Православный взгляд. Митрополит Томский и Асиновский Ростислав отвечает на вопросы

10 ноября 2022 г.

– Владыка, сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами на тему: «В здоровом теле – здоровый дух». Верите ли Вы в то, что физкультура действительно может каким-то образом помочь человеку сохранить свое здоровье?

– Я думаю, что верить нам нужно только в Господа Бога, а верить в физкультуру – по-моему, это как-то уж слишком. Вы начали с крылатого латинского выражения, но в древности оно звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Если у тебя здоровое тело, это вовсе не означает, что и дух здоровый. А для того чтобы тело твое было здоровым, нужно сначала позаботиться о здоровом духе.

Я считаю, что здоровье человека зависит не столько от каких-то физических упражнений, которые он выполняет, сколько от правильного образа жизни. Если человек будет курить, пьянствовать, лениться работать и вести аморальный образ жизни, все это отразится на его физическом здоровье, сколько бы он ни занимался физкультурой. И хотя физкультура сама по себе неплоха, мне думается, что она скорее всего некое восполнение того естественного, что мы утратили при нашем нынешнем образе жизни.

Раньше люди вели простой образ жизни, и все то, что дает современная физкультура, они получали в повседневной жизни. Человек занимался физическим трудом – пахал землю, собирал урожай, косил. Поскольку раньше не было автомобилей, люди передвигались либо пешочком, либо на конях, что тоже было сопряжено с определенной физической нагрузкой. Все это давало нагрузку на мышцы человека, поэтому развивалась его мышечная система, а также сердечно-сосудистая.       

– Я очень сомневаюсь, что русские богатыри ходили в какие-то фитнес-клубы.

– По сути, фитнес-клубом должна являться наша повседневная жизнь. К сожалению, в наше время кто-то добровольно, а кто-то вынужденно ведет сидячий образ жизни. Сегодня при всем желании пешком особо не походишь, и мы пользуемся или своим, или общественным транспортом, поэтому двигаемся очень мало. Тяжелую физическую работу, при которой есть серьезная физическая нагрузка, выполняют далеко не все, людям не хватает физических упражнений, поэтому многие посещают тренажерные залы, становятся на беговые дорожки и так далее, пытаясь восполнить этот недостаток.

Но, с моей точки зрения, было бы куда более естественно, если бы зимой, не дожидаясь, когда к нашему дому придет дворник, мы взяли бы в руки лопату и расчистили дорожки от снега. В результате мы бы дали нагрузку нашим мышцам, разогнали кровь, подышали свежим морозным воздухом. Было бы очень хорошо отказаться от транспорта и пройти пешочком два, три, пять километров. Думаю, это куда более полезно, чем монотонная ходьба по беговой дорожке. Но для тех, у кого такой возможности нет, конечно же, физкультура лишней не будет.

Вообще здоровье – это дар Божий, и, как любым даром Божиим, мы должны дорожить своим здоровьем и не расточать то, что дал нам Господь. Человек может обратить свое здоровье на благо и себе, и окружающим его людям, поэтому при отсутствии естественных физических нагрузок он может в какой-то степени восполнять этот недостаток с помощью занятий физкультурой.

– Монашествующих часто называют духовной армией нашей страны. Если здоровье действительно настолько важно, можем ли мы представить себе, что после утренней молитвы вся братия монастыря выходит на пробежку?

– Во-первых, у монахов вся их жизнь – своего рода сплошная духовная пробежка. Святая Гора Афон во всем мире воспринимается как место особенного подвижничества. Богослужения в монастырях, на которых присутствуют и паломники, в зависимости от времени года начинаются в три или четыре часа утра, но монахи встают намного раньше. В нашем русском Пантелеимоновом монастыре до начала богослужения монахи более часа проводят в молитве, на которую они собираются без мирян. Они не только молятся, но и полагают земные поклоны, и это не только духовное напряжение, но и некая физическая нагрузка.

В монастырях довольно много послушаний, в том числе и физически тяжелых. Уборка снега, труд в огороде, многие другие виды работы монахи выполняют сами, и эти физические нагрузки сторицей восполняют то, что люди в городах в какой-то малой степени получают в тренажерных залах. Поэтому в монастырях нет особой надобности куда-то бесцельно бежать.

– В наше время многие увлекаются не только какими-то исконно русскими практиками, но и, например, йогой, другими восточными направлениями. Скажите, уместно ли нашим людям заниматься йогой только как гимнастикой, не погружаясь в это учение?

– А можно ли, например, посещать православное богослужение, не имея никакого отношения к вере и благочестию? Можно ли читать молитвы, будучи абсолютно неверующим человеком? По-моему, это совершенно нелепо. На самом деле йога и другие восточные псевдодуховные религиозные практики оказывают влияние не только на тело человека, но и на его душу, и православный христианин может задаться вопросом, что стоит за всеми этими псевдодуховными практиками и религиозными явлениями.

Известный американский православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз), автор многих духовных книг, в том числе и книги «Православие и религия будущего», под религией будущего имеет в виду религию антихриста, которая станет неким  преимущественным мировоззрением в последние дни бытия этого мира перед его кончиной, перед Вторым Пришествием и Страшным Судом Христовым.

В этой книге, рассматривая всякие религиозные оккультные практики, автор приводит такой случай. Незадолго до 1900 года один православный священник, служивший в посольских храмах Китая, Индии и Тибета, оказался на корабле, который приближался к острову Цейлон. Большинство пассажиров этого парохода были англичанами, путешествующими со своими семьями.

На Цейлоне корабль должен был запастись углем и продолжить свой путь, и у пассажиров было достаточно времени, чтобы сойти на берег. Один из пассажиров, полковник Эллиот, уже бывал на острове и хорошо знал окрестности. Он предложил отправиться за несколько миль от города и посетить местного колдуна-факира. И вот группа из восьми человек, в составе которой был и православный священник, двинулась по дороге среди джунглей к этому месту.

Когда они пришли, был поздний вечер. Они увидели небольшую поляну, с трех сторон окруженную джунглями. На краю поляны под большим деревом стояла хижина, возле которой сидел, скрестив ноги и не сводя взгляда с огня, тощий старик с тюрбаном на голове. Какой-то юноша, подойдя к полковнику, о чем-то тихо его спросил, затем рассадил всех полукругом невдалеке от костра. И вдруг взору путешественников над деревьями открылась поверхность моря с катящимися волнами, приближающийся корабль, на котором путешественники приплыли на Цейлон, и на корабле они увидели самих себя.

Священник тоже был охвачен этим зрелищем и утратил самоконтроль. Вдруг все его существо сковал страх. Губы его сами собой зашевелились, он стал произносить молитву Иисусову и почувствовал немедленное облегчение. И как только он начал читать молитву, картина затуманилась и рассеялась, факир упал набок – и сеанс прекратился. Юноша объяснил все это тем, что факир сильно устал. Щедро вознаградив юношу, группа двинулась в обратный путь.

Уходя, священник в последний раз обернулся, чтобы запечатлеть в памяти всю сцену, и вдруг содрогнулся от неприятного ощущения – его взгляд встретился с взглядом факира, полным ненависти. Это длилось лишь какой-то миг, но этот взгляд открыл ему, какой силой было произведено это «чудо».

Вообще такие практики очень небезопасны, потому что человек, думая, что он, внешне приобщаясь к этим практикам и оставляя за скобками их религиозную составляющую, на самом деле вступает в общение с некими потусторонними силами, которые далеко не всегда добрые, и рано или поздно они нанесут ему удар. Поэтому, конечно же, всего подобного нужно остерегаться.

– Владыка, а могут ли православные прибегать к так называемой православной медитации? Может ли человек выйти на лоно природы, принять, к примеру, позу лотоса и при этом читать православные молитвы, обращаясь таким образом к Богу?

– Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам говорит, что не может быть ничего общего между храмом Божиим и идолами, потому что это совершенно разные явления, поэтому медитация несовместима с православной духовностью. Православная аскетика называет медитацию термином «духовная прелесть», и здесь слово «прелесть» определяет не что-то прелестное, красивое. Образованное от слова «лесть», это слово означает обман, самообман, когда человек входит в состояние некоего самообмана, самовнушения.

В настоящее время многие считают, что заниматься самовнушением очень хорошо. Например, на Западе распространено мнение, что человек должен внушать себе, что он самый лучший, что все у него хорошо. Но это всего лишь самообман, самообольщение, и это опасный путь, особенно если это касается не обычной, повседневной жизни, а жизни духовной или душевной. Поэтому медитация не имеет ничего общего с духовной жизнью.

Что может быть общего между молитвой, богомыслием, богосозерцанием и какой-то медитацией? Иногда медитация внешне может отчасти и напоминать молитву, но по содержанию и по духу это совершенно другое.

– Не могу не спросить у Вас: поддерживаете ли Вы каким-то образом свою физическую форму?

– За многие годы своего пастырского служения я пришел к выводу, что если жить строго и соблюдать все предписания церковного устава, то особой необходимости в каких-то дополнительных внешних нагрузках не будет. К сожалению, в наше время иногда и духовенство считает (не только миряне), что живущим в XXI веке не по силам исполнять все то, что предписано нашими предками и зафиксировано в церковных уставах и постановлениях, что люди не могут поститься так, как постились триста, пятьсот лет назад, что мы не можем молиться так, как молились раньше. На самом деле это заблуждение. Современный человек слишком избалован, изнежен, и отсюда все проблемы.

Наши диетологи советуют, чтобы у человека периодически были какие-то разгрузочные дни. Я слышал, как недавно Святейший Патриарх говорил, что третья часть года по церковному уставу – это в той или иной степени постные дни. Это среда и пятница каждой недели, многодневные и другие посты, поэтому дни, когда мы вкушаем любую пищу, чередуются с днями, когда мы вкушаем пищу скоромную. Такое чередование позволяет организму работать в том нужном ритме, какой требуется для поддержания здоровья человека.

Конечно, мы должны соблюдать пост и другие предписания Церкви совсем не для того, чтобы оздоравливать свое тело. Все это имеет духовный смысл, духовное значение. Но если мы уделяем внимание своей духовной жизни, то Господь дарует нам за это и все то, чего не хватает и телу, поэтому особой необходимости в каких-то дополнительных нагрузках не будет. А в силу того, что иногда мы по немощи нашей стараемся облегчить себе жизнь, хотим мы того или нет, мы все равно должны потом восполнять это какими-то внешними, искусственными нагрузками, которые сами себе находим.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 12 ноября мы будем отмечать праздник обретения мощей священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского. Но мы знаем, что митрополит Ярославский имеет прямое отношение и к нашей земле. Расскажите об этом святом более подробно.

– Митрополит Агафангел был одним из претендентов на избрание Патриархом Московским и всея Руси на Всероссийском Поместном Соборе в 1917–1918 годах после долгого перерыва – так называемого Синодального периода Русской Церкви, начавшегося в 1721 году, когда Петр I упразднил патриаршество и заменил его Духовной коллегией, позднее получившей название Святейшего Правительствующего Синода. Но на Поместном Соборе патриархом был избран митрополит Московский Тихон.

Для города Томска и нашей земли митрополит Агафангел является особо близким святым. Когда он был молодым священником, его направили в Томск в качестве проректора по воспитательной работе Томской духовной семинарии. Он занимался воспитанием будущих пастырей Церкви Христовой и посвятил этому послушанию два года своей жизни – с 1886 по 1888 год. Потом он уже был призван на другие поприща своего церковного служения, но Томск не забывал и постоянно о нем заботился.

В городе Томске на улице Никитина есть исторические здания Томской духовной семинарии, которые, к сожалению, за годы советской власти превращены в руины из-за нещадной и неразумной эксплуатации этих зданий без какого-либо ремонта. Сейчас эти руины возвращены Русской Православной Церкви. Я надеюсь, что рано или поздно мы их восстановим.

Должен сказать, что эти здания были признаны лучшими семинарскими строениями во всей Сибири, а возможно, и в России, и в этом была заслуга и святителя Агафангела. В то время архиепископ Томский Макарий, впоследствии ставший митрополитом Московским, просил митрополита Агафангела, временно присутствовавшего в Святейшем Правительствующем Синоде, чтобы он, находясь в Петербурге, позаботился о городе Томске и добился у высших властей разрешения и финансирования строительных работ по возведению собственных зданий Томской духовной семинарии. И заботы святителя Агафангела в конце концов увенчались успехом.

Господь и во второй раз привел святителя Агафангела на нашу землю, уже после революционного переворота. Святитель Агафангел несколько раз был арестован, прошел через тюрьмы, затем был приговорен к ссылке и отправлен в Нарымский край. Находился он в этой ссылке два года – с 1922 по 1924 год. И снова земля Томска имела возможность принять святителя, пусть и в таком качестве, и его молитвы в то время освящали нашу землю. Затем митрополит Агафангел вернулся в Ярославль, где в 1928 году закончил свой земной путь.

Как священноисповедник, мужественно претерпевший гонения за правду, за веру Христову, он был причислен Церковью к лику святых; 12 ноября 1998 года были обретены святые мощи святителя Агафангела, и этот день установлен Церковью как день его памяти.

У нас в Томской епархии есть две большие частицы мощей святителя Агафангела, переданные нам из Ярославля. Одна частица находится в Богоявленском кафедральном храме города Томска, а вторая находится в Вознесенском кафедральном соборе в Колпашево и является одной из главных святынь Колпашевской епархии. Так что святитель Агафангел не только своими молитвами, но и святыми своими мощами продолжает оставаться с нами, томичами, укрепляя нас в духовной жизни, а на небесах он возносит молитву за всех нас перед Престолом Господа.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В Библии говорится, что у Адама и Евы было три сына: Каин, Авель и Сиф. Как они могли продолжить род, если все они были мужчинами?»

– Как правило, в древности Священное Писание, как и общество, было патриархальным, как принято сейчас называть, поэтому иногда женщины в счет не принимались. Уж не знаю, было ли это нормальным с точки зрения современного человека, но исторически это было так.

Например, в Евангелии мы читаем, как Господь насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. На самом деле Он насытил не пять тысяч, а в разы больше, потому что там есть оговорка: кроме женщин и детей. Дети тогда тоже были не в счет, потому много они съесть не могли. Тогда считались только мужчины, но вокруг них были их супруги и дети. Так и здесь. У Адама и Евы были не только сыновья, но и дочери, просто их, как правило, не упоминали.

– «Владыка, Вы помните столько удивительных историй. Почему бы Вам не написать книгу своих воспоминаний?»

– Во-первых, я не писатель. А вообще каждый должен заниматься своим делом. Если у кого-то очень большая потребность, например, в обуви, это не значит, что каждый должен шить себе обувь. Человек должен иметь какой-то навык.

Не знаю, есть ли у меня склонность к писательству, хотя какие-то исследования в исторической области я провожу и пишу кое-какие исторические работы и статьи. Но одно дело, если это церковно-историческая работа, а другое дело, если речь идет о каких-то художественно-повествовательных произведениях. А во-вторых, для того чтобы сесть за такую книгу, требуется довольно много времени, а у меня, к сожалению, сейчас его совсем нет.

О многих архиереях опубликованы воспоминания совсем не потому, что они сами написали о себе книги, а потому, что окружавшие их люди, слыша из уст этих архиереев какие-то, как им казалось, назидательные повествования, истории, записывали, фиксировали их, а потом публиковали. Так что, если кому-то интересно то, что я рассказываю, пусть записывают. Может быть, когда-то это и издастся, если кому-то это будет нужно.

– В общем, есть повод задуматься.

«Моя соседка однажды увидела под дверью своей квартиры мусор и окропила его святой водой, чтобы злые люди не причинили ей вреда. Но разве можно так делать? С одной стороны, она уверена, что обезопасила себя, с другой стороны, святую воду – и в мусор…»

– Ну, раз она окропила святой водой мусор, то мусор она и обезопасила. Мы окропляем святой водой наше жилище, самих себя, свою одежду. На святую воду призывается Божие благословение, и когда мы что-то окропляем освященной водой, все это сподобляется благословения и освящения благодатью Божией. Поэтому мы освящаем наше жилище, ложе, на котором спим, наше рабочее место, и это вполне оправданно.

Если мы окропили двери, и святая вода попала на коврик и на порог, то это вполне нормально. Но если целенаправленно окроплять мусор, я считаю, что это совершенно бессмысленно и неправильно. Нужно не мусор «нейтрализовывать» святой водой, а нам обретать силу от Бога через исполнение Божественных заповедей, через молитву и приобщение к святыне.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 04:05
  • Четверг, 18 апреля: 12:30
  • Суббота, 20 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать