Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

23 июня 2022 г.

– Владыка, 25 июня в России отмечается так называемый День дружбы и единения славян. Скажите, воспринимается ли этот праздник каким-то образом с церковной точки зрения или Церковь его отмечает, только когда мы празднуем Дни славянской письменности и культуры?

– Вы говорите, что в России этот день отмечается, а я не знаю, кто его отмечает. От Вас я впервые слышу, что вообще есть такой день. А когда такой день еще и называется праздником… Я думаю, что в современных календарях к тем или иным дням приурочены какие-то определенные события, но это никак не праздничные дни.

Но есть день, когда мы вспоминаем о наших духовных корнях, о духовных корнях всех славянских народов, – это день памяти наших духовных просветителей, которые открыли славянским народам бесценную сокровищницу христианской мудрости, Божественного Писания, Нового Завета, святоотеческих учений. Это святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, которые не просто составили славянскую азбуку, но сделали доступными для славянских народов богослужения Православной Церкви, богатое святоотеческое наследие и в первую очередь книги Священного Писания. И, конечно же, день их памяти является общим праздником всех славянских народов.

Я помню, что еще до того, как этот день стал широко отмечаться на государственном уровне в России, в советские времена он широко отмечался в Болгарии, и это всегда меня поражало. Тогда, в 70-е годы, я еще ходил в школу, и я недоумевал: Болгария – тоже социалистическая страна, в которой, как и в России, атеизм является официальной идеологией, но в ней на официальном уровне отмечается память тех, кого Церковь почитает святыми.

Кирилл и Мефодий были священнослужителями: Мефодий был епископом Православной Церкви, а Кирилл – монахом. Тем не менее их вклад в формирование духовности, нравственности славянских народов настолько велик, что день их памяти действительно следует отмечать особенно, и этот праздник был, есть и должен всегда оставаться большим праздником во всех славянских странах.

Я понял, что Церковь не имеет к этому дню никакого отношения, зато это дает нам повод снова поговорить о наших славянских корнях. Недавно министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров заявил, что Запад ведет сейчас войну, и в первую очередь информационную, не только против России, но и против православия. На Ваш взгляд, это действительно так? И если да, то чем же Западу не угодило православие?

– Если мы посмотрим в самую суть, как говорил Козьма Прутков, в корень, то войну против нас и против Православной Церкви ведет не Запад, а дьявол. И начал он эту войну сразу после того, как Бог сотворил человека, как произошло грехопадение – отпадение Денницы от Бога.

Когда появился первый человек, первая супружеская чета – Адам и Ева, дьявол бросил человеку первый вызов, чтобы отделить его от Бога, от спасения и ввергнуть в вечную погибель, в которой он сам оказался. И с тех пор, по сути, история человеческого рода – это некое противостояние света и тьмы, добра и зла. Достоевский писал, что человеческая история не что иное, как поле брани, где борются Бог и дьявол, и поле этой битвы – сердце человека.

Православная Церковь, которая является очагом, хранительницей истины, есть истинная Церковь Христова. Она всегда была объектом нападок со стороны врага рода человеческого и тех людей и сообществ, которые здесь, на земле, предоставляют себя в качестве орудия для темных сил и, вольно или невольно, осознанно или неосознанно, сами становятся на сторону этого зла.

Русским людям многократно приходилось защищать не только и не столько наше Отечество, сколько нашу веру православную, Божественную истину от тех сил зла, которые им противостояли. И даже в древнерусских былинах, где борются Илья Муромец и Калин-царь, в образе последнего предстает тот самый персонифицированный злой мир, враждебный христианству, свету Христову, противостоящий евангельской правде Божией.

Этому злому миру противостоит Святая Русь, которая всегда стоит на стороне добра. Именно поэтому Александр Невский не просто защищал рубежи нашего Отечества от шведов или тевтонских рыцарей, он защищал и нашу святую православную веру. Веру православную в 1612 году защищали ополченцы Минин и Пожарский, в 1941 году – советские воины, когда фашисты двинули свои войска на Советский Союз, казалось бы, отказавшийся от своей веры и корней. Но Православная Церковь оставалась, поэтому это был вызов и по отношению к Церкви.

Такие попытки предпринимались и в Римской империи, когда римские императоры объявляли гонения против Церкви христианской, но все эти гонения в конце концов не заканчивались для гонителей ничем позитивным. Церковь Божия только укреплялась, потому что с Церковью Господь. А кто может противостоять Господу?

И сегодня силы зла всячески пытаются низвести Православную Церковь до совершенно никчемного состояния либо совсем ее уничтожить. Это происходит разными способами. Церковь Христову пытаются дискредитировать, разделить, посеяв в ней всевозможные распри и расколы, даже уничтожить физически. Храня святую православную веру, мы отстаиваем нечто большее, чем самобытность нашего государства, нашего народа, нашего Отечества.

– Владыка, мы начали говорить о единении славян, пусть не применительно к 25 июня, когда этот праздник официально записан в России, и Вы вспомнили о том, что в той же Болгарии в советское время праздновали День славянской письменности и культуры; в частности, вспомнили о братьях Кирилле и Мефодии. Но те же болгары, присоединившись к санкциям, которые развернуты сейчас против нашей страны, не пропустили через воздушное пространство Болгарии самолет Сергея Лаврова. Получается, что мы, братья-славяне, оказались по разные стороны света и тьмы?

– Ну, во-первых, я бы никогда не смешивал какие-то правящие элиты, которые иногда средствами всевозможных манипуляций притягивают за уши и сажают в кресло правителей, с простыми людьми. Как правило, те, кто сидит в этих креслах, не выражают волю своего народа. Мне известно, что абсолютное большинство болгар как раз единомышленники с русскими и сербскими братьями.

Многократно бывая на Святой Горе Афон, где среди монастырей есть и болгарский монастырь, я видел, с какой любовью принимают там русских паломников, как доброжелательно отзываются о нашей стране, о тех шагах, которые предпринимает наше государство, защищая традиционные христианские, духовно-нравственные ценности не только в России, но и во всем мире. Там понимают, что именно это вызывает особое неприятие нашей страны и ненависть к ней западных элит, которые, по сути, стали на сторону зла, на темную сторону. И поэтому болгарский народ не всегда разделяет официальную позицию элиты Болгарии.

А что касается того, что страны, пусть и в лице своих элит, занимают такую позицию, что здесь можно сказать? Разве мы все равно не являемся братьями? Вспомним, что Каин убил своего брата Авеля. Конечно же, дьявол прежде всего пытается посеять семя вражды и ненависти между людьми, которые наиболее близки друг другу. Пожалуй, у дьявола не было большей задачи, чем стравить друг с другом братские русский и украинский народы, ведь это, по сути, один народ, который говорит на разных диалектах единого русского языка и исповедует одну православную веру.

Черногория тоже закрыла свое воздушное пространство для самолета Лаврова, хоть это близкий нам братский православный народ. Иногда во главе таких народов оказываются правители, находящиеся в орбите интересов других государств, правящих групп, которые работают на разрушение церковного мира, против православия и, конечно же, против славянского единства.

– Мы сейчас много говорим о Русском мире, но это больше российский посыл, когда мы говорим, что Русский мир – это очень важно, что нужно помнить свой культурный код, потому что только это может обеспечить нам как народу будущее. А существует ли славянский мир сейчас, в настоящее время?

– Да, он существует, и сейчас он достаточно разношерстный и многообразный. К нему могут относиться даже антагонистически настроенные друг по отношению к другу сообщества, например Россия и Польша, ведь Польша – это тоже славянская страна. Чего не скажешь, например, о Македонии, с народом которой мы единомышленники. 

– О чем и идет речь.

– Но в настоящее время и в Македонии, и в Черногории пытаются посеять  антироссийские настроения. Мы видим, что на Украине взрастили ненависть ко всему русскому, вытравливают все русское. На территории Польши такие попытки стали предприниматься намного раньше, когда Польшу взял в орбиту своих интересов Рим. А вообще из Польши пытались сделать «анти-Россию» еще во времена Средневековья. К сожалению, этот эксперимент удался, и история этого государства, по сути, вся построена на противостоянии России.

Не будь России, наверное, многих государств с их идеологией просто бы не существовало, потому что утратился бы сам смысл их существования. Как, скажем, без религии не может существовать такое явление, как атеизм, потому что атеизм – это отрицание Бога, и если бы не было самого понимания Бога, не было бы и атеизма, потому что нечего было бы отрицать.

То же относится и ко всему антирусскому, антироссийскому… Сегодня этот мир, конечно же, разнороден. И все-таки определенная часть славянского общества, которая бережно хранит и приумножает наследие святых братьев Кирилла и Мефодия, сохраняет общность, единство.

Объединяющей силой, которая продолжает сплачивать белорусов, украинцев, русских, огромное количество народов, населяющих нашу страну, а также наших братьев, живущих за рубежом, – сербов, болгар, македонцев, черногорцев и даже чехов, словаков и поляков, среди которых тоже есть много православных, является православная вера. И тогда Русский мир становится и миром славянским. По большому счету он превращается в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в которой уже не столь важны национальные отличия и все мы едины в своем культурном, историческом многообразии.

И когда сейчас, во время противостояния на Украине, наши солдаты соприкасаются с боевиками, разговаривающими не на суржике, а на чисто русском языке, с боевиками, изменившими православной вере, исповедующими оголтелый национализм, иногда сатанизм, иногда самые разнузданные проявления языческого культа, неоязычества, можно ли назвать этих националистов русскими, славянами?

Ведь русский – это не тот, кто разговаривает на русском языке, кто в детстве прочитал Пушкина, Лермонтова, знаком с Достоевским. Русский – это принадлежность к той духовно-нравственной культуре, которая свойственна нашему народу и которая невозможна без исповедания православной веры.

Когда некоторые думают, что пусть дети вырастут и сами сделают выбор, быть им православными, или индуистами, или буддистами, или синтоистами, это некая индифферентность в религиозном отношении, и происходит размывание того национального и духовного кода, без которого народ просто перестает существовать. Происходит либо его ассимиляция, либо он исчезает вообще. Считая, что это что-то незначительное и человек должен вырасти и определиться, какую веру он будет исповедовать, мы подрубаем свои собственные корни.

– Давайте во второй части нашей программы поговорим о тех людях, усилиями которых мы до сих пор сохранили свой культурный, православный код, благодаря которому в наших храмах еще творится молитва, совершаются богослужения. В ближайшее воскресенье Русская Православная Церковь отмечает праздник всех святых, в земле Российской просиявших. Прошу Вас более подробно рассказать об этом празднике.

– Так этот праздник назывался раньше, когда под землей Российской понимались земли Российской империи. Когда Российская империя перестала существовать, этот праздник стали называть праздником всех святых, в земле Русской просиявших, потому что Русь – это более широкое понятие, чем современная Россия.

Русская земля – это и Украина, и Беларусь, и Холмщина, и какие-то другие земли. Святые, жившие на протяжении тысячи лет на этой благословенной Богом земле, посвятившие свою жизнь высоким евангельским идеалам, соединившие свою жизнь с Богом и с Богом ныне на небесах пребывающие, до сих пор покрывают Русскую землю своими молитвами и примером своей жизни вдохновляют нас на подвиги и свершения.

Однажды преподобный Серафим Саровский, хорошо известный всем русский святой, во время молитвы сподобился от Бога такого видения: в мгновение ока он увидел всю Русскую землю, над которой поднималось светлое, лучезарное облако, покрывавшее всю нашу страну. Преподобный Серафим в восторге воскликнул: «Господи, что это такое?» И он получил ответ: «Это молитва Божией Матери и русских святых, которые, как облако, покрывают и осеняют землю Русскую». И действительно, молитвы святых оказывают благодатное воздействие на нашу землю, укрывая нас от всевозможных бед и напастей. Так было в древности, так и сейчас.

Нам известна Невская битва, которую со стороны русского войска возглавлял Александр Невский (за что он и был прозван Невским). Мы помним, что перед битвой со шведами наши воины на рассвете увидели, что по Неве плывет ладья, а в ладье стоят два юноши в княжеских одеждах. Это были святые братья Борис и Глеб – первые русские святые, в то время душами своими уже пребывавшие на небесах.

Господь показал Александру Невскому и его дружинникам это видение – плывущих в ладье Бориса и Глеба. Борис сказал: «Брат мой Глеб, поторопимся на помощь нашему собрату Александру и поможем ему в его противостоянии шведам». Из этого видения русские дружинники поняли, что они не будут одинокими в своем противостоянии с врагом, что вместе с ними Русскую землю будут защищать и те святые, которых вроде бы физически на земле нет, но которые духом своим пребывают с Русью.

Так было и в последующие времена, в том числе и в 1941 году, когда Гитлер 22 июня 1941 года вторгся в пределы нашей страны. В том году именно на эту дату пришелся праздник всех святых, в земле Русской просиявших. Наверное, Гитлер полагал, что для него этот день – самый длинный день в году с самой короткой ночью, будет удачным. Тогда многие гитлеровцы исповедовали неоязыческие культы, связанные с почитанием солнца, и так как солнце было в своей полной силе, все должно было гарантировать им успех в войне с Советским Союзом.

Но они не учли одного – они вступили в борьбу с Россией в день памяти русских святых, а значит, они бросили вызов не только и не столько Советской Армии, Советскому Союзу и его многонациональному народу. Они бросили вызов и небесному духовному воинству, которое невидимо встало на защиту земли Русской, Святой Руси, несмотря на то, что в то время Русская земля стала забывать Бога, свои традиции, свои корни.

Но Господь знал, что этот духовный источник невозможно замуровать, забетонировать, что он все равно найдет себе дорогу. Он дал нашему народу новый шанс на духовное возрождение и послал Свое невидимое войско в лице русских святых на защиту Русской земли.

– У нас остались вопросы телезрителей.

«Постятся ли монахи в Петров пост? Ведь в большинство дней поста рыба разрешается, а мясо монахи не едят и без поста».

– Во-первых, к скоромной пище, кроме мяса, относится молочная продукция, яйца, которые постом, естественно, не дозволены никому, ведь пост монаха мало чем отличается от поста мирянина. Я бы не был столь категоричным и не стал говорить, что рыба разрешается почти всегда. Постом рыба разрешается в воскресные и субботние дни, а во все остальные дни рыба разрешается, если только в этот день праздник какого-то чтимого святого.

Современный человек позволяет себе поститься менее строго, чем это предписывает церковный устав. Но, скажем, в дни Петрова поста, как, собственно, и в другое время года, в среду и пятницу, а для монахов и в понедельник, строгий устав предписывает сухоядение, когда нельзя есть не только рыбу и растительное масло, но и просто вареную пищу. В эти дни употребляется пища, не подвергшаяся термической обработке.

Конечно, я говорю это не к тому, чтобы так постились миряне, а к тому, что пост и есть пост, в том числе и Петров. Поэтому постятся и монахи, и миряне, и поприще для поста достаточно обширное.

– «Владыка, у меня много приятелей, но мало друзей. Друзья, естественно, обзавелись семьями, у всех свои дела, а близко сойтись с кем-то из новых знакомых у меня не получается, и навязывать кому-то свою дружбу мне не хочется. Скажите, это естественная ситуация?»

– Во-первых, если мы навязываем кому-то дружбу, это уже не дружба. В прошлой передаче мы говорили, что есть такое греческое слово «филео», которое обозначает любовь, но любовь дружескую, которая предполагает некую предрасположенность, привязанность, общность интересов и прочее. Поэтому, конечно же, говорить о дружбе можно лишь только относительно тех людей, с которыми у нас есть много общего, много того, что нас роднит. Мы знаем выражение «любви все возрасты покорны», но, в принципе, и дружбе все возрасты покорны.

Конечно, на нашем жизненном пути нам встречаются единомышленники, и чем старше мы становимся, тем труднее нам обзавестись такими новыми знакомыми. Есть же пословица, что старый друг лучше новых двух. Иногда более крепкие дружественные узы связывают нас с теми людьми, с которыми мы видимся очень редко.

Скажу о себе. У меня есть и армейские товарищи, и друзья по двору, с которыми мы вместе играли в песочнице, когда нам было по пять лет. До сих пор мы поддерживаем с ними более теплые отношения, чем с теми людьми, с кем жизнь и Господь свели нас в более позднее время. Тем не менее в нашей жизни все же появляются близкие люди, с которыми мы идем по жизни и в настоящее время.

Но если у кого-то таких не оказывается, это не повод для печали, потому что христианин не может быть одиноким. Однажды, лет пятнадцать назад, один наш прихожанин, к сожалению, ныне уже покойный, подошел ко мне и сказал: «Владыка, наверное, архиереи такие одинокие люди! Вы же не можете позволить себе окунуться в гущу светской жизни».

На самом деле это не так. Христианину несвойственно одиночество, потому что с нами всегда наши самые верные друзья – Господь, Пресвятая Богородица, святые угодники Божии. Если мы погружены в молитву, в чтение Священного Писания, то на все остальное нам просто не хватает времени. И когда мы встречаемся с людьми, с которыми мы можем поговорить о Евангелии, о притчах Христовых, о житиях святых, о духовной жизни, таких людей мы и можем назвать нашими истинными друзьями.

А если мы собираемся для того, чтобы перемыть кому-то косточки, чтобы кого-то осудить, если нас объединяют чисто мирские, житейские интересы, то неизвестно, чего больше от такой дружбы – пользы или вреда. Поэтому здесь, я думаю, печалиться не стоит.

Если в нашей жизни вдруг появляются единомышленники, мы должны благодарить за это Господа, потому что с такими людьми нам легче идти по жизни. А если таких людей в нашем окружении нет, мы не должны забывать: мы не одиноки – с нами Господь.

– Владыка, я благодарю Вас за беседу.

– Спасибо и Вам, Виталий. А всем нашим уважаемым, дорогим телезрителям я желаю благословения Божия, духовного преуспеяния и радости в Боге. Храни нас всех Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 августа: 12:30
  • Воскресенье, 21 августа: 03:30
  • Воскресенье, 21 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​