Православный взгляд. Протоиерей Андрей Туров отвечает на вопросы

12 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Отец Андрей, давайте сегодня затронем такую непростую тему, как кризис веры у детей. Я думаю, что любой взрослый человек, который так или иначе сталкивался с православной верой, это состояние переживал. Наверное, это не что иное, как искушение. Но оно может возникать и у детей. Вы как многодетный отец с этим сталкивались?

– Я сталкивался с этим хотя бы потому, что являюсь священником. Очень часто слышу от родителей или от самих детей и подростков вопросы, связанные с этой проблемой. Если Вы настаиваете, чтобы я внес личностный момент в ответ…

– Было бы интересно.

– Очень часто люди считают, что дети священников какие-то особенные, что они не проходят через горнило тех сомнений и проблем, которые переживают их сверстники. На самом деле, конечно же, в этом плане происхождение их не спасает. Они, как и все, должны сберечь росток своей веры, а он очень нежный. Те, что знают радость веры, знают, как порой непросто ее сохранить.

Надо сказать, что кризис веры, который может испытывать ребенок, подросток очень распространен. Наверное, самое главное для родителей, педагогов, руководителей, пастырей – вовремя оказать духовную помощь, поддержку мятущемуся детскому, подростковому сердцу.

– Как это сделать? Ведь мы понимаем, что, когда ребенок начинает взрослеть, он проводит все меньше времени дома и все больше – в своем окружении, которое зачастую антирелигиозное, может быть, не воинственно настроенное, но тем не менее ведущее светский образ жизни. Что, нужно запрещать общаться со сверстниками?

– Я думаю, что запреты, жесткие ограничения, конфликты – это не выход из ситуации. Они могут только усугубить проблему, потому что очень часто ребенок протестует против религиозного уклада жизни, а вовсе не потому, что растет молодой атеист или богоборец. Ребенок выступает против ценностей, важных для его родителей, и часто самоутверждается именно за счет умаления родительского авторитета.

Если мы даже не берем во внимание родительские промахи, ошибки в воспитании и, я бы сказал, имиджевые ошибки, когда ребенок видит недостойную жизнь отца или матери, даже если с этим все в порядке, тем не менее у многих наступает момент, когда, самоутверждаясь, они борются с авторитетными мнениями, которые ценятся в семье. То есть ребенок, скажем так, поднимает бунт не против Бога, а против родителей, и если для последних важна религия, то и против нее. Проще говоря, если родители, например, ценят баскетбол, то, наверное, ребенок высказывался бы против этой игры.

В это кризисное время очень важно остаться ребенку другом, близким человеком. Применяя какие-то ограничительные меры, о которых Вы сказали, запреты, тотальную слежку, сделать это невозможно. Будет только хуже.

– Но, с другой стороны, худые сообщества

– … развращают добрые нравы. Это действительно так. Здесь родителям надо иметь какой-то особый такт, что ли, чтобы ребенок понимал, что ограничения необходимы. Это ведь иллюзия, что ребенок должен жить в атмосфере полной свободы.

Даже в юридическом плане мы видим, как живет современный мир, на который нас призывают равняться и который выдают за прогрессивный. С одной стороны, вроде бы все должно быть позволено, с другой – родители несут величайшую ответственность за действия ребенка, за те обстоятельства, в которых он может оказаться.

И вообще воспитание – это ведь и культура, и система табу, запретов. Наверное, все-таки важно, чтобы инструментарий, с помощью которого прививается эта культура, осуществляется воспитание, не был карательным, калечащим ребенка. Наверное, здесь универсальных средств не дашь, потому что каждый ребенок индивидуален. Есть дети замкнутые и открытые, есть экстраверты и интроверты, и поэтому родительскому сердцу нужно быть очень внимательным к тем процессам, которые внешне проявляются в поведении, в повадках ребенка.

Безусловно, верующие родители будут надеяться не только на свои силы и даже, может быть, не столько на свои силы, потому что действительно наступает такой момент, когда ты уже не возьмешь ребенка за руку и не поведешь туда, куда бы тебе хотелось. Он ходит сам, и родители оказывают на него все меньшее влияние. Он гораздо меньше времени проводит с ними и, может быть, даже находясь рядом, уходит в виртуальный мир гаджетов, социальных сетей, которые тоже предоставляют богатый спектр разного рода искушений.

Тем не менее каждый родитель должен чувствовать своего ребенка и вверять Богу то дорогое, родное, что Он ему даровал. Прежде всего, Господь спросит нас, родителей, о нашем главном послушании – какими мы были для своих детей, как их воспитали. Радоваться спортивным успехам ребенка, наблюдать по телевизору за ним на том или ином чемпионате – это, в общем-то, дело второстепенное. А вот какими выросли наши дети – Господь за это с нас спросит, потому что Он вверил нам детей как Свое наследие. Поэтому мы должны своим примером показать ребенку верное направление в жизни.

– Тут Вы абсолютно правы, не могу не согласиться. Я сам отец, и мне казалось, как родитель уже многое знаю и понимаю, но для меня на определенном этапе стало откровением, что ребенок оказался абсолютно другим. Те подходы к нему, которые раньше работали, стали вообще неприемлемыми.

Как Вы считаете, если ребенка в детстве часто причащать, то, когда он повзрослеет, его душа не забудет частое соединение с Богом? Это работает?

– Я бы сказал, что ни одно причастие в жизни человека, которого он сподобился, не пройдет даром для его души, сердца в положительном смысле. Дело в том, что в таинстве Причастия душа человека соединяется с Богом. Собственно, отсюда и название этого таинства: мы имеем общую часть с Творцом. И поэтому Божие посещение нашей души, сердца благотворно сказывается на абсолютно всех сферах нашей жизни, даже телесной.

Мы не ставим такой задачи, тем не менее Бог укрепляет младенцев и детей, которые часто бывают у Святого Причастия. Самое главное, важное, о чем должны думать родители в эти моменты, – об этом соединении, о причащении их чада Небесному Творцу. Ведь что такое причастие? Это, по сути, встреча с Богом, человек находится рядом с Божеством. И понятно, что такие встречи не могут пройти бесследно.

В период младенчества нужно стараться, чтобы ребенок не только телесным образом возрастал, но и духовно. Благо, это период, когда ребенок еще не имеет большого опыта греха, не навык в нем. Маленьких детей мы даже называем ангелочками за их чистоту.

Господь показывает, что состояние христианского сердца должно быть как у ребенка. Сам Христос свидетельствует о том, что Царство Небесное – это удел людей с детским, чистым, непорочным сердцем. И поэтому дети в младенчестве, в первые годы жизни практически беспрепятственно подходят к Святой Чаше. Родителям надо стараться не пропустить эту благодатную пору жизни своих детей, не истратить на что-то другое. В жизни детей должны быть эти моменты встречи с Богом, с Небесным Отцом.

Надо сказать, что даже внешне это дисциплинирует ребенка. Он растет в пространстве храма, в атмосфере богослужения, молитвы, приходской жизни. Потом будет уже невозможно искусственно добавить в его жизнь эти события, впечатления. Поэтому большой урон наносят ребенку родители, которые придерживаются современной очень распространенной либеральной позиции, что ребенок вырастет и сам выберет себе веру и, уже практически сформировавшись как личность, сам себя воспитает в религиозном плане, если посчитает нужным. Нельзя решение этого вопроса отдавать на откуп детям.

Можно привести пример, может быть, несколько абсурдный, но очень понятный – так мы можем на усмотрение детей оставить вопрос их питания. Если маленького ребенка не покормить (а родители знают, какой труд его накормить или накормить правильно, чтобы он выбирал ту пищу, которая будет ему полезна), сказав популярное ныне: «Вырастет – выберет», – то, конечно же, нас посчитают безумными родителями.

Вопросы духовной жизни (а детей крестят по вере их родителей) должны решаться с самого малого возраста. Есть очень хороший рассказ-притча о том, как одного духовно опытного человека спросили, когда начинать духовное воспитание ребенка, которого Господь дал этой семье. Когда этот старец спросил родителей, сколько же ребенку лет, и они ответили: «Ему еще только восемь месяцев», – он сказал: «Вы опоздали ровно на восемь месяцев». То есть момент уже упущен.

А если мы возьмем еще внутриутробный период развития, мама должна создавать все условия не только для того, чтобы ребенок правильно развивался, но и чтобы ему передался ее духовный настрой. Тогда ребенок будет похож на своих родителей не только внешне, генетически, но ему передастся и их духовное состояние. Если это было время молитв, приведения своей жизни в порядок, то ребенок уже будет получать этот опыт. И, наоборот, если этот опыт ни во время долгожданной беременности, ни после не транслировался, то он не будет воспринят ребенком.

– В начале программы я иногда заявляю, что мы ищем ответы не только на простые, но и на очень сложные вопросы. Я благодарен Вам за то, что Вы затронули тему крещения детей. Понимаю, что Вы наверняка не сможете ответить от лица Церкви, крестить ли детей именно в младенчестве или все-таки подождать. Насколько я понимаю (можете меня поправить), однозначного мнения на этот счет нет. Мнение известного профессора Алексея Ильича Осипова – ребенок все-таки должен повзрослеть. Есть ли четкая установка, что детей нужно крестить в младенчестве? Ведь даже Иисус был крещен позднее.

– Мы стараемся подвести наших детей под Божий покров, благословение с самого раннего периода их жизни. Чтобы понять логику таких действий, нужно объяснить, а что же, собственно, означает крещение.

Если это только момент какой-то экзотики, перемещение из обычного бытового пространства в пространство храма, малопонятное или совсем непонятное, то, конечно, нужно дождаться времени, когда человек будет глубже воспринимать эту эстетику, эти особенности.

Но ведь крещение не является таковым. Оно не что иное, как сроднение человека с Богом. Это момент, когда в храм приходит посторонний человек, а уходит – свой, который вправе сказать Творцу неба и земли: «Отче наш». Поэтому родители, в сердце которых живет вера, которые желали бы, чтобы их дети не были чужды общения с Творцом и религиозные моменты в их семействе были бы благополучно разрешены, стараются с первых дней жизни своих детей подвести их под Божий покров, благословение, чтобы они умерли для всего плотского, греховного и духовно возродились в таинстве Крещения для жизни с Богом, жизни христианской.

Другое дело, что, конечно же, и священнослужители, и все, кто окружает младенца, отдают себе отчет в том, что интеллектуально ребенок еще не развит и на них ляжет очень большая ответственность. И вот здесь, может быть, кроется корень того, что многие взрослые, не желая брать на себя ответственность, отдают это на откуп детям, которые вырастут, станут сознательными и сами сделают выбор. Нам же придется подавать детям пример христианской жизни, а мы этого делать не хотим. Мы хотим ребенка отдать Церкви, чтобы та каким-то образом сделала ему «инъекцию» праведности. Как говорится, пусть школа воспитает. Я ребенка отдам, а на выходе получу идеальный продукт. Но для него одним из самых важных, ценных примеров является пример родителей. Если родители не будут подавать ребенку пример в вере, в христианской жизни, то ему его неоткуда будет взять: ни на улице, ни в школе, если мы говорим о светском ее варианте. Поэтому, конечно же, надо стараться, чтобы этот пример был.

Об этом я слышал в лекции профессора Алексея Ильича Осипова. Он говорит, если крайне неразумные родители не берут этой ответственности на себя, не желают нести труд воспитания ребенка через пример своей христианской жизни, то тогда лучше воздержаться от крещения. Может быть, родителям сначала нужно самим вырасти в христиан, а потом крестить своих детей. Это, возможно, малоприятное, но логичное решение.

Но ведь есть дети, которые, к сожалению, не дорастают до зрелого возраста. Болезни, различного рода трагические обстоятельства порой лишают их жизни в самом раннем возрасте. И когда они будут выбирать веру?

Видите, ответа на этот вопрос нет. Мы привлекаем человеческую логику, чтобы ответить на него, а ведь есть и нелогичные вещи, которые называются вероучительными. Вот евангельский пример, когда Господь говорит: Пустите детей приходить ко Мне. Кто же мы такие, даже если папы и мамы, чтобы закрывать детям дорогу к Богу, в храм?

Мое мнение, что ребенка необходимо просветить. Нужно приложить все усилия к тому, чтобы его сердце, душа были наполнены христианским содержанием, знали Бога. А это большая родительская работа.

– Здесь мы, наверное, должны дать совет, что в крестные родители ребенку стоит брать не материально, а духовно богатых людей, которые будут за него молиться.

– Все, что мы сказали о взрослых, которые должны своим примером показывать путь ребенку, касается и крестных родителей. Дело в том, что смысл восприемничества не в дорогих подарках или статусе, когда человек успокоился на том, что он крестный младенца из семьи, для которой он, может быть, друг или родственник. Крестный отец и крестная мать перед алтарем должны поручиться за дитя: «Господи, я приложу все усилия к тому, чтобы этот ребенок вырос настоящим христианином. Я передам ему опыт своей веры». Это обязанность крестных родителей, как и всех взрослых, которые находятся рядом с ребенком. Согласитесь, что это гораздо больше, нежели просто сказать: «Вырастет и сам выберет!» Или: «Пусть сам решает эти вопросы!» Это участие в очень сложном вопросе. По сути, это целая жизненная задача для нас, родителей, воспитать детей как культурных не только внешне, но и внутренне, духовно их наполнить.

– Пришло время перейти к следующей части программы. Церковь 5 августа чествует икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). С некоторых пор для нашей области, для Томской епархии эта икона стала родной.

– Действительно, совсем недавно мы обрели святыню, которая так и называется – образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). К нам был принесен список этой иконы, написанный в Дивеевском монастыре, на земле, где почитается память преподобного Серафима Саровского, известного заступника Русской земли и каждого, кто обращается к нему за помощью. Об этом мы говорили в наших прошлых передачах. Эта икона была приложена к первообразу, хранящемуся в городе Петербурге в знаменитом Троицком храме, который за особую архитектуру называют в народе «Кулич и Пасха». Под сводами этого прославленного храма хранится чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками).

Некоторые образы славятся тем, что люди, молясь перед ними, получают скорую и обильную помощь. За такими иконами закрепляется статус чудотворных, и многие желают перед ними помолиться Богу, Божией Матери, святым угодникам Божиим, ангельским силам, изображенным на них.

Петербургская икона, о которой мы говорим, хранилась в деревянной часовне. Однажды от удара молнии часовня выгорела, не пострадала только эта икона, к ней прилипли маленькие грошики – монетки, принесенные как пожертвование в эту часовню. Причем именно грошики, именно маленькие мелкие монетки. Божия Матерь как бы взяла лепты бедняков, может быть, самые большие, несмотря на скромное их достоинство, деньги, которые люди могут пожертвовать Богу. И с тех пор эта икона почитается.

Теперь список этой иконы, приложенный к чудотворному образу, есть на томской земле. Он будет размещаться в храме, посвященном образу Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в селе Нащеково Шегарского района. Каждый сможет помолиться перед ним за себя и своих близких, испросить у Божией Матери помощи, милости, заступничества, благодатного покрова.

– У нас есть вопросы телезрителей.

«Как лучше поступить с иконами, которых в доме оказалось много, но при этом не все они востребованы? Некоторые иконы просто лежат в шкафу».

– Такое бывает. Во-первых, есть такая неофитская ревность, когда хочется, чтобы дома были все иконы, и человек приобретает их излишне.

– Кому-то они могли достаться от бабушки.

– Да, кому-то они достаются от родственников, бывает, что их дарят, и поэтому действительно скапливается какое-то количество икон, которыми человек вообще не пользуется, и, конечно, место им не в шкафу.

Тут есть варианты: либо подарить иконы другим людям, которые примут эту святыню как достойный дар, либо принести их в храм, чтобы передать тем, кто их не имеет, но в них нуждается. Какие-то образы даже остаются в храме.

– «Стоит ли вспыльчивому человеку принимать успокоительные, пустырник или валерьянку? Или здесь нужна только молитва?»

– Если к этому есть медицинские показания и человек не занимается самолечением, то отрицать седативные средства, которые могут привести его в более спокойное состояние, все-таки не стоит. Другое дело, надеяться только на таблетки, химические вещества, конечно же, человеку не стоит, потому что это состояние может быть не только проявлением телесной нервозности, но и духовной, греховной болезнью, которая называется вспыльчивостью, гневом, злопамятством, эгоизмом.

Человек очень часто пренебрегает общением с людьми и может позволить себе поступать таким образом только тогда, когда возносится над другими. Здесь нужно разбираться, в чем причина. Естественно, грех таблеткой вылечить невозможно, он врачуется духовными средствами. Но если есть какая-то проблема с нервной системой, перекосы в гормональной системе, а такое бывает, то, конечно, пренебрегать врачебными средствами не стоит. Но мы надеемся не на таблетки. Мы просим Бога помочь посредством терапии, и получается, что и у Бога человек просит помощи, и таблетку употребляет.

Слово «исцеление» близко к слову «целостность». Нарушенную целостность исправляет Господь. Поэтому не таблетка приносит нам здоровье, а Господь, следовательно, мы можем и в том, и в другом случае просить у Бога помощи, милости.

– «Есть такие понятия, как планирование семьи и планирование карьеры. Для христианина они приемлемы?»

– Нужно поговорить о содержании этих терминов.

Если мы возьмем медицинское понимание планирования семьи, то очень часто оно сводится к контрацепции, когда человек вмешивается, и порой вероломно, греховным образом, в Богом установленный процесс чадородия. Есть совершенно неприемлемые методы, которые лишают жизни уже зачатого, появившегося ребенка. Ими не должны пользоваться не только верующие, но и все люди. Надо понимать, что есть манипуляции, которые приравниваются к убийству.

Если мы говорим о том, что человек думает, например, закончить вуз и после этого создать семью, то в этом случае, конечно, рассуждать уместно, и, может быть, даже стоит призывать человека не безрассудно решать эти вопросы, а подходить к ним сознательно. Но, опять же, для верующего человека это момент сугубой молитвы, чтобы Господь вразумил, как поступить. Ведь вопрос отнюдь не легкий – как создать семью, найти спутника жизни, когда все это делать, что нужно сначала – закончить обучение или, может быть, создать семью и учиться. Более того, для разных людей решения этих вопросов будут разные. И надо стараться устроением внешних сторон своей жизни не изгнать из нее Бога.

Это же касается и вопроса планирования карьеры. Во-первых, верующий человек задает себе вопрос, для чего он будет трудиться, работать, потому что есть занятия, которыми христианин не должен заниматься. Во-вторых, он должен задуматься, что им движет. Ведь это может быть тщеславие, честолюбие, сребролюбие: «Вот стану большим начальником – буду зарабатывать большие деньги». – «А для чего они тебе нужны: как средство или как цель, как возможность кому-то помочь или как возможность обезопасить себя в этой жизни, получить некую псевдонезависимость?»

Богач из евангельской притчи сказал Господу, что он получил большой урожай, которого ему хватит на много лет, и может ни о чем не думать. А Господь ему говорит: «Безумный, сегодня ночью душу твою возьмут у тебя, и жизнь твоя прекратится. Все, что ты накопил, достанется другому, ты же воспользоваться этим не сможешь». Поэтому даже такие прагматичные вопросы человеком верующим решаются в духовном ключе.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать