Православный взгляд. Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан отвечает на вопросы

18 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, мы с Вами, как всегда, будем пытаться найти ответы на непростые вопросы. Знаю, что Вы не очень любите всякую чертовщину, тем не менее верите ли Вы в то, что существуют так называемые неблагоприятные дни?

– Нет, я в это не верю. Для меня все дни благоприятные. Неблагоприятные дни – это те, в которые мы, может быть, чувствуем, что делаем что-то перед Богом неправильно. Но это связано не с каким-то днем, не с какой-то датой, а с нашим духовным устроением. Но ни к каким датам это не привязано.

– Хорошо. Но если говорить про число 13, которое с давних пор считается несчастливым, то в него закладывается даже некий духовный смысл. Например, если говорить об Иисусе Христе и 12 апостолах, получается, что Иуда Искариот был тринадцатым. Вроде бы отсюда и пошло значение числа 13 как числа несчастливого. На Ваш взгляд, существует ли под этим какая-то здравая реальность?

– Эти числовые манипуляции кажутся мне сомнительными, потому что, во-первых, далеко не во всех частях современного мира число 13 считается несчастливым. В основном его считают несчастливым в Европе, в Америке, может быть, в России. А в Юго-Восточной Азии его, наоборот, считают счастливым или, по крайней мере, нейтральным, а несчастливыми считают другие числа. Если говорить с сугубо христианской позиции, то число 13 вполне достойно. Это Христос и 12 апостолов. Да, один среди них был Иудой.

 Потом Иуда был заменен Матфием, и число апостолов (двенадцать) все равно сохранилось. Они были провозвестниками учения своего Божественного Наставника. Кстати, древнейший храм Русской Православной Церкви, сохранившийся до наших дней, Софийский собор в Киеве, имеет 13 куполов. Так что даже на заре своего воцерковления наш народ не считал число 13 несчастливым.

– Говорят, что существует целая статистика; и, согласно этой статистике, машины, в номерах которых присутствует число 13, чаще попадают в аварии. Вы уже упоминали Америку, там в небоскребах зачастую не бывает 13-го этажа: 12-й этаж, а следующий 14-й. На Ваш взгляд, люди здесь все равно чем-то руководствуются? Не может же это быть каким-то всеобщим безумием?

– Если бы всеобщее безумие сводилось только к цифре 13, мы бы, наверное, были самыми счастливыми людьми. Есть гораздо более жуткие проявления того, что можно назвать неким безумием, расхождением не только с истиной, но и со здравым смыслом.

Когда человечество в целом отступило от религиозной истины, оно встало на путь помрачения сознания, перестало воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Оно вступило на путь игры. Мы делаем вид, что Бога нет и духовный мир вообще не существует, хотя он постоянно прорывается в наш мир.

Хотим мы или не хотим, игнорируем или нет, но в этом мире, видимом, зримом, эмпирическом, мы ничего не можем объяснить без обращения к духовным ценностям, к духовному миру. Так что эти магические суеверия не убеждают меня ни в чем… Да какие только глупости не распространены по всему миру! Это ни о чем не говорит.

А что касается статистики дорожно-транспортных происшествий, мне трудно это анализировать и интерпретировать, потому что здесь нужен первоисточник. Мы привыкли работать с первичными данными, чтобы убедиться, что они правильно интерпретированы, правильно добыты, что это вообще соответствует действительности и что именно такие номера попадают в аварии, а другие попадают в меньшей степени. Здесь может быть много каких-то подмен или утрированных интерпретаций, так что я не готов как-то это комментировать.

– Говорят, в «Формуле-1» нет болида под номером 13.

– Это тоже относится к магическим суевериям. Это все разные строки одной и той же песни, в основе которой эти рудименты языческого восприятия. Несмотря на 1000-летие христианской эпохи, язычество не было полностью побеждено, потому что язычество, как и богооткровенная религия, не дело только ума. В первую очередь это дело сердца. В каком устроении находится так называемый внутренний человек, в то он и верит, то он и признает, так он и воспринимает окружающий мир.

До поры до времени никакого Священного Писания вообще не нужно было. Истинное представление о Боге люди хранили в памяти ума и сердца. Адам знал Бога, он общался с Ним лицом к лицу, и, несмотря на то что согрешил, истинное боговедение он сохранил и передал своим потомкам. Это сохранялось, хотя все более и более ослаблялось и искажалось, так что люди в полной мере отошли от заповедей Божиих.

Но все равно сохранялись и те, кто был им верен; например, такие, как Ной. Поэтому Ной спасся и положил начало новому человечеству. Но и это человечество до поры до времени хранило истинное боговедение, а потом также стало от него отступать. Религиозность вообще присуща человеческой душе, потому что Бог есть и душа Его ищет, но качество этой религиозности может быть разным.

Когда ослабевают узы верности, не просто веры во что-то великое, абсолютное, всемогущее, а верности Богу, тогда искажается и представление о Боге, размываются представления о Нем, и человек начинает видеть Бога в искаженном свете.

– Но Вы ведь не будете спорить с тем, что в Священном Писании есть так называемые особенные числа? Например, числа 3, 7, 12, 40. Если мы откроем Священное Писание, то периодически повторяются именно эти числа. Почему именно они?

– Конечно, в числах есть определенный символизм, но здесь очень важно не путать причину и следствие. Не цифры, не числа являются причиной каких-то последствий, влияя на окружающий мир самим своим фактом. Они являются следствием некой истины.

Почти каждая цифра священна. Например, цифра 1 – это Бог Один, монотеизм; 2 – две природы во Христе: Христос – и Бог, и Человек. Это тоже значимая истина, которая просто находит свое математическое выражение, только и всего. То же и цифра 3 – это Бог Троица. Он один по природе и в то же время троичен в трех Ипостасях. Евангелиста – 4 и так далее. И таких цифр и чисел, за которыми стоят какие-то истины, много.

Но ценны не эти цифры. Христианство чуждо некого каббализма, увязывающего цифры с какими-то особыми магическими воздействиями на окружающий мир. Так что нам важна истина, которая просто математически выражает эти цифры или числа. Вот и все.

– Но, если говорить о магии чисел, Вы же помните, что достаточно давно был целый бум, от которого не осталась в стороне и Церковь, когда шла борьба с так называемыми штрих-кодами. Могут ли цифры на самом деле содержать в себе какую-то опасность? Ведь мы же знаем, что, согласно пророчеству, наступит время, когда каждый будет носить на челе три шестерки; правда, не сказано, в каком виде.

– Никакой сверхъестественной силы в числах нет, поэтому никакой опасности для духовного существования человека сами по себе они не несут. А что касается штрих-кодов – там боялись не только и не столько цифр, сколько тотального контроля.

– А мы к нему и пришли.

– Но опять же это проблема не столько духовная, сколько гражданско-правовая, правозащитная. Да, к Церкви тоже обращаются ее чада с подобными вопрошаниями, с обеспокоенностью. Церковь, со своей стороны утверждая, что это не является духовной проблемой, проблемой спасения, преградой на пути к Богу, тем не менее выходит с какими-то инициативами и доносит до властей озабоченность ряда граждан этой проблемой.

Действительно, тотальный контроль – это инструмент, который делает власть зла более всеобщей. Еще апостол Иоанн Богослов сказал, что мир во зле лежит. И он так и лежит во зле. К сожалению, именно зло имеет в этом мире господствующую власть. Все достижения научно-технического прогресса, которые в ходе исторического процесса приходят в жизнь людей, большей частью используются именно силами зла. И проблема не в научно-техническом прогрессе, а в том, что люди отдают себя злу, превращаясь в послушных исполнителей. Они не противостоят злу.

Но пассивная позиция по отношению ко злу невозможна. Мы должны активно ему сопротивляться, только тогда мы сможем быть свободными от его власти. Бог не действует насилием, Он действует любовью, а дьявол действует именно насилием, обманом, и противостоять ему можно только силой. Непротивление здесь неприемлемо. Если ты не будешь противиться злу, будешь его рабом.

– Владыка, мы с Вами начали сегодняшнюю беседу с темы так называемых несчастливых чисел. На Ваш взгляд, как должен вести себя христианин, которому попался госномер с тремя шестерками? Разве он не будет смущаться? Как поступить в такой ситуации?

– Я думаю, от такого госномера надо отказаться, потому что это слишком явная перекличка с Божественным Откровением. Там ведь дано некое символическое математическое обозначение антихриста.

– Об этом я и спрашиваю.

– Поэтому, мне кажется, три шестерки в данном случае – это будет слишком нарочито. Тем более что госномер – это не просто номер комнаты в отеле, где ты просто переночевал. Тут можно особо не протестовать, ничего страшного в этом нет. А с госномером ты ездишь годами, и все это на виду. Я встречал такие номера. Я думаю, что зачастую они выбраны хозяевами, автовладельцами намеренно, чтобы продемонстрировать некую свою духовную позицию, несогласие с христианством.

– Владыка, давайте перейдем от чисел к цифрам, но к цифрам современным. Мы живем в век цифровых технологий. Видите ли Вы некую опасность в цифровых технологиях? Ведь это тоже глобализация, тоже контроль.

– Не больше, чем в пресловутом топоре, которым можно построить храм или убить человека. Цифровые технологии – это инструмент, которым можно пользоваться и стремясь к добру, и стремясь ко злу, имея в виду благо людей и имея в виду манипуляции людьми. Поэтому цифровизация, как и все материальные бездушные предметы нашего мира, не добро и не зло. У них нет нравственной характеристики, потому что нет свободы. А вот те, кто за этим стоит, кто пользуется этим инструментом, и привносят это нравственное значение, употребляя инструмент на благо или во зло и себе, и другим.

– Не видите ли Вы в этом некой опасности своеобразного обезличивания? Ведь сейчас в цифру можно перевести  что угодно, начиная от святых образов и заканчивая ДНК человека.

– Как в народе говорят, хоть горшком назови, только в печь не ставь. То, что кто-то что-то делает с нашими данными, помимо нашей воли, это их проблема с духовной точки зрения. Для нас это тоже проблема с гражданской, экономической, физической, социальной точки зрения, но не с духовной. В духовном плане все определяется нашей свободой, – свободой выбора.

Новомученики сидели в лагерях, они были абсолютно поражены во всех своих правах, они были на грани выживания. Каждый день нес прямую угрозу самому их физическому существованию. Но, вернувшись из лагерей, они вспоминали о них как о времени наиболее полной духовной свободы – вот парадокс. Так что никакие технологии не могут заградить от человека небо и спасение, и это истина.

А то, что мир становится все менее толерантным к христианству… он давно перестал быть христианским, но сейчас к христианству со стороны мира есть какое-то лояльное отношение. Но этого будет все меньше и меньше. И мы сейчас видим в мире, особенно в западном, как разрушаются основы христианской цивилизации, всерьез говорят об однополых браках, то есть о том, что напрямую является антихристианским.

Рано или поздно это достигнет той черты, о которой говорится в Священном Писании, что христианам невозможно будет в этом мире жить, невозможно будет ни покупать, ни продавать, ни общаться. Сейчас это еще возможно, хотя с каждым днем все труднее, но наступит такая черта, когда все это станет невозможным, и христианам придется просто выйти туда, куда укажет Господь, и оставить этому миру все, что ему принадлежит, все его достижения. 

– Владыка, предания Церкви – это что? Это ведь в том числе какие-то рукописи. Еще достаточно недавно мы писали друг другу письма, у каждого был свой почерк, что очень символично, даже применительно к жизни. Сейчас же мы все набираем на компьютере одинаковым шрифтом. Но наступит время, когда нас не будет, и для того, чтобы стереть память о нас на этой земле, достаточно будет просто удалить файл. Не останется ни писем, ни рукописей. Видите ли Вы в этом проблему?

– Да, но это проблема философская, метафизическая. Действительно, расцерковление, расхристианизация мира в том числе ведет и к расчеловечиванию, потому что основой человеческого бытия является образ Божий, который в человеке есть, и связь с первообразом. Это некий нормальный контекст человеческого существования. А что касается Священного Предания, слава Богу, что Священное Предание Церкви не сводится к рукописям.

– Я привел их в качестве примера.

– Преподобный Силуан Афонский, мой небесный покровитель, как-то сказал, что Дух Святой и поныне в полной мере живет в Церкви Христовой. Святые члены Церкви имеют Его в себе, чувствуют Его, руководствуются, умудряются, просвещаются Им, небесной истиной. И если бы мир вдруг утратил все духовные книги – Священное Писание, творения святых отцов, то члены Церкви, руководимые Духом Святым, написали бы их снова. Священное Предание Церкви – это причастность Богу, это истинная жизнь, которая протекает в сердцах, и отнять это никто и ничто не может – ни время, ни силы зла. В этом сила Церкви.

– Давайте на этой позитивной ноте перейдем к следующей части нашей программы. 12 ноября обретение мощей священноисповедника Агафангела (Преображенского). В епархии, которую Вы возглавляете, особое отношение к этому святому. Почему?

– Этот святой имеет особое отношение к Томской земле. Он родился в семье священника. Его путь был достаточно традиционным для его сословия – духовное училище, семинария, затем академия. Он женился, и у него должен был появиться ребенок. То есть он рассматривал себя как обычного семейного человека, имеющего какой-то земной уют и счастье.

Но Господь посылает ему испытание, и его молодая супруга, не дождавшись родов, тяжело заболевает и умирает. Это первое испытание будущий святитель Агафангел прошел очень достойно, как христианин. Он постарался усмотреть в этом сокрушительном испытании какой-то смысл свыше, какое-то призвание к более высокому, более совершенному служению. И, конечно, это делается с молитвой и постом, с испытанием своей совести, с советованием с духовником.

В результате этого духовного поиска он избирает путь монашества, всецело отдавая себя Богу, служению Церкви и церковному народу. На этом пути он начинает опять же вполне традиционно – как деятель на ниве духовного просвещения, как преподаватель, инспектор.

В качестве инспектора уже священником он оказывается в Томской духовной семинарии. Отсюда его переводят в Иркутск ректором Иркутской семинарии, там его возводят в сан викарного епископа Иркутской митрополии, и затем он становится управляющим епископом в Тобольске. Далее его служение проходит в Прибалтике, которая тогда входила в состав Российской империи, он служит в Риге, в Вильне. Последним местом его служения является древний русский город Ярославль, где он становится преемником будущего патриарха Тихона (Беллавина). Вот основные этапы его внешнего жизненного пути.

Но когда я обращаюсь к его личности, для меня всегда очень важно, насколько этот человек был цельным. С одной стороны, он имел достаточно любви, чтобы заступаться за вольно или невольно подпавших под революционное движение людей. Он не поддерживал самой революции, революционной идеологии, по своим убеждениям был монархистом, но в то же время он все-таки отличал зерна от плевел.

Есть убежденные революционеры, деятельность которых была направлена на разрушение страны, изменение власти, а есть те, кто был втянут в это более или менее осознанно, особенно в молодые годы, и вот за этих он заступался. Но, с другой стороны, он был и членом Русского Собора, то есть тех «черносотенцев», которых заклеймили революционеры. Но в действительности этот Русский Собор декларировал очень правильные цели, перекликавшиеся, например, с идеями ополчения Минина и Пожарского. То есть именно к этому времени как к некому идеалу обращались участники этого патриотического движения. Другое дело, что им не удалось сохранить даже внутреннее единство, не то что осуществить эти идеалы, но сами идеи были очень правильными.

Так что он был человеком широких взглядов, но в то же время достаточно твердой позиции, то есть при всей его широте эти взгляды не размывались. Он не был каким-то неопределившимся в этом плане деятелем. Он был и патриотом, и верным сыном Церкви,  поэтому он имел огромный авторитет в обществе и в Церкви. И когда встал вопрос о патриаршестве, он был одним из кандидатов на Патриарший престол.

Патриарх Тихон, возведенный на первосвятительский престол, тоже видел его в качестве одного из своих заместителей на случай ареста или внезапной смерти, что было вполне вероятно в годы утверждения советской власти, по своей сути богоборческие. Святитель Агафангел в 1922 году даже несколько месяцев исполнял обязанности патриарха. Именно в результате этого он и был подвергнут репрессиям, провел несколько месяцев в тюрьме, а затем был сослан в Нарымский край и три года прожил в городе Колпашево.

Вот так он связан с северной епархией Томской митрополии, и мы его чтим. По благословению митрополита Ярославского значительная часть его мощей была передана в кафедральный собор Вознесения Господня в Колпашево, и там мы еженедельно совершаем молебен перед этой святыней.

– Спасибо, владыка. У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Раньше церкви вели большое хозяйство, например, у них были свои рыбацкие артели, большие земельные наделы. А сейчас, когда храмы встали на ноги, не настало ли время возродить подобные традиции, чтобы была возможность активнее вести социальную работу, восстанавливать храмы?»

– Это и ведется, и происходит, но, как правило, при монастырях, особенно сельских, где для этого есть больше возможностей. Ведь ведение сельскохозяйственной деятельности, во-первых, требует наличия людей, работников, то есть достаточного количества насельников монастыря.

– Трудников.

– Да. Которые могли бы этим заниматься. А во-вторых, это должны быть люди, все-таки знакомые с этой сферой. Потому что человек, который занимался только интеллектуальным трудом, был каким-то ученым, наверное, в огороде или в поле проявит себя не с лучшей стороны. Поэтому тут есть еще много всяких сопутствующих моментов. Но это есть, и много монастырей ведут довольно неплохо и успешно сельское хозяйство.

– «Как Вы относитесь к научным исследованиям религии (например, когда ученые пытаются выяснить, как молитва влияет на организм человека или как меняются свойства воды после освящения)?»

– Для нас это не является чем-то необходимым, значимым. Если у ученых такой интерес возникает, важно, чтобы этот интерес оставался научным и подход здесь был объективным. Мир духовный и мир материальный хотя и связаны, но имеют некоторую автономность, и искать тут однозначные закономерности неправильно. Здесь всегда есть определенный зазор, так что в одном случае это может проявиться так, а в другом иначе. Иногда бывает, что святая вода тоже подергивается зеленой ряской, если стоит на свету, ведь она не утрачивает своих физических свойств. Так что бывает по-разному.

– «Владыка, как Вы относитесь к тому, чтобы при храмах были условные аниматоры, которые приглядывали бы за детьми во время богослужений до причастия? Ни для кого не секрет, что маленькие дети очень устают на литургии и потом не всегда охотно идут в церковь. Или это противоречит церковным традициям?»

– Это не только не противоречит церковным традициям, но в этом есть богатый опыт. Когда я был игуменом Богородице-Алексиевского монастыря, у нас это тоже было. Во-первых, эта проблема бывает только тогда, когда есть маленькие дети, ведь храмы бывают разные. Где-нибудь на селе не так много маленьких детей, там в основном люди пожилые, и в этом нет необходимости. Во-вторых, нужно какое-то помещение. Они же не будут заниматься с детьми в пространстве храма, перед амвоном, ведь это будет мешать службе.

В-третьих, кто будет заниматься с детьми? Как правило, это прихожане, но они должны быть с какими-то педагогическими навыками и просто с желанием, потому что это довольно хлопотно. Человек приходит в храм помолиться, а тут приходится заниматься с чужими детьми. Может быть, со своими, но и с чужими тоже, и это определенная жертвенность.

Здесь, как правило, нужно несколько таких людей, чтобы их приходская активность все-таки не была локализована только в этих условно детских комнатах, чтобы они имели возможность и помолиться на службе, ведь именно это главная их цель. Так что здесь есть ряд трудностей, но во многих храмах, особенно в городских, многолюдных, эти трудности преодолеваются.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать