Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

9 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, тему, которую хочу Вам сегодня предложить, я условно назвал: «Сила слова». На мой взгляд, слова бывают как с позитивным зарядом, так и с отрицательным. Я довольно часто вижу, что молодежь активно слушает песни с нецензурной лексикой, матерными словами и считает, что в этом нет ничего страшного. Понятно, что это плохо, но, на Ваш взгляд, есть ли в этом какая-то духовная опасность?

– Если бы эти слова звучали только в отдельных песнях, которые исполняются отдельно взятыми людьми... К сожалению, эпидемия, захватившая наше общество, причем все его слои, вне зависимости от возраста, действительно очень опасная. Это как плесень, которая покрывает жизнь, души людей.

Господь в Евангелии говорит, что в день Суда человек даст ответ за каждое праздное слово, а если это слово не просто праздное, а нечистое, или скверное, или гнилое, как называл такие слова святой апостол Павел?..  В Послании к Ефесянам он говорил так: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

Апостол Павел говорит, что слово способно принести человеку благодать, то есть благословение Божие, если оно доброе и наполненное благодатью. Но если это слово гнилое (а гнилой продукт издает зловоние, он способен отравить и даже убить человека), оно отравляет жизнь.

В последнее время уделяется очень много внимания экологии. Сейчас нарушение некоего экологического баланса, разрушение экосистемы, в которой мы живем, и мы склонны винить в этом глобальное потепление. В этом сейчас уже мало кто сомневается. Мы видим участившиеся природные катаклизмы, которые стали не только частыми, но и довольно разрушительными. И в первую очередь говорят о том, что, очевидно, это происходит из-за нарушения экологии.

Так вот, существует экология не только в природном плане, но и экология духовная, когда мы нашими словами, по сути, разрушаем духовную среду, в которой живем, превращая ее в совершенно нездоровую.

У епископа Митрофана есть замечательная книга, которую он написал, еще будучи священником, она посвящена как раз проблеме мата. Это небольшая книга, брошюрка, в которой он дает обстоятельный обзор того, откуда пошла эта совершенно нездоровая традиция, корни, истоки этой болезни и какую опасность она в себе несет.

Он действительно справедливо замечает, что еще 40, 50 лет назад, если такая проблема, как сквернословие, имела место в обществе и люди к этому прибегали, то они старались хотя бы себя всемерно ограничивать. Владыка Митрофан говорит, что мужчина или молодой человек не мог позволить себе сказать нечистое, гнилое слово в присутствии девушки или женщины, тем более матери, очевидно, понимая на каком-то генетическом или подсознательном уровне, что нельзя засорять ее слух, ее сознание чем-то недобрым. Особенно это может оказать негативное воздействие на будущего ребенка, например, если женщина его вынашивает.

И вот нынешняя ситуация, когда не только мужчины не ограничивают себя в словах. Иногда, прогуливаясь по нашему городу, находясь в каких-то других местах, я встречаю такие парочки: идут парень с девушкой и соревнуются друг с другом в сквернословии, кто возьмет верх.

– У кого больше словарный запас.

– Да. К сожалению, эта болезнь развивается, и она начинает разрушать человека, его духовную жизнь. Почему? Откуда это берется? Опять же от падшей природы человека. Господь в Евангелии спрашивает: приносит ли дерево хорошее плоды дурные, а дерево гнилое – плоды здоровые? Нет. Дерево гнилое приносит гнилые плоды, а дерево здоровое – плоды здоровые.

Если мы рождаем такие плоды, как скверные слова, это значит, что эти слова извергаются из нашего сердца. Господь говорит, что из сердца человеческого исходят его мысли, его деяния. Они зарождаются там, в сердце. И если человек произносит такие слова, значит, они рождаются в его сердце, оскверненном грехом, порочностью, какими-то страстями.

А ведь если вдуматься в смысл этих слов, они несут не просто темную энергетику, как сейчас принято говорить. Они преисполнены смыслов, развратных и блудных, которые оскорбляют не только собеседника. Люди, использующие ненормативную лексику, иногда над этим не задумываются, но в этих словах чувствуется некое оскорбление и родителей, и каких-то довольно высоких и святых для всех вещей. Человек на автомате начинает это произносить и тем самым оскорбляет и собеседника, и какие-то очень высокие вещи, которые есть в нашей жизни.

Некоторые оправдывают употребление ненормативной лексики, считая, что она восполняет что-то такое, что крайне необходимо человеку, например, в его профессиональной деятельности. Когда человек является руководителем большого предприятия либо какого-то маленького коллектива и не может добиться результатов от указаний, которые он дает в совершенно нормальном ключе, используя нормальную лексику, он начинает прибегать к лексике ненормативной, и создается иллюзия, что он каких-то результатов достигает.

На самом деле не стоит рассчитывать на то, что здание, которое человек строит на гнилом фундаменте, будет прочным и непоколебимым. Среда, где используется ненормативная лексика, разрушает коллектив и то дело, которое человек делает. Иллюзия, что благодаря этой лексике можно достигнуть каких-то положительных результатов.

В своей книге владыка Митрофан вспоминает одного батюшку, которого я тоже очень хорошо знаю. Я знал его, когда он еще не был священником. Это отец Николай Кравченко, с которым я познакомился, когда был епископом Магаданским и Чукотским и когда посещал Чукотку. Тогда он был еще достаточно молодым человеком. Он прошел службу в Чечне во время известной войны. Он был, по-моему, сержантом, и у него под командой было целое отделение.

Однажды они попали в засаду, и им всем грозила неминуемая гибель. И тогда он дал обет Богу: если выживет, обязательно построит церковь. Начался бой, и они встретились лицом к лицу с противником. Бой шел несколько суток, и у них стали заканчиваться патроны. Сначала они надеялись, что поступит подкрепление, но его не было, и им оставалось идти в рукопашный бой с врагом, который превосходил их по силе. Многие тогда полагали, что в бой можно идти, только награждая своего противника трехэтажной ненормативной лексикой. Но вдруг отцу Николаю, тогда еще мирянину, пришла мысль: «А почему мы должны идти в сражение с этими гнилыми словами?» И они бросились в бой и во время сражения непрестанно кричали «Христос воскресе!» Как он вспоминал, вдруг он и все его сослуживцы почувствовали, что это слово Христово, слово Божие вливает в них – в уже изнемогшие сосуды, которые, как кувшины, были обречены на разбивание – новые силы. Эти силы дал им Господь. Надо сказать: хотя там была такая мясорубка, из которой никто не должен был выйти живым, все они выжили. И хотя некоторые из них были ранены, прошли через госпиталь, в живых остались все. И все они убеждены в том, что сила, которая их спасла, это слово Божие, что звучало тогда из их уст. Думаю, если бы из их уст звучало не слово Божие, а слово гнилое, разрушающее внутренний мир человека, то Господь не дал бы им Своей силы и они наверняка бы погибли.

– На Ваш взгляд, откуда на Руси появились эти слова? Ведь когда князь Владимир принес на Русь православие, вряд ли в языке Кирилла и Мефодия эти слова были.

– Использование подобного рода лексики было характерно и для древнего языческого мира.

– То есть это еще оттуда?

– Как наследие этого темного язычества. Апостол Павел говорит, что тот, кто служит идолам, на самом деле служит бесам, потому что идолы – это бесы. Эта темная традиция идет оттуда, но не только. Как я уже сказал, она подпитывается самой падшей природой человека, которая что-то порождает. Если человек имеет внутри себя блудные помыслы, какие-то блудные устроения, блудные чувства, не очищает их молитвой, покаянием, не борется с ними, то, конечно же, человек наполнен этим блудом. А если он этим наполнен, это и рождает.

Это опасно не только для самого человека, который матерится, но и для тех людей, которые при этом присутствуют. Есть такое понятие – «пассивное курение», когда люди, которые злоупотребляют табаком, иногда курят в присутствии женщин, детей, некурящих людей. Говорят, что табачный дым иногда даже больше вредит этим людям, чем самому курильщику.

То же можно сказать и о сквернословии. Помните у Тютчева известные строки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»? Слова, скверные и нечистые, постоянно слетают с наших уст, а мы удивляемся, почему вокруг нас все рушится, распадается, почему болеем мы, почему болеют наши дети. Почему еще 50 лет назад в нашей стране все молодые люди, призываемые в армию, были здоровыми, процент нездоровых был маленький, а сейчас более 30 процентов призывников выбраковываются как больные, не подлежащие призыву, а другие признаются условно годными, обремененными кучей других болезней? Причин, конечно, много, и одна из них эта, которая потихонечку разрушает не только духовное, но и физическое здоровье человека.

– А как быть, если вокруг себя слышишь мат? Едешь в автобусе и не будешь же всякий раз выходить из него. А если сделаешь замечание, это может привести к еще большему конфликту. Как вести себя в такой ситуации?

– Когда такая ситуация, кого-то учить жизни – дело безнадежное и неблагодарное. Нужно самому правильно себя вести. Человек, ум которого погружен в молитву, способен не слышать того, что происходит вокруг.

Иоанн Лествичник говорит, что духовный человек подобен капельке ртути. Когда ртуть попадает в пыль, то она не смешивается с этой пылью, грязью. Пыль остается на поверхности этой капли ртути, не проникая внутрь. Вот так же и духовный человек. Если его ум и сердце погружены в молитву, заняты молитвой, то эта молитва, как некая колба, некая сфера, окружает человека, его ум, сердце и не дает скверне проникнуть внутрь.

Что касается общественного пространства, где мы не всегда можем контролировать ситуацию, мне кажется, это общественное пространство должна контролировать государственная власть; и должны строго караться все, кто занимается сквернословием в общественных местах и злоупотребляет этим. На это обращал внимание еще Аристотель. У него есть известное произведение о государстве, в котором он пишет, что государственная власть обязана заниматься искоренением употребления ненормативной лексики в общественных местах.

– Владыка, давайте перейдем к церковной теме. Предлагаю поговорить о священномученике Горазде. Вы уже рассказывали о нем в одной из наших программ, посвященных Великой Отечественной войне. Это епископ Чешский и Моравско-Силезский. Если можно, чуть подробнее расскажите об этом человеке, который, насколько я понимаю, сейчас причислен к лику святых.

– Среди Поместных Православных Церквей есть, может быть, численно самая маленькая, но очень значимая Церковь – Чешская Православная Церковь (или Православная Церковь Чешских земель и Словакии, как ее иногда называют). В годы Великой Отечественной войны одним из епископов этой Церкви – епископом Моравским был упоминаемый ныне владыка Горазд. Поэтому можно сказать, что этот святой – наш современник, святой ХХ века.

Но кто такой святой? Это тот, кто живет по заповедям Божиим и, соблюдая заповеди Божии, открывает свое сердце для Бога. Когда Бог входит в жизнь человека, освящая ее, этот человек начинает делать дела Божии. В Священном Писании говорится, что Бог есть любовь и что всякий, пребывающий в любви, в Боге пребывает, а Бог пребывает в нем.

Святитель Горазд, будучи духовным и любвеобильным человеком, открытым для Бога, имел необыкновенную любовь к каждому человеку. Когда война пришла на земли Чехословакии, как мы знаем, на территории Чехословакии образовалось движение Сопротивления, и были люди, не приемлющие фашистскую идеологию. Владыка Горазд всячески помогал борцам Сопротивления. Однажды их выследило гестапо, они были вынуждены скрываться, и владыка долгое время прятал их в подвале кафедрального собора; до тех пор, пока не нашлись предатели, которые донесли на владыку Горазда. Фашисты устроили облаву. Но досталось не только тем, кто был пойман, досталось и владыке Горазду, который был замучен до смерти.

Церковь, видя в этом не просто подвиг гражданина, человека, который выполнил свой гражданский долг, но проявление высшего христианского подвига любви, причислила владыку Горазда к лику святых, и как раз в этот день Церковь совершает его память.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, в Библии говорится о том, как Бог создал человека. А как появились ангелы?»

– Библия об этом тоже говорит, причем ангельский мир был создан прежде, чем мир человеческий. Я не знаю, в чем смысл этого вопроса. Если человек хочет знать подробный механизм, то это довольно странный вопрос. Не желает ли он повторить то, что делал Бог? Каким же образом созданы ангелы? И каким образом сотворен человек?

Мы знаем, что Бог сотворил человека из праха земного. Но какой смысл Священное Писание вкладывает в эти слова? – Тут тоже примитивно думать, что Господь взял глину, смастерил какую-то глиняную человеческую куколку, а потом она ожила. Конечно, это примитивное представление. На самом деле Господь сотворил человека из праха земного, то есть из тех частиц материального мира, из которых состоит вся окружающая нас природа. В отличие от ангелов, которые являются духами и были сотворены прежде.

Первые слова Библии говорят о том, что вначале Бог сотворил небо и землю. Под небом толкователи Священного Писания и понимают мир ангельский. В других книгах Священного Писания даются какие-то подробности сотворения ангельского мира, что Господь воззвал мир ангелов из небытия к бытию прежде, чем был сотворен человек. Это духи, духовные существа, но существа не божественные, ведь Бог есть Дух Абсолютный, Дух Совершенный, ничем не ограниченный.

Ангелы, хотя и духи, но тоже пребывают и во времени, и в пространстве, то есть они имеют категории какого-то тварного мира. Некоторые духи сохранили свою верность Богу, этих ангелов мы называем ангелами-хранителями. Таким ангелам Господь иногда поручает заботу о конкретном человеке, о том или ином городе, о народе, населенном пункте, храме.

И есть падшие ангелы, которые не устояли в тех заповедях, которые дал им Господь, и в любви к Богу. Возгордившись, они отпали от Бога и стали бесами, пребывающими во зле, творящими зло и побуждающими людей ко злу. Вот что представляет собой этот ангельский мир в настоящее время.

– «Почему Церковь отвергает такое понятие, как переселение душ, или теорию о том, что мы все уже когда-то жили?»

– Когда мы начинаем пробовать богословствовать, не пытаясь проникнуться Священным Писанием, всегда возникают какие-то казусы, когда человек задает вопросы: а почему то, а почему это? На самом деле что такое бессмертие? Видимо, человек понимает, что бессмертие – это какая-то бесконечная вереница дней, лет. Например, сто лет – это не бессмертие, тысяча – чуть ближе к бессмертию, но тоже еще не бессмертие, а вот миллион лет еще ближе к бессмертию.

Само понятие вечности, что сопряжено с бессмертием, это понятие пребывания в Боге и с Богом, потому что абсолютен только Бог. И когда человек причастен Богу, он обладает и вечностью, и бессмертием. Так же бессмертна и душа человека, пребывающая в Боге, потому что она пребывает вместе с Богом.

Иногда это состояние бессмертности души или вечной жизни мы соотносим с понятием рая или Царства Небесного. Так вот, Господь в Евангелии говорит, что такое Царство Небесное. Он говорит: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут:вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Дальше в Евангелии от Иоанна Христос говорит, что такое Царство Божие: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. То есть познание Бога, но познание не умом, а опытное (соединение с Богом) является источником бессмертия.

И, конечно же, поскольку существом разумным, наделенным свободной волей, является именно человек, сознательно приобщиться к Богу либо отпасть от Бога может только человек, и в этом смысле Царство Божие Господь уготовал человеку как высшему венцу творения.

– Если ребенок в подростковом возрасте начал интересоваться другими религиями (хотя крещен) или активно впитывает в себя какие-то оппозиционные идеи, как быть?

– Каждый человек начинает питаться какой-то некачественной пищей тогда, когда нет пищи здоровой. Никто не пойдет, скажем, собирать отбросы с каких-то свалок, если у него на столе нормальная и здоровая пища. И то, что какой-то человек крещен, еще не значит, что он и просвещен.

Дело в том, что хотя в Православной Церкви принято совершать крещение и над младенцами, это предполагает, что младенец с рождения должен влиться в полноценную церковную жизнь. Его родители, крестные, бабушки и дедушки должны с детства взращивать этот росточек человеческой жизни в духе христианском, в духе Церкви Христовой.

Конечно же, человек, пребывающий в Церкви, познавший сладость благодати Духа Святого, никогда не променяет эту Божественную благодать на какой-то суррогат. Человек, который смог приобщиться к подлинной духовной жизни, четко видит разницу между живым цветком, испускающим благоухание, и цветком пластмассовым, который лишь имитирует живой цветок, даже если этот суррогат очень похож на живой.

Думаю, видимо, были какие-то просчеты в духовном воспитании, когда родители либо окружение не смогли дать этому молодому человеку подлинной, здоровой пищи, раз он начинает бросаться на что-то другое. Как поступать, когда это уже есть, – конечно, это уже ситуация, когда мы вынуждены догонять уходящий поезд, но иногда еще не поздно что-то человеку объяснить.

Но иногда бывает и поздно, тогда остается только усердно молиться, особенно если это касается вопроса духовной жизни, чтобы Господь просветил этого человека светом истинного богопознания.

– Сейчас в Интернете столько информации…

– А разве информация приводит человека к Богу? Это глубокое заблуждение, когда думают: сейчас прочитаем и все будем знать.

В советские годы было распространено такое убеждение: человек изучает какие-то научные данные, у него есть научные представления о мире, а религия этим сама собой как бы изживается. Якобы человек узнал что-то такое, чего люди, веровавшие в Бога, раньше не знали, и он стал безбожником, атеистом. На самом деле это не так, потому что к Богу приближает (либо от Бога удаляет) сердце человека.

И если человек находится в каком-то поиске, то не всегда этот поиск приводит его в тупик. Были люди, которые проходили через многие увлечения не только экзотическими религиями, религиозными культами, но даже вообще отпадали от веры.

К таким людям можно отнести некоторых известных христианских святых, например блаженного Августина, который в детстве воспитывался родителями в духе христианском, а потом отпал от веры, от благочестия и даже вел не очень достойную жизнь. Несмотря на слезы, уговоры своей благочестивой матери, Моники, он все больше и больше погрязал в этой пучине. Лишь потом Господь бросил ему спасательный круг ради молитв его матери. И Августин, пройдя через эти круги заблуждений, вернулся к истине.

Поэтому не исключено, что и тот человек, который начинает увлекаться чем-то экзотическим и непонятным, в конце концов, если он искренне чего-то ищет, все-таки истину найдет. Ну и, конечно, родители должны молиться об этом человеке.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 октября: 10:30
  • Воскресенье, 31 октября: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​