Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

24 ноября 2022 г.

– Владыка, давайте сегодня поговорим на тему, которую, в принципе, мы не рассматривали, но так или иначе косвенно касались. И тема эта – «удача». Существует ли это понятие для людей верующих, воцерковленных?

– Если посмотреть на это слово с точки зрения этимологии, оно меня несколько настораживает и позволяет сделать вывод о том, что понятие это не совсем христианское. Что вообще означает слово «удача»? Это когда тебе что-то дали. На самом деле иногда это понятие отождествляется со словом «успех». Но успех – это то, что достигается напряжением сил, трудом, это результат некой деятельности. Если хорошо, активно и плодотворно потрудиться, то будет достигнут успех.

А что такое удача?.. Вот Емеля лежит на печи, а щука все за него делает. Вроде бы это удача, когда тебе, бездельнику, что-то дается и на тебя сыпется манна небесная – пользуйся не хочу. Но это несколько не то, что приносит человеку счастье, что ему действительно нужно.

Я думаю, что в жизни человека никакой удачи не существует. Все, что встречается на его жизненном пути, с точки зрения верующего человека, состоит из двух составляющих. С одной стороны, есть Промысл Божий, который направляет человека, создает вокруг него самые благоприятные условия и не разделяет людей на хороших и плохих, ведь не только хорошим, но и плохим людям создаются благоприятные условия для того, чтобы они могли достичь конечной цели своей земной жизни и войти в вечность, где душа их будет вечно с Богом.

Другая составляющая – это свобода человека с его волей. Здесь все зависит от самого человека, от того, воспользуется ли он тем, что дал ему Господь. Допустим, человек заболел и обращается к врачу. Врач рекомендует ему какие-то лекарства, и если человек будет их принимать, он достигнет нужного результата. Этого врача с его советами послал человеку Господь, и человек взял то, что Господь ему дал.

Но иногда можно услышать, что верующие люди рассуждают примерно так: «Раз Господь послал мне болезнь, то Он Сам меня и исцелит. Я не буду принимать лекарства, потому что со мной должно произойти чудо». И хотя Церковь говорит, что в каких-то особых случаях Господь действительно творит чудеса, казалось бы, вопреки законам природы, это, скорее, какие-то исключения.

На самом деле чудо или действие Бога, спасающее, наставляющее нас, иногда происходит через какие-то простые, обычные вещи. И если человек отвергает таблетки, назначенные ему врачом, он оказывается в положении, описанном в известном анекдоте о потерпевшем кораблекрушение человеке, плывущем в океане и призывающем на помощь Бога. Мимо него проплывает обломок корабля, но он его отталкивает, потом проплывает лодка, но он ее тоже отталкивает. В конце концов человек тонет, отвергая средства, которые послал ему Господь.

Мне кажется, что под удачей нужно понимать не то, что свалилось сверху на человека, а то, что является результатом совместного действия доброй воли, усилий и труда самого человека, а также Промысла Божия, дающего ему все необходимое. Но есть люди, которые слепо верят в удачу и сидят сложа руки, ожидая, что что-то такое произойдет.

В этой связи вспоминаются слова об удаче из известной песни, прозвучавшей в послевоенном советском фильме «Первая перчатка»: «Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка… иначе нам удачи не видать». То есть, с одной стороны, должен быть труд человека, а с другой стороны – благословение Божие. Если же человек полагается только на себя и на свой труд, то он не сможет достигнуть конечной цели, если на то не будет благословения Божия.

Но и одного Божия благословения может быть недостаточно, потому что Бог не лишает человека свободы. Господь будет создавать на его жизненном пути какие-то условия, которые будут способствовать благоприятному исходу того или иного дела, но воспользуется ли человек этим – другой вопрос.

Я считаю, что здесь речь должна идти не об удаче, а о другом – о взаимодействии свободы, воли человека и Промысла Божия. Верующие люди, как правило, говорят о Промысле Божием, а не о какой-то удаче. Не случайно в наши дни широко распространено пожелание работающему человеку: «Бог тебе в помощь», – то есть ему желают помощи Божией. Да, человек трудится, но к его труду необходимо приложить и помощь Божию, и тогда будет достигнут успех, то есть удачное разрешение данной ситуации.

– Как бывший спортсмен я кратко обрисую ситуацию, а Вы ее прокомментируйте, пожалуйста. Вот футбольная команда усердно тренируется. В один из сезонов на последних минутах нескольких матчей футболисты просто пинают мяч в сторону ворот, и он залетает в ворота – гол. В другом сезоне футболисты бьют наверняка в пустые ворота, но мяч летит куда угодно, только не в ворота. И тренеры, и игроки (не знаю, воцерковленные ли они люди) говорят, что без удачи невозможно выиграть ни одного крупного турнира. Причем все футболисты – профессиональные спортсмены, тренирующиеся по двадцать часов в сутки. Как Вы это прокомментируете?

– Знаете, с моей точки зрения, да и не только с моей, это некая объективная реальность. В России и в других странах существует вполне ограниченный набор футбольных или хоккейных команд, которые знают все, хотя они наверняка не только выигрывали, но когда-то и проигрывали. В долгосрочной перспективе мы видим, что какая-то команда очень сильная, и успех ее гарантирован не потому, что так случайно сложились обстоятельства и она, не ожидая этого, попала в лидеры, а потому, что команда имеет большой опыт, многократно подтвержденный профессионализм.

Часто говорят, что если что-то произошло один раз, это может быть случайностью, но если это повторяется два, три, четыре раза, то здесь уже прослеживается закономерность. Поэтому я считаю, что все-таки успешность команд, и не только спортивных, гарантируется профессионализмом, подготовкой, трудом; и, конечно же, если на то есть воля Божия.

Если человеку по какой-то причине неполезно, например, быть богатым или занимать какую-то престижную должность, Господь выстраивает некие преграды для этого. И если команда профессионалов сдала по какой-то причине, духовной или чисто прагматичной (например, из-за того, что тренером в ней стал недостаточно опытный человек; а мы знаем, что победа в игре зависит не только от игроков, но и от того, как тренер выстроит игру), то если этот пробел будет откорректирован, команда снова пойдет вверх.

Ну и все-таки не следует отрицать важность наличия у человека таланта или дара. Мы же говорим иногда: «У этого человека дар Божий». И про другого человека говорим, что он одарен. А кем одарен этот человек? Конечно же, Богом. Есть даже такое выражение про талантливых людей – «Господь поцеловал». То есть мы понимаем, что если человек отличается от других своим талантом, то он достиг этого не только своим неимоверным трудом, но талант дан ему изначально.

Но Господь, подавая людям таланты как дар, ожидает от них и должной отдачи. И в этой связи есть другое выражение – «закопать свой талант», когда человек то, что дал ему Господь, не только не обращает на пользу себе и окружающим его людям, но, наоборот, либо закапывает свой талант, никак его не реализуя, либо пытается реализовать его не во благо, а во зло.

Талант дается человеку Промыслом Божиим, но воспользуется он им или нет, зависит от него самого. Например, если человек успешно занимается тем или иным видом спорта, конечно, у него есть дар Божий. Но если он не будет тренироваться, если будет вести образ жизни, далекий от спортивного, то в конце концов он деградирует, и не только как талантливый человек, но и как личность. Это же можно сказать не только о спортсменах. Скажем, если у человека есть какой-то дар, он может его либо развивать своим трудом, понимая, что это дар Божий, либо загубить.

Есть талантливые люди, которые все схватывают на ходу. В конце XVIII – начале XIX века во Франции жил известный ученый Жан-Франсуа Шампольон, который дешифровал древнеегипетскую письменность и знал чуть ли не два десятка языков. Например, китайский язык он изучил за один год. Я при всем желании не смог бы сделать этого, наверное, и за всю свою жизнь, а ему легко это удалось за короткий период времени, потому что он этого хотел.

В свое время я учился с одним человеком, который интересовался языками, и я бы не сказал, что у него от природы были способности к изучению языков. Я помню, как он упорно, целенаправленно сидел над книгами, и когда мы иногда позволяли себе отдохнуть, он все изучал, изучал… Сейчас он знает несколько языков, спокойно общается на них, причем за этим стоит не только и не столько его талант, сколько упорный труд.

Если труд и талант сочетаются, то это приносит очень хорошие результаты. Поэтому о какой-то удаче я бы вообще не говорил. Я вижу здесь Промысл Божий, направляющий человека, и его усердие и труд.

– Я думаю, что у слова «удача» есть синоним «везение». Мне не раз доводилось слышать от верующих людей: «Я молюсь, а мне не везет. А этот человек такой-сякой, но за что ни возьмется, все у него получается».

Здесь тоже Промысл Божий?

– Дело здесь совсем не в везении или невезении. Во-первых, мы должны посмотреть на себя. Может быть, причина того, что нам что-то не удается, в нас? Молиться-то мы молимся, но делаем ли мы что-то для того, чтобы молитва наша была услышана и исполнена? Может быть, Господь не дает нам просимого потому, что если бы Он это дал, мы бы столкнулись с очень большими проблемами.

Один человек среднего достатка вдруг неожиданно для себя получил очень большое наследство, о котором до того не подозревал. Он стал обладателем огромных капиталов, и его спокойная семейная жизнь разрушилась, а потом на него стали еще оказывать давление преступники. В общем, этот человек закончил очень плохо.

Казалось бы, хорошо получить целый воз средств, над которыми ты не работал, которые не являются результатом каких-то твоих усилий и благословения Божия. Я думаю, что если бы этот человек вовремя отказался от всего этого, то для него это было бы большим благом. Но мы радуемся, когда приобретаем что-то подобное, и печалимся, когда чего-то лишаемся. А иногда бывает, что, чего-то лишаясь, мы, наоборот, получаем пользу, а приобретая что-то, подвергаемся большой опасности.

Поэтому здесь нужно внимать себе, своей совести и помнить о том, что Господь ведет нас по этой жизни, и каждое обстоятельство является для нас либо испытанием нашей веры и благочестия, либо лекарством, часто горьким, которое исцеляет нас. Господь всегда поддерживает нас, посылая что-то доброе на нашем пути, но опять же примем мы это или нет, зависит от нас.

– Владыка, скоро наступит самое время задуматься нам о своей совести, о том, как мы живем, что нам нужно и что не нужно. Я говорю о Рождественском посте. Давайте поговорим о том, как лучше его провести.

– В Русской Православной Церкви есть четыре многодневных поста, разных по продолжительности. Рождественский пост второй по продолжительности после Великого поста, его еще называют Филипповым постом. Начинается он 28 ноября, на второй день после празднования дня святого апостола Филиппа, и продолжается до Рождества Христова. По сути, Рождественский пост готовит нас к этому празднику.

Поскольку в православном понимании приобщение к церковному празднику есть не только воспоминание о событии, которое произошло в глубокой древности, но и соучастие в этом событии, в день Рождества Христова мы не просто вспоминаем, что тогда произошло, но впускаем в нашу жизнь Христа, Который приходит в этот мир и для нас. И нужно, чтобы двери нашего сердца были открытыми, чтобы Господь не оказался за дверями, как это было в Вифлееме, когда Деве Марии и Иосифу не нашлось места ни в гостинице, ни в каком-либо доме и Мария родила Спасителя в загоне для скота.

Чтобы в нашей жизни такого не было, чтобы в сердце нашем нашлось место для Спасителя, нужно, чтобы дом нашей души был прибран, приведен в порядок. Рождественский пост есть некий духовный опыт, духовное упражнение, духовные труды, направленные на приготовление вертепа, пещеры нашей души, чтобы вселился в нее Невместимый Бог.

Ну а средства для этого известны. Прежде всего любой пост заключается в том, что мы особенно целенаправленно и усиленно боремся со своими немощами и грехами, стараясь искоренить из нашей души сорняки порока посредством усиленной молитвы, частого посещения богослужений, более частого обращения к Священному Писанию. И конечно же, это и некие ограничения в пище.

Все это в совокупности помогает нам привести в порядок нашу духовную жизнь и позволяет  стать открытыми для Бога. И если мы должным образом прошли поприще Рождественского поста, в день Рождества Христова мы не просто порадуемся наступившему празднику, но действительно ощутим присутствие Христа в нашей жизни, и свет Вифлеемской звезды, свет Рождества Христова озарит наш внутренний мир, наполнив нас живым ощущением присутствия Бога в нашей жизни.

– Мне кажется, что в продолжение первой части нашей программы некоторые люди могли бы сказать, что Деве Марии и Иосифу не повезло, ведь им не нашлось места в гостинице и никто не принял их в свой дом. На самом деле в этом был Промысл Божий. Если бы Мария и Иосиф усердно молились Богу о том, чтобы им нашлось место, Господь наверняка услышал бы их молитвы. Но, по-видимому, эти люди были такой кротости, что вряд ли они вознесли молитву о том, чтобы им было предоставлено какое-нибудь уютное место. Согласны ли Вы с этим?

– Конечно. Не случайно местом рождения Христа стала пещера, о которой мы говорим, ведь Господь пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, чтобы все Ему поклонялись и прославляли Его, а для того, чтобы спасти человека. Он умалил Себя, смирил Себя не просто до образа человека, но до образа человека смертного. И поэтому все, что связано с воспоминанием Рождества Христова, наполнено очень глубоким смыслом. Вифлеемский вертеп – это своего рода образ нашего сердца, нашей души, потому что именно к нам приходит Господь.

В дни предпразднства Рождества Христова, в эти последние пять дней перед наступлением праздника, поется особое песнопение, в котором звучат одни и те же слова, обращенные к городу Вифлеему: Вифлееме, уготовися, то есть «Вифлеем, будь готов, к тебе идет Господь». На самом деле, ежедневно используя это песнопение в преддверии Рождества Христова, Церковь обращается не к городу Вифлеему, а к нам с вами, потому что в данном случае этим Вифлеемом, к которому идет Господь, являемся мы, и образ Вифлеемской пещеры нам тоже необходим.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Есть пословица о том, что скупой платит дважды, а верующие говорят, что лучше купить вещь подешевле. Но некачественная вещь быстро выходит из строя, и приходится покупать новую. А как Вы поступаете в таких случаях?»

– Есть еще и выражение «раз на раз не приходится». Здесь нужно смотреть по ситуации. Скажем, если у человека нет средств на дорогую вещь, например, на какие-то дорогие, пусть и очень качественные ботинки, он покупает обувь исходя из имеющихся у него средств. С другой стороны, я могу согласиться и с тем, что иногда скупой платит дважды.

Но так бывает не всегда, это не действует как какой-то объективный закон, потому что иногда какая-то вещь стоит дорого не потому, что она качественная, а потому, что она является брендовым товаром, и мы, по сути, платим огромные деньги не столько за саму вещь, сколько за логотип, который есть на этой вещи.

Иногда какой-то товар, который изготовлен чуть ли не кустарным способом на дому, скажем, пошитые каким-нибудь обувщиком у себя дома ботинки, намного качественнее, чем какая-то брендовая обувь. Поэтому не всегда то, что стоит дорого, качественное, и я считаю, что лучше купить вещь не дорогую, а именно качественную, которая нам подходит.

По этому поводу даже есть некоторые советы святых отцов. Например, у преподобного аввы Дорофея есть размышление о грехе против вещи, когда мы неразумно обращаемся с нашими вещами. Ну и, конечно, понимая, что какая-то вещь завтра развалится, я думаю, покупать ее без каких-то особых на то оснований бессмысленно.

– А этот вопрос мне показался очень интересным: «Почему старцы говорят, что только Бог управляет миром? Человек ведь свободен, в любой ситуации он может поступить по своей воле, и Вы об этом не раз говорили. В чем же тогда воля Божия, если можно поступить и так, и по-другому – и все равно это будет по воле Божией?»

– Во-первых, на то, что человек обладает свободной волей, тоже есть воля Божия, потому что человека сотворил Господь, Он наделил его этой свободной волей. В конечном итоге, как бы ни был волен и свободен человек, миром управлять он не может; что бы он ни делал, его воля не может превзойти волю Божию.

Если человек направляет свою волю в русло воли Божией, то он, по сути, становится соработником Бога. Например, в Библии мы читаем, что когда Бог сотворил человека, Он поместил его в Эдемском саду и дал ему первую заповедь – хранить и возделывать рай, то есть быть соработником Его. Но человек свободен, он может противопоставить свою волю воле Божией, и для него в конечном результате это всегда трагично.

С другой стороны, из-за этого Господь не лишает человека его свободной воли, Он только пытается направить наполненное злом сердце человека в такое русло, чтобы в конечном итоге его злоба все-таки принесла хоть какой-то положительный результат.

Иуда положил на сердце свое предать Господа, и не Господь запрограммировал его на это предательство, Иуда сам в силу своих индивидуальных качеств пошел на это. Но Господь это зло обратил в добро, ведь Он и пришел в этот мир, чтобы пострадать от человека. Наверняка Он мог бы устроить такие условия спасения нашего, чтобы в них, например, не было места для Иуды. Но если уж Иуда есть, его зло в конечном итоге обращено к добру.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать