«Православный взгляд» (Томск). Об ангелах

11 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Томский и Асиновский Ростислав. 

– Владыка, мы стараемся говорить на самые злободневные темы. Сегодня  будет небольшое исключение,  тем не менее вопрос вполне актуальный. Многие нас спрашивают: существуют ли ангелы на самом деле? Можно ли каким-то образом убедиться в том, что они действительно есть?

– Вопрос и в другом: зачем людям убеждаться, что ангелы есть? Мир духовный существует точно так же, как существует мир материальный. Для людей, которые живут духовной жизнью, мир ангелов, духовный мир – такая же реальность, какой является реальность окружающей нас материальной действительности. Весь опыт жизни этих людей говорит о том, что ангелы – верные и всегдашние спутники их жизни. Если человек желает убедиться, например, в существовании каких-то экзотических животных (например, жирафов) – для этого он должен поехать в Африку или, по крайней мере, посетить какой-нибудь зоопарк, где имеются эти животные. А если такой возможности у кого-то нет или кто-то не желает себя утруждать и куда-то ехать, чтобы получить личный опыт, он должен поверить тем, кто свидетельствует о том, что таковые животные действительно существуют.

То же самое и в духовной жизни: если человек желает приобщиться к духовному опыту, то для этого необходимо этот опыт приобрести. Человек должен встать на путь духовной жизни. К одному древнему христианскому мыслителю пришли люди и стали спрашивать: «Что нам делать, чтобы познать Бога? Нужно ли нам читать какие-то определенные книги, изучать определенные трактаты?» Он им сказал: «Нет, живите так». Потому что только жизнью можно познать жизнь духовную, в том числе убедиться в существовании ангелов и ощутить присутствие мира духовного в нашей жизни. Если человек живет так, что его жизнь никоим образом не пересекается с жизнью духовной, то как он тогда убедится в существовании ангелов? А если человек пребывает в молитве, старается соблюдать заповеди Божии, живет так, как заповедал Господь, то жизнь его приходит в такое устроение, что сердце этого человека становится тем инструментом, который реагирует на существование духовного мира.

В этом мире нас окружает много того, чего мы не видим, не ощущаем нашими чувствами. Например, электромагнитные волны, радиоволны.  Какой-то прибор способен обнаруживать присутствие волн в окружающем нас мире. То же самое мир духовный. Если мы хотим, чтобы духовный мир присутствовал в нашей жизни, то должны жить духовно. Это верный и несомненный путь. Причем нужно быть очень внимательным, ведь существует наряду с подлинной духовной жизнью, которая приводит человека к познанию Бога и духовного мира, некая иллюзия познания такового. Есть человек на уровне своих душевных переживаний, чувств и эмоций, и есть некое более глубокое познание духовного мира на уровне духовном. Душевное и духовное – не одно и то же.

Очень часто человек свои собственные чувства, эмоции, впечатления принимает за некие веяния иного порядка, мира духовного; на самом деле это не так. Святые отцы называли такое состояние, когда человек чисто психологические какие-то свои состояния принимает за духовные, – духовной прелестью. Причем прелесть от слова «прельщать», когда человек обманывает сам себя. Поэтому тот, кто ведет подлинную духовную жизнь, и способен отличать психологические состояния от действительно глубоких, подлинно духовных переживаний, которые открываются человеку, когда он действительно ведет жизнь духовную.

– Задам абсолютно дилетантский вопрос, но, думаю, нашим зрителям будет очень интересно: прямо здесь и сейчас, в нашей студии, есть ангелы?

– Ангелы есть везде. Дело в том, что мир духовный параллелен нашему миру, поэтому ангелы есть везде. И помимо того, что существует огромный мир бесчисленного количества разных ангелов (архангелы, ангелы, херувимы, серафимы),  есть у каждого человека и духовное существо, которого Господь дал ему  при крещении, поэтому как минимум два ангела-хранителя присутствуют в этой студии – Ваш и мой.

– Есть народное поверье, что у человека на одном плече сидит добрый ангел, на другом – злой. Как к этому относиться?

– Это примитивное, лубочное представление – для крестьян, которые не особенно сильны были в богословии, пытались какими-то красочными народными картинками донести идею о пребывании с нами ангелов. На самом деле все намного сложнее.

Действительно, каждому человеку, как я говорил, Господь вручает ангела-хранителя, который присутствует в нашей жизни, является верным спутником и всегда старается побуждать нас к добрым делам, хранить от каких-то неблаговидных и злых поступков, всегда возносит свою молитву к Богу о том человеке, который вручен был его попечению Самим Богом. Но когда человек живет во грехах, ведет порочную жизнь, удаляется от Бога, то удаляется от него и ангел-хранитель, потому что он (сам ангел), пребывающий в чистоте, не может приблизиться к скверне, духовной нечистоте, поэтому он удаляется от человека согрешающего и издали, как некоторые говорят, наблюдает за ним и проливает о нем горькие слезы – не просто слезы скорби или сокрушения, а слезы молитвы, вознося молитвы к Богу о том, чтобы этот человек оставил порочную жизнь и вернулся к жизни благочестивой.

– А ангелы несут за нас ответственность или мы сами виновники всех своих бед?

– Каждый человек наделен от Бога свободной волей. Поэтому несут ли за нас ответственность наши друзья? Ведь ангелы-хранители – это наши духовные, небесные друзья. Когда мы попадаем в беду, друзья, конечно, стараются нам помочь, но за нас решить все наши проблемы, влезть в наше сознание, душу и сердце, прожить за нас нашу жизнь друзья не могут; так и ангелы-хранители. Они делают все, чтобы помочь нам в нашей духовной жизни, но, конечно же, они не сами эту духовную жизнь проживают за нас. Поэтому ответственность лежит не на ангелах, а на нас.

Есть такая легенда. Один ангел находится в состоянии покоя и отдохновения, а другой непрестанно от земли восходит к небесам, потом от Бога снова нисходит на землю. И тот ангел, который пребывает в покое, говорит ангелу, который несет такие труды: «Почему ты так много трудишься?» – «Я ангел, которому поручено от Бога принимать прошения от людей и возносить их к Престолу Божию, а затем возвращаюсь к людям, чтобы нести им Божие благословение. А почему пребываешь в покое ты?» – «А мне поручено возносить от людей благодарение к Престолу Божию, а затем возвращать благословение этим людям». Люди очень часто обращаются к Богу и к ангелам, когда им плохо и что-то от Бога нужно, но очень редко вспоминают о Боге, духовной жизни, когда нужно Его поблагодарить. Поэтому и мы должны не только обращаться к ангелам-хранителям нашим с молитвой, когда нам плохо, когда нуждаемся в какой-то защите, но и не забывать благодарить наших добрых друзей, которые всегда идут с нами по жизни.

– Каждому из нас при крещении дается ангел-хранитель, есть много праведников, святых. Когда мы читаем жития святых, видим, что многие из них попадали в бедственное положение. Почему так получается, если у человека есть ангел-хранитель?

– Во-первых, здесь вопрос: что такое бедственное положение?

– Допустим, Серафима Саровского избили разбойники.

– Может, с нашей точки зрения, это бедственное положение, а с точки зрения Божественного Промысла это, может быть, и сделало преподобного Серафима тем преподобным, которого мы все знаем. Потому что иногда и беды, и скорби, которые постигают человека (и праведника в том числе), не всегда идут во вред. На самом деле часто это происходит по Промыслу Божьему.

Человек, который прожил иногда очень долгую жизнь, может судить, что те скорби и печали, которые с ним произошли когда-то, много десятилетий назад, не прошли даром, а пошли на пользу. В перспективе вечности, Божественного Промысла, иногда мы не способны оценить таких действий Промысла Божия. Поэтому ангелы-хранители ограждают нас от того, что может принести нам смерть вечную. В Библии Бог предупреждает созданного Им человека, что тот не должен вкушать плодов от запретного дерева: «В тот день, в который вкусишь от него, – смертью умрешь». С точки зрения русского языка не совсем понятное выражение: почему смертью умрешь?

– Масло масляное.

– На самом деле те, кто знает древнееврейский язык, понимают, о чем идет речь. Это не просто умереть, перестать дышать, не просто то, когда у нас перестает биться сердце. Это некая метафизическая, духовная смерть, окончательная, бесповоротная. Конечно же, в перспективах вечной жизни те скорби и печали, от которых якобы ангел-хранитель нас не уберег, нам посланы как раз для нашей пользы и для нашего спасения как некая спасительная операция. Но ангелы-хранители оберегали и оберегают нас от таких духовных падений, от которых не может быть исцеления человеку и которые не сулят ему ничего, кроме вечной погибели, вечной муки в жизни будущего века, поэтому в этом отношении ангелы-хранители всегда на страже. Но это не значит, что ангелы, заботясь только о нашей духовной жизни, духовном преуспеянии, не заботятся о чисто земных нуждах человека. Если какие-то опасности, которые нависают над человеком, не являются для человека спасительной, горькой пилюлей от каких-то грехов, то ангелы-хранители всегда приходят на помощь такому человеку.

Несколько лет назад в средствах массовой информации очень широко обсуждалось, как один человек, заблудившийся в горах, оказался в снежном плену, начинал уже замерзать, помолился ангелу-хранителю и вдруг увидел рядом с собой молодого человека, юношу, который подошел к нему, взял за руку, вывел на тропу. В конце концов тот вышел к своей группе, которая искала его. Кто был этот человек? Конечно же, он не назвал себя: «Я ангел-хранитель». Но для всякого духовно опытного человека ясно, что это был тот ангел, которому молился этот оказавшийся в несчастье человек. Таких случаев, свидетельств огромное количество.

– То есть ангелы могут являться в человеческом обличье?

– Они сами бесплотные духи, у них нет тел, но иногда, чтобы мы каким-то образом смогли их воспринять, ими принимается некое антропоморфное обличье, чтобы мы смогли войти с ними в определенное общение. Такое тоже бывает.

– А неодушевленные предметы могут иметь ангела-хранителя? Например, дом после освящения, сейчас принято и автомобили освящать.

– Да, есть такой труд древнего богослова и отца Церкви Дионисия Ареопагита, называется «Небесная иерархия», где он описывает подробно, на основе Священного Писания, святоотеческого учения духовный мир ангелов. Мы знаем, согласно учению Церкви, что Господь дает ангелов не только людям. Есть ангелы у определенных водоемов, есть ангелы у целых городов, народов, населенных пунктов, отдельных сооружений, прежде всего у храмов Божиих.

Каждый раз, когда воздвигается храм Божий, Господь дает этому храму Своего ангела-хранителя, который вместе с людьми, посещающими этот храм, всегда незримо, вместе со священником совершает служение Богу на этом месте. Бывает так, что по каким-то определенным земным причинам храм перестает существовать: либо в результате стихийных бедствий, наводнений, землетрясений, либо после нашествия врагов, либо сами люди, утратив веру, забрасывают храм Божий, и он превращается в руины, развалины. Человек оставляет храм Божий, когда физически этот храм перестает существовать, а таких храмов в нашей стране огромное количество (это наследие тоталитарного советского режима, когда многие храмы просто взрывались, уничтожались).

У нас в Томске на Новособорной площади был Троицкий собор – величественный храм, который стоял там и был духовным и архитектурным украшением нашего города. У этого храма тоже был и остается ангел-хранитель. В настоящее время, хотя на Новособорной площади ничего не осталось от храма, кроме остатков фундамента, который еще хранит земля, ангел-хранитель у этого храма есть, и на том месте продолжает незримо совершаться служение Богу. Если оставили это служение люди, то ангелы не оставили служение в том храме. То же самое и жилище человека, особенно если дом (или квартира) освящен и призвано Божие благословение на это жилище.

Когда священник совершает чин освящения человеческого жилища, то просит о том, чтобы Господь приставил к этому дому ангела-хранителя. Тогда и в жилище пребывает ангел-хранитель, который оберегает и сохраняет его от различных бедствий. Но, как мы уже говорили, если человек живет в грехе, то ангел-хранитель отступает от него. Так и дом (или квартира), если мы его освятили, но живем нечестиво, если в этом доме вместо молитвы звучит нецензурная брань, если вместо текстов Священного Писания  читаются тексты развратного или нечистого содержания, то, конечно же, ангел-хранитель покидает такой дом. Вместе с ангелом покидает этот дом и Божие благословение, поэтому внешнее, формальное освящение такого жилища становится бесполезным. Поэтому каждый верующий человек должен озаботиться, чтобы жилище его было освящено, во-первых, а во-вторых, нужно, как в лампадке поддерживаем мы огонек, поддерживать должную атмосферу в доме – нашей ежедневной домашней молитвой, ежедневным чтением Священного Писания. Тогда Божие благословение в этом доме будет пребывать и ангелы всегда будут с нами.

– Я знаю, что некоторые несчастные родители, чьи дети невинные ушли в раннем возрасте в мир иной, уверены, что их дети стали ангелами. С точки зрения духовной такое возможно?

– С точки зрения духовной каждый человек, который на земле проживет свою жизнь так, как заповедал Господь, становится подобен ангелам, когда оказывается в ином мире, как мы говорим, в раю, или в Царстве Небесном. Об этом нам свидетельствует Сам Господь в Евангелии. Саддукеи вопрошали Его о загробной жизни, сомневаясь в ее существовании, приводили пример, как у одной женщины умирали мужья поочередно и ее брали другие братья. Саддукеи спрашивали: «Чьей же женой она будет в жизни будущего века?» На что Господь ответил: «Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией, потому что в загробном мире не женятся и не выходят замуж, но все будут как ангелы Божии на небесах». Поэтому это касается не только невинных детей.

Про детей так принято говорить потому, что предполагается, что ребенок в жизни еще не успел нагрешить, поэтому априори он идет в Царство Божие. А у людей взрослых, у которых жизнь более сложна, спасение, как говорили святые отцы, где-то посредине между отчаянием и надеждой. Мы надеемся на милость Божию, каемся в наших грехах, если согрешили, стараемся жить по заповедям Божиим и надеемся на то, что душа наша не только в этой жизни, но и в жизни будущего века будет с Богом, а значит, будет подобна другим небожителям, то есть ангелам Божиим.

– Почему в наше время ангелы стали реже являться людям?

– Я бы так не сказал, потому что ангелы точно так же присутствуют в нашей жизни, как  присутствовали тысячу лет назад, и две тысячи, и три тысячи лет назад. Другое дело, насколько мы способны их воспринимать. Поэтому люди, которые живут духовной жизнью, это ощущают реально, и ангелы являют свое присутствие среди верных. Но если мы сами бежим от духовной жизни, если сердце наше огрубевает, становится бесчувственным к миру духовному, то здесь вина не в ангелах, а в нашей чрезмерной плотяности, привязанности к земле, нашему духовному огрублению.

– Поговорим о празднике, который Русская Православная Церковь будет отмечать уже в ближайшее воскресенье, 7 июня. Это Троица, или Пятидесятница – очень важный церковный двунадесятый праздник. Расскажите о нем подробнее.

– Этот праздник иногда называют днем рождения Церкви. Почему так? Если задать современному человеку (особенно малоцерковному или нецерковному) вопрос, что такое Церковь, скорее всего скажут, что это какая-то организация или общественное объединение, где объединены люди по общности своих религиозных взглядов, которые вместе собираются для того, чтобы отправлять какие-то религиозные культы. На самом деле такое определение совершенно не вяжется с представлением церковным о том, что такое Церковь. Дело в том, что Церковь – это не организация и даже не общество людей, а пребывание Духа Святого на земле.

Церковь – это все те, что оказываются причастны Духу Святому, носители Святого Духа. В день Святой Троицы, или в день Пятидесятницы, мы вспоминаем новозаветное событие, когда апостолы, собравшись вместе в одной из больших горниц, получили Духа Святого. Дух Святой в виде огненных языков сошел и почил на каждом из апостолов, и апостолы преисполнились духовной силы, погрузились в нее как в некую светоносную и духоносную стихию, стали носителями этой стихии. Это и есть Церковь. С тех пор Церковь продолжает существовать на земле, и мы становимся частью Церкви не тогда, когда вдруг, начитавшись каких-то религиозных книг, соглашаемся с их справедливостью, а тогда, когда становимся причастными той духовной жизни, что сосредоточена в Церкви Божией. Поэтому быть человеком церковным – это быть носителем Святого Духа, но степень причастности к Святому Духу у всех людей остается разной.

Господь в одной из притч сказал, что Царство Божие (а это и есть Царство Духа Святого) подобно маленькому семечку, зерну горчичному, которое меньше всех семян, но когда вырастает, превращается в дерево и птицы небесные укрываются в его ветвях. Поэтому всякий человек, который становится человеком церковным, принимает крещение, несет в себе зародыш этой вечной благодатной жизни. В нем уже есть Дух Святой, но из этого семечка нужно еще вырастить дерево, приложив нашу собственную волю, собственные усилия, преодолевая грех, борясь с грехом, со страстями, пороками, соблюдая заповеди Божии.

Через это человек приходит в состояние, которое преподобный Серафим Саровский называл как раз возрастанием в Духе Святом. Он говорил, что целью жизни человека является стяжание Святого Духа Божия. Как раз тот Дух Святой, Который в день Пятидесятницы сошел на землю, до сих пор на земле пребывает, и мы пребывание этого Святого Духа на земле называем Церковью Христовой. Он является источником освящения каждого из нас.

Некоторые говорят: человек пришел в Церковь, принял крещение, но живет нечестиво. Как быть с ним? Да, этот зародыш – останется как семечко в его жизни, и человек за это понесет определенную ответственность, потому что он принял Божественную благодать, но не сделал ничего для того, чтобы взрастить ее. А другие говорят – не приняли крещение, вне Церкви Христовой, однако ведут порядочный, благопристойный образ жизни, совершают какие-то добрые дела. Стоит ли им рассчитывать на пребывание с Богом в ином мире? Нет, не стоит. Пускай это поле ухоженное, на котором не растут сорняки, вспахано, полито, но если на этом поле ничего не посеяно, если семечка  обновленной жизни нет, то ничего там не вырастет. Поэтому Господь говорит в Евангелии: «Тот, кто не переживет духовного рождения от воды и Духа, не увидит жизни вечной». Пребывание вечное с Богом обещано тем, кто имеет в себе семя вечной жизни.

– Приход, чтобы обеспечить себе дополнительный доход, может открыть какой-то бизнес, не связанный с религией, или Вы это не поощряете?

– Мне кажется, что Церковь должна заниматься прежде всего благовестием Евангелия – это самое важное и самое главное. Некоторые приходы открывают какие-то дела, которые близки к роду деятельности Церкви. Это попечительские учреждения, благотворительные, сиропитательные учреждения – они более соответствуют духу Церкви, но переключаться на мирскую деятельность, мне кажется, не стоит.

– «Нельзя служить Богу и мамоне».

– Дело не в мамоне. Ведь если некоторые приходы и открывают какое-то дело, они открывают это не с целью обогащения священников или отдельных прихожан, а для того, чтобы либо восстанавливать порушенные святыни, либо организовывать какую-то активную приходскую жизнь, что тоже невозможно без наличия определенных средств. Мы должны все-таки помнить о том главном, что поручено нам Господом, и вспоминаются слова Спасителя, обращенные к Своим ученикам: «Посмотрите на нивы, как они побелели». Пшеница уже осыпается и ждет своих жнецов. Неужели мы, оставив дело пшеничное, дело Божие, дело жатвы, на которое послал нас Господь, будем заниматься какими-то делами земными? Хотя если какие-то приходские общины организовывают что-то – это не считается зазорным, если преследует добрые цели.

– Вопрос взят из жизни: «Однажды знакомая рассказала, что в деревне одной семье причинили очень большое зло. Точно не вспомню какое, но люди не знали, кто это сделал. Тогда женщина пошла в храм и поставила свечку со словами: «Пусть у тех, кто это сделал, все пойдет кувырком». Вскоре на соседей обрушилась целая череда несчастий. Могло так быть на самом деле? И согрешила ли женщина, когда так поступила?»

– Не знаю, явилась ли та чреда несчастий следствием этого похода в церковь, я в этом сомневаюсь. Но что эта женщина нанесла себе дополнительный удар, не избавившись от того негатива, который в ее жизни присутствовал, а умножив этот негатив, – это однозначно. Когда человек желает нам зла, мы за него должны помолиться. Если человек пребывает во зле. Если мы сами добрые, то желаем не о том, чтобы этот человек испепелился, а о том, чтобы этот человек раскаялся;  был плохой, а стал хорошим. Этого желает от всех нас Господь, и тот, кто живет по-Божьему, тоже желает исправления. А если мы желаем, чтобы какой-то человек в полноте по заслугам получил, несмотря ни на раскаяние, ни на что другое, то, конечно же, мы уподобляемся здесь не Богу, Который готов миловать всех, а дьяволу, который желает погубить всех, кого возможно. Конечно, тот человек, который идет в храм и совершает такие деяния, очень тяжко согрешает, и ему надлежит даже больше каяться в сравнении с тем, кто, может быть, когда-то этому человеку причинил неприятность или зло.

– Спасибо большое, владыка, за интересные ответы и познавательную беседу.

– Вам спасибо. Желаю милости Божией и Божьего благословения всем телезрителям. 

Ведущий Виталий Степкин

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 29 октября: 12:30
  • Воскресенье, 01 ноября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​