– Мы часто представляем жизнь святых похожей на похождения былинных героев, у которых все получается, как по щучьему велению. В жизни все гораздо сложнее. В дневнике почитаемого во всем мире святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) он писал, как чуть не оставил служение в Церкви. Отрезвляющее хорошее чтение, всем рекомендую.
В 1923 году будущий святитель был пострижен в монашество с именем Лука и рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. В 1931 году власти приговорили его к ссылке в Северный край на три года и выслали в Архангельск. Там он долго не мог найти себе жилье и в прямом смысле какое-то время был бездомным. Врачи больницы, куда он был приписан, относились к нему недружелюбно, церковные власти тоже не жаловали. Из Архангельска владыка уехал в Ленинград на операцию. Там во время службы он испытал большое духовное потрясение. Его поразили слова Евангелия, которые Христос трижды сказал апостолу Петру: «Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?.. паси овцы Моя» (ср. Ин. 21, 15). Эти слова поразили владыку до глубины души. Но когда он рассказал об этом митрополиту Серафиму (Чичагову), к которому он пришел на прием, тот отнесся к его словам как к обычному религиозному переживанию.
Когда он вернулся в Архангельск, его вызвали в Москву, где сотрудники ОГПУ прямо предложили владыке Луке оставить церковное служение и заниматься хирургией. Он написал заявление властям, что готов работать хирургом, но никогда не откажется от священного сана. После этого заявления, надеясь сломить его волю, власти добавили полгода к тому сроку, который он уже отбывал. В расстроенных чувствах владыка написал письмо владыке Антонию (Абашидзе) в Киев, спрашивая его совета по поводу занятия исключительно хирургией, на что тот ответил, что не видит в этом ничего зазорного.
В конце 1933 года епископа Луку освободили; он поехал в Москву. По пути поезд, в котором он ехал, попал в крушение, но он не придал этому особого значения. В Москве, в канцелярии митрополита Сергия, секретарь спросил у владыки, не хочет ли он занять свободную кафедру, и он ответил отказом. В Министерство здравоохранения владыка отправился в светском костюме и получил должность консультанта при Андижанской больнице. И когда он туда переехал, то почувствовал, что благодать Божия его оставила, операции стали неудачными. Он пробовал себя в роли лектора – и лекции оказались провальными. К тому же он заболел тропической лихорадкой; у него случилось осложнение на глаза: сетчатка левого глаза отслоилась, и он стал стремительно слепнуть. После операции, когда он лежал с завязанными глазами, он думал, как будет заниматься работой по гнойной хирургии.
А ночью увидел страшный сон: он увидел себя в маленькой церкви; в алтаре на престоле лежала широкая доска, на ней – голый человеческий труп. Возле престола стояли студенты и курили папиросы, а владыка читал им лекции по анатомии, показывая все на трупе. Вдруг он увидел, как с раки преподобного, которая находилась здесь же, со страшным стуком упала крышка. Святой сел в гробу и стал смотреть на него с немым укором. Владыка с ужасом проснулся.
Но и этот страшный сон его не вразумил. Два года после этого он занимался работой в гнойно-хирургическом отделении, где в том числе проводил опыты на трупах. Потом эта работа легла в основу знаменитой книги «Очерки гнойной хирургии», спасшей во время Великой Отечественной войны тысячи жизней солдат и принесшей ему Сталинскую премию. Все это время владыка молился, чтобы Господь простил ему забвение о служении, пока однажды во время молитвы ему не сказал голос с неба: «В этом не кайся».
В 1942 году владыка Лука был возведен в сан архиепископа и в 1946 году назначен на Крымскую кафедру. Всю последующую жизнь он преданно служил Церкви, противостоял властям, пытавшимся ее разрушить, и мужественно защищал доверенное Богом малое стадо. Он отошел ко Господу утром в воскресенье 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле Российской просиявших. Когда выносили гроб с телом владыки, вся улица заполнилась народом; движение по ней было остановлено. Люди стояли на тротуарах, на балконах и в окнах домов. Впереди машины с телом святителя шли верующие женщины в белых платочках – вся улица была белой, все плакали... Такие дела.
Записал Иван Игнатов
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!