Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

8 июля 2022 г.

– Владыка, мы с Вами много раз поднимали тему миссии России, но нам продолжают задавать вопросы, касающиеся этой темы, и снова предлагают поговорить об этом. Поэтому нашу сегодняшнюю программу я условно так и назвал – «Миссия России». Видите ли Вы у нашей страны в это непростое время какую-то Богом данную миссию в отличие от других стран на планете?

– Знаете, с одной стороны, этот вопрос кажется простым, а с другой стороны, он очень сложный. Верующий человек знает, что все, что есть в этом мире, сотворено Богом, и если Господь дал чему-то жизнь, значит, это имеет какой-то смысл, поэтому своя миссия есть буквально у всего. Это понимали еще в дохристианские времена. Язычники, например греки, говорили о неком логосе, идее, которая присуща каждой вещи, каждому явлению. Помните детскую песенку про улыбку, от которой становится всем светлей – и слону, и даже маленькой улитке? Свой смысл и свое предназначение есть и у слона, и у маленькой улитки, и даже у самого маленького атома и электрона.

И, конечно же, определенная миссия есть у всех существующих государств. Достаточно вспомнить, как во времена Ветхого Завета вавилонский царь Навуходоносор, который в Библии называется слугой Божиим, двинул свои войска на Иерусалим и разрушил Иерусалимский храм за беззакония, грехи жителей этого города. Таким образом, какое-то свое предназначение есть у всех стран, и, конечно же, есть оно и у нашей страны, у нашего народа.

Человек не всегда может сразу понять свое предназначение. Сколько молодой человек может терзаться, ломать голову, чтобы определить свое место в жизни, чтобы понять, чем ему заняться – то ли в космонавты пойти, то ли в дворники... И если непросто определиться со своим предназначением, со своим местом в системе мироздания отдельно взятому человеку, тем более непросто сразу усмотреть слабым человеческим умом место и предназначение целого государства.

Но миссия России просматривается сквозь века. Эта миссия – сохранить в чистоте евангельскую христианскую веру, которую проповедовали святые апостолы, которую на Вселенских Соборах отстаивали святые отцы, за которую проливали кровь святые мученики и которую реализовывали в своей жизни преподобные отцы и другие подвижники. Хранителем этой веры на протяжении веков была и остается Россия.

Когда-то эту веру бережно хранили и в других регионах, но потом по тем или иным причинам православная вера переставала там существовать. На эту тему проведено множество исследований, написаны книги, сняты фильмы. Владыкой Тихоном (Шевкуновым) снят замечательный фильм «Гибель империи» о крушении Византии, вместе с которой с лица земли исчез очаг истинной православной веры, эстафету которой Господь передал России.

Россия до сегодняшнего дня является главным очагом истинной веры, истинного богопознания, поэтому на Россию смотрят с упованием православные во многих частях нашей планеты. Когда запрещенное в России псевдомусульманское движение ИГИЛ пыталось навести свои порядки на территории Сирии, в первую очередь стали там страдать христианские народы, и на помощь им пришла Россия, которая встала на защиту традиционных верований, поэтому на Россию там смотрят с большим упованием и надеждой.

Когда в наше время в странах Запада пересматриваются какие-то вещи, связанные с духовно-нравственными ценностями, когда многие ценности, которые мы называем традиционными, ставятся под вопрос и человеку пытаются навязать совершенно другое ценностное мировоззрение, Россия снова становится на защиту духовно-нравственных идеалов, зафиксированных в книгах Священного Писания, других традиционных религий. Я думаю, что у нашей страны, нашего народа и в этом есть определенная миссия.

Конечно же, это не делает Россию какой-то непогрешимой, идеальной, и уж тем более это не делает идеальным наш народ, который в разные эпохи при разных обстоятельствах готов был забыть о своих корнях, традициях, о своей вере. Скажем, в 20-е, 30-е годы ХХ века тысячами разрушались храмы Божии, сотнями и тысячами расстреливались, отправлялись в тюрьмы священнослужители, монахи, и казалось, что было полностью искоренено то, что принято называть духовным кодом нашего народа.

Но, конечно же, все эти эксперименты были обречены. Поэтому, когда времена некого искушения заканчивались, все постепенно возвращалось на круги своя, источник воды живой пробивался сквозь толщу бетона, которым пытались его забетонировать, и Россия снова возвращалась к тому служению, которое, по-видимому, Господь возложил на нее на данном этапе истории. Вот такое мое видение дарованной Господом миссии России.

– Соглашаясь с Вашими словами (а с ними хочется согласиться), остается воскликнуть: «Слава Богу!» И мой следующий вопрос как раз об этом. Скажите, разве в какой-нибудь другой стране не боролись так яростно с религией, как в нашей? Разве нет народов, более благородных, чем наш российский народ? Ведь по большому счету изначально мы варвары. А теперь выясняется, что эти варвары стали оплотом мира. Можно ли с человеческой точки зрения объяснить, за что Господь ниспослал такое благословение на нашу страну?

– Я думаю, что варварами мы были только для ромеев, потому что не говорили на их языке. Когда мы разговаривали на нашем родном славянском языке, для них это было не более чем бормотание, откуда и возникло это слово – «варвары».

Русскому народу высокие христианские идеи были близки изначально. И когда князь Владимир, а затем и вся Русь достаточно легко, без каких-то сильных потрясений приняли крещение, народ вдруг увидел в христианстве что-то свое, когда Русь может полностью раскрыться, раскрыть весь свой потенциал. С другой стороны, конечно же, то, что избирает Господь, – это не всегда самое лучшее.

Так было и в ветхозаветные времена, когда Господь среди всех народов, у которых должна была сохраниться истинная вера, избрал лишь потомков Авраама – еврейский народ. И этот народ начал слишком собой гордиться, стал думать о себе, что он самый лучший, идеальный. Но мы читаем на страницах Священного Писания, как пророки говорили, возвещая волю Божию: «Не думай, что ты самый праведный, самый благочестивый народ». Господь сказал: «Я избрал самое немощное, казалось бы, самое незначительное с человеческой точки зрения, чтобы через это незначительное явить нечто великое».

Чем же отличался еврейский народ во времена Ветхого Завета, когда Господь избрал его? Он был малочисленным, вокруг него были нации, значительно превосходящие его численностью, были государства и культуры, гораздо более развитые в технологическом и культурном отношении. Рядом с Израилем были куда более древние и более развитые цивилизации, например египетская, в Месопотамии сначала цивилизация шумеров, а в более позднюю эпоху – ассирийская, вавилонская.

Но Господь избрал маленький народ, блуждающий где-то в пустыне, к тому времени не создавший ни своей культуры, ни чего-то другого. Господь делает этот народ носителем, хранителем того, что Он доверил ему до тех пор, пока в этот мир не пришел Господь Иисус Христос. Поэтому наш народ не всегда был на высоте своего избранничества, но это не отменяет той миссии, которую Господь возложил на него.

Зная это, мы не должны наступать на те же грабли, на которые наступил ветхозаветный народ, и не должны ни перед кем превозноситься, не должны гордиться тем, что мы какие-то особенные. Понимая важность служения нашей страны, нашего народа, возложенного на нас, мы должны кротко, смиренно выполнять свою миссию и помнить, что мы призваны служить делу Божию здесь, на земле.

– Некоторые, говоря о России и Третьем Риме, ставят между ними знак тождества. А Вы поставили бы такой знак?

– Представления о роли и значении России были сформулированы в XVI веке в период возвышения Московского княжества старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Он говорил, что Древнего Рима уже нет, Второй (или Новый) Рим (так назывался Константинополь) пал в середине XV века, в 1453 году, под натиском турок-османов, и центра мирового православия не осталось.

Русская же земля в то время расцветала, набирала силу, и она поняла свою миссию – хранить святую православную веру. Поэтому старец Филофей и сформулировал свою идею о том, что Древнего Рима и Второго Рима уже нет, а Москва – это Третий Рим. Правда, дальше старец высказал уверенность, что Четвертому Риму не бывать. Но я бы не был столь категоричен в перспективе общечеловеческого развития истории, потому что мы не знаем, сколько Господь отмерил этому миру.

Святые апостолы думали, что они живут в последнюю эпоху и что вот-вот придет Господь судить их, но с тех пор прошло уже два тысячелетия, и Господь все еще дает возможность этому миру существовать. Что будет дальше – ведомо только Господу.

Со времени, когда жил старец Филофей, утекло много воды, но Россия до сих пор остается хранительницей православной веры. И сегодня, несмотря на те потрясения, которые пережила наша страна, – жесткий период атеистического правления советской власти, когда религия искоренялась, Русская Православная Церковь не только является самой многочисленной, но старается защищать православие во всем мире.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. На мой взгляд, мы можем оставаться Третьим Римом только до тех пор, пока будем сохранять свои ценности, в том числе ценности культурные и религиозные. Одна из таких ценностей – это ценность семейная. 8 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Петра и Февронии – святых, которые являются примером для супругов на все времена. Расскажите об этом подробнее.

– Слава Богу, более десяти лет назад этот день – день памяти Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, государство объявило праздничным днем. В светском календаре он значится как День семьи, любви и верности. Этот праздник весьма важен и актуален в наши дни. В советские времена говорили, что семья – это ячейка общества, а значит, состояние общества зависит от того, в каком положении пребывает семья. А что касается Церкви, Священное Писание сравнивает семью с церковью. Апостол Павел говорит, что семья – это домашняя церковь.

Конечно же, семейные отношения весьма важны и значимы для существования государства и для взаимоотношений между людьми. Какими же должны быть эти семейные отношения? Когда встречаются парень и девушка, предстоящая совместная жизнь кажется им усыпанной лепестками роз без каких-либо шипов, но оказывается, что жизнь намного сложнее. И провести корабль семейной жизни между рифами, не дать ему наткнуться на подводные камни, разбиться о скалы и пропасть в буре – это целое искусство.

И, конечно же, у человека появляется больше уверенности, если он видит перед глазами какие-то добрые примеры того, как следует жить по заповедям Божиим, а значит, жить безопасно, мирно, комфортно, благоденственно, с пользой. Таким образцом семейной жизни, супружеской верности и являются наши древнерусские князья Муромские Петр и Феврония. Я думаю, что город Муром знаком каждому русскому человеку, хоть это и маленький городок, ведь именно оттуда родом Илья Муромец – преподобный Илия Муромец, Печерский, мощи которого нетленно почивают в Киево-Печерской лавре.

Из жития Петра и Февронии Муромских мы знаем, что, когда они связали свои жизни друг с другом, у них было много испытаний и искушений. Общество, в котором они жили, не сразу приняло этот брак, поскольку Феврония была из семьи простолюдинов, и многие считали, что князю не подобает иметь супругой простую девушку. Общество не хотело почитать княгиней вчерашнюю девушку из крестьянской семьи.

В их жизни было много и других испытаний, но взаимная любовь и верность оказались настолько крепкими, что, пройдя через все эти испытания, они были приняты обществом и сохранили верность друг другу. И, как говорится в сказке, они шли по жизни рука об руку и умерли в один день. Было принято решение похоронить их отдельно, но по Промыслу Божию они оказались лежащими в одном гробе, а потом были обретены их святые мощи, которые сейчас пребывают в Муроме.

Святые князья Муромские Петр и Феврония являют собой образец супружеской верности, преданности и любви. И я считаю, что нынешним молодым людям, которые только начинают совместную жизнь либо собираются связать себя узами брака, есть на кого равняться. В этом году наконец-то и в нашем городе появится памятник святым Петру и Февронии Муромским. Он будет установлен в день памяти этих святых в сквере возле Богоявленского собора.

Подобного рода памятники этим святым установлены во многих регионах нашей страны, и теперь такой памятник будет и в центре Томска. И те супруги, которые уже не один год живут в браке, и те, что только собираются заключить брак, смогут прийти к этому памятнику, взглянуть на образ святых Петра и Февронии Муромских и обратиться к ним с молитвой, чтобы они дали им мудрость, силу и крепость пройти по жизни рука об руку и сохранить любовь, взаимную преданность и верность до конца своих дней.

– Я думаю, будет уместно сказать: если раньше день Петра и Февронии приходился на Петров пост и венчания в это время не проводились, то сейчас есть возможность повенчаться в день Петра и Февронии, пусть и не 8 июля.

– Да, ведь в церковном календаре память этих святых празднуется дважды в год. 8 июля, когда и государство, и Церковь празднуют день святых Петра и Февронии и День семьи, любви и верности (а это время Петрова поста), венчания не разрешаются. Но в сентябре есть еще день памяти святых Петра и Февронии, связанный с перенесением их святых мощей. Как правило, в этот день поста не бывает, поэтому желающие освятить свой брак венчанием в день памяти Петра и Февронии могут сделать это в сентябре.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Можно ли работать на огороде или дачном участке, если в этот день большой церковный праздник?»

– Если это день праздничный, то по заповеди Божией прежде всего нужно вспомнить не об огороде, а о ниве своей души. Конечно же, в день церковного праздника или в воскресный день человек обязательно должен быть в храме за Божественной литургией. Но, как говорится, страду крестьянскую, как ее раньше называли, или наши дела, связанные с земледелием, никто не отменял, поэтому, скажем, во второй половине дня или после богослужения человек вполне может поехать на огород и заняться грядками.

Но опять же грядками можно заниматься по-разному – можно одновременно петь какие-то мирские песни либо заниматься какими-то другими делами, а можно все делать с молитвой. И тогда, даже если мы занимаемся каким-то трудом, это приобретет совершенно другой характер.

Как-то в одной из наших передач я приводил такой пример. Однажды, когда я был на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре, монахи показали мне их огород, посреди которого из камней была сложена пирамидка. Я обратил на это внимание и спросил, что это за пирамида. На Афоне в грунте много камней, и монахи, чтобы расчистить землю для огорода от камней, собирали их и складывали в одно место, и пирамидка росла.

Но на Афоне монахи всё делают с молитвой. Они берут камушек и несут его в эту пирамидку, читая Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И получается, что эта пирамидка – не просто памятник очищенному огороду, а это памятник молитве, которую монахи соединяют со своим трудом. Иисусова молитва как бы овеществилась в этой пирамидке.

Поэтому в день праздничный или воскресный, если кому-то так уж необходимо поработать, обязательно нужно это делать только после Божественной литургии и с молитвой.

– «Есть ли информация, когда в храме поселка Апрель появятся купола?»

– Дело строительства храмов Божиих – непростое. Тот, кто задал этот вопрос, может помочь отцу настоятелю быстрее собрать средства, ведь храмы Божии строятся на пожертвования верующих. Постепенно собирается копеечка к копеечке, рублик к рублику, и когда накапливается необходимая сумма, делается какой-то заказ. Не всегда средства собираются так быстро, как хотелось бы, но в Апреле дела идут достаточно быстро. Там уже есть купола, правда, не все, но, Бог даст, скоро мы увидим и все остальные. Когда – точную дату я назвать не могу, но средства потихонечку собираются.

– «Владыка, Вы много раз рассказывали в передачах о Третьяковской галерее. Батюшки из Томской епархии говорят, что Вы очень хорошо разбираетесь в живописи, а отец Иосиф говорил, что Вы водили его в Третьяковскую галерею. А Вы сами рисуете?»

– Когда я еще был школьником, пробовал рисовать. Насколько у меня это получалось, трудно сказать, но я понимаю, что заниматься живописью – это не мое. Поэтому живопись я люблю, ценю и с удовольствием посещаю не только Третьяковскую галерею, но и другие наши картинные галереи, и, как мне кажется, в живописи я разбираюсь, но сам не рисую.

– Владыка, от всего сердца благодарю Вас за нашу сегодняшнюю передачу.

– Спаси Господи и Вас, Виталий. А нашим дорогим телезрителям в заключение мне хотелось бы пожелать крепкого, несокрушимого здоровья, а самое главное – чтобы в сердце всегда присутствовала радость, источником которой является благодать Духа Святого. Храни всех Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать