Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

27 октября 2022 г.

– Минувшая программа была у нас юбилейной, а сегодня мы возвращаемся к нашим будням. Владыка, хотелось бы поговорить с Вами на тему эмоций. Все мы постоянно испытываем эмоции. К сожалению, в последнее время положительных эмоций стало меньше, чем отрицательных. Если рассматривать эмоции с духовной точки зрения, с точки зрения Церкви, можно ли сказать, что положительные эмоции от Бога, а отрицательные – от врага?

– Что такое эмоции? В моем понимании эмоции – это некая реакция человека на те или иные явления. Но если это реакция человека, то при чем здесь Бог или дьявол? Наше реагирование на какие-то явления жизни может быть греховным, а может не быть таким.

Мы знаем, что существуют страсти, причем святые отцы говорят, что некоторые страсти даже могут быть без греха. Например, хорошо или плохо, когда человек гневается? Если он гневается на своего ближнего, то это плохо, а если он гневается на свои собственные грехи, недостатки и это помогает ему справляться с ними, то это, наоборот, некая добродетель. Поэтому одна и та же эмоция может приобретать и греховный характер, и характер добродетели.

Я думаю, что здесь важна не столько эмоция, сколько то, что Церковь называет страстью, которая питает эту эмоцию. Человек не должен руководствоваться своими страстями, он должен руководствоваться Божественным словом, он должен сохранять состояние трезвения.

Иногда о человеке, который неистов в своем гневе, говорят: «Он вышел из себя». А что значит «выйти из себя»? Это значит, что этот человек безумный, неадекватный. Хорошо это или плохо? Конечно же, плохо, потому что у этого человека полностью отсутствует трезвение. Человек должен иметь положительные эмоции и бороться с эмоциями отрицательными, потому что за тем, что мы называем отрицательными эмоциями, стоят греховные страсти.

Понятно, что Господь всегда помогает человеку, если человек сам этого желает, если он просит у Господа благословения и помощи в добрых делах и прилагает усилия к тому, чтобы совершать эти добрые дела. Дьявол же, желая ввергнуть человека в погибель, в геенну огненную, пытается возбуждать в нем греховные страсти, пороки, чтобы человек греховно реагировал на окружающие его события. И человек либо поддается дьявольскому искушению, либо старается следовать Божественным заповедям.

Борьба с грехом, со страстями является частью нашей духовной жизни, которая, как мы не раз говорили в наших передачах, описана подвижником VI века преподобным Иоанном Лествичником в его бессмертной книге «Лествица». В этой книге преподобный Иоанн Лествичник образно повествует о лестнице, на вершине которой Господь, а нижняя часть ее упирается в землю.

Если человек желает духовно возрастать, он должен подняться по этой лестнице и на ее вершине встретиться с Господом. Но это произойдет, только если он, переходя с одной ступеньки на другую, будет преодолевать те или иные страсти и приобретать те или иные добродетели. И когда человек наконец приобретет царственную троицу добродетелей – веру, надежду и любовь, он достигнет состояния боговидения, богосозерцания. Он  начнет созерцать иной мир – Божественный, и еще при земной жизни он отчасти будет принадлежать к реалиям иного порядка, иного мира.

– Вы сейчас сказали, что зачастую негативные эмоции – это последствия каких-то страстей, присущих человеку. Очевидно, что в такой ситуации человек должен молиться, ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, которые могут помочь ему в духовной жизни, если он сам будет молиться. А может ли человек, для того чтобы справиться со своими эмоциями, обратиться к психологам, психотерапевтам, к каким-то другим специалистам?

– Когда у нас, например, болит зуб, нам предлагают таблетку анальгина, чтобы избавиться от зубной боли, и мы принимаем ее. Но это лекарство носит симптоматический характер, оно лишь снимает болевой синдром, но болезнь не излечивается, она остается. Человек в каких-то особых обстоятельствах может обратиться, например, к психологу, который может помочь ему научиться правильно реагировать на ту или иную ситуацию, но это будет носить лишь внешний характер, а духовная болезнь, греховная болячка останется в его душе.

Если человек не займется своей духовной жизнью, не будет регулярно участвовать в таинстве Покаяния, в ходе которого из наших сердец, из наших душ с корнем вырываются ядовитые сорняки грехов и пороков, не будет участвовать в других церковных таинствах, которыми врачуется, исцеляется наша душа, результаты его усилий будут носить временный характер.

Вы упомянули не только психологов, но и психиатров, к которым нужно обращаться в случаях, когда человек действительно болен. Нужно сказать, что большинство из нас, считающих себя душевно и духовно здоровыми, таковыми являются не всегда. Если мы грешим, значит, что-то в нашей жизни не в порядке, и для уврачевания нашей духовной жизни есть духовные средства.

– Негативные эмоции возникают у каждого человека, и считается, что периодически их нужно каким-то образом выплескивать. Кто-то идет на футбол, чтобы поболеть за любимую команду и выплеснуть из себя эти негативные эмоции, кто-то иным образом старается освободиться от них, потому что в противном случае они могут разъедать человека изнутри. Как Вы относитесь к этой теории?

– Если человек безбожник, если в его жизни не осталось ничего, что могло бы его преобразить, исцелить, то он прибегает к каким-то поверхностным, что ли, средствам, которые, возможно, отчасти в чем-то ему и помогают. Но это опять же не является кардинальным решением вопроса.

Святые отцы говорят, что иногда какие-то меры не духовного, а именно душевного порядка приходят человеку на помощь. Иоанн Лествичник, другие святые отцы пишут, что состояние уныния имеет разные причины, и только духовно опытный человек может разобраться, какова в данном конкретном случае причина уныния.

Иногда человеку необходимо усилить молитву, принять на себя какой-то духовный подвиг, а иногда, если уныние возникает из-за неумеренных трудов, подвигов, из-за чрезмерного утомления, человеку просто нужно выспаться. Поэтому некоторые старцы советовали монахам, которые несли какие-то очень большие труды и которых вдруг охватывал дух уныния, завернуться в мантию, лечь в кровать и хорошо выспаться. И когда человек высыпался, все у него приходило в норму – и солнце снова ярко светило, и трава становилась зеленее, чем вчера.

Поэтому это тоже в какой-то степени можно рассматривать как естественный выплеск негатива, который в виде усталости, утомления накопился в организме, организм требует некого отдохновения. Такое не исключается, но опять же это меры частного характера.

– Мне доводилось читать: когда какой-то монах получал удар по лицу или с ним происходило нечто подобное, он не обижался на обидчика и объяснял сложившуюся ситуацию тем, что руками этого человека совершил Свое возмездие Господь. Получается, что этот человек не виноват? Или все же это абсурдное суждение?

Господь предлагает нам извлекать максимальную пользу из любой ситуации. Скажем, произошел такой инцидент: повздорили два соседа по лестничной площадке. И вот один сосед ударил другого, а тот в ответ ударил его. И как им выйти из этой ситуации? Если каждый из них, разогревая свою гордыню, будет считать, что он должен любой ценой одержать верх, победить, то иногда эта ситуация развивается по возрастающей до тех пор, пока даже не происходит убийство и один становится покойником, а другой оказывается за решеткой. У одного дети становятся сиротами, но и у другого дети сироты при живом отце. Люди только хотели доказать свое «я», постоять за свою честь, но все завершилось таким печальным образом. А кто-то, наверное, ищет какого-то другого выхода.

Есть люди очень миролюбивые, они способны погасить любой конфликт словом. Я – человек очень неконфликтный. Помню, когда я служил в армии в начале 80-х годов прошлого века, в Вооруженных Силах имели место, как тогда это называлось, неуставные взаимоотношения (или дедовщина), хотя я не могу сказать, чтобы в нашей части дедовщина получила серьезное развитие.

Но, что характерно, меня никто никогда не трогал, все ко мне относились с уважением, потому что я как верующий человек всегда пытался показать словом, где люди не правы и почему так делать нельзя. Мое слово доходило до людей, и конфликты всегда удавалось погасить.

Кто-то из таких ситуаций извлекал пользу для себя: если вдруг кто-то наносил ему удар, это помогало ему вспомнить свои собственные грехи, свои изъяны, и, обратив внимание на свою болезнь, человек прилагал усилия к уврачеванию своей души. Конечно, это не оправдывало ударившего, потому что у него не было никакой духовной мотивации, никакой пользы он от этого не получал и не имел никакого оправдания.

Почему в Священном Писании говорится, что мы должны побеждать зло не злом, а добром? Потому, что если в ответ на зло мы тоже совершаем зло, то зла в мире становится только больше, а если мы пытаемся преодолеть зло добром, то в таком случае зла становится меньше.

Но это вовсе не означает, что такими поступками мы должны поощрять всевозможных преступников, особенно если это касается наших ближних и соседей, которым эти злоумышленники пытаются причинить вред. Если в данном случае мы окажем сопротивление таким людям и даже если защита наших ближних закончится для нас трагически, это будет высшим проявлением Божественной любви, о которой Господь сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

– Но в Ветхом Завете говорится: око за око и зуб за зуб. Что здесь имелось в виду?

– Здесь имеется в виду, что если человеку сделали какое-то зло, то ему нужно отплатить таким же образом. Но когда Господь принес в мир Свое евангельское учение и Своим Божественным воплощением принес на землю Божественную благодать, врачующую естество человеческое, Он сказал: вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Господь дает совершенно другие заповеди, – заповеди любви, потому что любовь превыше всего, она способна преображать этот мир, самого человека и окружающую его среду.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 29 октября отмечается память Домны Томской. Я думаю, что за пределами Томской области о ней знает не так много людей, но, поскольку нашу программу смотрят даже в других государствах, давайте расскажем о ней подробнее.

– Каждый верующий человек знает: помимо тех святых, имена которых занесены в общецерковный месяцеслов, в каждой епархии есть еще и свои местночтимые святые. Святая блаженная Домна по благословению покойного Святейшего патриарха Пимена была внесена в Собор Сибирских святых, сибирских подвижников благочестия как местночтимая святая. Она подвизалась в городе Томске в XIX веке и поэтому особенно почитается томичами.

В Томске есть часовня блаженной Домны, построенная силами Томского политехнического университета в студенческом городке, потому что когда-то на месте нынешнего студенческого городка было монастырское кладбище, на котором была погребена эта великая подвижница. Могила ее была очень почитаема, но в годы безбожия, к сожалению, ее захоронение было полностью разорено.

В настоящее время точно установить месторасположение могилы блаженной Домны не представляется возможным, поэтому в 90-е годы прошлого века часовня святой блаженной Домны была построена приблизительно на месте ее погребения, и там в настоящее время возносятся молитвы этой святой, особенно в день ее памяти.

Кто же такая святая блаженная Домна Томская? Эта святая несла подвиг Христа ради юродства. Такой подвиг несли многие подвижники земли Русской. Они прятали свое благочестие, свои великие подвижнические труды под личиной безумия либо странностей и скрывали свою  добродетельную жизнь за какими-то иногда не вполне адекватными, смешными, неподобающими поступками, желая быть праведниками не перед людьми, а перед Богом. Эти святые заботились о приобретении добродетели смирения, совершая свои подвиги не напоказ, а для благоугождения Господу.

Расскажу об одном эпизоде из подвижнической жизни блаженной Домны. В городе Томске был тюремный замок, где содержались заключенные, которых, как правило, кормили очень скудно, и они всегда нуждались в каком-то приношении, в каком-то гостинце. Далеко не у всех из них были родственники или люди, которые могли бы принести им какую-то пищу, и поэтому они с нетерпением ждали какого-нибудь благотворителя, который накормил бы их.

Такой благотворительницей часто становилась блаженная Домна, причем она не хотела нести продукты в тюремный замок, как это делали все. Она поступала по-другому: шла к полицейскому участку и под его окнами начинала распевать, да что там распевать – громко орать разные песни. Полицейские выходили, делали ей замечание, но, когда они уходили, она начинала кричать эти песни еще громче. Так продолжалось до тех пор, пока полицейские ее не арестовывали и не бросали в этот самый тюремный замок, подвергая ее кратковременному заключению за нарушение общественного порядка.

Томичи, зная о подвижнической жизни блаженной Домны, услышав, что Домнушка блаженная задержана и ее бросили в тюремный замок, стекались со всего Томска к этому тюремному замку и приносили кто пироги, а кто и курочку запеченную и передавали все это Домнушке. Конечно, ей все это не было нужно, и она все отдавала заключенным. Все они отъедались за дни пребывания Домны в тюремном замке, и Домна, когда ее выпускали, со спокойной душой уходила, а тюремные сидельцы желали ей скорейшего возвращения, чтобы они снова какое-то время могли хорошо питаться.

Так она скрывала свою добродетель и совершала благодеяния. И таких поступков у блаженной Домны, как и у других Христа ради юродивых, было много. При жизни своей блаженная Домна творила чудеса, исцеляла больных, обладала даром прозорливости. Ее молитва имела очень большую силу, поэтому и в наше время, когда мы просим ее о молитвенной помощи, она тут же приходит на помощь.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Нужно ли носить крестик некрещеному человеку?»

– Крест – это внешнее знамение нашей веры. Крест дается человеку в таинстве Крещения. Если человек имеет намерение возложить на себя святой крест, являющийся великой силой и оружием Божиим против сил зла, то человеку прежде всего нужно проникнуться верой, потому что крест без веры – это лишь бесполезное украшение, не имеющее никакой благодатной силы.

После этого человек должен принять таинство Крещения, и во время таинства Крещения священник наденет на него животворящий крест. Этот крест как великую святыню человек будет носить вплоть до гробовой доски.

– «Если церковный раскол случился в XVII веке, можно ли считать русских святых до этого времени раскольниками и старообрядцами?»

– Довольно странный вопрос. Как можно считать кого-то раскольником еще до раскола? Скажем, если у человека сахарный диабет, можно ли было считать его больным сахарным диабетом, когда ему было пять лет? Вообще это довольно странно. Когда произошел раскол, тогда люди и согрешили, отделившись от Церкви.

– «Почему чем дальше от евангельских времен, тем меньше становится явных проявлений Бога? Например, ангел не сходит в Иерусалимскую купель и не исцеляет первого, кто войдет в нее по возмущении воды».

– Я считаю, что в настоящее время Божественных чудес ничуть не меньше, их даже больше. Наверное, мы просто более бесчувственны и не стараемся увидеть, разглядеть их. Так же было и в те древние времена. И тогда Господь исцелял огромное количество больных, а потом эти же люди кричали Пилату: распни, распни Его! Они быстро все забывали, закрывали глаза на все это.

В Иерусалиме каждый год на Пасху сходит Благодатный огонь, и разве все жители Иерусалима стали православными, ведущими благочестивую христианскую жизнь? Отнюдь. А сколько других чудес совершается по всему белому свету! Например, в 2004 году у нас в Томске в Богородице-Алексиевском монастыре замироточила икона Святой Троицы, миро около недели непрестанно шестью потоками источалось из святой иконы.

Мы установили эту икону на аналое в центре монастыря, и многие томичи приходили посмотреть на это чудо. Приезжали киногруппы и снимали на камеры мироточение иконы, показывали это в новостном блоке нашего томского телевидения. И разве весь Томск, увидев это чудо, вдруг стал глубоко христианским? Нет, конечно.

Приведу цитату из романа «Братья Карамазовы» Федора Михайловича Достоевского: «Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры».  

В общем, эта мысль Ф.М. Достоевского вполне оправданная. Поэтому, конечно же, там, где больше веры, больше и чудес. Но в определенные периоды истории человечества чудес случалось меньше из-за оскудения веры. Господь всегда показывает Свою силу и Свое действие в этом мире, но человек не всегда может это увидеть и оценить.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать