уничтожив этот город.

Пабло Пикассо запечатлел эту трагедию на полотне в том художественном стиле, который он использовал, и дал название картине «Герника». Прошло некоторое время, и Пабло Пикассо был вынужден переехать из Испании во Францию. Во время оккупации Франции однажды к нему пришли немецкие офицеры и увидели у него на столе репродукцию с его картины «Герника». Они спросили: «Это Вы сделали?» Пабло Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы».

Показать и самое возвышенное в человеке, и самое трагическое и ужасное – задача подлинных художников, и даже такими, казалось бы, новыми художественными средствами это тоже можно выразить. Я внимательно отнесся к этой картине, и она меня тронула, и я несколько пересмотрел свое отношение даже к таким современным видам искусства.

– Сейчас еще активно развивается такое направление, как компьютерная графика. Скажите, можно ли компьютерную графику тоже считать направлением искусства или все-таки это уже нечто другое?

– Пока я бы не поставил компьютерную технику на один уровень с изобразительным искусством, с живописью, с обычной графикой. Мне кажется, это больше относится к разряду ремесленнической деятельности, а не искусства. Возможно, со временем с использованием компьютеров, компьютерной техники можно будет создавать какие-то шедевры, но если это направление и получит свое развитие, то оно не будет некой подменой или заменой изобразительного искусства, в частности живописи.

Это может сформироваться в какой-то определенный вид искусства, но мне кажется, что пока это более ремесленническое направление, нежели искусство. Хотя некоторые люди действительно создают на компьютерах некие шедевры. Мы видим, что сейчас всё в большей степени компьютерная графика присутствует в кинематографе, когда создаются сцены, близкие к реальности, которые трудно было бы создать реальным артистам. Это отдельное направление деятельности, и оно совершенно не связано с живописью.

Я думаю, что мы можем говорить о компьютерной графике как о некой автономной нише. В ней есть что-то и положительное, и отрицательное, как, скажем, в книгопечатании. Когда в Западной Европе, а потом и у нас на Руси появилось книгопечатание, поначалу тоже вставал вопрос, насколько книгопечатание допустимо, не разрушает ли оно отношение к книге как к некой абсолютной ценности. Ведь раньше, когда переписчики создавали книгу, в каждую буковку, в каждую строчку они вкладывали свою душу.

С другой стороны, этих книг было так мало, что они становились большой ценностью, и не только интеллектуально-художественной, но и материальной, ведь книга была доступна далеко не для всех. Благодаря тому, что появился печатный станок, книга стала доступна огромному количеству людей, но она перестала быть неким шедевром. Являясь произведениями искусства, рукописные книги находят достойное место в лучших книгохранилищах и музеях мира.

– Владыка, допускаете ли Вы, что со временем смогут создавать иконы благодаря компьютерной графике? На Ваш взгляд, будет ли такая икона иметь ценность?

– Во-первых, икона не может создаваться компьютером. Современная техника может копировать уже написанные иконы, ведь икона – это не техническая передача какой-то определенной реальности. В наших передачах мы не раз говорили: для того чтобы написать икону, иконописец должен быть не просто мастером кисти, он должен не просто уметь подбирать определенные цвета, оттенки и переносить их на доску или на холст. Иконописец – это человек, который, прежде всего, должен увидеть ту Божественную реальность, которую раскрывает перед нами икона. Иконописец – это подвижник, поэтому иконописцами могут быть только святые.

С другой стороны, мы знаем, что иконописью (я имею в виду не какие-то компьютерные технологии, а реальную иконопись) занимаются обычные люди, и кто может гарантировать, что они святы? Но, как правило, абсолютное большинство людей, которых мы называем иконописцами, по сути, лишь копируют и передают на иконах те изображения, которые прежде были созданы святыми иконописцами.

Один из Соборов Русской Православной Церкви – Стоглавый Собор – повелел современным иконописцам писать иконы так, как писал их преподобный Андрей Рублев. Когда иконописец пишет икону, конечно же, он имеет перед глазами какие-то образцы, созданные прежде иконописцами. Кроме того, иконописец в качестве своих инструментов имеет не только мольберт, кисти и доску. Он имеет и созданные отцами каноны Церкви, описывающие, очерчивающие рамки, за которые иконописец не должен выходить и которые позволяют ему создать действительно икону.

Написать икону вне реальной духовной жизни невозможно, а значит, и создать икону компьютером тоже невозможно. Такая икона внешне может быть очень похожей на икону, но она не будет иконой. Так искусственный цветок отличается от настоящего, и, каким бы красивым и изысканным он ни был, в нем нет жизни. Это как бы мертвая передача действительности.  

Другое дело, когда иконы, созданные иконописцами, копируются, тиражируются при помощи каких-то современных средств. Так сначала появились литографические иконы, потом их стали печатать на типографских станках, затем стали появляться фотокопии икон. В настоящее время при помощи компьютерной техники создаются иконы, когда краска переносится на холст, на дерево, но это всего лишь копирование икон, а не иконописание. По сути, когда с таких станков выходят какие-то иконы, это тоже иконы, но их создал не станок, а иконописец, с икон которого они были скопированы.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 1 августа Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Этот святой очень любим в нашей стране, и в том месте, где хранятся его мощи, каждый год собираются тысячи паломников.

– Преподобный Серафим Саровский очень почитаем не только нашим благочестивым народом, но он известен далеко за пределами России и даже среди римо-католиков и людей других христианских исповеданий. Я знаю, что его цитируют, на него ссылаются в своих произведениях даже протестантские авторы, которые в принципе отрицают святых как некое явление в Церкви. Почему так происходит? Потому, что преподобный Серафим Саровский воплотил в своей жизни евангельские идеалы, которые были принесены в этот мир Христом Спасителем и которые изложены на страницах Евангелия.

Преподобный Серафим имел необыкновенную любовь к человеку. Всю свою жизнь он посвятил служению людям, чтобы приблизить человека к Богу. Но, прежде чем стать таким проводником современного человека к Богу, преподобный Серафим сначала сам достиг состояния богосозерцания. Он оставил нам завет о том, как мы должны жить, чтобы и нам стать ближе к Богу.

Очень часто современный человек, движимый гордыней, тщеславием, пытается переделать, подстроить под себя весь мир вокруг себя. Но сколько бы такие реформаторы ни пытались изменить окружающую действительность, благодаря их реформам, как правило, мир становится не лучше, а все хуже и хуже, он становится все более шатким и непостоянным.

Чтобы изменить мир, в котором мы живем, нужно начать с самих себя. Стань сам лучше, преобрази самого себя, спасись сам, и вот тогда вокруг тебя спасутся тысячи – такой завет дал преподобный Серафим Саровский, и он ему следовал. Прежде чем открыть двери своей кельи для посетителей, которые нескончаемым потоком шли к нему, чтобы получить духовный совет, некий импульс духовной жизни, он провел многие и многие годы в затворе, занимаясь духовным собиранием. Ведь духовными сокровищами может поделиться с другими только тот, кто сам их имеет.

Эти сокровища не достаются человеку без труда, сначала их нужно собрать. Преподобный Серафим напоминает нам о том, что каждый из нас должен заниматься своей собственной духовной жизнью, и тогда мы принесем пользу и окружающим нас людям, и миру в целом. Преподобный Серафим говорит, что целью жизни каждого человека является умножение не каких-то материальных благ, а нашего духовного богатства, стяжание Святого Духа Божия, приближение к Богу, потому что в Боге есть вся полнота.

Не может человек иметь полноценную любовь, полноценное милосердие, если он не будет находиться в Духе Святом. Преподобный Серафим Саровский расставляет правильные акценты в жизни. Наверное, поэтому он так любим и так почитаем не только русским народом, но и людьми во всем мире.

– Владыка, у нас еще есть вопросы телезрителей.

«Мои неверующие друзья иногда подшучивают надо мной. Как мне быть? Отказаться от друзей, наверное, неправильно, ведь когда-то все мы были неверующими».

– Добрая шутка никогда никому не вредила, и нужно правильно относиться к такой шутке. Другое дело, если в нашем окружении есть люди, которые пытаются разрушить нашу духовную жизнь, которые глумятся над высокими духовно-нравственными идеалами христианства. Ведь одно дело – пошутить по-доброму, а другое дело – подвергать глумлению и осквернению святыни, которые у нас есть. И если наши друзья кощунствуют, глумятся над верой, над тем, что относится к области религии, то друзья ли они нам и столь ли большой потерей будет потеря таких «друзей»?

Если же люди с другим мировоззрением, другим образом жизни, другой точкой зрения допускают какие-то шутки, но эти шутки от души и добрые, я думаю, в этом нет ничего зазорного. Более того, если вы как добрый христианин во всем будете следовать заповедям Божиим, то ваше общение с этими друзьями (даже если вы не будете убеждать их в правоте своих воззрений), сама ваша жизнь будут свидетельствовать о высоте христианства. И тогда, рано или поздно, произойдет то же, что происходило во времена Древней Церкви, когда язычники, видя образ жизни древних христиан, поражались этому и сами становились христианами.

– «Есть ли в Церкви такое понятие, как «проклятие»? Совсем недавно скончался молодым Юрий Шатунов, такая же участь постигла практически всех участников группы «Ласковый май», и в СМИ всерьез говорят о проклятии «Ласкового мая».

– «Проклятие» и «клятва» – однокоренные слова. Быть проклятым означает оказаться под клятвой. Если человек живет благочестиво, поступает справедливо, то никакие внешние злые силы не могут ему навредить, тем более они не могут навредить группе людей.

Я думаю, что слишком много мистификации вокруг этого понятия. Человек может не бояться греха, не бояться разрушения своей духовной жизни, но он боится каких-то внешних формальных воздействий, таких как сглаз, порча, проклятие. Я считаю, что мы должны меньше обращать внимание на это, хотя проклятие иногда действительно может иметь какую-то силу, но только тогда, когда человек сам реально разрушает свою духовную жизнь.

Поэтому проклятие мы наводим на себя своими собственными грехами, своим собственным беззаконием, когда отворачиваемся от Бога и ввергаем себя в греховную жизнь. Тогда мы становимся открытыми, уязвимыми для тех разрушительных сил, которыми грех, собственно говоря, и является.

– Спасибо, владыка. Как всегда, нашим телезрителям было интересно услышать Ваши ответы на свои вопросы. Благодарю Вас за наше общение.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать