Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

16 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, вновь перейдем к актуальным вопросам; 11 сентября (20 лет назад) случилась страшная трагедия – самолеты врезались в башни-близнецы. Говорят, что с тех пор мир разделился на мир до терактов 11 сентября и после них. Вы согласны с этим утверждением?

– Конечно, это большая трагедия, которая унесла жизни многих людей. Во время теракта даже немного пострадала греческая православная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, которая располагается недалеко от места, где был совершен теракт.

Конечно, эта трагедия оставила очень глубокий след. Нам, жителям России, боль американского народа близка, потому что в нашей стране тоже совершено довольно много террористических актов. Например, в Москве было взорвано несколько жилых домов, были теракты в московском метро на станции «Пушкинская», теракт в школе, известный теракт в «Норд-Ост» и другие террористические акты, которые унесли жизни многих людей, в том числе и детей. Каждый раз, когда наступает 1 сентября, во всем мире повсеместно празднуется День знаний и школьники направляются в учебные заведения, чтобы приступить к занятиям. Но в Беслане в этот день произошла большая трагедия: школа была захвачена террористами.

В нашем мире стало очень много зла, ненависти, которые переливаются через край. Неизвестно, стало ли 11 сентября отправной точкой, когда наконец это зло начало переполнять чашу и истекать из нее; либо это лишь один из страшных эпизодов в целой череде подобных случаев, с которыми мы имели дело. Хочется сказать, что мы живем в такую эпоху, когда человеческий грех, злоба перестали носить исключительно личностный характер. Если раньше грешник согрешал, то от его греха, прежде всего, страдал он сам либо кто-то из его близкого окружения. Теперь же страдают многие люди.

Конечно, трудно ожидать от нашего мира, который лежит во зле, чего-то другого. Зло достигает наивысшей точки в человеческом роде тогда, когда человечество максимально удаляется от Бога, забывает о Нем. Когда мы поворачиваемся спиной к Источнику света, Солнцу Правды – Богу, естественно, наша жизнь погружается во мрак. Поэтому наш мир, который становится все более бездуховным, неизбежно погружается в стихию хаоса. Это мы видим и в изменении природы, которая стала непривычно агрессивна (особенно в последние годы): разрушительные наводнения, землетрясения, пожары охватывают не только небольшие, локальные участки, но и огромные области. И человеческая неправда, зло точно так же свирепствуют.

– Если в советской школе нас учили, что человек – царь природы, венец творения, то сейчас создается такое впечатление, что природа всеми силами пытается поставить человека на место.

– Дело в том, что не только в советской школе, но и в духовных учебных заведениях, со страниц святоотеческих творений мы узнаем о том же: человек есть венец, вершина творения. На эту вершину человек забрался не по своей собственной воле: он был поставлен туда Богом как человек разумный, наделенный определенными свойствами, которые уподобляют его Богу. Ведь Господь создал человека по Своему образу и подобию. Но своему высокому предназначению человек соответствует только тогда, когда согласовывает свою волю с волей Божьей. Если же он вырывается из гармонии Богом зданного мира, то он не только сам оказывается в состоянии дисгармонии, но ввергает в такой же хаос и весь мир, поскольку является той ключевой точкой, на которой сходится благополучие этого мира.

Когда человек повреждает свою жизнь, удаляется от Бога, он оказывается в состоянии хаоса. Мы видим это на страницах Священного Писания, где описано трагическое событие − убийство Каином своего брата Авеля (напомню, что они были сыновьями Адама и Евы). Господь прогнал Каина от лица Своего, и Каин основал город. Казалось бы, незначительные слова в Библии, но на самом деле это весьма значимо. То, что Каин строил город, не значит, что он занимался созидательной деятельностью. Слово «город» произошло от слов: «огораживать», «городить», «отгораживаться». Оно означает не мегаполис, который предполагает наличие огромного количества домов, инфраструктуры и так далее. Город – это просто огороженное место.

И вот впервые понадобилось такое огороженное, защищенное место для братоубийцы Каина. Он, противопоставив себя Богу, нарушил Божественные законы. Мир, в котором раньше он был венцом творения и царем, стал по отношению к нему враждебным. Животные, которые ранее были послушны человеку, стали хищниками. Природа, в которой раньше человек чувствовал себя комфортно и безопасно, вдруг стала опасной для него своими стихийными проявлениями.

– Одним словом, человек ранее был в раю.

– Да. В конце концов люди, подобные Каину (такие же греховные), стали нести угрозу. Поэтому чем больше человек погружался в грех, тем больше ему требовалась какая-то защита. У него возникала необходимость отгородиться, спрятаться за стенами.

К сожалению, мир в наше время не стал лучше, чем был в те библейские времена. Особенно в последние десятилетия мы наблюдаем, что мир все дальше уходит от Бога, а значит, он все больше обрекает себя на катастрофы.

– То есть теракты 11 сентября не могли случиться по человеческому произволению, а имеют духовные корни зла?

– Это человеческое произволение, потому что зло – это не нечто эмпирическое, независимое от человека. Господь говорит, что сердце человеческое – это источник и добрых дел, и злых (коварства, лукавства и так далее). Из сердца человека исходит благословение и проклятие. Человек, который забывает Бога, генерирует всевозможное зло. Поэтому единственный путь навести порядок в нашем общем доме – это вспомнить о своих духовных корнях, о Боге, о Божественных заповедях.

Невозможно человеку (и человечеству в целом) достигнуть счастья, если он переступает через Божественные заповеди. Что такое заповеди Божии? Это то же, что и законы природы. А законы природы – это тоже законы Бога, которые определены для этого материального мира. Весь Богом зданный мир живет по этим законам. И их никто не игнорирует, потому что все знают: если схватиться незащищенной рукой за раскаленный предмет, получишь ожог; если без лестницы или лифта выйти на улицу с 12-го этажа, то разобьешься, потому что есть закон всемирного тяготения.

В духовной жизни то же самое: есть Богом установленные законы. Это не внешние требования, которые ставят человека перед необходимостью слепо выполнять что-то совершенно бессмысленное. Это некие алгоритмы, правила, которые вписывают человека в этот мир. При исполнении этих законов человек чувствует себя комфортно. Тогда мир, Богом сотворенный, действительно является космосом. Слово «космос» с греческого языка переводится как «красота». Космосу противопоставляется хаос – некий беспорядок, какофония. Когда грех вторгается в нашу жизнь, этот Божий космос нарушается. У меня грех ассоциируется с пением хора. Если кто-то из поющих сфальшивит, разрушается пение всего хора. Так же и грех разрушает среду, в которой мы обитаем. Поэтому единственный способ вспомнить о Божественных заповедях, законах – жить по ним, выстраивать по ним свою жизнь.

Знания и указания, как правильно жить, необходимо черпать в Священном Писании, в богооткровенной церковной традиции, в церковном Предании. Даже религиозное, но искаженное понимание тех или иных вещей приводит человека не к Богу, а к дьяволу. Ведь террористы, которые 11 сентября совершили теракт, руководствовались псевдорелигиозными идеями. Им казалось, наверное, что они выполняют волю Божию. Я говорю это с определенной долей условности, потому что когда в мире совершаются громкие события (в том числе и теракт 11 сентября), мы не знаем, как это было. До сих пор существует много разных версий, в том числе и конспирологических. Например, не является ли это провокацией спецслужб западных держав. Мы не можем это ни отрицать, ни признавать.

По официальной версии, исполнители этого теракта на поверхности. Мы видим, что это люди, которые отказались от своих традиционных верований. Есть ислам традиционный, а есть экстремистский, он зарождается тогда, когда люди уходят от религии, которую на протяжении веков исповедовали их предки.

– Владыка, после 11 сентября (или после терактов, о которых Вы упомянули: взрывы в Москве в жилых домах, в метро) жизнь Русской Православной Церкви каким-то образом изменилась? Конечно, я говорю не о богослужениях, а, например, об усилении мер безопасности.

– Жизнь Церкви никак не изменилась. Меры безопасности – это прерогатива не Церкви, а государства. Если возникает угроза нашему народу (будь это церковная община или общественные организации), то об этом должно заботиться государство. И оно, очевидно, принимает какие-то меры, ведь в средствах массовой информации периодически появляются сообщения о том, что было предотвращено огромное количество терактов. Когда эти цифры озвучиваются, ты поражаешься, сколько людей могло бы пострадать, лишиться жизни, если бы не работа специальных служб, которые очень активно (и, надеюсь, продуктивно) работают в этом направлении.

Конечно же, государство предпринимает различные меры, а Церковь осуществляет свое служение. И оно такое же, как и до 11 сентября: Церковь как проповедовала истинное Божественное слово, так и проповедует. Церковь напоминает каждому из нас о тех Божественных заповедях, которые мы должны соблюдать. Люди, которые желают изменить свою жизнь к лучшему, приблизиться к Богу, находят в Церкви средства, помогающие им в этом. Это таинство Покаяния, к которому человек обязательно должен приступать для того, чтобы приводить в порядок свою душу. Это таинство Святого Причащения и другие церковные таинства.

– Владыка, переходим ко второй части нашей программы: 11 сентября – это не только день теракта, но и день памяти Усекновения главы Пророка и Крестителя Иоанна. На Ваш взгляд, есть ли здесь какая-то связь?

– Между первым и вторым событиями никакой связи нет. Действительно, 11 сентября (29 августа по юлианскому календарю, по которому живет Русская Православная Церковь) совершается праздник  Усекновения главы Иоанна Крестителя. Хотя в историческую основу этого праздника легло трагическое событие.

Во времена земной жизни и евангельской проповеди Христа Спасителя государство Израиль было разделено римскими властями на четыре части. Одна четвертая часть была поручена Ироду Четвертовластнику. Это не тот Ирод Великий, при котором родился Иисус Христос, но он тоже был беззаконным человеком. В частности, он стал беззаконно сожительствовать с женой своего брата. Конечно, плохо, когда человек совершает блудодеяние, но когда его совершает правитель, который стоит во главе народа, этот грех становится еще более опасным. Правитель, хочет он этого или нет, подает дурной пример другим.

Иоанн Креститель – бескомпромиссный проповедник Божественной истины, провозвестник покаяния − обличил Ирода Четвертовластника. Но тот еще больше озлобился и попытался сделать все от него зависящее, чтобы Иоанн Креститель замолчал. Умертвить Иоанна Крестителя Ирод боялся, поэтому заключил его в темницу. Празднуя день своего рождения, Ирод в пьяном состоянии начал клясться дочери своей любовницы Иродиады, которая плясками угодила ему, что готов выполнить любую ее прихоть. Та, посоветовавшись с матерью, сказала: «Хочу, чтобы мне принесли на блюде отсеченную голову Иоанна Крестителя». Ирод не ожидал такого поворота событий. Он был опечален, но ради клятвы отдал приказ, и Иоанн Креститель был обезглавлен.

Таким образом, Иоанн Креститель, будучи последним ветхозаветным пророком, первым провозвестником евангельской истины, стал и первым мучеником за нее. Поэтому Церковь установила в этот день праздник торжества истины, несмотря на то, что Иоанн Креститель был умерщвлен через отсечение главы. Церковь установила в этот день пост, на какой бы день недели ни приходилось 11 сентября.

С другой стороны, мы извлекаем из этого праздника уроки. Синодом Русской Православной Церкви этот день объявлен днем особо усиленной молитвы верующих людей о тех, кто оказался в алкогольной или наркотической зависимости. Именно эта зависимость привела Ирода к тем страшным последствиям, о которых я сейчас говорил. Святые отцы и Священное Писание говорят, что алкоголь и наркотики являются величайшим злом, которое разрушает личность человека и его жизнь. Это зло начинает отравлять жизнь всего окружения этого человека. Оно является источником многих бед и катастроф. Одной из таких катастроф в древности стало усечение главы Иоанна Крестителя.

В этот день, после завершения Божественной литургии, Церковь совершает особое молебное пение о людях, которые пока не могут или не хотят избавиться от алкогольной или наркотической зависимости. И я хотел бы призвать наших телезрителей по возможности прийти в этот день в храм Божий, особенно если у вас есть близкие, родственники, друзья, знакомые, находящиеся в такой зависимости. Помолитесь за них, потому что они очень нуждаются не только в медикаментозных средствах, которые могут помочь им избавиться от этой зависимости; не только в реабилитационных центрах, но и в крепкой, сильной молитве (особенно если это молитва их близких людей: матерей, жен, детей). Если есть возможность, приведите в храм самих больных, чтобы они помолились и попросили у Бога сил и крепости в преодолении своих дурных наклонностей.

– Вопрос телезрителя: «Возможно ли Томской епархии в ближайшем будущем пригласить Дивну Любоевич с церковным хором "Мелоди"?»

– Действительно, это очень талантливые и духовные исполнители. В их репертуаре довольно много духовных песнопений. Желание пригласить их есть давно, но, как сказано в одном классическом фильме, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями.

Я вижу, что периодически появляются сообщения: то наша филармония, то драмтеатр, то университет (там тоже есть соответствующие площадки) приглашают довольно интересных исполнителей, различные творческие коллективы, которые дают в нашем городе концерты, в том числе и духовной музыки. Я думаю, что хор «Мелоди» достоин особого внимания, и томичи получат большую пользу, познакомившись с их творчеством.

– Владыка, как Вы относитесь к православному движению «Сорок сороков»? Вы бы благословили создание такого движения (или его филиала) в Томске?

– Многие считают, что вопросами Церкви должны заниматься священнослужители; что Церковь – это Патриарх, епископы, священники и работники храмов. На самом деле это не так. Церковь – это, прежде всего, народ Божий, крещеные люди. У нас в России крещено 90% населения, поэтому все мы – Церковь, и каждый должен проявлять себя как христианин.

Я думаю, что многочисленные общественные движения очень полезны, потому что объединившиеся люди действительно помогают отстаивать духовные и культурные ценности в нашей жизни, как-то защищают их от разрушения, разложения. Маяковский писал:

Единица – вздор,

единица – ноль.

А если

в партию

сгрудились малые –

сдайся враг,

замри и ляг!

 

Это он писал о политической партии, но то же можно сказать и о любом объединении людей. Например, есть движение «Всемирный русский народный собор». Это хорошая организация, в которой люди объединены патриотическими идеями, общностью духовно-нравственных, исторических ценностей, одинаковой оценкой исторических событий. Поэтому я считаю, что если в Томске появится что-то подобное, это будет неплохо.

– Владыка, есть ли у вас служба протокола?

– У меня нет, потому что служба протокола (которая зародилась в светском государственном аппарате) нужна прежде всего там, где ведется большая представительская работа, которая нуждается в неком регулировании. Регулировщику регулировать движение на деревенской улице бессмысленно, потому что по этой улице проезжает всего пять машин, и необходимости в регулировании движения нет. Но чем больше в городе движение, тем больше там нужно светофоров, а где-то даже регулируют движение постовые. Это то же, что и служба протокола.

Все-таки я думаю, что служба протокола имеет место не только в государственных структурах, но и в Патриархии, в очень крупных митрополиях. Наша же митрополия не такая уж и крупная. Те моменты, которые обычно решает служба протокола, у нас решают сотрудники епархиального управления. Например, когда меня приглашают принять участие в каком-то мероприятии,  для меня проясняют какие-то вопросы: что там будет, предполагается ли мое приветственное слово, кто будет выступать, где находится место для моего выступления. Поэтому можно сказать, что в какой-то степени служба протокола у нас тоже присутствует.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 26 сентября: 01:30
  • Воскресенье, 26 сентября: 05:30
  • Четверг, 30 сентября: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​