Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

25 августа 2022 г.

– Владыка, в преддверии учебного года предлагаю сегодняшнюю нашу тему озаглавить так: «Ученье – свет». И в связи с этим мой первый вопрос: стоит ли с православной точки зрения рассматривать учение как некое послушание?

– Я бы не стал бросаться такими словами, как «послушание», потому что послушание – это обязанность, которая вменяется человеку духовным наставником либо начальником. Образование – это не столько послушание, сколько очень важное и нужное для каждого человека дело.

Важность образования осознали еще в Древней Руси, и поэтому с приходом христианства, с Крещением Руси образование сразу же стало развиваться. При крупных монастырях создавались книгохранилища, библиотеки, первые школы, перед которыми была поставлена задача не просто научить грамоте русских людей, но дать им через грамоту ключ к познанию Священного Писания, богооткровенных истин, а также знания, накопленные человечеством за все время его существования. Дело образования рассматривается Церковью как весьма важное, и каждый человек должен отнестись к нему максимально ответственно.

– А как поступать родителям, чадо которых не очень успевает в учебе? Кто прав: родители, которые бранят своих детей и говорят: «Ты должен, обязан учиться», – или родители, которые считают, что это жизнь ребенка и пусть он как умеет, так и учится? Или, как обычно, истина где-то посередине?

– Мне думается, что неуспешность в учебе может иметь под собой две причины. Одна из них – это природная неспособность человека к определенным видам наук. Ведь не секрет, что есть гуманитарии – люди, более склонные к гуманитарным наукам, к изучению литературы, истории, других общественно-гуманитарных дисциплин, и есть технари, которые больше склонны к изучению химии, физики, математики. Это известное противостояние лириков и физиков.

Поэтому навязывать ребенку, скажем, гуманитарный профиль, если у него склонность к техническим наукам, я думаю, не следует. Родители и учителя должны видеть, что заложено в ребенке свыше, и стараться развивать эти качества. Другие же науки, конечно, не должны игнорироваться, просто им можно уделять несколько меньше внимания.

Но за неуспешностью в учебе может скрываться такое явление, как леность. Что греха таить, леность свойственна и взрослым людям, не говоря о детях, которым, конечно же, намного приятнее предаваться играм, чем учебе. Тем более что в настоящее время есть очень много соблазнов в том плане, что обычные игры, в которые играли мои сверстники, будучи детьми, заменены играми компьютерными. У каждого в кармане гаджеты с играми, и не нужно выходить во двор и собирать команду. Достаточно достать из кармана мобильный телефон или сесть за компьютер – и можно играть в разные игры.

И если за неуспешностью в учебе стоит леность, это очень опасная духовная болезнь, с которой нужно бороться всем вместе: с леностью должен бороться сам учащийся, на это должны обращать внимание и педагоги, и родители. Поэтому здесь, как Вы говорите, истина действительно где-то посередине.

Очень важно, чтобы ребенок, став взрослым, не пожалел о том, что родители не оградили его от каких-то соблазнов, не наставили его в добре, потому что во взрослом возрасте с большим трудом ему придется восполнять недостаток знаний.

Я, например, часто сокрушаюсь сердцем, что когда я был ребенком, и в школе, и в семье очень мало внимания уделялось, скажем, изучению языков. Сейчас, когда мне без малого 60 лет, мне намного сложнее изучать языки. Поэтому родители должны не только включать перед детьми зеленый свет в деле образования, но и побуждать, стимулировать их к тому, чтобы они имели заинтересованность в учебе и прилагали к этому усилия.

– Владыка, можно сказать, что у Вас на попечении тысячи духовных чад разного возраста. Можете ли Вы дать совет, как заставить ребенка учиться, если дело именно в лености? Нужно всыпать ему ремня, побранить его или можно добиться этого какими-то иными способами?

– Когда Вы говорите о тысячах людей, готовых услышать совет, это как раз та область, где нельзя с трибуны раздавать советы тысячам слушателей, потому что каждый человек индивидуален. Кто-то нуждается в строгости, кто-то – в добром слове, а кто-то в стимулировании, и к каждому должен быть свой подход.

Конечно же, родители, педагоги, зная своих подопечных, детей, должны понять, какой ключ нужно найти к сердцу ребенка или взрослого человека, чтобы подвигнуть его к какому-то труду. Не секрет, что есть дети, которые будут стараться, боясь какого-то наказания, и есть дети, которые, если всыпать им ремня, ожесточатся и назло родителям не будут учить то, что нужно.

У каждого свой характер, свой нрав, поэтому здесь должен быть творческий подход. Если от человека требуется творческий подход к написанию картины или к созданию музыкального произведения, то формирование его менталитета, задание некого вектора его жизненного развития требуют от педагогов и родителей куда большего искусства.

Святые отцы говорили, что задача родителей не столько родить детей, дав им временную жизнь, сколько потом их воспитать. А воспитание предполагает в том числе и прививание ребенку некого позитивного отношения к учебе. Я знаю много детей, которые с радостью бегут в школу, потому что там создана должная атмосфера, должный климат. Ну и учеба – это не просто освоение определенного багажа знаний, потому что знать все, запомнить все невозможно, да в наше время и нет такой необходимости, потому что у всех под рукой Интернет, всегда можно оперативно найти ту или иную информацию через различные поисковые системы.

Получить некое воспитание, некое целостное мировоззрение – вот что важно в результате образования и школьного, и вузовского, а по большому счету и того образования, которое человек получает в течение всей своей жизни.

– Мне очень нравится плакат, который давным-давно скинули мне на гаджет из Кемеровской области. В нем говорится о том, что в Кемеровской области очень много несчастных детей, которым родители не дали ничего, кроме денег. Я думаю, это можно отнести и к школе.

– Конечно. В деле образования деньги как раз далеко не на первом месте. Иногда родители стараются устроить своих детей в какие-то элитные школы, думая, что вкладыванием в это финансов можно надежно обеспечить образовательный процесс. Но эти дети зачастую лишаются личного внимания, заботы и теплоты родителей, рассчитывающих, что деньги заместят все, они перекладывают воспитание на школу, которая за такие деньги просто обязана сделать из их детей игрушечку. На самом деле здесь видны просчеты и в воспитании, и в образовании, и в результате получается некий блин комом.

– Владыка, много лет Вы были ректором Томской духовной семинарии и вот сейчас говорите о творческом процессе. А можете ли Вы вспомнить какой-то творческий момент, благодаря которому удалось изменить кого-то из неприлежных учеников?

– Я думаю, что здесь ничего вспоминать не надо. Это обычный учебный процесс в любом учебном заведении, в том числе и в духовной семинарии. Я наблюдаю за тем, как первокурсники, которые только-только приступили к учебе, горят желанием учиться, активно берутся за дело образования, но когда это продолжается изо дня в день, у них начинают опускаться руки, они как бы закисают. И вот тут педагогам необходимо поддержать в них добрые устремления.

Конечно же, от преподавателей здесь зависит очень многое. Когда я был студентом Московской духовной академии, я видел, что на лекциях отдельных преподавателей собиралась огромная аудитория. Приходили не только студенты, которые должны были присутствовать на лекциях, но и студенты, которые не были обязаны ходить на эти лекции, потому что все видели, насколько интересны и полезны лекции этих преподавателей и как они вдохновляют.

Я думаю, что всегда нужно пытаться зажечь учащихся внутренним огнем, стремлением к постижению тех или иных дисциплин, в первую очередь тех, которые нравятся самим детям.

– Изменится ли с 1 сентября учебный процесс в Томской духовной семинарии? Ведь не секрет, что российские вузы решили уйти от Болонской системы. Скажется ли это каким-то образом на духовном образовании?

– Это вынужденный процесс, поскольку сейчас, когда России объявлена война по всем фронтам, в том числе и в сфере образования, Россия должна выстраивать свою автономную систему образования, не завязанную на международные рейтинги и прочее.

Поскольку в нашей стране духовное образование сопряжено со светским, мы тоже оказались в этой обойме. Но то, что принято такое решение, еще не означает, что все начало активно осуществляться, потому что это на самом деле очень трудно. Представьте себе растение, которое каждый год пересаживают с одного места на другое. Для многих растений это очень неполезно и даже может быть губительно. Растение должно прижиться, пустить корни, и только тогда оно начинает приносить добрые плоды.

Поэтому, думаю,  здесь никаких резких движений нет и не будет. Надеюсь, что это касается и светских вузов, и духовных учебных заведений. Я думаю, что будет найден какой-то оптимальный вариант, но пока мы строим свое образование так, как его и строили.

Духовные школы, в отличие от многих светских вузов, были не особо завязаны на международный уровень рейтингов, поэтому в этом отношении мы более свободны. Как изучали  Священное Писание, догматическое богословие, историю Церкви и Отечества, историю Древнего мира, так и будем все это изучать, а по какой системе?.. Пока набор на специалитет осуществлен так же, как это было до Болонской реформы.

Конечно, подобные решения должны приниматься на самом высоком уровне и без всякой поспешности. А если мы будем метаться, ничего хорошего от любой реформы не будет, особенно если эта реформа касается образования.

– Владыка, с Вашего благословения во всех томских храмах начали служить молебны перед началом учебного года. Скажите, они составлены каким-то особым образом? Чем они отличаются от молебнов, которые можно практически ежедневно заказать в каждом храме?

– В каждом храме ежедневно можно попросить священников отслужить любой молебен, в том числе и этот. Но этот молебен служится как бы не индивидуально, не для какого-то отдельно взятого человека, а для всех прихожан, потому что с системой образования так или иначе связаны все: кто-то является педагогом, кто-то – студентом или учеником. Или в семье наверняка есть дети, внуки, племянники, которые или пойдут учиться, или уже учатся. Поэтому Церковь и служит такой молебен, в котором могут принять участие одновременно все.

Что такое молебен? Это молитва к Богу о призвании Божия благословения на любое дело. Мы знаем, что в Церкви служатся молебны о здоровье, освящении жилища, молебны на всякое доброе дело. И есть такое чинопоследование, которое с древних времен помещалось во все богослужебные книги, называемые Требниками.

В Требнике Петра Могилы – наиболее известном и популярном XVII века, переизданном в наше время, есть чин, который называется: чин благословения детей на учебу. В несколько видоизмененном виде этот чин дошел и до нас. Этот молебен публикуется в богослужебных книгах с чинопоследованиями и совершается во всех храмах.

Если мы прочитаем текст молитвословий, которые в нем содержатся, то увидим, что там есть просьба к Богу, чтобы Он наставил педагогов, дал им мудрость, должную благорасположенность к своему делу, что очень и очень важно. Также там есть молитва к Богу, чтобы Он расположил сердца детей к принятию того доброго, что будет преподаваться им в разных учебных заведениях. Поэтому этот молебен актуален и для учеников, и для учителей.

И хотя этот молебен официально называется в богослужебных книгах как молебен благословения детей, на самом деле это молебен и на благословение учителей, педагогов, профессоров. Он актуален для всех учащихся, даже если это великовозрастные студенты (а мы знаем, что в некоторых вузах иногда учатся люди зрелого возраста), то есть он актуален для всех, кто грызет гранит науки, изучая те или иные дисциплины.

Почему так важно начать учебный год именно с молебна? Потому, что все, на чем есть Божие благословение, приносит большие плоды и результаты. Помимо усердия человека, напряжения его сил, помимо организационных процессов, которые должны сопровождать учебный процесс, всегда очень важно, чтобы этому содействовало благословение Божие.

Когда есть благословение – все спорится, все идет намного легче. Когда ключ плохо проворачивается в скважине, его смазывают маслом – и он начинает хорошо работать. Вот так же и во всех сферах нашей жизни. Если мы призвали Божие благословение, то, помимо каких-то естественных сопутствующих этому делу условий, Господь дает Свою силу, и все начинает спориться.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. Грядет великий христианский праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что в нашей стране он очень почитаем, ведь не только многие храмы, но и монастыри носят имя в честь этого праздника. Что же это за великий праздник и почему он так почитаем?

– На Руси день Успения Божией Матери иногда называют Богородичной Пасхой, и многие богослужения праздника Успения Божией Матери соответствуют или похожи на предпасхальные богослужения, богослужения Великой Субботы. Поэтому этот праздник сразу был отмечен людьми как имеющий особую значимость.

Это день, праздник, торжество Пресвятой Богородицы, Которой Господь вручил материнскую заботу обо всех верующих христианах, поэтому он особенно любим, и не только нашим народом. Нужно сказать, что и в западной, и в римско-католической традиции этот праздник тоже является одним из важнейших. В некоторых странах Западной Европы этот день даже является выходным.

Однажды, как раз в праздник Успения Божией Матери по западному новостильному католическому календарю, я отправился в паломничество в город Бари к мощам святителя Николая Чудотворца и оказался в Риме. И я увидел, что этот день выходной, хотя была середина недели. Итальянцы говорили: «Сегодня большой праздник Успения Богоматери». Этот день является выходным и в Греции, и на Кипре, и в других странах западного мира.

У нас этот день, к сожалению, рабочий, тем не менее люди этот день любят, чтут, и они знают, что в этот день молитвы Божией Матери, Ее заступничество не только не отняты от мира, но, наоборот, обильно на него изливаются.

Казалось бы, парадокс – это же Успение Божией Матери, когда Она умерла по плоти, почила. На самом деле кончина Божией Матери не была смертью в прямом смысле этого слова, поэтому этот день называется преставлением Богоматери, когда Она перешла из земной реальности в реальность небесную.

Имея особую близость к Богу, Божия Матерь предстала пред Престолом Божиим. Как говорится в одном успенском песнопении, будучи Престолом Бога (потому что Она носила на руках Своих воплощенное Божество), в день Своего успения Она взошла к Престолу Божию и там была наделена особой силой в молитвах за этот мир. Все песнопения и богослужебные тексты Успения Божией Матери имеют одну и ту же мысль, которая красной нитью проходит через них: во успении Матерь Божия не оставила этот мир.

В Древней Церкви хорошо известен своим Великим покаянным каноном, который читают во всех храмах Великим постом, святой преподобный Андрей Критский. Кроме этого, он был еще и выдающимся гимнографом, и проповедником.

Сохранились некоторые проповеди Андрея Критского, в частности его проповедь на Успение Божией Матери, в которой он, обращаясь к Богородице, произносит такие слова: «О, Чистая Дева! Когда Ты жила здесь, на земле, Тебя в кругу своего общения имело небольшое число людей. Но когда в день Успения Ты преставилась от земли к Небу, Тебя стали иметь своей Заступницей, Молитвенницей и Матерью христиане, живущие по всему миру». Поэтому это праздник близости к нам Божией Матери, Ее молитв, Ее заступничества. Отсюда такая любовь к нему.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Почему соборование в храмах бывает только в пост?»

– Соборование – это одно из таинств, которое может совершаться всегда. Но к любому таинству человек должен быть готов. Конечно же, большую готовность к принятию Божественной благодати человек имеет тогда, когда он несет какие-то дополнительные труды и подвиги, и лучшее время для этого – время поста. Поэтому пост – наиболее благоприятное время для соборования.

Но это не значит, что это таинство не может быть совершено в любое другое время. И поэтому, если прихожане того или иного прихода изъявляют желание вместе пособороваться в какой-то другой день, даже если это не время поста, это не возбраняется.

– «Как бороться с раздражительностью?»

– Когда в сердце человека начинает разгораться огонь раздражения и он готов испепелить этим огнем всех окружающих, святые отцы советуют не выплескивать сразу свои эмоции. Они советуют двенадцать раз прочитать молитву «Богородице Дево, радуйся», и молитвами Божией Матери сердце человека успокаивается. Он приходит в некое трезвомыслие и начинает понимать, что гнев и раздражение, которые он хотел выплеснуть на окружающих людей, не имеют под собой никаких оснований.

Я по себе знаю, что когда, скажем, какие-то обстоятельства подвигают к раздражению, гневу, начинаешь творить молитву, прочитаешь ее три-четыре раза и уже чувствуешь, как мир входит в твою душу. Потому что любые страсти – это проявление человеческой немощи, и врачуются они благодатью Божией. Дверью же для Божественной благодати является молитва.

 

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 02 февраля: 12:30
  • Воскресенье, 05 февраля: 05:30
  • Четверг, 09 февраля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать