Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

3 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, предлагаю сегодня обсудить следующую тему: 20 февраля отмечается Всемирный день социальной справедливости. Насколько я понимаю, Церковь к справедливости относится двояко, как бы странно это ни звучало. По большому счету, если бы Бог относился к нам справедливо,  никто бы не спасся. Это действительно так?

– У одного из известнейших православных святых VII века – преподобного Исаака Сирина – есть хорошо известное высказывание: не называй Бога справедливым. О какой справедливости может идти речь, когда мы согрешили, а Господь послал на крест Своего Единородного Возлюбленного Сына, чтобы Он пострадал за всех нас?

Но дело в том, что выше справедливости всегда стоит любовь. И, как об этом сказано в Священном Писании, Бог именно по любви Своей к падшему человеку, который за свои грехи по всем нормам справедливости заслужил погибель, посылает Своего Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.

В жизни человеческой часто бывает так, что любовь ставится выше справедливости, и мы сами иногда покрываем любовью какие-то недостатки или изъяны наших ближних.  Но это совершенно не исключает справедливости из арсенала православных нравственных категорий – справедливость является одной из важных составляющих нравственности.

Дело в том, что мы называем Бога не только милосердным и любящим Отцом, Который готов покрывать немощи человеческие и прощать кающихся. Мы называем Его и нелицеприятным истинным Судиею, Который в день, часто называемый днем Страшного суда или концом мира, придет судить мир. И человека Он будет судить по тем делам, которые тот совершил. 

Потому в православной богослужебной практике перед Великим постом идут последовательно два приуготовительных воскресенья. Одно из них называется Неделей о блудном сыне («неделя» в церковнославянском языке – название воскресного дня), когда воспоминается известная притча, описанная в Евангелии от Луки. В ней говорится о том, как младший из двух сыновей, захотев воли и свободы, ушел из дома своего отца, прежде запросив причитающуюся ему часть имения. 

Будучи неопытным молодым человеком, в котором бушевали страсти, он быстро расточил, растратил свою долю отцовского имения, оказался в крайней нужде и решил вернуться в отчий дом, говоря: «Я недостоин быть сыном своего отца, но попрошу, чтобы отец принял меня хотя бы в число своих работников, слуг, которые ни в чем не нуждаются в доме его».

Но, как мы знаем, отец с любовью принял возвратившегося сына, дал ему новую одежду и перстень на руку – символ полноправного имущественного владения в этом доме. В этом отце мы видим образ Небесного Отца, Который действительно готов прощать кающихся грешников. 

Но чтобы человек не думал, что сегодня можно грешить, завтра покаяться, а Бог все равно его спасет и никакого воздаяния за греховную и порочную жизнь не будет, Церковь в следующее воскресенье воспоминает событие, которого еще не было – ему предстоит произойти в будущем. Это тот самый Страшный суд, о котором я уже говорил.

В Неделю о Страшном суде Церковь напоминает нам о том, что Бог есть не только любящий и милостивый Отец, но и праведный и грозный Судия, Который воздаст каждому по делам его. Мы видим, что, наряду с милостью и любовью, здесь присутствует понятие и о справедливости. А что касается социальной справедливости, с которой мы начали разговор, то христианская Церковь изначально была провозвестницей этой социальной справедливости.

У апостола Павла есть высказывание: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Это та самая фраза, которую в советские времена часто приписывали Ленину, потому что в одном из своих трудов он, не ссылаясь на апостола Павла, цитирует его, немного перефразировав. Тем не менее это та социальная норма, которая была провозглашена на страницах Нового Завета.

Есть и другие нормы социальной справедливости; например, в Новом Завете говорится, что человек всегда должен быть окружен любовью: когда он испытывает нужду, то другие члены общества, не испытывающие нужды, должны прийти ему на помощь. Как сказано в Священном Писании, с человеком нужно поделиться и одеждой, и куском хлеба: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3, 11).

Эти христианские нормы социальной справедливости особенно актуальны в наше время, поскольку мир, в котором мы живем, устроен крайне несправедливо. В этом мире несправедливо делятся богатства, которые создал Господь и которые принадлежат всем людям. Это недра земли, леса, поля, луга, сама земля. И в нашей Конституции действительно говорится о том, что все это принадлежит народу. Но на самом деле эти богатства распределяются не всегда справедливо, в том числе и в нашей стране. И поэтому мы видим большое социальное расслоение среди населения. 

Мы даже видим некое социальное расслоение среди тех людей, которые трудятся на одном предприятии. И мне кажется совершенно несправедливым, когда начальник предприятия получает вознаграждение в десятки, а то и в сотни раз большее, чем рядовые работники, которые трудятся ничуть не меньше его. Конечно, он начальник, и, наверное, на нем больше ответственности, и в этом плане вполне справедливо, что его жалованье выше. Но когда оплата его труда отличается от оплаты работников в сотни раз, то говорить о справедливости здесь, наверное, не приходится.

В условиях этого мира, устроенного крайне несправедливо, очень важно ориентироваться на те заповеди, которые провозгласил Сам Господь наш Иисус Христос и Его святые апостолы. В Евангелии от Луки приводится проповедь Иоанна Крестителя, которая предваряет проповедь Спасителя. К Предтече Господа, как описано в Евангелии от Иоанна, приходили люди, принадлежавшие к разным социальным слоям, люди разных профессий и разного образа жизни. Были среди них и «налоговики» тогдашнего времени – так называемые мытари, которые, желая принять крещение от Иоанна Предтечи, спрашивали: «Как нам поступать? Как нам жить, чтобы благоугодить Богу?»

Никому из этих людей Креститель Господень не сказал: «Бросайте свои служебные обязанности и уходите в пустыню». Он говорил: «Поступайте справедливо: не взимайте налогов больше, чем это установлено законом, то есть не берите взятки, не хитрите, не лукавьте, не пытайтесь нажиться за счет своего служебного положения помимо того жалованья, которое причитается вам по закону».

Когда к нему приходили воины, по всей видимости – римские, и спрашивали: «Как нам поступать?» – он отвечал: «Поступайте справедливо! Никого не обижайте, ни к кому не применяйте насилия». То есть для каждого человека у пророка нашлось слово, которое указывало на нормы социальной справедливости, как сказали бы мы сегодня.

Поэтому справедливость изначально присуща Церкви. И я думаю, что высказывание  преподобного Исаака Сирина о том, что Бог иногда именуется нами не справедливым, а милосердным, имеет немного другой смысл. Действительно, Господь прощает нам очень и очень многое, Он покрывает Своей любовью наши немощи. Но это не исключает понятие справедливости в христианском богословии, учении Церкви, жизни Церкви.

– Владыка, самое странное выражение, которое я слышал о справедливости, звучало примерно так: Справедливость – это «изобретение» темных сил. Можете это как-то прокомментировать? Нам согласиться с этим выражением или нужно его опровергнуть?

– Я с этим совершенно не согласен! Как справедливость может быть изобретением темных сил? Темные силы являются изобретателями самой большой в мире  несправедливости – они сами отпали от Бога, от Его заповедей и увлекают за собой значительную часть человеческого рода, нарушая тем самым мировую гармонию, красоту богозданного мира, которая сотворена  руками Творца. Поэтому темные силы являются разрушителями справедливости, красоты, порядка и гармонии, но никак не изобретателями справедливости.

– Зачастую люди, пребывающие в Церкви (допустим, те же монахи), добровольно отказываются от справедливого отношения к себе. Они облекают себя на какие-то лишения и, возможно, страдания, когда, например, носят тяжелые вериги. Получается, что стремление к справедливости таким людям не совсем свойственно?

– Ну, смотря что понимать под благом и под злом. Мне кажется, что не монахи, а как раз безбожники подвергаются огромной несправедливости, когда они сами себя лишают возможности наслаждаться чтением Священного Писания, бывать на богослужениях, когда душа человека раскрывается перед Богом.  

Когда в пасхальную ночь мы выходим из храма на крестный ход, то на протяжении многих лет меня почему-то посещает одно и то же чувство: я иду, наполненный этой пасхальной радостью, и мне вдруг становится очень жалко тех людей, которые не были воспитаны в христианской традиции.  В то время, когда мы принимаем участие в этом празднике, кто-то, закутавшись в свое одеяльце, спит и оказывается непричастным к торжеству победы Христа над смертью – человек лишен этой пасхальной радости.

Мне кажется, здесь вопрос не в том, что монахи либо люди семейной жизни лишают себя чего-то, – чего-то лишают себя и верующие, и безбожники. Но с точки зрения верующего человека, высшим благом и источником блага является Бог, поэтому все, что приближает нас к Богу в этой земной жизни, является для человека весьма полезным – и для его души, и для его спасения.

Действительно, монахи, может быть, и отказываются от каких-то определенных желаний физического, материального плана, они уделяют много внимания посту, молитве. Но все это не нечто тягостное, а то, что несет в себе некий зародыш радости. Ведь только постящемуся человеку доступно пережить чувство глубокой молитвы, открытости души перед Богом и так далее. И надо отметить, что в этом отношении верующие люди не только не лишают себя каких-то благ, а, наоборот, им открываются многие и многие блага, даруемые Господом.

А в это же самое время люди, подверженные тем или иным страстям и не желающие от них избавляться, считают для себя благом бутылку водки или пачку сигарет. И когда верующие отказываются от водки и сигарет, то такие люди, наверное, жалеют нас: «Ох, какие бедные и несчастные эти верующие! Они отказываются от тех «благ», которые могли бы иметь довольно часто, если не ежедневно». На самом деле беспристрастно смотрящий на эту ситуацию человек (необязательно церковный), прекрасно понимает, что и табак, и вино губят здоровье человека, приводят к постепенной деградации личности.

Наносится ли верующему человеку ущерб, когда он ограждает себя от каких-то страстей и пороков? Я считаю, что нет. Поэтому утверждение, что верующие люди, которые в чем-то себе отказывают, лишены чего-то в большей степени, чем неверующие, могущие многое себе позволить, – это глубокое заблуждение. 

Наверное, у неверующего человека создается иллюзия, что он может идти по любой дороге. Не только по той, которую указал Господь и которая непременно приведет к Царству Небесному, но и по какой-то другой. Он может не осознавать, что эта тропинка приведет к пропасти. Рано или поздно он упадет, споткнувшись где-то в конце этого пути.

И очень важно вовремя остановиться и ступить на правильную, верную дорогу. Поэтому путь христианской жизни – это не столько самоограничения, сколько придерживание некой разумной системы ценностей, позволяющей человеку вписаться в богозданный мир. Это, знаете, как в хоре: когда все поют по нотам, каждому человеку предстоит петь свою нотную партию, но он не может выдавать какие-то звуки, не прописанные в партитуре. Если же человек начнет петь не совсем согласно с партией, он разрушит пение всего хора.

Так и грешник. Если он не живет по заповедям Божиим, он начинает разрушать свою жизнь и разрушать гармонию среды, в которой существует. Отсюда и проистекают все бедствия и несчастья, которые мы наблюдаем в среде нашего общества, в земном бытии человека, ведь источником всего является именно грех, когда человек не поступает так, как заповедал ему Господь.

И поэтому я полностью не согласен с Вашей постановкой вопроса, когда Вы говорите, что верующие люди или монахи в чем-то себя ограничивают, а если не веровать ни во что, не иметь веры, то можно поступать как хочешь. Человек пожинает печальные плоды этой безалаберной, беспорядочной жизни уже здесь, на земле, и, конечно же, в жизни будущего века такого человека не ожидает ничего хорошего.

– Владыка, давайте я буду отстаивать позицию невоцерковленного человека. Смотрите, как может рассуждать человек, который далек от Церкви. Если мы открываем Евангелие, мы видим множество моментов, где понятие справедливости, условно говоря, нарушено. К примеру, разбойник, который оказался на кресте рядом со Спасителем, по сути, всю свою жизнь вел греховный образ жизни, но оказался в раю.

То есть невоцерковленный человек может рассуждать так: «Зачем мне всю жизнь ходить в храм, молиться, поститься, если можно в последний момент покаяться и получить те же блага?» То же самое мы видим и в притче про виноградаря: «Зачем мне трудиться все эти долгие часы, когда можно потрудиться один час и получить такую же награду?» Чем Вы можете на это возразить?

– На это я могу возразить так, что и благоразумный разбойник, и виноградарь, о которых идет речь в Евангелии, не рассуждали таким образом, как сейчас Вы представили ход рассуждения. Когда разбойник шел на разбой, он не говорил себе: «Вот сейчас я поразбойничаю, а потом покаюсь». Действительно, он сбился с дороги, он был оступившимся человеком, но наступил момент, когда он прозрел, когда к нему пришло глубокое раскаяние, когда он был готов изменить свою жизнь. И если бы не крест, на котором он закончил свой земной путь, может быть, вторую половину жизни он прожил бы совершенно по-другому.

Помимо этого разбойника, покаявшегося на Голгофе, мы знаем некоторых других разбойников, которые, пройдя через покаяние, стали святыми нашей Церкви. Это бывший разбойник Давид (в святцах есть такой человек). Когда совесть подсказала ему, что он живет нечестиво, он принес покаяние, и вторая часть его жизни была высокой и духовной, потому что он полностью изменился.

Слово «покаяние» означает перемену жизни, и такая перемена была свойственна этим людям. Мы знаем пример преподобной Марии Египетской, которая в молодости вела блудный образ жизни, но потом, осознав глубину своего падения, оставшуюся жизнь не просто провела в покаянии и молитве, но показала такую высоту духовной жизни, что это было очевидно для всех, кто с ней соприкасался. В частности, старец Зосима видел, что Мария во время молитвы отрывалась от земли, была возносима Духом Божиим.

Конечно же, когда эти люди грешили, они не думали лукаво: «Будем жить как угодно, потому что нам все равно ничего не будет». Такое рассуждение является признаком отсутствия покаянного настроения. И если человек в таком настроении вдруг придет в церковь на исповедь и перечислит грехи, которые он делал с таким намерением: «Буду грешить, а потом пойду на исповедь», – то, конечно же, это не покаяние, и такое покаяние Господь не примет.

Не о таком покаянии идет речь в Священном Писании. Пример разбойника и других покаявшихся грешников показывает нам совершенно другой образец. С другой стороны, по своему жестокосердию и по мнимой ложной справедливости мы иногда готовы осудить разбойника, пригвоздить его ко кресту и сказать: «Да какое ему спасение? Его обязательно нужно в ад, на сковородку, в котел, чтобы никакой радости ему не было». Конечно же, это признак нашего жестокосердия.

Человек, который имеет истинную любовь, никогда никому не будет желать зла, даже злодеям. И если мы думаем зло победить злом, то мы лукавим. Само церковнославянское слово «наказание», которое иногда применялось и применяется, означает не возмездие, не месть, не какое-то зло, которое мы являем по отношению к оступившемуся человеку, чтобы ему неповадно было. Слово «наказание» значит «научение», и поэтому любое наказание должно ставить своей целью исправление человека.

Мы должны радоваться не тому, что какой-то человек жестоко страдает, потому что он причинил множество бед людям. Мы должны радоваться тому, что этот человек исправился, что он все осознал и начал жить и поступать совершенно по-другому. Для меня, например, большая радость, когда грешник становится праведником, когда оступившийся человек начинает жить благочестиво.

Этого желает и Господь, ведь Господь не желает никому погибели, и для всех нас Он оставляет шанс, чтобы мы исправились, стали на путь благочестивой христианской, евангельской жизни. Так и мы должны поступать по отношению к своим ближним.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы, в которой мы говорим на церковные темы. 21 февраля Церковь отмечает память великомученика Феодора Стратилата, на мой взгляд, тоже несправедливо пострадавшего. Расскажите о нем.

– «Стратилат» означает «воин». Феодор Стратилат действительно был военнослужащим римской армии, занимал один из высоких постов в воинской иерархии Римской империи, и он был христианином. В то время римские языческие власти преследовали христиан, и когда стало известно, что Феодор Стратилат является христианином, он был подвергнут тюремному заключению и после продолжительных мучений был казнен. Он один из наиболее почитаемых мучеников Святой Церкви.

Мы знаем, что мученики имеют особое дерзновение перед Богом. Ведь кто такой мученик согласно христианскому богословию? Это человек, который продолжает подвиг Самого Христа Спасителя. Как Христос пострадал за нас на кресте, так святые мученики страдают за Христа, как бы приобщаясь Его страданиям. Они проявляют свое мужество до конца, даже до смерти, и молитвы святых мучеников имеют особую силу перед Богом.

Как рассуждает преподобный Ефрем Сирин, приходя к Престолу Божию, они показывают Господу свои раны, которые они понесли за Него здесь, на земле, и, указывая на эти раны, испрашивают у Бога исполнения молитв, которые они возносят к Нему за людей, просящих о молитвенном заступничестве. И поэтому, когда мы молимся святым мученикам, в частности святому Феодору Стратилату, мы можем рассчитывать на то, что молитва его особенно принимается Богом, как и тех святых, которые много пострадали за Христа.

Для нас, томичей, важность почитания Феодора Стратилата еще и в том, что имя этого святого принял на себя в своем подвиге томский старец Феодор Кузьмич. Как мы знаем, многие почитают старца Феодора за императора Александра I, который якобы не скончался в Таганроге, а ушел в Сибирь и воспринял на себя подвиг старчества.

Так ли это в действительности, мы не знаем, но мы знаем, что именно в это время в Сибири появляется человек, категорически отказывающийся называть свое светское имя, обладающий хорошими манерами, знанием иностранных языков, хорошо разбирающийся в политической ситуации не только в России, но и в мире.

Этот человек называет себя Феодором, считая своим небесным покровителем святого Феодора Стратилата. Современники старца Феодора вспоминают, что он особенно праздновал день памяти Александра Невского – небесного покровителя государя императора Александра I. Старец Феодор, нося имя мученика Феодора Стратилата, молился этому святому и через это сделал этого угодника особенно близким нам, томичам.

– У нас еще остались вопросы телезрителей.

«Скоро грядет 23 февраля. Вы человек, служивший в Вооруженных силах;  как относитесь к этому празднику, отмечаете ли его?»

– Конечно же, никаким особым образом я его не отмечаю, но в этот день  всегда вспоминаю свою службу в армии, стараюсь направить поздравления людям, которые служили в армии, отдали армии значительную часть своей жизни либо продолжают служение в различных военных частях нашей страны, защищая наш покой и независимость нашей страны. Поэтому этот праздник я считаю очень важным и интересным.

– «В наше время делается сумасшедшее количество абортов. Куда попадают души нерожденных младенцев, можно ли за них молиться? А если можно, то как?»

– Прежде всего, христианин должен думать о том, как бы не допустить, чтобы таких младенцев было много,  поэтому Церковь, неустанно обращаясь к супружеским парам, к молодым людям, говорит, что аборт – это страшный грех, грех убийства. Некоторые говорят, что этому младенцу еще неделя, две недели, до десяти, двенадцати недель и если в это время сделать аборт, то ничего страшного не будет, здесь нет никакого государственного преступления, а значит, и греха».

На самом деле в момент зачатия человек уже запечатлен личностью от Бога, Бог дает жизнь человеку. И если женщина даже на второй день делает аборт, она совершает убийство. И как страшно иногда бывает, когда смотришь статистику по нашей стране… Это огромное количество абортов, и понимаешь, что мы живем в обществе убийц. Сегодня редко можно найти супружескую семью, которая была бы свободна от этого греха. Поэтому, конечно же, это большой грех, от которого супруги должны воздерживаться.

Что касается самих младенцев, мне кажется, их в какой-то степени можно рассматривать как мучеников. Не случайно в Церкви есть Канон Вифлеемским младенцам, убитым царем Иродом, когда молятся о родителях, которые совершили этот страшный грех, чтобы Господь помиловал их, простил и дал им шанс исправиться. Я думаю, что младенцы, убитые своими родителями, причисляются к Вифлеемским младенцам, а родители, убившие младенцев, становятся соучастниками в деле царя Ирода. Если этот грех совершен, он требует глубокого покаяния на исповеди, и, конечно же, это зло должно быть искоренено из нашего общества.

– Владыка, у Вас есть духовный отец? Чьими советами Вы сейчас руководствуетесь?

– Конечно, есть. У каждого христианина должен быть духовный отец. Если духовный отец жив, его не принято называть. До недавнего времени таким моим духовником был известный духовник Троице-Сергиевой лавры отец архимандрит Кирилл. Он был моим восприемником при монашеском постриге, и я пользовался его советами. После его блаженной кончины я руководствуюсь советами других духоносных старцев, которые помогают мне разрешать те или иные недоуменные жизненные вопросы, что возникают у каждого человека, в том числе и у архиерея.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 18 апреля: 12:30
  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать