Православный взгляд. Фашизм. Антипасха

13 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав.  

– Владыка, на телеканале «Томское время» наша программа впервые вышла 6 мая. В этот день, согласно данным из открытых источников, в 1945 году была Пасха. Давайте поговорим на мрачную для пасхальных дней тему – о фашизме. Как Вы думаете, у этого явления духовные корни?

– Я бы сказал, что эти корни не духовные, а скорее демонические, псевдодуховные, потому что слово «духовность» происходит от слова «дух». Духовно то, в чем присутствует Дух Божий, а все, что не является Его плодом, – это имитация, суррогат духовности или, если уж мы это слово употребляем, духовность с однозначно отрицательным смыслом.

– Духи злобы тоже бывают.

– Поэтому, вне всякого сомнения, нацизм не только и не столько политическое движение, а достаточно развитая идеология с корнями, уходящими глубоко-глубоко в темную, дьявольскую, бесовскую область. Вы упомянули, что 6 мая 1945 года была Пасха, а 1 мая над Рейхстагом было поднято наше Знамя Победы.

– Это и день Георгия Победоносца.

– Да, святого, которому молились не только русские солдаты, но и их матери, бабушки, дедушки, оставшиеся дома. Они просили его о помощи  сыновьям и внукам, которые на поле сражения противостояли фашизму. Поэтому и победа пришлась на день памяти этого святого.

Великую Отечественную войну с самого начала большинство, особенно верующих, восприняло не как противостояние иноземному вторжению, защиту политической независимости и строя нашей страны, а как войну за духовные ценности, хранителями которых был наш народ на протяжении целого тысячелетия. В годы советской власти эти ценности были закамуфлированы, их пытались интерпретировать иным образом, но они оставались христианскими, провозглашенными Евангелием, Господом нашим Иисусом Христом.

По сути, фашисты покусились не просто на территорию, политическую независимость нашей страны, а на святыни народа. И поэтому Русская Православная Церковь вкладывает в понятие «Великая Отечественная война» куда более глубокий смысл, нежели люди нерелигиозные.

– Казалось бы, абсолютно нерелигиозная патриотическая песня – «Священная война».

– Действительно, война была священной. И Георгий Победоносец был соратником наших воинов. На иконах он изображается на коне и с копьем, которым поражает змея. Этот змей и есть олицетворение зла, греха. В нем мы видим и фашизм,который является выплеском адской злобы. Георгий Победоносец пронзает этого змея и наносит удар не только по фашизму как таковому, но и по истокам, которые его питают, – адскому, бесовскому, дьявольскому состоянию, продуктом которого являлись многие идеологические течения, в том числе и фашистское учение.

Многие исследователи, изучавшие идеологию фашизма, говорят, что она была связана с оккультными теориями и практиками. По сути, это была своего рода новая религия – дьявола, ада, которая должна была заместить традиционные религии, в частности христианство, если говорить о Европе. Христианство должно было быть вытеснено и в конечном итоге уничтожено. Если на первом этапе фашисты иногда заигрывали с ним, чтобы оно не было помехой в реализации начальных замыслов, то в дальнейшем предполагалась полная расправа с ним, потому что христианская вера, учение Господа никак не укладывались в их представление о мире. Это были две совершенно противоположные идеологии, не совместимые друг с другом.

Ориентируясь на одно из оккультных течений «Аненербе», фашисты мечтали о воссоздании расы северного человека – арийца, расы полубогов. Только такой человек считался полноценным. Другие назывались людьми чисто условно, были недочеловеки, скорее полузвери. В иерархии всего существующего они должны были либо занять низшее положение, либо исчезнуть как нечто ненужное.

Человеконенавистническая позиция свойственна дьяволу. Почему произошло грехопадение Адама и Евы? Потому, что дьявол, ненавидя сотворенного Богом человека, наделенного славой, от которой он сам отпал, поставил целью погубить его, лишить общения с Богом. С тех пор все деяния дьявола направлены на ниспровержение духовного и погубление человека.

Если Господь говорит, что главная заповедь – о любви (возлюби Господа Бога твоего… и ближняго своего яко сам себе), то идеология дьявола – ненависть, что было присуще фашизму.

Начало Великой Отечественной войны 22 июня. Исходные позиции были разными у нашего народа и у противника. Фашисты не случайно подгадали именно этот день для нападения. За этим кроется оккультная идеология: 22 июня – день летнего солнцестояния, когда самая короткая ночь и самый длинный день в году. Им казалось, что если они начнут борьбу с Советским Союзом в этот день, то победа им гарантирована, потому что силы, на которые они уповали, на их стороне. А для русского народа? Напомню, что в то время большинство населения нашей страны было религиозным, православным. Это был воскресный день, в который вспоминается победа Христа над злом. Более того, это было второе воскресенье после Троицы – Неделя всех святых, в земле Русской просиявших. И когда фашисты напали на нашу страну, для верующих было очевидно, что, несмотря на трудности войны, противник обречен, потому что вступил в сражение, в борьбу не только с военной мощью Советского Союза.

Говорят, в то время наша страна технически уступала гитлеровской Германии: армия не была обучена, многие выдающиеся командующие, офицеры, генералы в 1930-е годы были репрессированы.

– Кто-то находился в заточении.

– То есть было много проблем, поэтому не мощь Советского Союза была преградой на пути фашизма. Для верующих людей – небесный полк, небесная армия святых встала на защиту нашей страны.

Конечно, государство не сразу сдало позиции в области атеистической идеологии, по инерции все это еще продолжалось. Тем не менее именно в годы Великой Отечественной войны произошло духовное переосмысление, народ начал понимать, что его силы и крепость – в духовно-нравственных корнях, особенно православных. Снова начали открываться храмы, монастыри, духовные учебные заведения, были реабилитированы многие христианские ценности. В своей речи Сталин обращает внимание на то, на каких героев надлежит ориентироваться: «Пусть вдохновляет вас в этой борьбе мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Кого перечисляет! Классовых врагов, князей, которые снова стали героями. Поэтому Великая Отечественная война была священной духовной борьбой, и слава Богу, что Христос, Победитель смерти, дал силы и крепость нашему народу одержать победу над этой гидрой, змеем, вышедшим из бездн адских.

– На Ваш взгляд, каковы причины того, что зерна фашизма возрождаются?

– Ну, дьявол никуда не делся, и сегодня мы видим оскал зубов смертельно раненного, умирающего змея. Он еще находит себе пищу среди духовно нестойких людей, которые отказались от своих духовных корней и стали легкой добычей инфернальных, адских сил.

Политологи, психологи будут искать более приземленные причины появления такой идеологии, указывать на недочеты в воспитательной работе нашего государства. Наверное, и это правомерно, но вторично. Необходимо ориентироваться и ориентировать подрастающее поколение на подлинные духовно-нравственные, христианские, евангельские ценности.

Когда человек начинает некачественно питаться? Когда лишен здоровой пищи. Если голодного не кормить, а достойной пищи под рукой не будет, он начнет есть с помойки и этим отравлять свою жизнь, свой организм. То же происходит в области идеологической и духовной. Молодые люди имеют потребность в духовном. Если мы не даем им здоровую духовную пищу, «духовность» подсовывает им дьявол. Они начинают увлекаться сомнительными идеологиями, течениями, в том числе оказываются сторонниками фашистской идеологии, других оккультных систем и повреждают сознание, мировоззрение. Более того, отравляют и заражают окружающих. Человек, привыкший к некачественной, гнилостной пище, старается накормить ею и других. Единственный путь преодоления этого – здоровый образ жизни.

Когда речь заходит о воспитании детей, в том числе в духе Евангелия, некоторые взрослые говорят: «Ну зачем мы будем делать это сейчас? Они вырастут и сами выберут, как и что». Это сродни тому, если мы, например, откажемся учить их русскому языку, не будем приучать их к А. Пушкину, М. Лермонтову, а скажем: «Подрастут, сами думают». Но так мы потеряем наш народ, культуру, самобытность.

Да, необходимо изучать культуру и традиции других народов, это обогащает, но только тогда, когда есть платформа своей культуры. Конечно, сначала надо усвоить родной язык, литературу, искусство, веру, которые наши предки на протяжении веков защищали от нападений. А потом почему бы не изучить еще какие-нибудь языки? Ведь многие люди, в том числе и богословы, знали до двадцати иностранных языков и свободно на них говорили, хорошо разбирались не только в русской, но и в западноевропейской литературе.

Изучая что-то чужеродное, не имея своего, человек теряет собственные корни и не получает плода.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы, более радостной и светлой. В ближайшее воскресенье Русская Православная Церковь отмечает Антипасху. Приставку «анти-» принято считать указанием на что-то противоположное. Антивирус – против вируса, антитеррористические комиссии – против терроризма. Почему Антипасха?

– Действительно, на древнегреческом это означает «против». Мы сейчас сидим друг напротив друга, и греки здесь тоже употребили бы это «анти-», но совсем не потому, что мы антагонисты и забрасываем друг друга идеологическими камнями.

Пасхальная неделя – это все праздник Святой Пасхи. Первый день Светлого Христова Воскресения – некая кульминация, последующие дни – Светлая неделя. Пасха совершает круг – мы достигаем следующего воскресенья, стоящего как бы напротив воскресенья пасхального, которое Антипасха не нивелирует, а повторяет, отображает.

Весть о воскресшем Спасителе Церковь считает настолько важной, способной нас возродить и укрепить, что установила приобщаться к Воскресению Христову молитвой и чтением священных текстов каждые семь дней.

Пасхальный круг завершил первый цикл, мы как бы возвращаемся в исходную точку, но уже на новом витке. Первое послепасхальное воскресенье потому и названо Антипасхой. Оно обновляет, освежает нас, дарит пасхальное состояние. Так будет снова и снова: второе, третье, десятое, пятьдесят второе воскресенье.

Часто Антипасху называют Неделей апостола Фомы, или Фоминым воскресеньем. Именно в этот день Христос явился ученикам, точно так же, как в первый пасхальный вечер, когда по Промыслу Божию с ними не было Фомы. Другие апостолы рассказывали ему: «Наш Учитель жив, Он воскрес, приходил к нам, мы общались!» Но Фома сказал: «Не могу в это поверить. Простите, но это не укладывается в моем сознании. Пока я не вложу своих рук в раны на Его руках, ногах и в ребро, не ощущу, что это Он, не смогу поверить».

Казалось бы, такое неверие Фомы, его скепсис должны бы Церковью осуждаться, но, наоборот, Фомино неверие названо блаженным.  Потому что Фома желает не просто поверить кому-то на слово, а получить практический опыт познания тайны Воскресения Христова.

Проходит неделя, и Фома получает то, к чему так стремился. Господь снова является ученикам, на этот раз Фома среди них. Он подзывает Фому и говорит: «Ты хотел вложить свои пальцы в Мои раны – сделай это, убедись, что это Я». И Фома, осязав живоносное тело Спасителя, восклицает: Господь мой и Бог мой! Такое соприкосновение с Богом умножает в нем веру, вдохновляет на апостольские труды, которые он потом возьмет на себя.

– А правда, что в народе этот праздник называют Красной горкой? Если да, то почему?

– Красная горка, насколько я понимаю, народное название. Я в этой области не очень большой специалист, фольклором никогда не занимался, но я всегда думал, что Красная горка – это Радоница. Вторник после Фомина воскресенья – это день пасхального заупокойного поминовения усопших, когда множество людей идет в церковь подать записки, помолиться о своих усопших, посещает кладбища.

Как правило, раньше к родным могилкам шли с пасхальным яичком. В первую неделю мы поздравляем друг друга с Пасхой, христосуясь, обмениваемся этими яичками, делясь радостью. Потом понимаем, что наши близкие не только здесь, на земле, есть и живущие в ином мире, реально мыслящие, помнящие, слышащие нас. И мы идем на кладбище поделиться с ними пасхальной радостью. Некоторые оставляют на могилках яички, и получается красная горка. Отсюда, я думаю, такое название.

– У нас остаются вопросы телезрителей.

Правда ли, что чернокожие народы произошли от Хама? И как тогда появились азиатские народы?

– Существует много версий. В Библии говорится, что Господь сотворил человека. Есть чернокожие, белокожие, желтокожие люди, но вначале был один человек. Все мы произошли от Адама. Наверное, климатические условия кого-то со временем сделали смуглым, другого слишком смуглым, остальных бледными. Под северным солнцем особо не загоришь, а кто-то подрумянился, как японцы.

По учению Церкви, Господь сотворил всех одинаково. Потом жизненные пути народов разошлись. Мы знаем, что во Всемирном потопе все человечество погибло, но Ной остался, и все мы от него происходим. Генеалогическое древо от Адама начало разрастаться, а потом снова сошлось к одному человеку.

У Ноя было три сына: Сим, Хам, Иафет. Существует небогословская концепция, что народы произошли от них. Насколько позволяет фантазия или познания в области этнологии, люди определяют, кто откуда.

Считается, что семитские народы произошли от Сима – старшего сына Ноя. Сюда относятся и евреи, и арабы. Сейчас мы воспринимаем евреев и арабов, особенно живущих в Палестине, как антагонистов. На самом деле это одна этническая группа. Кстати, в их языках очень много общего, по сути, языковые корни у них одни.

Предположительно Иафет дал начало индоевропейским народностям, которые населили Европу, Индию. Дети Хама жили в Заиорданье, населяли Ханаанскую землю, а совсем не Африку. Они предшественники филистимлян, палестинцев.

Многообразие народов – дар Божий. Каждый человек, где бы он ни жил, – это творение Божие, за которое Господь пострадал на кресте. Апостол Павел, провозглашая равенство всех людей перед Богом, говорит: нет ни Еллина, ни Иудея… варвара, Скифа… но все и во всем – Христос.

– Какие главные пасхальные мероприятия пройдут в этом году? Будет ли, например, фестиваль воскресных школ?

– Церковь не автономна, а существует в государстве. В настоящее время в Томской области действуют противоэпидемические меры, потому что риск всплеска заболеваемости коронавирусом еще остается. Власти рекомендуют не проводить масштабных концертных мероприятий, поэтому фестиваль воскресных школ пройдет онлайн, как и в прошлом году. Каждая школа, соблюдая противоэпидемические меры, запишет свое выступление, фрагмент большого пасхального концерта, наши информационные службы все это объединят, и концерт будет транслироваться в Интернете.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать