Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

15 декабря 2022 г.

– Владыка, не так давно мы с Вами обсуждали тему «Удача» и сошлись на том, что это не совсем православный термин. Тем не менее эта программа вызвала у телезрителей определенный интерес, и я хотел бы продолжить эту тему.

Мы говорим, что слово «удача» – не совсем православный термин, а как Вы относитесь к термину «счастье»? Можно ли православным в полной мере использовать это слово? Мы же желаем друг другу счастья, и не только в личной жизни. Думаю, что в новогодние праздники пожелание счастья будет звучать в каждом доме.

– Да, причем поздравлять будут с новым счастьем, как и с Новым годом. На самом деле слово «счастье» заключает в себе много смыслов, и, наверное, дать ему четкое однозначное определение нельзя. Ведь что такое «счастье»? В словарях русского языка это слово определяется по-разному; в частности, в более поздних словарях говорится, что это совокупность каких-то благ, достижение человеком высшей степени наслаждения, удовлетворения. В более древних словарях указывается, что это слово состоит из двух частей – приставки «с» и корня «часть» и обозначает «хорошая доля», когда человек делает своим достоянием часть чего-то большого, общего.

В Священном Писании слово «счастье» не упоминается, но есть близкое к нему по значению слово «блаженство». И, конечно же, источником всякого блаженства, всякого блага, а значит, и счастья в православном понимании может быть только Бог. Всякий человек, который утрачивает веру в Бога, хочет он того или нет, утрачивает и истинное понятие счастья, а значит, у него есть лишь какое-то иллюзорное представление о счастье.

Иногда достижению счастья человек посвящает всю свою жизнь, затрачивая на это огромное количество усилий, времени. Но когда он достигает того, что считал счастьем, оказывается, что это счастье эфемерно, как линия горизонта, по мере приближения к которой она удаляется все дальше и дальше, и что не такое уж это и счастье.

Некоторые люди считают, что быть счастливым – это значит быть материально обеспеченным, богатым человеком, но сколько людей, становясь богатыми, утрачивают спокойствие духа и удовлетворенность, которые можно назвать счастьем, потому что у них появляется опасение за сохранность богатства. Каждый день они боятся банкротства, разорения, злоумышленников, которые могут покуситься на их богатство.

И если счастьем все-таки именуется достижение человеком высшей степени комфорта или удовлетворенности, то каждый грешник видит удовлетворение своих потребностей именно в грехе. Наверное, радуется и считает себя счастливым вор, когда ему удается украсть что-то, с его точки зрения, очень ценное, какой-то нечестный человек, когда у него получается обмануть окружающих его людей, но может ли это быть счастьем?

Все подобное оборачивается для человека своей негативной стороной, и любой грех является для него источником страданий уже в этой жизни, поскольку, совершая грех, человек противопоставляет себя Богом зданному миру, выпадает из общей гармонии мира, а в жизни будущего века его ожидает вечная мука.

Слово «блаженство», часто встречающееся в Священном Писании, человеку неверующему может показаться каким-то странным, противоречивым, а кому-то и вовсе неприемлемым. Например, многие считают, что стать гордым, надменным, превозносящимся над всеми – это чуть ли не главная цель в их жизни, высшее счастье. Нагорная же проповедь Христа Спасителя начинается с так называемых заповедей блаженств, и первой заповедью Господь называет смирение, нищету духовную, когда человек не превозносится, он очень скромен в своих помыслах, в оценке себя, каких-то своих действий.

Для верующего человека тем общим, к чему нужно быть сопричастным, частью чего нужно стать, является Господь, и поэтому высшую степень наслаждения, мира, любви человек находит только в Господе. И каких бы высоких земных целей человек ни достигал, если в его сердце нет мира, то никакие внешние блага не принесут ему удовлетворения.

Если человек не имеет любви, а сердце его распирает злоба и ненависть, вряд ли он может быть счастливым, даже если он очень богат, занимает престижную должность и семья его достаточно крепкая. И если в окружении этого человека нет мира и любви, то вряд ли он будет счастливым.

Истинное счастье только в Боге, и на это указывают многие святые отцы. Святитель Григорий Богослов говорил, что подлинное счастье верующего человека только в Боге, и русские святые отцы – Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) и другие – тоже указывали на это. Поэтому путь к счастью – это путь приведения в порядок своей духовной жизни и постепенного приближения к Богу. И чем ближе мы к Богу, тем более сопричастными Божественной благодати мы становимся. Так что я считаю, что подлинное счастье человека именно в этом.

– Известный томский путешественник Евгений Ковалевский часто бывает в Непале. Он говорит, что в этой стране есть целое министерство счастья. По его словам, непальцы точно знают, что им нужно для счастья, и это министерство и занимается тем, что дает это людям. А мне кажется, что у нас, россиян, так устроен менталитет, что мы понимаем, что были счастливы, уже спустя какое-то время: «А ведь те моменты были для меня счастливыми, а я это не ценил...» На Ваш взгляд, это так?

– Те моменты, о которых Вы говорите как о счастливых, я бы счастливыми не назвал. Мы уже сказали, что счастье – это достижение какой-то вершины, удовлетворения в высшей степени, но если это носило очень кратковременный характер, то вряд ли это было счастьем. Возможно, это был какой-то благополучный момент.

Часто мы не замечаем в нашей жизни добра, которого, оказывается, очень много. Мы проходим мимо него, считая его само собой разумеющимся, поэтому не только не радуемся ему, но и забываем самое главное – благодарить Бога. А ведь святые отцы говорили, что благодарность Богу, наполняющая наше сердце, это рука, простертая за новыми Его милостями. Но мы часто лишаемся каких-то благ или не получаем новых благ, потому что не умеем, или не хотим, или забываем благодарить, прежде всего благодарить Бога.

Иногда мы осознаем, каким благом обладали, только когда лишаемся его. На самом деле счастье – когда человек соединяет свою жизнь с Богом. Апостол Павел говорит в своем Послании к Галатам: уже не я живу, но живет во мне Христос. До такой степени происходит слияние, сближение человека с Богом, что уже Бог обитает в человеке, а человек пребывает в Боге, испытывая подлинное счастье. И это счастье не зависит ни от каких внешних условий – ни от благосостояния человека, ни от его работы, ни от какого-то комфорта.

Если человек с Господом, ему всегда хорошо, потому что Господь есть Полнота. И, наоборот, какими бы внешними благами человек ни обладал, если в его душе, в его сердце нет Бога, то у него никогда не будет мира. В Писании сказано: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. То есть мир в душе имеет тот, кто близок к Богу.

– Ваши слова о том, что нужно ценить счастливые моменты, отчасти подтверждают и светские люди. Не так давно в этой студии мы беседовали с психологом, который сказал, что сейчас для многих людей наступил некий момент прозрения. Не секрет, что в наших семьях супруги часто выясняют отношения, из-за чего-то ссорятся, пытаются что-то делить, тянут одеяло на себя.

Но наступила мобилизация, часть мужей забрали, и жены стали понимать, что на самом деле мужья-то у них самые лучшие. И мужчины, вспоминая о своих половинках, начали задумываться о том, что на самом деле их жены прекрасны. Я считаю, что по-христиански правильно научиться ценить эти моменты и благодарить за них Бога. Согласны ли Вы со мной?

– Отчасти да. Ценить и благодарить, как мы уже говорили, однозначно нужно, с другой стороны, не нужно привязываться к этому душой и сердцем. Если мы считаем верхом счастья комфорт в семье и если вдруг по какой-то причине этот комфорт у нас отнимается, мы перестаем быть счастливыми. Значит, наше счастье или то, что многие считают счастьем, хрупко и непостоянно, ведь сегодня оно есть, а завтра его нет.

И даже если человек обладает таким счастьем, его нельзя назвать полностью счастливым, потому что он все время опасается, что завтра это счастье могут у него отнять. Сегодня он живет в достатке, а завтра может стать нищим. Сегодня он здоров, а завтра может тяжело заболеть. Сегодня он окружен родственниками, близкими людьми, а завтра этих людей может не стать и он останется один. Поэтому это счастье слишком хрупко.

Ценить его, благодарить за него Господа, конечно же, нужно, но опять-таки счастье не в этом. Если же мы за понятием «счастье» видим нечто большее, а именно Самого Бога, то все наши треволнения как бы не имеют большого значения. Но все же мы – люди немощные, и достигнуть такого состояния не каждому по силам, однако стремиться к этому мы должны.

– Я знаю одного святого, к которому люди часто обращаются со своими бедами, но ему же молятся и о каких-то счастливых мгновениях. Это святитель Николай Мирликийский, память которого празднуется 19 декабря. Давайте поговорим об этом святом более подробно.

– Хотя прошло более полутора тысяч лет с тех пор, как жил святитель Николай Чудотворец, память о нем в Церкви, в народе Божием жива, и имя его благоговейно почитается и на Востоке, и на Западе. В отличие от многих других святых от святителя Николая не осталось почти никаких памятников его трудов – каких-то построенных им грандиозных храмов, каких-то творений, которые он написал. Но он известен и памятен по сей день милостивым отношением к людям.

Господь в Евангелии дал Свою заповедь: блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Добродетель милости к ближним была особенно свойственна Николаю Чудотворцу – и когда он был еще мирянином, и когда был простым священником. Когда Николай Чудотворец узнал о том, что в его городе один человек, не имея возможности прокормить и выдать замуж своих дочерей, как вынужденную меру замыслил греховное – пожертвовать их невинностью и красотой, он ночью прокрался к его дому и бросил через окошко мешочек с золотыми монетами. Благодаря этому отец смог собрать приданое своим дочерям и выдать их замуж.

Кстати, этот эпизод из жизни святителя Николая вошел и в западноевропейский, и в русский фольклор, и во многих православных странах, например в Греции, в день памяти святителя Николая детишки находят под подушкой какие-то подарки, а у нас, в России, в Новый год дети отыскивают подарки под елкой. В годы безбожия у нас стали связывать эти подарки исключительно с Дедом Морозом, на самом деле это проистекает из жизни святителя Николая, который приносит людям неожиданную помощь и радость.

Святитель Николай всегда защищал обижаемых. Так, он встал на защиту неправедно осужденных и приговоренных к смерти воевод. Он явился на место их казни, остановил казнь и своим архиерейским авторитетом добился пересмотра этого дела. И действительно, люди, осужденные на смертную казнь, оказались невиновными.

Много раз святитель Николай приходил на помощь мореплавателям во время кораблекрушений. Они призывали его на помощь, и он являлся, буря утихала, и люди оказывались спасенными. И в наше время многие верующие люди в трудных жизненных обстоятельствах обращаются с молитвой к святителю Николаю и иногда очень быстро получают от него помощь.

С одной стороны, Николай Чудотворец – милостивый помощник людям, но, с другой стороны, он строгий ревнитель веры, не терпящий того, что человек живет во грехе, в пороке. Поэтому, прежде чем обращаться за помощью к Николаю Чудотворцу, человек должен подумать, должным ли образом устроена его жизнь.

У нас на Томской земле есть святое место, связанное с именем Николая Чудотворца. Это село Семилужки в двадцати километрах от Томска, где в начале XVIII века произошло удивительное событие. В доме у одного крестьянина, жившего недалеко от села Семилужки и ведшего крайне неблагочестивый, разгульный образ жизни, была икона Николая Чудотворца. Однажды эта икона исчезла из его дома и перенеслась в дом другого человека в селе Семилужки.

В этом доме жил крестьянин благочестивого образа жизни, тяжко страдавший от болезни, но после того как икона сама переместилась в его дом, крестьянин получил исцеление от святителя и чудотворца Николая. Произошедшее событие говорит о том, что Николай Угодник даже своей иконой не захотел пребывать в жилище, в котором царствовал грех, беззаконие, и икона переместилась в место, где жила праведность. В Семилужках и сейчас есть действующая церковь святителя Николая Чудотворца, и это село является местом в Сибири, которое отмечено особыми милостями Николая Угодника.

Поэтому, обращаясь с молитвой к Николаю Чудотворцу, мы должны понимать, что если мы хотим, чтобы он был с нами, был нашим помощником, нам нужно стараться приводить в порядок нашу духовную жизнь.

Также напомню нашим телезрителям о том, что у нас в Томске появилась еще одна святыня, привезенная два года назад со Святой Горы Афон, – список с древней чудотворной иконы Николая Угодника, которая хранится на Афоне в монашеской келье в Буразери. Афониты считают эту икону особенно благодатной. Они говорят, что прошение, возносимое перед этой иконой, Николай Чудотворец исполняет раньше, чем успевает догореть свеча, которую молящийся человек зажигает перед иконой.

Я попросил афонских монахов, чтобы они написали список с этой иконы, и он был написан, освящен у этой иконы и привезен к нам. Сейчас он находится в Богоявленском храме города Томска, так что любой желающий может помолиться перед этим святым образом и попросить благословения святителя Николая не только в день его памяти, но и в любой другой день.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В Томске на кладбище заработал крематорий. Одобряет ли это Церковь?»

– Позиция Церкви по отношению к крематориям давно сформулирована. Христианское погребение заключается в том, что тело умершего человека предается земле, из которой Господь его и взял. И поэтому любое предание человеческого тела огню, если это не носит характера какого-то стихийного бедствия, когда человек погибает в огне, не является христианским погребением.

Кремация пришла к нам с Востока, где такая форма погребения имеет место, но первоначально в Советском Союзе крематории стали строить, как бы бросая некий вызов Православной Церкви и тем традициям, которые есть в нашей Церкви. Поэтому первые крематории в Москве, а затем и в других регионах строились именно как некие антирелигиозные объекты, чтобы отучить русских православных людей следовать христианским обычаям.

Конечно, в настоящее время многие крематории так уже не воспринимаются, в некоторых регионах при крематориях даже существуют часовенки, потому что иногда умерший человек не виноват, что его предали кремации. Церковь отпевает таких людей, творит о них молитвы.

Греческая Православная Церковь в этом отношении более строга. Если человек завещал себя кремировать, там это равносильно тому, что он сознательно оставил свою истинную веру, и отпевание его в Церкви запрещено. А если он был кремирован по воле его родственников, то Церковь может его отпеть.

– «Владыка, всем известно, что в монастырях очень строгие уставы, и жить по ним непросто. Наверняка монахи чем-то нарушают существующие нормы и правила и подвергаются каким-то наказаниям?»

– Термины «нормы», «правила», «наказания» – это юридические понятия, которые не имеют ничего общего с духовной жизнью и уж тем более с монастырским укладом. Все церковные правила, чиноположения – это некие нормы, которые описывают наиболее оптимальный, разумный для человека уклад выстраивания его жизни, в рамках которого ему легче достигнуть конечной цели – спасения души. Поэтому дело здесь совсем не во внешнем наказании, а в том укладе духовной жизни, который описан в том числе и какими-то монашескими уставами.

– «В церковных книгах часто можно встретить запись о том, что книга издана по благословению какого-то архиерея. А Вы когда-нибудь выступали в роли цензора, благословляли какое-то издание к печати?»

– Духовная литература до определенного времени действительно выходила по благословению того или иного епископа, потому что она должна иметь некую печать, что ли, несомненной принадлежности ее к Церкви. Но в настоящее время современные виды коммуникаций получили широкое развитие, и Русская Православная Церковь на Соборе приняла решение о том, что общецерковные издания должны быть одобрены Издательским советом Русской Православной Церкви.

Церковь учредила этот свой особый орган, и вся духовная литература перед изданием поступает в Издательский совет, где опытные богословы, духовные лица, ознакомившись с ней, выносят свой вердикт о ее соответствии традиционному вероучению Русской Православной Церкви. Если раньше на церковных изданиях присутствовала запись о том, что книга издана по благословению такого-то епископа или митрополита, то в настоящее время на книгах ставится гриф Издательского совета, что равнозначно благословению Церкви на это издательство.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать