Православный взгляд. Церковь и политика

18 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

– Владыка, мы привыкли говорить, что Церковь вне политики, отлучена от государства. На самом деле, думаю, Церковь и общество тесно связаны. И хотелось бы узнать точку зрения первой даже на какие-то политические события.

В Советском Союзе была одна партия, коммунистическая, но 7 февраля 1990 года Пленум ЦК КПСС проголосовал за отмену однопартийной системы в пользу многопартийной. Как считает Русская Православная Церковь, благо это или нет?

– Прежде чем ответить, хочу скорректировать прозвучавший термин. Вы сказали, что в настоящее время Церковь отлучена от государства. Она не отлучена, а отделена. Это принципиально разные вещи. Отлучение означало бы, что Церковь прилепилась к государству и не хотела отсоединяться. Но отделения она жаждала на протяжении трех столетий Синодальной эпохи, будучи включенной в состав государственной машины и, по сути дела, полностью утратив самостоятельность. Поэтому, как ни странно, один из первых декретов советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» – весьма великое благо. Какая беда была бы для нее, если бы этого не произошло! Отделение Церкви от государства говорит о том, что у каждого свои полномочия, своя сфера деятельности, что они не вмешиваются в дела друг друга, существуют автономно.

Теперь по поводу однопартийности и многопартийности не только в нашей стране, но в принципе. Когда человек единолично принимает решения, опираясь только на свой разум, свой опыт, то, как правило, они бывают спорные. Ведь даже самый выдающийся, самый мудрый человек не может охватить всего. Поэтому и в условиях самодержавия при государях всегда существовал Совет, Дума. Даже абсолютные монархи нуждались в совете.

Многопартийность как раз обеспечивает разнообразие позиций, точек зрения, следовательно, можно рассчитывать на бо́льшую объективность решений, принимаемых властью. При многопартийности, даже если какая-то партия имеет преимущество, это уравновешивается другими партиями, мнения которых учитываются при принятии решений. Поэтому политический режим с многопартийной системой, мне кажется, более соответствует тому, что принято сейчас называть демократическим устроением общества. Настоящее народное правление обеспечивается как раз многопартийной системой, когда различные народные голоса включаются в решение государственных проблем.

– Я вспоминаю 1980-е годы, когда только встал вопрос о многопартийной системе. Простые работяги, обсуждая это за столом, говорили: «Ну вот, раньше одну партию кормили, теперь придется еще кого-то кормить».

А священник может в какую-то партию вступить?

– Дело в том, что партия – это группа людей, придерживающихся определенных политических взглядов: на экономическое развитие страны, на социальные процессы, которые происходят в обществе. Если священник начинает соотносить себя с какой-то группой, он, по сути дела, перестает быть священником. Если я становлюсь членом партии, то полностью разделяю ее интересы – и моими оппонентами в лучшем случае, а то и врагами становятся члены партии, отстаивающей противоположные взгляды.

И вот представьте себе (не будем брать партии нашей страны, возьмем Соединенные Штаты Америки): один священник становится демократом, а другой – республиканцем. Для одного являются врагами сторонники Трампа, а для другого – демократы. Но ведь верующие люди, истинные христиане, чада Церкви, есть во всех партиях, в том числе и в нашей стране я знаю таких. А священник исполняет свой долг по отношению ко всем, поэтому Церковь стоит над партиями, возвещая миру вечные истины.

Да, у каждой партии свой подход, но, как считает Церковь, надо иметь в виду Высшее Начало, Источник всего позитивного, что в этом мире делается. А если мы пытаемся узаконить что-то вразрез с Божественными заповедями, то рано или поздно это выходит боком для народа, страны, общества. Все нормы и законы верующий человек должен соотносить с Божественными заповедями. Задача Церкви – доносить правду Божью до представителей всех групп населения. Поэтому в каких-то критических условиях, когда накал партийного противостояния достигает апогея, Церковь иногда оказывается единственной силой, способной усадить за стол переговоров, казалось бы, самые непримиримые стороны.

Помнятся события 1993 года, когда между Верховным Советом (тем, что сейчас называется Думой, это я говорю для молодежи, которая этого уже, наверное, не знает) и президентской властью была страшная конфронтация. Все это вылилось в то, что Россия оказалась на грани гражданской войны. Сторонники Верховного Совета штурмовали Останкинскую телебашню, чтобы захватить телевещание, а президентская власть танками расстреливала здание Верховного Совета. И все это происходило в Москве! Казалось бы, стороны уже не были  способны услышать друг друга. И тут Святейший патриарх Алексий II призывает прийти в Данилов монастырь представителей всех противостоящих политических сил, усаживает их за стол переговоров и берет с них обещание, что они не доведут страну до кровопролития, грозя строгими церковными прещениями, вплоть до предания анафеме тех, кто пойдет по пути разрушения. Это имело благоприятные последствия.

Я знаю, что неоднократно Церковь собирала и собирает представителей разных политических сил за круглым столом, чтобы обсудить актуальные проблемы, решение которых возможно только при групповом консенсусе. Поэтому она должна быть вне партий. И, конечно же, вступление в партии священников видится крайне неуместным. Первоначально, когда многопартийность только формировалась в нашей стране после крушения советской власти, была такая тенденция…

– По крайней мере, депутатами священники были.

– Они были народными избранниками и не представляли какие-то политические партии.

– Совершенно верно.

– Была тенденция вступления священнослужителей в какую-то партию, но потом соборным церковным решением было закреплено, что они не должны участвовать в партийной деятельности страны. Служение Церкви – это нечто большее.

– Не секрет, что у Церкви тоже есть свои интересы, касающиеся построения общества. Например, отстаивание духовных, семейных ценностей, культурного, исторического наследия. Почему бы в нашей стране, может быть, даже с подачи Церкви не рассмотреть вопрос создания партии православных христиан, чтобы эти интересы лоббировать? В некоторых странах есть партии, в названиях которых стоит «христианская». На Ваш взгляд, это плохо?

– Думаю, что это не совсем так. Вы сказали, что у Церкви есть свои интересы, которые она должна отстаивать. Но то, что Вы перечислили, – это интересы не только Церкви, но и народа.

– Давайте отстаивать интересы народа.

– Чтобы отстаивать интересы народа, его не надо делить на группы. Если мы создаем партию по православным интересам, то, естественно, в решении тех или иных задач появляется какая-то фрагментарность. Поэтому, мне кажется, это неправильно.

Действительно, на Западе существуют партии, соотносящие себя с той или иной религией. В той же Германии существует Христианско-демократический союз, который, с моей точки зрения, уже давно перестал быть и христианским, и демократическим. Есть, по-моему, и в нашей стране подобные политические или общественные объединения. В какой-то степени это оправданно.

Церковь – это не только священнослужители. Вот Вы упомянули, что в 1990-е годы в Верховном Совете были в качестве депутатов и представители епископата, и священники. Но Церковь – это и миряне, люди, которые считаются с православной верой, православной традицией, с многовековым укладом церковной жизни. Есть много форумов, где они, объединившись, принимают какие-то решения, дают рекомендации, советы, доносят позицию Церкви до государственной власти, общества. Это более верный путь, нежели когда группа людей, создавших партию, узурпирует власть и пытается навязать свою волю.

Церковь для всех, и задача ее – доносить Божественные, евангельские истины до всех слоев населения. Я не исключаю возможности создания такой партии, но мне кажется, что это не тот путь, по которому должны идти верующие люди, не хочу сказать – Церковь, потому что Церковь уж точно не должна создавать партию: она – для всех партий.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. Память блаженной Ксении Петербургской отмечали 6 февраля. Чем прославилась эта святая?

– Народу очень близки святые, отличающиеся простотой, которая, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), более всего приближает человека к Богу. В одном из своих писем он пишет, что в простоте – чистота помыслов, души, тщательное исполнение заповедей, верность Христу. Блаженная Ксения Петербургская как раз такая подвижница, которая отличалась особой простотой. Она вела скитальческий образ жизни, чем поражала всех, многим казалась безумной и действительно имитировала безрассудство, чтобы скрывать свои духовные подвиги. По ночам она приходила на Смоленское кладбище, где в настоящее время над ее мощами – часовня, и поднимала на верх строящегося храма кирпичи и камни, чтобы рабочие утром не тратили время на эту трудоемкую работу. Она делала это скрытно, под покровом ночи. Господь наделил ее за это богатыми духовными дарованиями, силой молитвы, которую ощущали даже современники при ее жизни.

Извозчики старались совершенно бесплатно подвезти блаженную хотя бы несколько метров, зная, что, если она согласится, Господь благословит их трудовой день, он будет удачным, они смогут хорошо заработать. Когда Ксения оказывалась в торговых рядах, на рынке, продавцы наперебой предлагали ей взять хотя бы что-то. И если она брала у кого-то хотя бы одну ягодку, Господь благословлял труды этого человека, торговля у него в этот день шла хорошо.

И в настоящее время верующие, приходя в храм, молятся, ставят свечи блаженной Ксении Петербургской в надежде, что ее святыми молитвами Господь благословит их жизнь. И получают многие богатые милости, как ранее уделявшие ей внимание сподоблялись особых даров и благословения Божьего. Не случайно часовня блаженной – самое посещаемое в Санкт-Петербурге место. Сколько я ни бывал в городе, ни заезжал на Смоленское кладбище, в любую погоду люди идут и идут к блаженной Ксении Петербургской, чтобы попросить ее молитв, благословения. Как известно, к сухому колодцу за водой не ходят.

Когда при советской власти часовню закрыли, люди приходили к ее стенам и снаружи молились, бросали записочки с просьбами о помощи в житейских или духовных нуждах в щели дверей и окон и по вере получали просимое.

– По традиции у нас вопросы от телезрителей. «Одна моя знакомая часто использует словосочетание: очень сильная молитва. Разве такие молитвы бывают? Если да, то что это за молитвы?»

– Любая молитва зависит от настроения, в котором человек молится. Можно молиться формально, не вдумываясь в текст, тарабанить по молитвослову как какую-то мантру. Другое дело – молиться внимательно, с благоговением, осмысляя каждое слово. Иная молитва идет тогда, когда человек стеснен какими-то бедами и несчастьями, когда  понимает, что надеяться больше не на что, что вот-вот произойдет что-то страшное и помочь может только Бог. Как этот человек молится! Даже если он раньше никогда не молился и не считал себя верующим или считал таким постольку-поскольку.

У А. Н. Майкова есть такие слова: «Чем ночь темней, тем ярче звезды; чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Конечно, сердечная, пламенная молитва Богу угоднее, и она является не только следствием каких-то печалей или несчастий. Когда человек в особом духовном облагодатствованном состоянии, молитва сама льется из сердца. Именно такие молитвы исходили из уст и сердец святых угодников Божьих. Почему Церковь рекомендует нам молиться не только и не столько своими словами, а молитвами, которые некогда были произнесены святыми? Потому, что святые возносили их в одухотворенном, возвышенном состоянии и каждое их слово преисполнено Божественной благодати. Молясь ими, мы немного повышаем свой духовный уровень, наша молитва становится сильнее от духовного состояния тех святых, которые составили текст молитвы.

– «У меня с прошлых лет остались запасы святой воды. Можно ли ее пить не только натощак? Ведь выпить воду, наверное, лучше, чем поливать ею цветы или деревья».

– Во-первых, некоторые говорят, что крещенская вода хранится до следующего Крещения еще год и даже два. Если у вас осталась водичка с прошлогоднего Крещения, а вы принесли новую, ничего не мешает и старую употребить точно так же, как новую. Нет воды старой и новой. Это одна и та же неразделимая святыня. Вода, освященная в новом году, есть продолжение того струящегося потока Божественной милости, который непрестанно изливается в этот мир.

Телезрительница говорит, что лучше такую воду выпить, чем вылить. Во-первых, выливать ее точно не надо. Можно ли выпить? Почему бы не сделать это до обеда? Преимущественно мы употребляем святыню натощак. Если вдруг в доме оказался переизбыток святыни, выпейте стакан вместо обычной чайной ложечки.

Про употребление крещенской воды не только натощак есть указание в Уставе Русской Православной Церкви. В нем порицаются люди, которые говорят, что крещенскую воду при любых условиях нужно пить только натощак. В Типиконе написано, что эту великую святыню мы с благоговением можем употреблять, даже вкусивши какую-то пищу. В каких случаях? Даже если мы поели, но чувствуем какую-то немощь, недомогание, можно выпить воду и на сытый желудок, потому что во время освящения мы просим Господа, чтобы Он сделал ее для нас «недугов исцелением». Поэтому вполне уместно в определенных случаях употребление святой воды, в том числе и крещенской, не натощак.

– Вопрос от того же человека: «Как пользоваться святой водой малого освящения?»

– Малое освящение в Церкви существует, чтобы при необходимости восполнить недостаток крещенской воды. Кроме того, в Церкви была традиция совершать такие малые водоосвящения первого числа каждого месяца, чтобы окроплением святой водой освятить начинающийся месяц.

День недели среда не является средним, если считать с понедельника. На самом деле первый день недели – это воскресенье, и тогда получается, что среда – средний день. Церковь начинает каждую неделю с воскресного дня, который она проводит в молитве, освящая всю неделю. Каждый день освящается таким богослужением, как полунощница, совершаемым только в монастырях: в полночь возносится молитва, чтобы освятить начинающийся день. Миряне встают значительно позднее и тоже спешат освятить новый день утренней молитвой. Малое освящение воды происходит в дополнение к великому для освящения нашей повседневной жизни. Употреблять такую воду нужно также с благоговением, можно пить утром натощак вместе с просфорочкой. Если есть какая-то потребность, связанная с болезнью или каким-то дискомфортом, может быть, стрессовой ситуацией, унынием либо борением с какими-то помыслами, греховными желаниями, страстями, например  курением или алкоголизмом, можно помолиться и с верой в Господа выпить святой воды, призывая имя Спасителя. Это поможет обрести силы для противостояния пороку.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 15 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 18 апреля: 05:30
  • Четверг, 22 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​