Православный взгляд. Протоиерей Андрей Туров отвечает на вопросы

13 октября 2022 г.

– Отец Андрей, давайте сегодня поговорим о символах веры, ведь в нашей нынешней ситуации эта тема очень актуальна. Сейчас в связи с объявленной частичной мобилизацией ребята, многие из которых являются православными верующими, отправляются служить. Мы знаем от людей, которые в свое время участвовали в боевых действиях в горячих точках, что на поле брани атеистов нет. Что бы Вы порекомендовали таким ребятам взять с собой из того, что является символом веры, помимо нательного крестика?

– Прежде всего я хочу сказать, что любой наш предмет, напоминающий нам о вере, – это внешнее проявление нашего внутреннего состояния. Мы должны понимать: если мы, например, носим нательный крест, то это не только и не столько некое украшение, а прежде всего напоминание нам о нашей вере во Христа, распятого на Кресте и в третий день воскресшего, победившего смерть. Это и свидетельство перед другими людьми, что мы являемся православными христианами. Священник свой священнический крест носит поверх всех одежд, и это его безмолвная проповедь Христа распятого и воскресшего, это и напоминание людям о той великой жертве, которую Господь принес ради каждого из нас.

А если говорить более подробно о том, что человеку необходимо взять с собой в дорогу, то, помимо нательного креста, я бы посоветовал ему взять с собой карманное издание Священного Писания, прежде всего Евангелия. В одном из музеев Санкт-Петербурга я видел маленькое потрепанное Евангелие, которое, безусловно, солдат держал при себе и постоянно читал. Это было ему напоминанием о том, что Бог всегда рядом.

Любой религиозный предмет прежде всего напоминает нам о том, что Господь с нами, что Он рядом. Имея у себя Евангелие или какую-то иконочку, нам важно помнить о том, что это всегда должно приводить нас к мыслям о Боге. А мысли о Боге – это не просто созерцание, прежде всего это молитва, потому что человеку, находящемуся в опасности, необходима помощь Божия, Его защита, Его заступление. Мы знаем, что на нательном крестике написана краткая молитва – просьба о спасении и сохранении человека.

Безусловно, сердце воина остается с его родными и близкими, поэтому ему всегда есть о ком помолиться: о своей семье, родителях, детях, близких. Но и оставшимся родственникам необходимо не просто ждать его возвращения, но также возносить свои молитвы к Богу.

Бывает, что человеку дают с собой особый поясок, на котором изображены слова охранительного 90-го псалма, называемого «Живый в помощи» (по первым словам псалма). Смысл этого псалма в том, что человек, который обращается к Живому, то есть очень быстрому в помощи Богу, получает эту защиту. Для него не существует опасности преткновения о камень или укуса ядовитой змеи, как образно говорится в псалме. Все эти опасности Господь нивелирует, и человек чувствует Божию помощь, Божию защиту и остается живым.

Кто-то берет с собой небольшую любимую иконочку, опять же напоминающую о том, кто может ему помочь. Но мы должны помнить, что помогает нам не сама иконочка, а тот, кто на ней изображен. Это может быть Господь, Божия Матерь, какой-то святой угодник Божий, который своей святой молитвой молится о нас.

Мне вспоминается случай, как книжица Священного Писания физически, видимым образом уберегла от смерти человека, когда осколок снаряда застрял в ее толще. Это Евангелие стало экспонатом музея, и каждый человек может убедиться в том, что, подобно щиту, оно помогло уберечься человеку от смертельной опасности. Не будь с этим человеком Евангелия, этот осколок мог бы смертельно его ранить.

– Я знаю, что в 90-е годы во время Чеченской кампании, когда наши российские ребята противостояли международному терроризму, они повязывали прямо на чело, на лоб ленточки с 90-м псалмом, и говорят, что на врага это как-то психологически действовало.

– Можно использовать их, как желает сам человек, в том числе и сокровенным образом – положить в карман или зашить в одежду. Но помогает не ленточка, а упование на Бога, вера в Бога. В Евангелии Господь сказал каждому из нас: по вере вашей да будет вам. По нашей вере, по силе этой веры Господь подает Свои чудеса, и какие-то наши вопросы разрешаются самым логичным образом.

– Раз уж мы говорим о символах веры, задам, может быть, слегка провокационный вопрос. Сейчас достаточно распространено явление, называемое религиозным туризмом. Когда мы приезжаем в тот или иной известный монастырь, мы видим: чего там только не продается… Какие-то ремни с молитвами… Для чего это делается, если, как Вы говорите, особой силы это не имеет, если человек не верует всей душой? Это какая-то сугубо коммерческая история?

– Коммерческий элемент тут, конечно, присутствует. Когда люди запускают в производство тот или иной сувенир, безусловно, они надеются на какой-то коммерческий успех. На мой взгляд, нужно иметь определенный вкус, чтобы понять, что можно приобретать. И нужно помнить, что любое приобретение в церковной или монастырской лавке является нашим пожертвованием, нашей жертвой. То есть деньги, которые мы оставляем за ту или иную икону, или свечу, или еще какой-то предмет, – это деньги, которыми содержится этот храм или монастырь.

Если же говорить не о каких-то религиозных предметах, святых иконах, может быть, книгах на духовные темы, а просто о сувенирах, то среди них можно увидеть и очень достойные экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть, и вещи, исполненные достаточно просто или даже примитивно (которые, конечно же, приобретать не стоит). Это в большей степени касается сувенирных магазинов, которые находятся рядом со святынями и принадлежат людям, которые по большому счету не имеют отношения к Церкви, для которых это действительно коммерческий проект. В таких местах можно встретить вещи, которые порой даже граничат с кощунством.

Чего стоит, например, какой-нибудь металлический поднос с изображением иконы? Что с этим подносом вообще делать? Если использовать его как панно, то, наверное, это не самая лучшая реализация этой идеи. А если его использовать как поднос, на котором режут, выносят еду, который необходимо мыть, то, конечно, это недопустимо, потому что к иконе должно быть благоговейное отношение. Воздавая поклонение образу, поклоняешься тому, кто на этом образе изображен.

Человеку стоит пройти мимо такого сувенира, не приобретать его, чтобы потом не думать, что же с ним делать, когда он треснет, разобьется, расклеится или что-то еще с ним произойдет. Есть святыня, а есть нечто, что, может быть, и напоминает внешне святыню, но ею, конечно же, быть не может.

– Ну да. Мне с трудом представляется подобное. Икона должна освящаться, а как освятить поднос? Это действительно очень сомнительно. Отец Андрей, наверное, один из главных символов веры православного человека – это домашний иконостас. Понятно, что люди воцерковленные наверняка знают об этом, но я искренне надеюсь, что нашу программу смотрят и люди, которые только находятся на пути к Церкви. Как же правильно обустроить домашний иконостас? Мое личное пожелание, чтобы он был устроен скромно и со вкусом, чтобы при этом все было достаточно канонично.

– Во-первых, я бы сказал, что в жилище любого человека, признающего себя верующим, желающего помощи Божией, благословения Божия, должны быть иконы. Когда меня как священника приглашают, например, для освящения жилища, в современных квартирах можно увидеть многое: плазменный телевизор с большой диагональю, определенный интерьер, разработанный дизайнером, и многое другое. Но когда я спрашиваю, есть ли в доме икона, перед которой можно вознести молитву Богу, оказывается, что ни одной иконы в этом доме нет.

– Не вписались в интерьер.

– Я не знаю ни одной иконы, которая не может вписаться в интерьер.

– Какие же должны быть иконы и как их правильно расположить?

– Прежде всего это, конечно, образ Господа, может быть, и образ Триединого Бога – Святая Троица. Это может быть и репродукция шедевра преподобного Андрея Рублева, который, как мы знаем, находится в Третьяковской галерее. Это иконы Божией Матери, потому что Божия Матерь является первой Заступницей за каждого из нас. Мы обращаемся к Ней с молитвой, и Ее молитвенному попечению мы вверяем всех, кто нам близок и дорог, – наших детей, родных, близких.

Такими иконами могут быть образы святых угодников Божиих, которые особо почитаются в семье. При этом я бы не советовал искать какого-то прикладного значения икон, хоть оно, может быть, само по себе и не является каким-то нежелательным. Но если, например, размещать в своем иконостасе икону святителя Спиридона Тримифунтского только потому, что он помогает обрести новое жилье, наверное, это все-таки будет неким религиозным упрощением, примитивизацией.

Если образ святой Матроны Московской иметь в доме только потому, что Матрона нам поможет в каких-то бытовых вопросах, то не только этого надо ждать от святой угодницы Божией, то, наверное, у нас есть какое-то более важное, более святое, более возвышенное дело, в котором нам может помочь святая Матрона.

Не только что-то преходящее, материальное должно занимать все наши мысли и чаяния, но нужно, чтобы сердце наше готово было вместить благодать Божию, чтобы Господь мог к нему прикоснуться. Именно об этом мы должны просить помощи у наших угодников Божиих.

В нашем доме могут быть и иконы чтимых святых той земли, где мы живем, например, иконы наших Томских святых – святого праведного Феодора Томского, блаженной Домны Томской, новомученицы Татианы Томской. К этим святым людям мы обращаемся в молитвах, чтобы Господь одухотворил наше сердце, чтобы мы были христианами не только на словах, но и на деле.

– А где в доме должен располагаться так называемый «красный угол» с иконами?

– Наши предки, прежде чем построить дом, решали, где будет красный (от слова «красивый», «лучший») угол. Этот угол всегда располагался так, чтобы входящий в дом сразу окидывал его взглядом и мог поклониться святыням этого дома, прославить Бога и пожелать здравия хозяевам, радушно принимающим гостей.

Красный угол должен быть обращен к востоку, подобно алтарю храма. Но сейчас при строительстве домов никто не задумывается о том, где должен располагаться красный угол. Дома строятся только с учетом каких-то практических соображений, градостроительной политики.

В вашей квартире красный угол должен занимать достойное место, пусть даже и не с восточной стороны, и в нем должны найти свое место святые образы. Как правило, люди стараются, чтобы рядом с образами не было каких-то других изображений – картин, панно, фотографий.

– Чтобы рядом не было телевизора.

– Да, чтобы не было телевизора, если это возможно, поскольку мы сейчас не в хоромах живем, у нас нет возможности иметь большую площадь. Сам по себе телевизор – это всего лишь электронный ящик, а вот что он транслирует, что заходит через него, как через дверь, в дом, – об этом стоит задуматься. И хорошо бы, чтобы мы понимали, что все-таки разного плана эти вещи – иконы, перед которыми мы молимся Богу, и телевизор, по которому мы смотрим развлекательные программы.

– Давайте перейдем к следующей части нашей программы: 14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Почему этот праздник так любим в России?

– По-моему, здесь все ясно – Божия Матерь является первой нашей Заступницей. Господь сначала дает человеку закон, по которому он должен жить, заповеди, которые, как вешки, помогают человеку идти по пути спасения и не свалиться в пропасть греха. Любая заповедь помогает человеку сохраниться от духовной катастрофы.

– Это как правила дорожного движения, только духовные.

– Да. Духовная катастрофа может произойти, если человек нарушает нравственный закон, который дан Богом миру, подобно законам физики. Если нарушать физические законы, наступит катастрофа. Если нарушать духовные законы, возникнет не меньшая катастрофа в жизни того или иного человека или даже целого общества, если общество погрязнет в каких-то греховных деяниях.

И вот Господь дает нам заповеди, одна из которых – заповедь почитания родителей, единственная из заповедей Божественного декалога святого пророка Божия Моисея, в которой сказано, что будет человеку, соблюдающему эту заповедь. Например, есть заповедь «не убий», но в ней не говорится, что будет наградой тому, кто соблюдет эту заповедь. Есть заповедь «не укради», и в ней тоже нет продолжения.

Заповедь же о почитании родителей говорит нам о том, что тот, кто почитает своего отца, свою мать, получит благо от Бога и долголетен будет на земле. То есть Господь как бы открывает нам секрет долголетия, о котором многие сейчас задумываются, но здесь идут в ход биологические, медицинские аспекты, а вот нравственные понятия применительно к долголетию не рассматриваются.

И вот Господь дает нам закон почитать отца и матерь. И когда исполняется пророчество и Он сходит с небес и Сам становится Сыном, Он начинает проживать человеческую жизнь и тоже исполняет этот закон. Он почитает Богородицу, Свою Матерь,  поэтому, когда Она о ком-то молитвенно предстательствует перед Своим Сыном и Богом, Ее молитвы особым образом принимаются. Вот почему мы называем Божию Матерь первой Заступницей за нас.

Праздник Покрова являет нам молитвенный покров, который Божия Матерь простирает над каждым из нас, над нашими детьми и близкими. В Божией Матери мы имеем Предстательницу, Молитвенницу за нас, и, когда мы думаем о Ней, от нас отходит всякая грусть и печаль и сердце исполняется великой надежды. Вот почему праздник Покрова Пресвятой Богородицы так любим русским народом, Русской Церковью.

Время Покрова – это особое время, которое связано и с какими-то приметами, но не в смысле каких-то оккультных вещей, а в смысле природных явлений, это время перехода в зимний период года. В это время люди празднуют свадьбы. В это время каждый из нас может помолиться Пречистой Владычице и вручить себя и своих близких Ее молитвенному материнскому попечению. А Господь, особым образом принимающий молитвы Своей Матери о нас, конечно же, исполнит их и благословит нас миром, добром и всеми теми благами, которые необходимы нам в этой жизни.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Протоиерей Андрей Ткачев призвал россиян молиться больше и чаще. Вы тоже не раз говорили об этом. А стало ли больше народу сейчас в храмах?»

– Понимаете, какая-то статистика присутствующих в храмах не ведется. Сейчас я вижу в храме людей, которых призывают повесткой. Они подходят под благословение, приходят на исповедь, принимают Святые Христовы Таины перед своей отправкой туда, где будет опасно, где будет очень тяжело морально и будет чувствоваться разрыв со своей семьей, со своими близкими.

Конечно же, мы видим родственников людей, защищающих нас, выполняющих свой воинский, гражданский долг, – жен, матерей, отцов, которые приходят в храм, чтобы попросить защиты, помощи воинам, находящимся в большой опасности. Причем они просят помощи не только в том, чтобы уберечь их от пуль, чтобы они остались живы, но и в том, чтобы сердце их не озлобилось, чтобы оно было теплым, живым, несмотря на все то, что им приходится переносить в суровых условиях.

На каждой службе мы молимся, чтобы Господь удержал воинов в рамках тех заповедей, которые Он дал, чтобы они не списывали все на какие-то опасности, но в любой ситуации  оставались христианами. Вот таких молитв в храмах стало больше.

Мы призываем наших прихожан, наших соотечественников, чтобы они не просто ждали, когда минует эта опасность и закончится специальная военная операция, но испрашивали у Господа мира. Каждый должен принимать в этом посильное участие. Не мобилизовали тебя – оставайся дома, но живи в условиях особого режима. И пусть твоя молитва и дома, и в храме перед алтарем тоже простирается к Богу.

– По прошлой и по этой нашей программе можно сделать вывод, что эти вопросы сейчас волнуют наших людей больше всего.

– Это хорошо, что люди не вязнут в своем быте и не думают: «Пусть где-то там, далеко, решаются эти проблемы, а я буду жить так, как жил. Главное – чтобы меня не лишили моей комфортной жизни». Люди сердцем, душой с нашими воинами, и они молятся о том, чтобы Господь даровал победу нашему оружию.

– «Надо ли исповедоваться в участии в специальной военной операции? Церковь не раз заявляла, что защита Отечества – это святой долг человека».

– Если у человека возникает такой вопрос, нужно сказать об этом на исповеди. Я считаю, что в рамках нашей передачи, которая транслируется на большой круг телезрителей, не совсем корректно и уместно обсуждать вопросы душепопечения, потому что здесь очень много нюансов. Например, в качестве кого человек участвовал в этой операции? Он был снабженцем, тыловиком или находился на переднем крае боевых действий? Это совсем разные ситуации, и здесь совсем разные состояния души. Все это нужно выяснять лично на исповеди.

– На то оно и таинство.

– Да, здесь существует некая тайна, которая прежде всего принадлежит Богу, поэтому ни священник, ни человек, который доверяет эту тайну Богу, не должны выдавать ее в эфир и тиражировать. Но если такой вопрос у человека возникает, первое, что нужно сделать, это обязательно поговорить об этом со священником.

– «Как православному человеку вести себя в конфликте на дороге? Когда люди тебя оскорбляют и ведут себя по отношению к тебе агрессивно, сложно сдерживаться. Бывали ли у Вас подобные ситуации?»

– Да, такие ситуации у меня были. Недавно разбили мою старенькую машину, и сейчас ее нужно ремонтировать. Водитель моего автомобиля правил не нарушал, но если машина попадает в аварию и повреждается, все равно это доставляет определенные хлопоты и неудобства.

Водитель, допустивший аварию, очень извинялся и просил прощения за свою невнимательность, за то, что был нанесен определенный ущерб. В общем, мы хорошо с ним поговорили, и у нас не было какого-то озлобления, потому что есть понимание, что повреждены всего лишь железки, а человеческому здоровью или жизни урон, слава Богу, нанесен не был. Если дело касается каких-то вопросов обгонов, подрезов, то у автолюбителей есть правило, которое гласит, что нужно дать дорогу всем, кто торопится.

– Вы имеете в виду правило трех «д» – «дай дорогу дураку»?

– Есть и такое название этого правила…

А как в такой ситуации оставаться спокойным? Во-первых, не нужно поддаваться, скажем современным словом, общему тренду, что ли, когда все ругаются друг с другом, пытаются учить друг друга, как водить машину и так далее. Второе – нужно тренироваться в этом, и наступит момент, когда на все эти мелкие неприятности вы будете реагировать так, как это должен делать верующий человек, а вовсе не как человек, подверженный своим страстям, желаниям на кого-то покричать, с кем-то поругаться, что-то выяснить. Прежде всего это принесет пользу вам самим, потому что, сохраняя свое сердце от такого рода проблем, вы делаете себе благо.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 04:05
  • Четверг, 18 апреля: 12:30
  • Суббота, 20 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать