Православный взгляд. Можно ли считать эпидемию карой Божией?

10 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав. 

– Напомню, наша программа не только и не столько о религии, сколько о разных событиях в нашей жизни. И мы пытаемся увидеть их православным взглядом. Мой собеседник в студии – митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

В нашей программе мы стараемся не избегать острых тем, а искать ответы на непростые вопросы. День 1 декабря считается днем начала в городе Ухань эпидемии, которую сейчас мы знаем как эпидемию коронавируса, или COVID-19. Многие телезрители задаются вопросом: можно ли это считать карой свыше?

– Однажды, как мы читаем на страницах Евангелия, сопутствующие Христу люди увидели человека, слепого от рождения, и спросили: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? На что Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Поэтому однозначно заявлять, что коронавирус – это наказание за какие-то определенные грехи, трудно.

Ничего в этом мире не происходит без Промысла Божьего. Во всем есть смысл, который мы должны каким-то образом прозревать, делая из этого выводы. Но необязательно эпидемия – это бич за грехи. Ведь мы видим среди тех, кто призывается Господом в иной мир, и людей весьма благочестивых, людей высокой и святой жизни. А иногда мы, наоборот, видим другую картину, когда человек, казалось бы, порочный благополучно преодолевает эту болезнь, хотя и находится в группе риска.

До конца все пути Промысла Божьего откроются нам только в жизни будущего века, когда все мы предстанем на Суд перед лицом Божьим. Как писал Достоевский, тогда восхвалят удивительную Божественную правду, и все встанет на свои места. А сейчас мы рассматриваем эту проблему, как писал апостол Павел, сквозь тусклое стекло, лишь что-то предполагая.

Однозначно, что постигшая нас эпидемия является для человечества в целом и для каждого человека некой встряской, позволяющей нам оглянуться и посмотреть, что в нашей жизни так, а что не так. Человечество слишком успокоилось, уповая на свои достижения в различных областях научного знания, в том числе в областях медицины и техники.

Казалось бы, человек окончательно оседлал природу. Но вдруг оказывается, что не так все просто. Когда человек начинает возноситься в своей гордыне, тогда мир, про который мы думаем, что полностью взяли его под свой контроль, поворачивается к нам совершенно неожиданной стороной.

– И выясняется, что человек – вовсе не царь природы.

– Да, он не царь природы тогда, когда начинает выстраивать отношения с окружающим его миром и с окружающими его людьми не в том ключе, который был задуман и указан Богом. Существуют объективные законы – часто мы называем их законами природы. Но наряду с физическими законами есть и законы духовные. Если человек переступает через Божественные заповеди и нарушает красоту богозданного мира, то рано или поздно он от этого же самого мира получает удары.

Мы помним, что сын Адама и Евы Каин был вынужден построить первый на Земле город. В библейском контексте этот первый город рассматривается не как некое достижение человеческого рода, а как проявление человеческой беззащитности. Ведь что такое город в изначальном смысле? Это слово однокоренное со словами «городить», «огораживать». То есть речь идет об огороженном, защищенном месте.

Когда человек вынужден защищаться и отгораживаться от всего? Тогда, когда вокруг много опасностей. В раю, в Эдемском саду, все звери были послушны человеку. Окружавшая человека природа была самой благоприятной. Но вот человек согрешил, и тот мир, который был нежным окружением человека, вдруг показал свою щетину: прежде мирные звери оказались разъяренными, хищными и дикими, прежде ласковый ветер превратился в грозный ураган.

С одной стороны, эпидемия – это проявление несовершенства нашего мира. С другой стороны, это напоминание о том, что все-таки главное в нашей жизни – не достижения в области науки, техники и медицины, а духовная составляющая, без которой все остальное начинает рушиться. Человек, побеждая одну болезнь, вдруг обнаруживает какие-то другие болезни и изъяны.

Так, организм человека начинает привыкать к антибиотикам, которые человек употребляет бесконтрольно. Они перестают оказывать положительное действие. Думаю, что эта эпидемия должна обратить наши мысли и наше внимание не только на развитие медицины, но и на наше духовно-нравственное состояние. Только в совокупности два этих фактора могут дать добрые результаты.

– Владыка, позвольте привести слова Спасителя из Евангелия от Матфея: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это начало болезней. Это Спаситель говорит о последних временах. Можно ли Его слова отнести к нашему времени? 

– Я думаю, нужно отнести это к нашему времени точно так же, как относили это к своему времени святые апостолы. На страницах Священного Писания мы видим, как апостолы говорят: Дети! последнее время. Точно так же видели некие признаки последних времен наши собратья в Средневековье. Вот и мы пытаемся усмотреть в событиях, которые происходят сейчас, некие признаки того, на что указывал Спаситель. Вполне возможно, что эпоха, в которую мы входим, – апокалиптическая. Так это или нет, покажет время.

Но, как говорил Спаситель, если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Поэтому все эти признаки, которые напоминают нам о том, что мы живем в очень непростую эпоху, должны максимально мобилизовать наше внимание.

В истории было много подобных ситуаций, которые люди воспринимали как апокалиптические. Свирепствовали эпидемии куда более сильные, чем эпидемия коронавируса. Войны несли угрозу цивилизациям, рушились целые империи, будь то империя Древнего Египта или Римская империя. И тоже казалось, что все, конец. Но были какие-то моменты, которые вселяли в человечество надежду на то, что это все-таки не конец. Как и Господь говорил: Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец.

После греха Адама и Евы люди грешили всегда. Однако они осознавали, что переступают через заповеди, данные Богом. Их мучила совесть, и время от времени они каялись. Даже человек с прожженной совестью понимал, что поступает неправильно. Отличие последних времен, по словам одного из древних подвижников, будет в том, что люди не только не будут осознавать, что грешат, но и будут воспринимать грех как некую заслугу. Они будут этим бравировать, они будут превозноситься своими грехами...

– «Бери от жизни все».

–  Более того, будут унижать, оскорблять, притеснять и даже гнать тех людей, которые держатся праведного образа жизни. И вот мы видим, что такая тенденция намечается не только в личной жизни того или иного человека, но и в жизни целых народов, цивилизаций, прежде всего цивилизации европейской.

Там как раз нравственные и духовные ценности в последние годы выворачиваются наизнанку: то, что еще лет 20 или 10 назад считалось дикостью, грехом и извращением, теперь возводится в норму, а те, кто держится традиционных духовно-нравственных ценностей, те, кого часто называют консерваторами, находятся в группе поношения, а иногда и уголовного преследования.

Во многих государствах, кстати, не только европейских, вводятся такие юридические нормы, соблюдая которые человек не может грех назвать грехом. А если грех называется грехом, то это воспринимается как оскорбление того человека, который этот грех творит. Следовательно, человек, назвавший все своими именами, оказывается под уголовным преследованием.

На самом деле перевертышем, или, как говорили некоторые отцы Церкви, «обезьяной Бога» является дьявол. Дьявол ничего не изобрел. Он лишь пародирует Бога в неком перевернутом виде, к примеру, имитируя Божественные чудеса. В Священном Писании сказано, что именно дьявол – лжец и отец лжи. Вот как раз такой мир все больше и больше набирает силу.

– Позвольте, владыка, я продолжу как раз словами одного из посланий апостола Павла, где как раз говорится о последних временах. И здесь я уже узнаю не столько западный мир, сколько то, что происходит вокруг нас. Апостол Павел пишет: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. По-моему, все то, что мы сейчас озвучили, есть вокруг нас. Как Вы считаете?

– К сожалению, Господь говорил: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Еще раз повторю: конечно, озвученные Вами признаки, которые перечисляет апостол Павел, были свойственны и людям прошлых поколений. Но сейчас это все присутствует в некой гипертрофированной форме.

Родителям непокорны – мне кажется, это бич нашего времени.

– В наше время это считается не таким уж и страшным грехом. Надо отдать должное некоторым обществам, где сохраняются традиционные ценности; например, народам Кавказа. Какое там отношение к старшим, к отцу, к матери! Они, в большинстве своем мусульмане, сохранили то, чего давным-давно уже нет у народов Европы, Центральной России и Сибири. Все это говорит о том, что, к сожалению, мир идет не к развитию, а к своему закату.

С другой стороны, с самого начала мир идет к своему закату, и, в отличие от некоторых оптимистов, Церковь всегда говорила, что все закончится Вторым Пришествием Христа, Страшным Судом, тем, что в народе иногда называется концом света.

Однако для верующего человека кончина мира и Пришествие Христа Спасителя – это не катастрофа, не трагедия; наоборот, радость. Поэтому апостолы всегда ждали этого дня и, восклицая, говорили: Ей, гряди, Господи Иисусе. Эти события станут завершением той истории человечества, которая связана с историей развития греха, с историей, которая наполнила человеческий род океанами крови, неправды, предательств и убийств. Начнется новая история. Будет новое небо и новая земля, где живет правда.

С другой стороны, мир, развивавшийся в этом направлении, часто приходил к осознанию того, что нужно остановиться и что-то изменить. И происходило что-то такое, что все меняло. Это давало миру шанс продлить на некоторое время нынешнюю человеческую историю.

Таких моментов в истории человечества было много. Поэтому есть надежда, что и мы остановимся в безумном развитии греховных тенденций этого мира и обратим внимание на какие-то вещи, которые основаны на Божественных заповедях. И тогда мы дадим возможность и самим себе, и этому миру просуществовать еще какое-то время; возможно, достаточно долгое.

– Владыка, почему эпидемия не отступает, даже несмотря на то, что Церковь возносит особые молитвы о прекращении морового поветрия? Многие задаются этим вопросом.

– А что такое Церковь в понятии большинства людей? Это, наверное, батюшка…

– Это все мы.

– Редко говорят, что Церковь – это все мы. Чаще слышишь недоумение: «А почему Церковь – это все?» Спрашиваешь: «Ты крещеный?» – «Крещеный». – «А ты верующий?» – «Верующий. А почему я тоже Церковь?»

Большинство людей считают Церковью не весь народ Божий в совокупности, а Патриарха, епископа или приходского священника. Возможно, еще трех бабушек-прихожанок, которые каждый день или через день неизменно посещают храм Божий и богослужения. Именно это является Церковью в сознании многих людей, и поэтому они говорят: «Вы там молитесь, а ничего не происходит».– «А вы-то сами молитесь?»

Господь всегда откликался на всеобщую молитву людей. Церковь устами нашего Патриарха, иерархов и священнослужителей призывает всех присоединяться к тем молитвам, которые возносятся в храмах. Тогда молитва Церкви будет общим устремлением человечества к Богу, как это было, например, в Ниневии, о которой Бог произнес Свой суд…

В Книге пророка Ионы, входящей в состав Ветхого Завета, описывается, как город Ниневия, столица Ассирийского царства, погрязла в беззакониях. Господь вынес о ней Свой суд: через три дня Ниневия погибнет, она будет разрушена и стерта с лица земли. Казалось бы, кто может отменить суд Божий?

И вот в Ниневию посылается пророк Иона. Он ходит по улицам города и говорит: «Через три дня Ниневии не будет, она погибнет; и погибнете все вы». Но проходит три дня, и в ответ на проповедь Ионы Ниневия вдруг изменилась духовно и нравственно. Люди посмотрели на себя и увидели, что живут не так, как должны жить. Они начали плакать и каяться, они начали менять то, что можно было изменить. Ниневия не была разрушена.

Правда, Иона тогда очень обиделся, и на Бога в том числе: «Как так? Я оказался лжецом в лице людей». Но Господь дал Ионе знак. Происходило это следующим образом. Когда Иона дремал в печали, взошло солнце. На Востоке солнце очень жаркое, и Иона стал скорбеть еще больше. Он говорил: «Мало того что я выгляжу лжецом, я еще и изнемогаю от жажды». И над ним выросло растение, которое покрыло его своей тенью. Когда жара достигла пика, это растение засохло.

Иона сказал: «Была одна радость, и той Господь меня лишил». Господь сказал ему: «Иона, ты пожалел растение, над которым не трудился: не сажал его, не поливал, не ухаживал за ним. Оно засохло, и тебе его жалко. Неужели мне, Господу, не жалко моего народа, который принесет покаяние?» Ниневия покаялась и стояла еще многие-многие столетия, до тех пор, пока в 613 году до нашей эры не была разрушена, когда покаяния у людей уже не было.

Если молится один человек, то Господь сделает для него какое-то благо. Но для того, чтобы мы достигли какого-то общего глобального результата, нужно, чтобы в этом участвовало как можно больше людей.

В истории Древнерусского государства известны случаи, когда люди объявляли либо всеобщий пост, либо всеобщую молитву. Это происходило тогда, когда над нашей страной нависали какие-то темные тучи, тогда, когда стране и народу угрожала опасность. В этой молитве участвовали все. Все зависит не от того, что кто-то прочитал молитву в храме, а от нашего общего устроения.

– От ее соборности.

– Да.

– Спаситель говорил, да и духовные люди говорят, что практически все можно преодолеть с помощью поста и молитвы. И вот наступает благодатное время Рождественского поста. Для чего же нужен пост?

– Как и всякий пост, Рождественский пост – это прежде всего время духовного обновления человека. В Церковном уставе и в церковных книгах этот пост называется малой Четыредесятницей, в отличие от Великого поста, который называется великой Четыредесятницей.

Рождественский пост длится, как и Великий, около 40 дней, поэтому и называется Четыредесятницей. Он чуть-чуть уступает по продолжительности Великому посту, хотя и менее строгий, чем Великий пост. Тем не менее это не только время, когда постящиеся люди перестают есть мясо и молочную пищу. Это время, когда пост физический соединяется с постом духовным, когда человек пытается более глубоко разобраться в своей духовной жизни и обязательно приходит на исповедь.

Наши предки постами обязательно шли в храм для того, чтобы исповедоваться и, приготовившись, причаститься Святых Христовых Таин. Это делать нужно.

Когда меня спрашивают, что же происходит с нами во время поста, я часто говорю, что происходит то же самое, что происходит с компьютером. Если вдруг он дает сбой и человек не знает, что сделать, чтобы он заработал снова, то выходом является его перезагрузка.

То же самое происходит и с нами. Когда наступает пост, мы перезагружаем нашу жизнь. В жизни даже благочестивого человека все равно встречались какие-то ситуации, когда он, нарушая Божественные заповеди, оказывался не на высоте.

Грех засоряет нашу жизнь. А когда наша жизнь засорена грехом, мы перестаем жить полноценной духовной жизнью. Конечно, это отражается на нашем физическом и духовном состоянии, удаляя нас от Бога и приводя к духовной смерти. И вот для того, чтобы оздоровить нашу духовную жизнь, нужна перезагрузка. Такой перезагрузкой являются наши посты, в том числе Рождественский пост. Это время, когда мы должны обратить внимание на более глубокую молитву и более глубокое покаянное состояние.

Если мы читали Священное Писание и творения святых отцов не очень часто и не очень усердно, то Рождественский пост – это самое благоприятное время именно для этих духовных упражнений. Нужно чаще бывать в храме и, конечно же, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, хотя бы один раз.

– Обращаю внимание наших телезрителей на то, что во время ответа на этот вопрос владыка ни разу не произнес слова «диета». Поэтому еще раз хочется обратить внимание всех наших телезрителей, что воздержание в пище – это самая малая часть поста. Верно, владыка?

– Да, хотя это тоже очень важная составляющая воздержания. Но опять же воздержание в пище мы считаем необходимым не для того, чтобы сбросить лишние физические килограммы, а для того, чтобы сбросить лишний груз и бремя греха. Именно у постящегося человека ум приходит в порядок и молитва становится более сосредоточенной. Постящийся человек способен реально оценить какие-то изъяны своей духовной жизни и, следовательно, принести покаяние. Поэтому пост – это, прежде всего, наше духовное подспорье.

– Как быть, если сердце охладело к вере и даже молиться не получается?

– На самом деле в духовной жизни человека не бывает ничего случайного. Не бывает, чтобы сердце вот так просто взяло и охладело. Не может же вдруг сам по себе остыть какой-нибудь котел в котельной, не может же вдруг в нашу электросистему перестать поступать электричество. Всегда есть какая-то изначальная причина, поэтому на эту изначальную причину нужно обратить внимание.

Иногда человек обращает внимание на какие-то верхушки ростков, которые уже пробились из-под земли, и думает, что если ликвидировать эту верхушку, то все придет в норму, хотя корень уходит вглубь, нужно вырвать этот грех с корнем. Если человек видит некое расхолаживание в духовной жизни, некое состояние, когда у него опускаются руки, то нужно посмотреть на причины греха.

Советую почитать книгу «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, где он в определенной последовательности излагает учение о человеческих страстях и указывает, что является матерью той или иной страсти и что ее чада. Иногда необходимо прежде ликвидировать матерь греха, а потом избавляться от ее зловредных чад. Мы же порой боремся лишь с какими-то последствиями, не обращая внимания на первопричину. Поэтому нужно найти первопричину, привести в порядок духовную жизнь. Тогда вера снова будет греть, светиться и гореть ярким пламенем в сердце.

– Я думаю, Рождественский пост должен каким-то образом поспособствовать этому.

– В том числе и Рождественский пост.

– Владыка, Вас включили в Церковный суд. Расскажите, какие дела Вы уже рассматривали.

– Общецерковный суд обычно является апелляционным судом. Мы рассматриваем дела, которые уже рассматривались на епархиальных уровнях тех или иных епархий. Но если человек, который прошел через все эти процедуры, остался неудовлетворенным решением, то тогда оно выносится на общецерковный суд. Мы принимали разные решения: иногда они были в пользу заявителя, а иногда – в поддержку решений епархиальных судов.

Надо отличать суд церковный от суда светского, потому что мы решаем вопросы в соответствии с каноническим правом и нормами церковной жизни, которые основаны на Священном Писании и канонах. Исходя из этого выносились соответствующие решения.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 12:30
  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать