Православный взгляд. Трагедия в Татарстане. Неделя о расслабленном

27 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, принцип нашей программы – находить ответы на самые непростые вопросы и не избегать острых тем, одна из которых – теракт в Казани. Подобные случаи нередкое явление, как ни печально. Мы помним происшествие в Керчи. На Ваш взгляд, у этих событий есть причины духовного характера или только психологические?

– С православной точки зрения духовные причины есть у всего, что касается жизни людей. Иногда они проявляются ярко, а порой в скрытой форме.

Человек, по определению апостола Павла, есть дух, душа и тело, и в каждом его поступке проявляются эти три уровня бытия. Он действует в материальном мире зримо, телесно, безусловно, думая о чем-то, переживая, болея душой, при этом имея ценностные мотивации, в том числе связанные с его отношением к Богу, которое может быть более или менее осознанным.

Человек всегда находится перед Богом, и вся его жизнь – своеобразный диалог с Ним, выстраивание отношений.

– С чем мы имеем дело в случае с казанским стрелком, назвавшим себя богом?

– Это уже симптом духовной болезни. Духовное не значит доброе. Духовная плоскость бытия – это объективная вещь.

– Конечно. Ведь есть не только добрые духи.

– Совершенно верно. Дух человека может проявлять себя в добре или зле, что определяется его свободой.

То, что преступник представился богом, – это пища для размышления.

Вы сказали, что такой случай не единичный, даже в нашей стране, не говоря обо всем мире. На мой взгляд, это иллюстрирует духовное состояние общества в целом и подрастающего поколения в частности, которое наиболее уязвимо для действия духов злобы по причине неопытности.

– Духи злобы боятся поста и молитвы. Если человек не делает ни того, ни другого, их действие на него усиливается. Верно?

– В наше время духам злобы почти ничего не надо делать. Люди сами искушают друг друга, направляют ко злу.

Так называемый казанский стрелок был завсегдатаем компьютерных игр с убийствами. На деньги, вырученные от участия в таких играх, он купил оружие. Значит, это была существенная сумма, за которой стоял виртуальный успех. Я не говорю, что это главная причина, но такому человеку легче переступить границу дозволенного, у него уже сформирован навык убивать.

– В Евангелии от Иоанна Иисус говорит иудеям: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Что имел в виду Спаситель?

– Речь идет о богоизбранном народе, членах ветхозаветной Церкви. Израильский народ в Ветхом Завете, до пришествия в мир Христа – это явление не столько этническое, политическое, сколько религиозное. Для чего он был образован? Чтобы хранить предание об истинном Боге и быть рупором Божественной истины. Богами эти люди названы как строящие свою жизнь в соответствии с волей Божьей. Чтобы быть в единстве с Богом, нужно являть Ему послушание через исполнение Его заповедей. В этом – верность и доверие Ему.

Христос говорит: заповедь… живот вечный есть. Вечная жизнь – это жизнь Бога. Только Он бесконечный и безначальный. Человек, вступая в подлинное общение с Ним, по словам апостола, становится причастником Его естества, приобщается Божественной жизни.

В свете вечной жизни заповедь – не формальное предписание, а ее закон. Стараясь жить по заповедям, мы приобретаем навык вечной жизни, уподобляемся Богу, становимся как боги, но не через противопоставление себя Богу и самоутверждение, а через послушание и единство с Ним.

С кем поведешься, от того и наберешься. Оставаясь существами сотворенными, но пребывая с Богом, мы становимся богами по благодати – так это называется в богословии. Вот что имеется в виду в Священном Писании и к чему призван человек.

Труднее всего победить самого себя, через послушание, преодоление в себе зла, греха, действующей смерти. Гораздо легче выпустить обойму в других.

Задача человека – доказать, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта проблема была всегда, она берет начало с падения Денницы, который пытался доказать, что равен Богу, и пал. Его последователи приходят к такому же результату – к личностному краху, как Раскольников у Достоевского и как нынешний казанский стрелок.

Помоги Господи ему покаяться и встать на путь, действительно ведущий к Богу, а не уводящий от Него. Самоидентификация «я бог» – это, по сути, заявка на богопротивление. Но, будучи немощным, слабым человеком, он таким образом демонстрирует духовное невежество и бессилие, потому что, конечно же, никаким богом не является. Убивать людей не значит быть богом.

– Прошу прощения, может быть, за провокационный вопрос. Вы только что говорили о покаянии. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить. Неужели и в данном случае прощение возможно?

– Прощение возможно в любом случае. Это категория не психологическая, а духовная, а все духовное достижимо только с помощью Духа Святого. По-человечески мы не можем выполнить ни одной заповеди. Так же и подлинное покаяние – это духовное делание, только с помощью Божьей происходит, когда человек открывает свое сердце для благодати, готов переосмыслить, изменить свою жизнь. Тогда Господь его укрепляет, и он может реализовать покаяние не просто на словах, но изменить себя. Без намерения измениться покаяние неподлинно. Если оно ограничивается только признанием ошибок, этого мало. Иуда признал свою ошибку, но это его не спасло.

– А его можно простить?

– Он был бы прощен, если бы, как апостол Петр, оплакал свое падение и искал примирения с Богом, а не удалился от Него еще больше через дерзновенный поступок самоубийства: лишил себя того, что не брал. Жизнь – это дар, которым мы не имеем права распоряжаться по своему произволу.

– Что бы Вы ответили атеисту на вопрос: «Где был ваш Бог, когда расстреливали детей?»

– Бог был рядом, с детьми, учителями и даже с этим стрелком. Он любовь. Как мать рядом с сыном, когда он делает добрые дела, которыми можно гордиться, и когда попадает в тюрьму. Она его не бросает, не отрекается от него, но еще больше о нем заботится. Это любовь с болью. Бог и с радостью тоже, но в большей степени с болью.

Бог сделал все, чтобы этого не произошло, но Он оставляет людям свободу выбора. Мы должны отдавать себе отчет в том, какая великая ответственность лежит на наших плечах. Бог предлагает человеку путь жизни и путь смерти. И человек может избрать смерть.

Если бы Бог не оставил нам свободы выбора, в человеческой жизни не было бы места любви, которая является вершиной свободы. Любовь из-под палки невозможна. Более того, Бог знал, что Адам падет, тем не менее сотворил его. Свобода – это риск, но и возможность для великих свершений, достижений. Человек может пренебречь теми возможностями, которые дает ему Бог, и сойти в ад, но свобода дана ему, чтобы уподобиться Богу.

– То, что жертвами стали дети, не свидетельствует ли о трусости нападавшего? Или это пример богопротивления, ведь детей часто сравнивают с ангелами?

– Конечно, что-то такое здесь есть. Невинные жертвы, девственницы и дети, – изуверские формы идолопоклонства. Совпадение это или на самом деле бесы так надругались над этим молодым человеком, что сподвигли его на языческий, по сути, акт злодеяния, проявление это трусости или нет, – трудно сказать. Человек в состоянии духовного обольщения (наверное, в данном случае можно об этом говорить) вряд ли чего-то боится и может пойти на любое зло, не страшась последствий, не отдавая себе в том отчета. Он не принадлежит себе, как и гадаринский бесноватый, который бился о камни.

Беснование бывает эффектное и тихое, когда человек предается какой-то злой мысли. Природа маньяков именно такая, поэтому очень часто с психологической точки зрения, даже нравственной, маньяки приличные, тихие, воспитанные, образованные люди, и психологическими или физиологическими особенностями их поведение не объяснить. Их преступления называют немотивированными, но мотивы у них есть, просто они лежат в духовной области.

– Давайте перейдем ко второй части программы. Четвертая неделя после Пасхи – о расслабленном. Какой урок нам необходимо усвоить?

– Блаженный Августин говорит: «Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не сможет». Конечно, спасение от Бога. Своими усилиями даже самые мужественные, героически настроенные люди не могут взойти на духовное небо, войти в рай. Им нужна помощь Божья. Если бы она не требовалась, незачем было бы Богу приходить в наш мир, становиться Человеком и завершать Свой жизненный путь мученической смертью на кресте. Это произошло именно потому, что род человеческий иначе не был бы освобожден от власти смерти.

В истории с расслабленным мы видим и помощь Божью, и действие самого человека. Он много лет лежал в купели, в которой совершалось чудо движения воды, и тот, кто в этот момент первым погружался в воду, получал исцеление. Расслабленный много лет не терял надежды на чудо. Мы видим в нем несколько добродетелей: живую веру, которая выражается в надежде на Бога, и терпение. Именно к такому человеку приходит Бог.

Так бывает и с нами: когда мы усердны в вере, покаянии, молитве, исполнении заповедей, в первую очередь по отношению к ближним, терпя, любя, прощая их, Бог помогает нам, делает нас сильнее, мужественнее.

Можно быть внешне долготерпеливым, а внутри роптать, но с помощью Божьей стать смиренномудрым, то есть уже совершенно спокойно смиряться перед ближними.

Смиренное самовосприятие  – это видение себя в истинном свете, таким, какой ты есть на самом деле, с плюсами и минусами. Слово «смирение» происходит от славянского «мера» и в древнейших текстах писалось через «ять» – смҍрение. Это духовная мера, которая тоже дается от Бога.

Почему исцеление расслабленного вспоминается именно в послепасхальные дни? Потому, что это событие свидетельствует о благодеянии Бога всему человеческому роду. Расслабленный символизирует человеческую природу. Господь готов нас исцелить, поставить на духовные ноги, чтобы мы могли противостоять злу.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

«На Радоницу не получилось съездить на кладбище. Но Пасха длится сорок дней. Уместно ли позднее покрасить яйца и съездить на могилку?»

– Посещение кладбища, особенно с молитвой об усопших, уместно в любое время. А оставлять на могиле яйца – это народный обычай, в котором нет особой необходимости.

– Но Радоница – это Пасха для усопших. Я думаю, что в этом дело.

– Что такое Радоница по церковному уставу? Это первый день, когда после Пасхи допустимо гласно совершать заупокойные богослужения. Поскольку Пасха – победа жизни над смертью, то не совсем уместно разделять живых и усопших. Пасха как раз свидетельствует о том, что у Бога все живы. Она длится восемь дней и завершается Антипасхой, поэтому первый раз совершать заупокойное богослужение возможно в вечер понедельника.

После Пасхи первым делом шли поминать усопших, но это можно сделать в любой другой день, не совсем уместно в воскресенье, малую Пасху.

Церковь поминает усопших каждую седмицу в субботу, библейский день покоя. Усопшие потому так и называются, что они как бы уснули, успокоились от земных дел. Поэтому родительские поминальные дни – это субботы, за исключением Радоницы. Так что сходить на кладбище можно в любой день, но лучше – в субботу,что наиболее органично.

– Яйца можно не красить?

– Да. Усопшим нужна только молитва.

– Правда ли, что в Светлую седмицу те, что причащались в пасхальную ночь, могут причащаться без исповеди, прочитав только пасхальный канон?

– В пасхальные дни требования к подготовке к причастию менее строгие. Как говорит Иоанн Златоуст в «Слове огласительном на Пасху», постившиеся, непостившиеся, потрудившиеся и ленивые – все могут насладиться «пиром веры». Пасха длится всю Светлую седмицу, поскольку это праздников праздник. Поэтому причащаться можно чаще, без поста, и молитвенное правило более краткое. Но стоит ли причащаться ежедневно, нужно решать с духовником. Мера духовного возраста у каждого своя. Кому-то частое причастие на пользу, а другому может повредить.

К таинству нельзя относиться механически, потребительски. Нам подается благодать, утешение, но не только для того, чтобы мы насладились миром, покоем, радостью, а чтобы, укрепленные духовно, послужили Богу. Под служением понимается хранение заповедей, из которых главная – любовь к Богу и к ближнему. Если же мы причащаемся только потому, что нам хорошо с Богом, а когда сосед попросит соли, не дадим, это плохо. Мы должны наслаждаться «пиром веры», но и чувствовать ответственность. Ведь Господь спросит, как мы использовали Его дары.

 Конфликт между Израилем и Палестиной может быть отголоском пророчества Спасителя об Иерусалиме?

– Я не пророк и не могу однозначно ответить. Правда в том, что все конфликты, по крайней мере, после Христа, являются этапами исполнения эсхатологических обетований, которые содержатся в Апокалипсисе. Эта книга написана особым языком и апеллирует к глубинным духовным смыслам, которые исторически могут проявляться многократно и по-разному.

– Про Иерусалим не только в Откровении сказано, но и в Евангелии: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его.

– Впервые это произошло в 70-х годах I века, когда город был разрушен римскими воинами. Жители покинули его. Но с тех пор на Ближнем Востоке, в том числе в Иерусалиме, много чего происходило. Город переходил из рук в руки, его восстанавливали и разрушали. Так что это звенья одной цепи.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 июля: 12:30
  • Воскресенье, 01 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​