Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

6 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, в нашей студии мы обычно ищем ответы на самые актуальные вопросы, но вот к нам подкрался Новый год. Как в одном известном советском фильме есть традиция 31 декабря ходить в баню, так и православные каждый год задумываются, как найти компромисс между постом и празднованием Нового года. Вообще такой компромисс существует?

– Для настоящего верующего человека искать такой компромисс не нужно, потому что любой человек, который имеет добродетель  боголюбия, всегда отмечает праздники не каким-то обильным застольем, а прежде всего добрыми делами. Еще преподобный Иоанн Лествичник, великий подвижник Древней Церкви, в своей известной книге «Лествица», которую можно назвать азбукой или букварем духовной жизни, пишет, что человек чреволюбивый заботится о том, как бы приготовить к празднику больше угощений, а человек боголюбивый заботится о том, чтобы почтить праздник добрыми делами.

Верующий человек, осознающий приближение какого-то праздника, особенно церковного, думает о том, как бы ему обогатиться добрыми делами, избавиться от груза греха, порока, который обременяет его жизнь, его сердце, мешает приблизиться к Богу, и обогатить себя теми добродетелями, которые заповедал нам Господь. И хотя Новый год – праздник не религиозный, а светский, в древности он осознавался как религиозный праздник, причем не только в богооткровенных религиях, но даже в религиях языческих.

Например, в Древнем Вавилоне это было главное религиозное торжество. То же было и в древнем, ветхозаветном Израиле. Как о том свидетельствует Библия, начало нового года было воспоминанием творения Богом мира, когда мир взял свое начало. Это была некая отправная точка, откуда время взяло свой отсчет. Когда время совершало некий первый круг – годичный кругооборот, всегда праздновался этот новый год.

Тем не менее Новый год, наряду с религиозными праздниками, как раз является поводом, когда бывает очень удобно проанализировать свою жизнь, когда можно обернуться назад, посмотреть на уходящий год, понять, чем этот год был для нас наполнен. Был ли он наполнен добрыми делами, какими-то благочестивыми поступками, возросли ли мы духовно хоть немного, побороли ли какие-то свои немощи и грехи, которые мы, может быть, ранее не видели в своей жизни, или, наоборот, наша жизнь стала еще более засоренной, еще более обезображенной грехами и пороками.

Новогодний праздник как раз и дает нам возможность проанализировать свое внутреннее духовное состояние. И если мы видим, что в нашей жизни в уходящем году не все было в порядке, это побуждает нас приступить к покаянию – той мощной силе, которую дал нам Господь, которая способна обновить и возродить нашу духовную жизнь. И поэтому человек должен не только вспомнить, что было у него в уходящем году, но и покаяться пред Богом в тех грехах, которыми он, может быть, согрешил.

Но мы не должны забывать еще об одном – переступая этот временной порог между годом уходящим и годом грядущим, надо поблагодарить Бога за все доброе, что Господь нам посылал. Ведь мы живем, и уже только за это есть повод благодарить  Бога, какой бы ни была наша жизнь. С другой стороны, мы наслаждаемся красотами окружающего нас мира, мы видим, как светит  солнце, летом слышим щебетание птиц, журчание ручья, мы можем наслаждаться многообразием красок природы.

Наверное, в этой жизни нас окружают не только какие-то злые, но и добрые люди. Поэтому новогодний праздник – это день, когда мы должны вспомнить о том, что нам нужно поблагодарить Бога за все, что мы имеем, причем не только за что-то для нас позитивное, радостное, но даже за те печали, скорби, может быть, болезни, какие-то испытания, которые были в нашей жизни. Видимо, они были посланы нам Богом не без причины, и в конечном итоге они принесут нам свою пользу, если мы будем принимать их с благодарением Богу.

Наконец, каждый из нас, желая быть благополучным, счастливым, надеется, что год грядущий будет лучше, чем ушедший, чем предыдущий период нашей жизни, и, поздравляя друг друга с Новым годом, мы обычно говорим: «С Новым годом! С новым счастьем!» – желая человеку всяческих благ. Но пожелать – это одно, а получить эти блага и счастье – совершенно другое. Для того чтобы это благополучие, это благо действительно посетило нас в году грядущем, мы должны понимать, что это благо исходит только от Бога, источником всего доброго является Бог. И поэтому в преддверии Нового года необходимо не забыть испросить у Бога благословения на год наступающий.

Русская Православная Церковь живет по юлианскому старостильному календарю, по которому Новый год наступит на 14 дней позднее, чем нынешний светский Новый год, то есть 14 января (обычно мы называем этот день Старым Новым годом). Понимая, что абсолютное большинство людей живут по григорианскому новостильному календарю и празднуют Новый год 1 января, в этот день Церковь призывает всех к молитве.

Надо сказать, что во многих храмах Божественная литургия совершается не в свое обычное время, а ночью. Например, в Колпашево владыка Силуан всегда совершает ночную Божественную литургию. Я знаю, что в Северске в предыдущие годы литургия тоже совершалась ночью, и в некоторых других приходах литургия совершается ночью, когда верующие люди встречают Новый год не за столом с бокалом шампанского, а с молитвой в храме.

Для тех же, кто к этому не готов, в большинстве наших храмов накануне Нового года – 31 декабря, совершается новогодний молебен, в разных храмах в разное время. В нашем главном епархиальном храме – Богоявленском кафедральном соборе, обычно молебен совершается после вечернего богослужения, то есть примерно в 7 часов вечера. На эту службу приходит очень много томичей. Радует, что люди понимают важность такой встречи Нового года, и в 7 часов вечера 31 декабря они собираются в храме Божием.

Мы служим особый молебен на начало Нового года, где учтены все нюансы, о которых я говорил. Во время молебна мы благодарим Бога за все то доброе, что Господь ниспосылал нам в году уходящем. Мы возносим Богу покаяние о наших грехах, которыми мы отравили нашу жизнь и прогневали Бога, и просим у Бога благословения на год начинающийся.

Наконец, для тех верующих людей, которые готовы и 1 января освятить начало нового года участием в Божественной литургии, утром в храмах также совершается Божественная литургия. Многие в этот день, подготовившись, приступают к причастию Святых Животворящих Таин Христовых – это тоже очень добрая, благочестивая традиция.

Тем не менее Новый год остается еще и домашним, семейным праздником, когда даже в глубоко верующих религиозных семьях не гнушаются обычаем накрыть стол. Но верующие люди всегда помнят, что это день поста, что еще продолжается Рождественский пост, поэтому они не делают исключения даже ради Нового года и не допускают какую-то мясную и молочную пищу. Но какой-то праздничный ужин в кругу семьи не возбраняется.

– Владыка, а как обычно проходит Ваша новогодняя ночь?

– Обычно утром 1 января я всегда совершаю Божественную литургию. Тем же, кто совершает Божественную литургию, естественно, не разрешается вкушение какой-либо пищи и даже воды после полуночи. И если, скажем, у кого-то принято ровно в полночь поднимать бокалы с шампанским или еще с чем-то, у меня этого нет. Накануне я всегда совершаю тот новогодний молебен, о котором я уже говорил.

Потом в епархии у меня обычно бывает небольшой скромный постный ужин. Иногда его разделяет со мной кто-то из священнослужителей. После этого ужина мы читаем молитву, молитвенное правило, во время которого готовимся к следующему богослужебному дню, отходим ко сну и утром уже  участвуем в Божественной литургии, когда, соединившись со Христом в таинстве Святого Причащения, начинаем новый год с Богом.

– Со взрослыми более-менее понятно. Дети в православных семьях и православные родители часто задаются вопросом: стоит ли приглашать в дом, например, Деда Мороза или, может быть, самому папе нарядиться в Деда Мороза? Что Вы скажете?

– Я слышал, что относительно Деда Мороза существуют разные мнения. Кто-то считает его  языческим персонажем, я с детства воспринимал его не как языческого, а как сказочного персонажа, как мы воспринимаем Бабу-Ягу, Ивана-царевича и прочих. У меня до сих пор есть старая детская фотография 60-х годов, где я сижу на коленочках у Деда Мороза. Поэтому Дед Мороз – это сказочный персонаж, в современном восприятии это достаточно добрый дедушка, который дарит подарки и желает счастья,  поэтому, мне кажется, ничего зазорного не будет, если детишки пообщаются с таким Дедушкой Морозом.

Опять же поделюсь своими воспоминаниями детства. В связи с новогодними праздниками мне всегда доставляла большое удовольствие елка, которую мы наряжали дома. Причем елка всегда у нас была настоящая, не искусственная, и украшение елки было целым праздником, целой эпопеей. И даже я, будучи совсем маленьким ребенком, всегда принимал участие в украшении елки.

Надо сказать, что когда в преддверии Нового года и Рождества Христова мы ставим елку в епархиальном управлении, я тоже принимаю участие в том, чтобы ее нарядить, и получаю от этого удовольствие. У меня даже сохранились игрушки еще из моего детства, произведенные в 60-е годы. Я привез их из дома сюда, в епархию, и у себя в покоях  наряжаю елку именно этими игрушками. Елка, конечно, украшает наш дом, придает празднику особый стиль.

И изначально ель была рождественским деревом, символом исключительно Рождества Христова, поэтому после революции, когда в нашей стране начался период сильного богоборчества, советская власть запретила елки, и если кто-то и наряжал елку,  они делали это тайно, опасаясь за свою свободу.

Но потом советское правительство все-таки осознало необходимость этого рождественского атрибута, но было сделано все, чтобы придать ему исключительно светский характер, оторвать этот символ от Церкви, от религии, от Бога. И рождественская ель стала новогодней елью, но все равно некий позитивный заряд, мне кажется, у этого символа остался даже в светском контексте.

Я не помню, праздновали ли мои родители Новый год, потому что меня, ребенка, укладывали спать. Но рано утром 1 января, когда я просыпался, я бежал к елке, чтобы посмотреть, положил ли Дедушка Мороз под елку мне какой-нибудь подарок. И если для ребенка кто-то положит под елочку  подарок, я думаю, ребенку будет очень приятно его получить.

– Владыка, давайте не будем далеко отходить от темы Нового года. 1 января Церковь отмечает память Илии Муромца. Казалось бы, это сказочный персонаж, и день памяти его 1 января. Но ведь это же персонаж не вымышленный, не какой-то сказочный, а вполне реальный, и, насколько я понимаю, свои дни он окончил, будучи монахом. Это так?

– Да, это так, хотя я хотел бы уточнить, что сказочный и былинный персонажи  не совсем одно и то же. Сказочный персонаж – это, как правило, какой-то абсолютно вымышленный образ, а былинный герой реально существовал, но со временем приобрел характер некой легендарности, сказочности, оброс каким-то мифами. Среди мифологических или былинных героев всем хорошо известен Илия Муромец, который на самом деле был историческим лицом.

Я помню, что в советские годы многие люди испытывали очень большое удивление при посещении Киево-Печерской лавры. В то время этот монастырь был закрыт; по крайней мере, в 70-е, 80-е годы, когда я там бывал, там были музеи. Попасть в те пещеры, откуда Киево-Печерская лавра взяла свое начало, можно было, только предварительно купив билет, в сопровождении экскурсовода.

Когда люди шли с экскурсоводом по этим пещерам и видели справа и слева захоронения древних подвижников, их мощи, они испытывали шок, когда видели среди этих захоронений мощи Илии Муромца. И не просто мощи, он лежит там, облаченный в монашеские одеяния, и тело его сохранилось полностью нетленным. Он лежит в гробике, ручки его сложены крестообразно, и на правой руке пальцы сложены так, как мы складываем их, когда осеняем себя крестным знамением.

Так это тезка былинного героя либо тот самый герой? В настоящее время ученые пришли к однозначному выводу и утверждают, что это один и тот же герой. Кто же Илия Муромец как историческое лицо? Он действительно родился в городе Муроме, это Северо-Западная Русь, и провел там свою молодость. В молодости он был отважным героем, защитником Святой Руси от недругов, которые посягали на наши земли, на наши святыни. В то время в основном это были половцы, печенеги, и Илия Муромец, отражая их нашествия, проявил себя как герой.

Но Господь посетил его тяжким испытанием – недугом. Он потерял способность к движению, был парализован. Это тоже нашло свое отражение в былинах, когда он лежал на печи, как говорят былины, 33 года. Но он усердно молился Богу и дал обет, что если Господь возвратит ему здоровье, он примет монашеский постриг. И чудо произошло – Господь исцелил Илию Муромца, и тот, оставив свой родной город Муром, свою родную землю, свои воинские доблести и воинские занятия, отправился в Киев. В то время Киево-Печерский монастырь славился не как историческое, овеянное легендами место, а как место, где реально жили величайшие святые, величайшие подвижники.

И вот туда, к этим подвижникам, и отправился Илия Муромец, чтобы разделить с ними евангельские подвиги. Придя в Киево-Печерскую лавру, по прохождении некоего монашеского испытания, побыв послушником, он принял монашество и до конца своей жизни подвизался, трудился в качестве монаха. Там он завершил свой жизненный путь, причем не просто его завершил. Жизнь его оказалась высокой, святой. Господь запечатлел его святостью, и тело его осталось нетленным, тление его не коснулось. Он погребен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Но уже в ХХ веке, когда лавра была музеем, иногда какой-то расцерковленный разум не готов был соглашаться и принимать на веру даже какие-то очевидные вещи, поэтому были привлечены ученые, чтобы исследовать мощи, останки преподобного Илии Муромца. И что же? Опять было сделано довольно интересное открытие – на теле Илии Муромца были обнаружены многочисленные следы ранений, которые человек мог получить только во время воинских баталий. То есть исследование подтвердило, что это действительно славный воин, принимавший участие во многих сражениях и лишь потом принявший монашеский постриг.

Мне кажется глубоко символичным тот факт, что празднование дня Илии Муромца пришлось на современный Новый год. И наша молодежь в Новый год вместо употребления крепких горячительных напитков может почтить день его памяти здоровым образом жизни. Например, походом в тренажерный зал, занятием какими-нибудь полезными видами спорта, укрепив свое здоровье и одновременно вспомнив не только об известном древнерусском герое нашей земли Русской, но и о великом святом Русской Православной Церкви.

У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, дети повзрослели и вылетели из гнезда. Жизнь стала совсем другой, если честно, печальной. Иногда не могу удержаться от слез. Можете что-то посоветовать?»

– Жизнь может стать печальной и опустошенной тогда, когда мы не заботимся или не очень заботимся о том, чтобы в нашей жизни пребывал Бог. Когда Господь пребывает в нашей жизни, то все нормально. Великим постом мы часто читаем в храмах и дома молитву преподобного Ефрема Сирина и молимся, чтобы Господь избавил нас от духа праздности. Так вот, некоторые понимают под праздностью ничегонеделание; на самом деле, древнеславянское слово «праздный» означает «пустой, опустошенный, не имеющий в себе ничего».

Если мы не заботились о том, чтобы Бог наполнил нашу жизнь, если ее заполняла только земная суета, связанная с устройством семейной жизни, то когда это ушло, человек стал пустым. Такое же чувство опустошения будет испытывать душа человека, который провел в суете всю свою земную жизнь, а потом  пришел в вечность – и оказалось, что с точки зрения вечности это все не имеет никакой ценности. И тогда это чувство тягости, опустошения будет сопровождать человека в вечности. Это и будет одним из адских состояний человека.

Для того чтобы в жизни этого не было, нужно соединять свою жизнь с Богом, наполнять ее духовным содержанием. Читайте Евангелие, и вы сразу же почувствуете, как через него вольется в вашу жизнь свет и тепло,  это заполнит образовавшуюся пустоту, вакуум,  Господь будет пребывать с вами. Посещайте храм Божий, почаще молитесь, читайте святых отцов, другую духовную литературу. И когда духовная жизнь заполнит ваше сердце, вашу душу, вы почувствуете, что эта полнота ни с чем не сравнима,  она не будет исчерпана и тогда, когда прекратится ваша земная жизнь.

– Владыка, как Вы относитесь к статуям святых, например, Самого Спасителя в Рио-де-Жанейро? Стоит ли изваяния почитать так же, как иконы?

– Седьмой Вселенский Собор, осудивший ересь иконоборчества, говорил о том, что любые священные изображения Господа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих являются священными. Поэтому не только иконы, которые мы привыкли видеть в православных храмах, но и скульптурные, мозаичные изображения и даже витражи, если на них изображены святые лики, являются священными изображениями.

Другое дело, что есть некий церковный канон, который во многом определяет, какой должна быть икона. Скульптурные изображения не всегда соответствуют этому канону, тем не менее эти изображения священны. И мы знаем, что в русской традиции в качестве чудотворных икон, чудотворных изображений были не только обычные иконы, но и скульптурные изображения.

Правда, на Руси чаще всего скульптуры были деревянными, например, такой известный чудотворный образ Николая Угодника, как Никола Можайский, – святыня, очень почитаемая в городе Можайске. Через эту икону Николай Чудотворец не раз защищал западные рубежи нашего Отечества от различных врагов и нападений. Даже Марина Мнишек – гордая полячка, которая не была православной, когда вошла в Можайск, пришла, чтобы почтить, поклониться этому образу святителя Николая Чудотворца.

Так вот, это скульптурное изображение, и Николай Угодник вырезан из дерева. В одной руке он держит храм или образ Можайска, а в другой руке меч, которым  защищает верующих людей в этом городе. Есть и многие другие изображения, и это тоже благочестивая традиция.

– «На Ваш взгляд, бывают ли случаи, когда извиняться глупо? На моей работе начальник самодур, при этом почти никогда сам не извиняется. Да и я тоже бываю не прав, но любое мое извинение только подпитывает его гордыню и, мне кажется, провоцирует его на новые истерики. Надо ли ему сказать о том, что он самодур?»

– Я думаю, если мы извиняемся, даже если мы и правы, то нашими извинениями мы способны угасить пожар вражды, ненависти, нестроения. Это будет благо и добродетель. Что же касается того, стоит ли обличить человека в каком-то его грехе, то здесь все зависит уже от самого обличающего или желающего обличить. Готов ли человек это сделать? Здесь важно не установить какую-то справедливость, а помочь исправить ситуацию, помочь человеку действительно исправиться.

И здесь хороший совет дает апостол Павел. В Послании к Галатам он пишет: если и впадет человек в какое-то согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости. Во-первых, исправить другого человека может только тот, кто сам является духовным человеком. А если человек хочет в глаза сказать правду, а сам не является духовным, гордец,  готов с плеча рубить правду-матку направо и налево, так что щепки летят, то добрый результат достигнут не будет; наоборот, он только подбросит дров в пылающий костер вражды.

Апостол Павел говорит, на что еще нужно обратить внимание: исправляйте такового в духе кротости, то есть делать это нужно с любовью. И если мы считаем человека самодуром, любим ли мы его, есть ли в нас любовь? Если мы считаем, что самодурство у человека – это его болезнь, мы за него переживаем, нам больно за него, как если бы это был наш сын или внук. Разве тогда будем говорить: «Ах, он самодур, мы сейчас наведем порядок»? Нет, мы делаем это с любовью.

Если есть христианская любовь к этому человеку, как заповедует нам Господь, и мы готовы исправить его в духе любви, то с духом кротости это можно сделать. Но если мы не готовы в таком ключе протянуть руку помощи этому начальнику, лучше этого не делать.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать