Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

3 ноября 2022 г.

– Владыка, позвольте поздравить Вас с грядущим праздником – Днем народного единства.

– И я Вас взаимно поздравляю.

– Вместе с поздравлением озвучиваю тему нашей сегодняшней программы – «День народного единства».

– У нас есть много дней, которые являются праздничными и по церковному, и по гражданскому, светскому календарю. Один из таких дней – 4 ноября, на него по церковному календарю приходится празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, а по светскому календарю мы празднуем День народного единства. В этот день мы лишний раз вспоминаем о важности и необходимости народного единства.

В начале XVII века Русь подверглась тяжелым испытаниям. Она оказалась на грани выживания, и будущая перспектива нашего государства была весьма неопределенной. Это время, когда польско-литовские интервенты пришли на Русскую землю и начали завоевывать один город за другим, принято называть историками Смутным.

Тогда была захвачена Москва, в Кремле на царский престол был посажен самозванец, а потом и польский королевич. Русскому народу угрожала ассимиляция, предполагалось лишить его православной веры, самоидентичности, причем государственная элита – бояре – в большинстве своем оказались изменниками и, с легкостью отрекшись от национальных интересов своего государства, присягнули иностранным завоевателям.

– Судя по всему, они думали о своих кошельках.

– Да, прежде всего о кошельках, о своем земном благополучии, и только в последнюю очередь они думали о Родине, об Отечестве нашем. И, как всегда в трудную годину, в авангарде борьбы за самобытность, независимость нашего Отечества стояла Русская Православная Церковь в лице ее предстоятеля патриарха Гермогена, который призвал русский народ лучше умереть, но не изменить православной вере, не предать свою земную Родину. За это поляки бросили патриарха Гермогена в подземелье Чудова монастыря в Кремле и в конце концов уморили его голодом.

Но призывы патриарха Гермогена не остались безответными. Прежде всего они достигли Троице-Сергиевой лавры, монахи которой вместе с жителями окрестных селений – с ополченцами закрыли монастырские ворота, и лавра оказалась верной защитницей Отечества нашего. Она выдержала 16-месячную осаду, и монахи так и не открыли монастырских ворот.

Более того, будучи во вражеском окружении, они умудрились направить в разные русские регионы, в том числе и не захваченные еще врагом, так называемые увещевательные грамоты, в которых призывали русский народ встать на борьбу за Отечество, за веру православную.

Эти Троицкие грамоты достигли Нижнего Новгорода, где они возбудили ревность по православной вере в гражданине Козьме Минине и князе Дмитрии Пожарском, которые стали собирать ополчение, призывая народ пожертвовать средства на вооружение и экипировку ополчения. И ополчение было собрано.

Троицкие грамоты подвигли людей и в других регионах встать под знамена Минина и Пожарского, чтобы всем вместе двинуться к Москве и освободить ее от иностранного захватчика. Но и здесь человеческие амбиции стали брать верх: кто пойдет во главе этого ополчения, кто будет главным, старшим? Оказалось, что среди ополченцев нет единства, и стало очевидно, что без сплоченности победа вряд ли будет достигнута.

И тогда по просьбе князя Дмитрия Пожарского из Казани в ополчение была принесена чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы – великая святыня, которую очень почитал русский народ. В лице этой иконы Сама Пресвятая Богородица посетила русских ополченцев, и произошло чудо: до того разрозненные, враждующие, ссорящиеся друг с другом, они объединились вокруг этой святыни, потому что все понимали, что во главе русского ополчения пойдет не какой-то предводитель или военачальник, а Сама Пресвятая Богородица.

Святой образ Богородицы возглавил это шествие, и ополчение двинулось в сторону Москвы, освобождая ранее захваченные земли. В конце концов Москва была освобождена, враг был изгнан с Русской земли, и в 1613 году избранием нового правителя – царя из дома Романовых Михаила Феодоровича завершилось Смутное время и Россия вступила в период своего позитивного развития.

День освобождения Москвы заступничеством и молитвами Пресвятой Богородицы через Казанскую Ее икону был объявлен Русской Православной Церковью праздничным днем. С тех пор, с XVII века, этот день празднуется как день Казанской иконы Божией Матери. Уже в наше время было решено внести этот день и в светский календарь и назвать этот праздник Днем народного единства.

Когда мы его празднуем, все люди, в том числе и светские, далекие от Церкви, понимают, что единство необходимо любому обществу, любому народу, и оно достигается только при наличии некого духовного стержня. События 1612 года показали: когда этот духовный стержень есть, единство является прочным и непоколебимым.

– Сейчас единство, как никогда, требуется нашему народу, нашему государству. Мы же видим, что происходит вокруг: кто-то поддерживает спецоперацию, кто-то не поддерживает, кого-то мобилизуют, кто-то приходит добровольцем, а кто-то бежит от мобилизации. Вероятно, чтобы достичь единства, нам всем также нужно прибегнуть к какому-то духовному корню?

– Единство не может быть достигнуто благодаря каким-то внешним факторам, хотя я и не столь пессимистично смотрю на происходящие события. Действительно, образовалась какая-то пена, шелуха, которую унесло ветром и которая освободила остов (или тело) нашего государства от чего-то наносного, и осталось именно то, что является цельным и непоколебимым.

Я, наоборот, считаю, что перед лицом опасностей, трудностей, которые постигли наше Отечество, русский народ настолько сплотился, насколько возможно достигнуть сплочения при нынешнем уровне духовной жизни. Ведь наше единство во многом или даже напрямую пропорционально степени духовности народа: чем ближе мы к Богу, чем более мы духовны, тем более мы сплочены, потому что сплочение людей достигается в Боге. И если мы хотим сплочения, единства, вектор нашей жизни должен иметь направление к Богу; и чем более мы духовны, чем наша духовность глубже, тем наше единство крепче.

– Владыка, можно ли назвать народным ополчением или хотя бы сравнить с добровольцами тех времен людей, которые сегодня идут в военкоматы и записываются добровольцами?

– Я не берусь проводить такие сравнения, ведь в каждой ситуации есть какие-то свои особенности. Сейчас мы находимся в противостоянии совсем не с Украиной, не с нашим братским украинским народом. Принято говорить, что мы противостоим НАТО либо Соединенным Штатам Америки, но мы противостоим тому дьявольскому укладу, который пытаются насадить так называемые теневые правительства этого мира.

Так было и задолго до 2022 года, и в недавние годы, когда эта тайна беззакония постоянно уготовляла мир к приходу в него сил зла и воцарению антихриста. Но на пути этого безудержного распространения зла оказалась Россия, и поэтому именно на Россию приходится основной удар.

Помня слова апостола Павла: мы не сильны против истины, но сильны за истину, мы должны понимать, что до тех пор, пока мы стоим за истину, пока мы отстаиваем высокие духовно-нравственные евангельские нормы, Божественная истина, Сам Христос, с нами. А если Бог за нас, кто против нас?

Если мы будем это помнить и держаться этого, если будем укреплять свою духовную жизнь, то Господь благословит нашу страну и наш народ, и тогда исполнится предсказание многих великих старцев, в частности преподобного Серафима Саровского, который говорил, что Господь проведет нашу страну и наш народ через великие испытания к великой славе. Эта слава может проявиться не в каком-то внешнем блеске и величии, а в том, что Россия станет своего рода духовным светочем для всего мира, который, все более погружаясь во тьму, будет все яснее понимать, где же свет истины Христовой.

И даже в наше непростое время, несмотря на то, что дьявол – лжец и отец лжи (как говорит о нем Священное Писание), пытается посредством средств массовой информации лишить людей правды, многие люди и вне нашей страны начинают смотреть на Россию как на хранительницу традиционных духовных ценностей и связывать именно с Россией свои надежды и чаяния. И сейчас, когда наш народ оказался на передовой в противостоянии с этим злом, многие люди в разных уголках мира смотрят на нас с надеждой и упованием.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы, которая сегодня тесно связана с первой ее частью: 4 ноября Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Вы уже говорили, какое великое значение имела эта икона в битве нашего народа с польскими интервентами в Смутное время. Расскажите об истории появления этой иконы, ведь она стала известна задолго до тех событий 1612 года.

– Да, эта икона прославилась своим явлением и чудесами еще в предыдущем, XVI столетии. Явление Казанской иконы Божией Матери произошло в городе Казани вскоре после того, как царь Иоанн Грозный присоединил к Русскому государству Казанское ханство.

В 1579 году в Казани произошел страшный пожар, истребивший часть города и обративший в пепел половину Казанского Кремля. После пожара десятилетней девочке Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чудном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на это внимания.

Трижды являлась девочке во сне Богородица и указывала место, где была сокрыта чудотворная икона. Наконец Матрона вместе с матерью пошли на то место и нашли там икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу.

Икону при большом стечении народа отнесли в ближайший храм, и от образа сразу были явлены чудеса – несколько слепых людей вновь обрели зрение. Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в Москву, и царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления иконы храм в честь Казанской иконы Божией Матери и основать женский монастырь, что и было сделано. Матрона и ее мать приняли постриг в этой обители, в которой находился чудотворный образ.

Многие чудеса подавала Божия Матерь через Свою святую икону. Огромное количество больных получили исцеление, люди в тяжелых жизненных обстоятельствах получали поддержку и благословение Пречистой Божией Матери, поэтому эта икона всегда почиталась и почитается русским народом.

Важное значение имел этот чудотворный образ в событиях Великой Отечественной войны. Когда Гитлер напал на Советский Союз, большой друг русского народа и Русской Православной Церкви митрополит Гор Ливанских Илия стал горячо молиться о спасении России от погибели и победе русского народа над фашистами.

Чтобы молитва его была услышана Господом, митрополит Илия спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, и несколько дней провел там в посте и молитве. Божией Матерью было ему поручено возвестить советским властям о том, чтобы русский народ совершал молитвы перед Казанской Ее иконой и тогда молитвами Божией Матери Господь поможет нашей стране одержать победу в этой войне.

Митрополит Илия выполнил свое поручение, и, как известно, не только духовенство и верующие люди молились перед иконой, но по поручению властей совершались крестные ходы с этой иконой. Есть свидетельства о том, что был совершен воздушный крестный ход на самолете с Казанской иконой Божией Матери.

– Вокруг Москвы. Я слышал об этом.

– Да. И ситуация на фронте стала меняться к лучшему. Когда Великая Отечественная война закончилась полной победой нашей страны, в 1947 году митрополит Илия по приглашению советского правительства посетил Советский Союз. Он возложил драгоценную корону, изготовленную в Ливане, на Казанскую икону Пресвятой Богородицы – тот самый образ, перед которым люди молились в годы войны, в знак благодарности Божией Матери за то, что Она явила такую Свою милость нашему народу. Советское правительство представило митрополита Илию к государственным наградам за его духовную поддержку русского народа и Отечества нашего в тяжелые дни войны.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, если человек обманывает, обижает тебя, уместно ли поставить за его благополучие в храме свечу? Конечно, это будет сделано с обидой в сердце, но Господь Сам должен воздать этому человеку, ведь Он сказал: Мне отмщение, Аз воздам.

– Если мы возносим молитву за кого-то и ставим свечу, это дело доброе. Но нужно делать это не для того, чтобы не своими руками, а руками Божиими тот человек был наказан, потому что это будет греховным действием, мы не только не получим пользы от этого, но, наоборот, раздираемые своей же обидой и злобой, будем собирать горящие угли на свою собственную голову.

Мы должны желать нашим обидчикам исправления и покаяния. Если они поступили с нами либо с другими людьми несправедливо, если они находятся в плену каких-то греховных страстей и заблуждений, то мы, не желая никому погибели, должны молиться за этих людей, чтобы Господь не дал им погибнуть, оказаться в аду за их прегрешения. Наши искренние, добрые чувства, несмотря на то, что эти люди обидели нас, будут менять их устроение ко благу, и в нашем мире, в котором столько зла, станет этого зла хоть немного меньше, а добра больше.

– «Раньше в некоторых храмах были дежурные священники, они присутствовали там даже днем. Сейчас этого нет. А во время службы батюшки заняты. Нельзя ли хотя бы в одном храме сделать так, чтобы человек мог получить консультацию священника?»

– Я бы воздержался от таких категорических суждений, что сейчас в храмах этого нет. В храмах, особенно в воскресные дни и в праздники, присутствует не только духовенство, но и специально благословленные священником люди – так называемые консультанты. Также и священники никогда не отгораживаются от людей.

Конечно, если мы приходим на какую-то духовную беседу, скажем, в праздник Светлого Христова Воскресения, когда народа в храме очень много, даже если батюшки будут находиться в храме целые сутки, они не смогут каждому уделить должное внимание. А в будние дни, я думаю, любой священник с готовностью ответит на все вопросы, которые есть у человека.

– «На Ваш взгляд, коронавирус, а теперь и война на Украине – это звенья одной цепи? Люди прогневили Бога?»

– Опять же такие вопросы, по-моему, звучат как-то уж слишком категорично. На самом деле жизнь вообще, а духовная жизнь в частности, не укладывается в какие-то узкие формулы, что это так, а это вот так. Господь иногда посылает нам какие-то испытания, трудности, и даже не столько Он их посылает, сколько попускает, потому что источником зла, которое есть в мире, всегда являются человеческие грехи. И попускает нам испытания Господь тогда, когда для нас это становится полезным.

Недавно в воскресенье за богослужением читался отрывок из Евангелия о наинской вдове, у которой умер единственный сын. Идет погребальная процессия, за гробом следует мать юноши, исполненная горем. В это время Господь шел в город Наин. Он, увидев эту погребальную процессию, двинулся навстречу ей и повелел всем остановиться.

Когда несшие гроб с умершим остановились, Господь обратился к покойнику и повелел ему сесть. И юноша ожил, сел на своем одре и начал говорить. Всех охватил священный трепет, мать, естественно, была полна духовной радости. И здесь возникает вопрос: для чего Господь воскресил этого юношу?

Как-то мне пришла мысль, что эта женщина была не только матерью этого юноши, она была вдовой, то есть когда-то она уже потеряла своего мужа. Как правило, человек, в жизни которого случаются какие-то трудности, начинает роптать, печалиться и считать себя самым несчастным человеком на земле.

Этой женщине Господь попускает еще одно несчастье – умирает ее сын. И вдова начинает понимать, что, потеряв мужа, она не была еще самой несчастной. Господь, дав ей почувствовать это и понять, какими благами мы обладаем и как мы должны благодарить за них Бога, возвращает ей сына. Так бывает и в нашей жизни. Господь посылает нам какие-то испытания, попускает этим испытаниям коснуться нас явно не без Своего Божественного Промысла.

В Москве у меня есть один знакомый, сын которого оказался в заключении, совершив какие-то противоправные действия. До этого он в храм не ходил, о Боге ничего слышать не хотел, и как родители ни пытались хоть немного приблизить его к Церкви, он говорил им: «Нет-нет, это не мое». Оказавшись в местах лишения свободы, он вдруг потянулся к вере, стал посещать церковь, общаться со священником, который периодически приходил к заключенным. Именно там он стал православным христианином. Вернулся он домой совсем другим человеком.

Он сказал: «Если бы тогда меня не постигли эти испытания, вряд ли я в обычной жизни пришел бы к вере, к Богу, к Церкви. Но, лишившись на какое-то время свободы, я обрел истинную свободу в Боге». Так что у всего в нашей жизни есть свой определенный смысл.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать