Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

2 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, 25 ноября ООН отмечает Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. На Ваш взгляд, почему в некоторых религиях к женщине относятся, грубо говоря, как к человеку второго сорта? С чем это связано?

– Я не знаю, есть ли такие религии, при которых именно так относятся к женщинам. Я знаю некоторые общества и страны, где есть неравномерное отношение к мужчинам и женщинам.

Христианство провозгласило абсолютное равенство мужчины и женщины, поскольку и мужчина, и женщина являются совершенно равноценными творениями Божиими. Апостол Павел в своем Послании говорит: крестившиеся во Христа во Христа облеклись, а во Христе  нет ни рабов, ни свободных, ни знатных, ни бедных, ни мужского пола, ни женского; все едины во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мы видим, что в этом противопоставлении в том числе перечисляются и мужчины, и женщины, то есть перед Богом абсолютно все равны. Более того, Сам Господь Иисус Христос в Евангелии говорит, что когда люди завершат свой земной путь и окажутся в Царстве Небесном, там все будут как ангелы Божии, потому что в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Это сказано и о мужчинах, и о женщинах, и поэтому Церковь провозгласила абсолютное равенство мужчины и женщины.

Но равенство – это не значит тождественность, и, став христианином, мужчина не перестает быть мужчиной, а женщина не перестает быть женщиной, различие полов никуда не девается. Поэтому некие общественные, семейные обязанности как бы связаны с особенностью того или другого пола и присущи либо мужчине, либо женщине.

И здесь мы должны четко разграничивать, в чем проявляется ущемление прав и какие права нужно защищать, а где все-таки присутствует некая натяжка. Права во многих обществах действительно нарушались, когда в отдельных странах боролись и борются за предоставление женщине избирательного права, каких-то других прав. Здесь все вполне оправданно, законно; более того, это даже в духе евангельского благовестия и апостольского учения христианской Церкви.

Но иногда эта борьба в своем развитии переступает какие-то грани. В том, что в настоящее время мы называем движением феминизма, мы иногда видим переступление некой грани, когда женщина борется не столько за реализацию каких-то общечеловеческих прав, сколько за то, чтобы ей были предоставлены права и возможности, которые, с ее точки зрения, имеет мужчина.

На самом деле иногда это не права, а возможности. Скажем, это особенность именно этого пола. В организме у каждого органа есть свое предназначение: у руки одни определенные задачи и функции, у ноги – другие, у сердца – третьи, но это не значит, что сердце вдруг начинает бороться за то, чтобы ему принадлежали какие-то привилегии, которые от природы дарованы руке или ноге. И если вдруг сердце поставляет себя на место ноги, то такому сердцу не поздоровится.

То же самое и в движении феминизма. Иногда мне кажется, что нынешнее феминистическое движение не только не возвышает женщину, но даже в какой-то степени унижает ее, потому что женщина вдруг начинает считать, что мужчиной быть лучше, и пытается присвоить себе то, что по природе свойственно мужчине. Этим женщина унижает себя, потому что положение женщины и  ее природные дарования, которыми изначально наделил ее Господь,  свойства  характера, ее отношение к жизни делают ее неповторимой, прекрасной во многих отношениях, и это не только не унижает ее, но, наоборот, возвышает.

Женщина прекрасна сама по себе, и мужчина прекрасен сам по себе. И если каждый будет реализовывать себя на своем месте, в своем качестве, то, наверное, в этом и будет высшая реализация тех прав и свобод, которые есть как у мужчины, так и у женщины. Поэтому здесь должна быть некая гармония (или симфония), когда достигается какое-то гармоничное устроение общества в реализации и мужчинами, и женщинами тех дарований, которые у них есть.

Это можно видеть на примере семьи, ведь очень часто в семейных отношениях муж и жена начинают соревноваться, кто из них главный, а на самом деле у всех свои функции. Святитель Иоанн Златоуст, разбирая известное место из Послания к Ефесянам, говорит, что муж и жена в своих отношениях подобны двум ветвям власти в государстве… Апостол Павел в Послании к Ефесянам рисует некую гармоничную схему, как должно быть в семье, а если мы распространим это на все общество, то и в обществе. Он говорит, что в семье мужчина и женщина должны строить свои отношения по образу Иисуса Христа и Его Церкви. Господь Иисус Христос не требует поклонения либо какого-то почитания, но когда Он увидел, что люди на земле через грех оказались в состоянии погибели, Он, оставив Свою небесную славу, пришел на землю, чтобы умереть, положить душу Свою за их спасение.

Христос любит Церковь, и Церковь именуется Телом Христовым. Как говорит апостол Павел, никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее. Так и Христос не только любит Свою Церковь, Своих людей, но и полагает душу Свою за них, готов умереть за них. И Церковь любит Иисуса Христа и прилепляется к Нему всей душой, всем сердцем.

Это и есть идеальные отношения для семьи, где муж должен заботиться о своей жене не только как о самом себе, но даже больше, потому что полагать душу свою за кого-то – это значит быть готовым пожертвовать собой для защиты чести, интересов своей семьи, своей супруги. С другой стороны, тогда и супруга относится соответствующим образом к своему мужу. Иногда те, кто пытается каким-то образом критиковать это место в послании апостола Павла, вырывают эту фразу из контекста …

– «Жена да будет послушна своему мужу»?

– Там сказано: жена да боится своего мужа. Эти слова изначально носили совершенно другой характер и оттенок. Еще Платон употребляет это слово – «фобос» не в смысле страха, а в смысле какого-то уважения и благоговейного отношения. В этом же смысле обращают на это внимание и апостол Павел, и наши русские богословы. Например, святитель Феофан Затворник, глубокий знаток Священного Писания, говорит, что здесь речь идет не о страхе рабыни перед каким-то властным господином, а об уважительном, трепетном отношении супруги к тому, кто готов за нее пожертвовать своей жизнью, чтобы ей было хорошо. И поэтому в семейных отношениях предполагается гармония за счет взаимной любви.

То же и в обществе. Мне кажется,  взаимоотношения не только в семье, но и в обществе в целом между мужчиной и женщиной должны выстраиваться по этому принципу. И, конечно же, с позиции христианской Церкви женщина ни в коем случае не должна ущемляться в ее гражданских, политических правах. С другой стороны, в общественной жизни в том числе женщина не должна становиться мужчиной, а мужчина – женщиной, подменяя природные дарования и свойства, которые есть у человека.

Например, в настоящее время люди, бывающие в Соединенных Штатах Америки, говорят, что там мужчине небезопасно подать руку женщине, когда она садится в общественный транспорт, или открыть ей дверь, потому что многие из женщин воспринимают это как некое оскорбление. Такие свойства, как галантность, что всегда были свойственны не только русским мужчинам, но и, скажем, западноевропейским, в западном обществе все более и более изживаются и не просто выходят из употребления, но и становятся нежелательными и даже криминальными. За это мужчин даже могут привлечь к какой-то ответственности. То есть на самом деле разрушаются некие фундаментальные устои общества.

– Правильно ли я понимаю, что если я, условно говоря, захочу угостить девушку кофе, то могу этим кофе еще и в лицо получить?

– По крайней мере, в современном западном менталитете это уже рассматривается как унижение женщины. Если вы угощаете женщину кофе, значит,  считаете, что вы, мужчина, можете себе это позволить, а она, женщина, этого позволить себе не может. Поэтому в ресторане каждый платит за себя сам, дверь открывает каждый сам себе. И если, например, мужчина тащит какой-то тяжеленный баул с вещами, а у женщины точно такой же баул, то он не смеет поднести ей эту сумку, потому что она не какая-то бессильная.

Выражения «сильный пол» и «слабый пол» на Западе полностью нивелируются, и, казалось бы, на первый взгляд вполне справедливо – почему мы вдруг женщину считаем слабой? Конечно, женщина более нежная, более чувствительная в силу каких-то даже природных свойств, и мужчина, который по природе своей более груб, жесток, тверд, должен ее оберегать. Поэтому я не знаю, зазорно ли быть слабой женщиной, слабым полом.

Красота нежного цветка, который мы оберегаем от сквозняков, от прямых солнечных лучей, от этого не умаляется, и никоим образом это не унижает, а, наоборот, подчеркивает важность и значимость  нежной лилии. То же и в отношении к женщине. Быть слабым полом не только не зазорно, не только не унизительно, но вполне достойно.

Но если мужчина-деспот помнит лишь о том, что жена да боится своего мужа, но забывает, что он должен быть образом Иисуса Христа и любить свою жену так, как Христос возлюбил Церковь, полагать за нее душу свою, заботиться, лелеять, воспринимать ее как самое главное и бесценное сокровище в его жизни, может ли такой муж претендовать на место Христа в семейных отношениях? Конечно, нет.

С христианской точки зрения любое насилие в семье – это не реализация фразы апостола Павла: жена да боится своего мужа. Это полное разрушение христианского учения. С христианской точки зрения любое насилие в семье категорически недопустимо и является греховным. Но иногда приходится говорить не только о насилии над женщиной – бывает и насилие противоположного рода. Об этом как-то не принято говорить, потому что мужчины в силу своих природных качеств, своей мужественности не привыкли жаловаться, печалиться. Они считают для себя унизительным пожаловаться на женщину, которая его обидела.

Случаи про скалку, с которой жена встречает своего мужа, либо про легендарную сковородку, которая готова оказаться на голове мужа, стали уже анекдотичными.

– Если не ошибаюсь, есть день защиты нервной системы мужчин от насилия со стороны женщин.

– В этом отношении, как говорится, одни других стоят; поэтому мы должны видеть некий идеал во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в Священном Писании. Примером тому может стать отношение Христа к Церкви. А для более приземленных и более далеких от церковной жизни людей, как говорит Иоанн Златоуст, это взаимоотношения между ветвями власти. Если между ветвями власти нет согласия, то, как в известной басне Крылова, где лебедь, рак и щука тянули каждый в свою сторону, в любом обществе (как и в любой семье) начинается разлад. Поэтому некая симфония, гармония – это то, к чему должны стремиться все.

– Часто неверующие люди вменяют в вину православию «Домострой», хотя, мне кажется, многие его не читали.

– Сейчас некоторые воспринимают само слово «домострой» как нечто негативное. Это некие правила, которые выстраивают домашние семейные отношения. Когда каждый, пренебрегая интересами, достоинством противоположной стороны, будет на первое место выдвигать себя, то это в результате может привести к внутрисемейному конфликту. Поэтому  каждый человек, особенно если он живет в обществе или в семье, должен жить не только своими интересами, но и интересами другого.

Один из богословов Русской Православной Церкви Сергей Троицкий написал замечательную книгу «Христианская философия брака». В ней он пишет о том, что когда человек вступает в брак, он преодолевает самость, гордыню, тщеславие. До того времени, пока человек в брак не вступил, он оценивает все события окружающего мира с позиции своего «я». Когда же он оказывается в семье, он должен оценивать все события с позиции «мы».

– Семь «я».

– Да. Человек уже должен смотреть на все не со своей собственной колокольни, –колокольни своей гордыни, самости, а с позиции противоположной стороны. Именно в такой взаимной снисходительности, во взаимном служении, вхождении в положение друг друга и выстраиваются добрые и мирные отношения.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы; 28 ноября память мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Это достаточно известные святые, тем не менее предлагаю поговорить о них.

– Да, эти святые пострадали за Христа. В своей жизни они проповедовали слово Божие, врачевали человеческие недуги благодатью, которую  стяжали от Господа. Поэтому Церковь почитает их и как целителей, помощников. Но особенно в Церкви принято молиться святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву о добром выстраивании семейных отношений.

В последнее время в Русской Православной Церкви супруги чаще прибегают к молитвам преподобным Петру и Февронии Муромским, которые своей жизнью явили образец взаимной верности и любви, а о святых мучениках Гурии, Самоне и Авиве в настоящее время вспоминают значительно реже.

Церковь изначально рекомендовала обращаться к ним с молитвой тогда, когда в семейных отношениях супругов вдруг намечалась какая-то трещина, какой-то разлад, особенно если эта трещина образовывалась по причине насилия супруга по отношению к супруге. Здесь можно прибегать не только к каким-то гражданским институтам, которые встают на защиту женщины, о чем мы сегодня и говорим, но и обращаться с молитвой к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву.

– Почему именно к ним?

– Описывается их посмертное чудо. Однажды муж, возненавидев свою жену, стал, говоря современным языком, применять по отношению к ней насилие, был предельно несправедлив к ней, и тогда явились эти святые мученики, их очень почитала и им молилась жена. Они поставили зарвавшегося мужа на место, защитив жену.

Когда к этим святым и в наше время прибегают с молитвой, они всегда становятся на сторону обиженных и помогают устранить трещину в семейных отношениях, наладить должное взаимопонимание между супругами. Поэтому, наряду со святыми Петром и Февронией Муромскими, Церковь рекомендует обращаться и к этим святым с молитвой о крепких и  гармоничных семейных отношениях.

– У нас остались вопросы телезрителей.

«Почему люди, далекие от Церкви и вообще с сомнительным моральным обликом, чаще добиваются успеха, а верующие зачастую испытывают нужду? Разве человек рожден для того, чтобы страдать?»

– К самому этому вопросу уже есть много вопросов. Во-первых, что значит успех, что значат какие-то достижения? Если, например, человек заработал миллион долларов, это успех? Это может показаться успехом для человека, для которого зеленая бумажка  что-то очень важное и святое, некий свет в конце тоннеля. Но мы знаем, что богатство не приносит людям подлинного счастья. Мы знаем, что даже миллиардеры часто оканчивают свою жизнь очень печально.

На нашей памяти один из богатейших людей России ельцинского времени Борис Березовский. Он оказался в Англии, но и там, несмотря на то что у него были огромные миллиарды, он бездарно потратил все эти деньги и в конце концов закончил свою жизнь бесчестно – самоубийством. И мы знаем, что это не единственный пример. Есть много классических примеров, когда люди, казалось бы, достигшие высот власти или богатства, были несчастнейшими людьми. С другой стороны, бедняк, у которого иногда в кармане лишь какая-то мелочь, ощущал себя очень счастливым, когда его окружали верные друзья, была хорошая жена и добрые и воспитанные дети.

А кто сейчас может быть более счастливым и успешным? Скажем, какой-то живущий в сельской местности крестьянин, занимающийся сельским трудом, у которого хорошая семья,  добрые дети, либо какой-то олигарх, у которого дети выросли наркоманами? Сейчас иногда по телевидению рассказывают о так называемых мажорах – золотой молодежи, которые не имеют элементарного воспитания, ведут себя разнузданно, кроме того, злоупотребляют наркотиками и алкоголем. Я думаю, что для родителей такие дети являются тяжелым камнем на сердце. Можно ли считать жизнь таких людей удавшейся?

Поэтому истинно счастливым человеком является тот, кто выстраивает свою жизнь по заповедям Божиим. Именно благодаря вере, благодаря благочестивой христианской жизни его жизнь становится гармоничной. Человек находится в ладу и с самим собой, и со своей совестью, и с окружающим миром. Он осознает, что идет по жизни не один, – у него есть Господь, Который рядом с ним, Который ему помогает и его укрепляет.

А если человек идет по жизни без Бога и оказывается один на один со своими трудностями, эти трудности иногда готовы его, казалось бы, очень могущественного в мирском смысле слова, раздавить. То, что не может раздавить последнего бродягу, иногда способно раздавить человека, обладающего в этом мире неимоверной властью или имуществом.

– Владыка, на Ваш взгляд, есть ли духовное объяснение тому, что в наше время стали настолько популярны социальные сети? Почему одни охотно выставляют свою жизнь напоказ, а другие этим страстно интересуются?

– Как говорит Священное Писание, в современном мире оскудевает любовь. А если оскудевает любовь, то оскудевает и некая взаимосвязь между людьми. Ведь любовь есть то, что связывает человека с человеком, и чем меньше любви в обществе, тем больше эти связи разрушаются. Как распадается какое-то вещество, так начинает разлагаться и общество.

Тем не менее человек нуждается в каком-то общении,  поэтому реальное общение некой подменой компенсируется в социальных сетях, где появляется множество друзей, которых он никогда не видел, с которыми никогда не встречался, и создается некий иллюзорный мир, существующий только в сознании человека. И, конечно, когда жизнь в таком интернет-пространстве полностью подменяет собой реальную жизнь, человек тоже становится несчастным и начинает деградировать.

А что касается желания человека выставлять что-то напоказ, здесь, мне кажется, тоже есть некий духовный изъян в его жизни. Людей, готовых обнажаться перед обществом, всегда считали порочными. И поэтому, когда человек раскрывает свою душу, свое сердце перед каждым встречным, перед всем миром, это свидетельствует не о некой открытости человека, о его радушии или хлебосольстве, а о том, что он не знает каких-то мер, границ.

Когда человек полностью раскрывает свою жизнь перед всем миром, его жизнь становится более уязвимой от этого мира. Как бы заманчиво ни звучало то, что мы живем в спокойном обществе, когда не вешаем замки на двери, а такое время когда-то было – в сельской местности во времена Советского Союза или в царской России…

– «Здесь держать можно двери открытыми, что надежней любого замка».

– Да. И это было. Но в настоящее время мы понимаем: если оставлять двери открытыми, если через нашу дверь будет проходить всякий мимо проходящий, то наш дом превратится в бардак. И когда мы делаем нашу жизнь открытой через интернет-пространство и через нее проходит любой с грязными ногами без домашней обуви, то наша жизнь становится какой-то затасканной, а это, конечно же, нежелательно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 20 января: 12:30
  • Воскресенье, 23 января: 05:30
  • Четверг, 27 января: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​