Храм, в котором служил отец Владимир, очень долго был сельским домом культуры. После канонизации отца Владимира в 2016 году был достигнут прогресс: здание было передано Церкви, сейчас храм восстанавливается, и если все пойдет по плану, то на осень этого года назначено освящение восстановленного храма. Предполагается, что в течение ближайших нескольких лет, кроме основного престола, в честь Воскресения Христова, как он был исторически, там будет устроен придел во имя священномученика Владимира, служившего в этом селе.
В 1895 году нашу семинарию окончил Петр Иванович Покровский, тоже послуживший на многих приходах. Здесь, в Саратове, он служил в Воскресенском храме на Воскресенском кладбище и в соборе в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1936 году он был арестован, выслан в Казахстан, в 1937 году был там расстрелян. Когда мы готовили жизнеописание отца Петра, то огромным подспорьем для нас оказалось то, что в Саратове уцелели его потомки. Причем это не мы их нашли, они нас нашли. Его внук пришел и сказал: «Священномученик Петр, которому был молебен, мой родной дедушка». И оказалось, что семья, несмотря на то что помнила прекрасно, что дед репрессирован, сохранила фотографии. Фотографию отца Петра еще семинаристом в семинарском кителе, фотографию только-только рукоположенного молодого священника, фотографию, где он с матушкой, с детьми. И эти фотографии вошли потом в нашу книгу «Собор Саратовских святых».
Хочется добрым словом вспомнить потомков наших святых, которые все-таки сохраняли не только устную, но и письменную память о своих предках.
В 1899 году нашу семинарию окончил Константин Астровидов, сын псаломщика из села Золотое сегодняшнего Красноармейского района, тогда Камышинского уезда Саратовской губернии, который выбрал для себя не путь белого священника, женатого, а принял монашеский постриг с именем Виктор. Он был первым настоятелем Свято-Троицкого подворья, тогда еще не монастыря, еще подворья в городе Хвалынске, ближайшим сподвижником и помощником священномученика Гермогена Долганёва, епископа Саратовского. Однако таланты молодого иеромонаха, окончившего к тому времени духовную академию, были замечены центральной церковной властью. Его сначала направили в Иерусалим в Русскую духовную миссию, а уже в революционные годы ему была предложена хиротония во епископы. И на свой последний срок ссылки в Республику Коми святитель Виктор отправился уже как епископ Глазовский. Это территория современной Удмуртии. В Республике Коми он и отдал Богу свою страдальческую душу. При этом, когда его хоронили, оказалось, что в том селе, в котором он должен был отбывать ссылку и где был приписан под наблюдение НКВД, местная власть, рьяные коммунисты, категорически отказалась пропускать гроб с телом усопшего на кладбище, и епископа похоронили в небольшой деревушке чуть подальше. И то, что это по Промыслу Божию, выяснилось только в 90-е годы прошлого века. Оказалось, что как раз в селе, где жил святитель Виктор, кладбище было снесено, и если бы его там похоронили, его могила бы до наших дней не сохранилась. А вот в этой деревне, глухой настолько, что у власти просто не дошли до нее руки, кладбище сохранилось, и сохранилась могила нашего выпускника.
Сегодня мощи святителя Виктора обретены, они находятся в городе Кирове, в монастыре Преображения Господня, а в нашу епархию в два храма были переданы их частицы. В Свято-Троицкий храм села Золотое, где служил псаломщиком родитель Константина Астровидова и где, по всей видимости, был крещен сам святитель, и в город Хвалынск. Сегодня монастыря, где святитель Виктор был настоятелем, нет, сохранились только здания. Сам монастырь не восстановлен и не возвращен Церкви. Но в храме Воздвижения Честного Креста в городе Хвалынске написана икона святителя Виктора, и там он почитается как один из местных хвалынских святых.
В 1904 году в выпуске семинарии оказались сразу двое святых. В том году семинарию окончили Иван Миротворцев и Михаил Твердовский, два наших приходских священника, только с очень разными судьбами. Священномученик Иоанн долгое время прослужил на приходах нашей епархии, но в 1929 году он был арестован, отправлен на отбытие срока. После того как он вернулся, ему запретили возвращаться в родные места. Он переехал в Ярославскую область, служил там в небольшом сельском храме. Когда его арестовали в Ярославской области, отправили в Ухтпечлаг, где он в 1938 году и скончался.
А отец Михаил Твердовский перевелся в 20-е годы в Тверскую епархию и арестован был как клирик Тверской епархии. Долгое время его саратовский период был почти неизвестен. Однако к краеведам обратились потомки рода Твердовских, которые собирали сведения о своем предке независимо и от нас, и от тверичей, и рассказали, что на самом-то деле он не Тверскую семинарию оканчивал, а семинарию на родине, в Саратове. И его первые приходы были в Саратовской губернии. Тогда уже, когда стало понятно, от каких точек отталкиваться, от каких данных можно идти дальше, мы начали выяснять его жизненный путь в Саратовской губернии. И по итогу этих поисков, с учетом материалов, полученных от потомков священномученика Михаила, была подготовлена большая статья нашей комиссии про братьев Твердовских. В лике святых прославлен только один из них, но еще несколько братьев тоже пострадали в гонения. Обзорный материал был в нашей газете «Православная вера».
В 1911 году семинарию окончил Владимир Смирнов. Первоначально он выбрал стезю приходского священника. Он служил, в частности, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы на нынешней улице Горького. Он был благочинным саратовского городского духовенства, был деятельным помощником наших архиереев в то время, когда обновленцы пытались захватить саратовское церковное управление. Но когда он, во-первых, овдовел, а во-вторых, вернулся с очередного срока отсидки, ему предложили монашеский постриг и епископское служение. Причем он успел прослужить в Пензенской области чуть больше года. Основное место его служения как раз Саратов. Но арестован он весной 1937 года в Пензе вместе с несколькими священниками. И 4 сентября 1937 года он был расстрелян в Пензе. В итоге у нас с Пензенской митрополией оказалось два общих Смирновых. Во-первых, это святитель Иннокентий Смирнов, епископ Пензенский и Саратовский, потому что он правящий архиерей тех времен, когда Саратовская и Пензенская губернии были просто в одной епархии. А во-вторых, святой священномученик Феодор Смирнов, уроженец села, которое было в Саратовской губернии, а сейчас в Пензенской области, он окончил нашу семинарию, был поставлен во священники нашей епархии, а епископом был поставлен в Пензу. Так что икона находится в храме при Пензенском епархиальном управлении, где изображены как раз двое святителей, Иннокентий и священномученик Федор, епископы Пензенские, это в некотором роде наши общие святые.
В 1914 году семинарию окончил Петр Зиновьев, тоже сын священника из Вольского уезда, долгое время прослуживший в нашей губернии. Однако после того, как он вернулся, тоже с очередного срока лишения свободы, ему запретили проживание в Нижне-Волжском крае тогда, и он уехал в Тверь к священномученику Фаддею Успенскому, архиепископу Тверскому, который до этого был правящим архиереем у нас в Саратове. Получил назначение в город Бежецк Тверской области, Калининской уже тогда, в советские годы, но прослужил в Бежецке всего полтора года. Потом вместе с остальным беженским духовенством был арестован и расстрелян в 1937 году на территории нынешней Тверской митрополии. Поэтому святой тоже получился у нас общий с тверичами, хотя служил там совсем немного. Большая часть жизни у него прошла здесь. В том числе его помнят и почитают тоже в Духосошественском соборе Саратова. Там он был псаломщиком еще до своего поставления в священный сан. А в одном из сел, где отец Петр был настоятелем, сейчас возобновляется приходская жизнь, идет реставрация храма, где святой Петр служил, и этот приход высказал настоятельное пожелание, чтобы была создана отдельная церковная служба в память священномученика Петра. Поэтому наша комиссия сейчас потихонечку над этим работает, чтобы в день памяти отца Петра в тех храмах, с которыми он связан, можно было служить не по общему единому тексту священномученикам, а по молитвам, написанным специально под день памяти отца Петра. Это тоже память, пусть сегодняшние прихожане никакого отношения к отцу Петру не имели, нет потомков даже этих людей, которые когда-то у него окормлялись, но это общность. Сегодняшние прихожане новые совершенно люди, но они осознают: в их храме служил святой. И это тоже людей воодушевляет и собирает приход.
И последним, наверное, выпускником, по крайней мере, о котором мы знаем, был святой священномученик Гавриил Архангельский. Он окончил нашу семинарию уже экстерном. Будущему отцу Гавриилу диплом выдали в марте 1918 года. Семинария уже не могла их доучить. То есть, формально говоря, он полный курс учебы в семинарии не закончил. Но когда стало понятно, что доучиться никто им не даст, семинарское начальство приняло решение. Хотя бы так. Поэтому это был последний выпуск, выпуск 1918 года, весной, до экзаменов. И вот с этим документом отец Гавриил, собственно, отправился на приходское служение. С ним получилось интересно. Он учился в семинарии дважды. Сначала поступил и был отчислен. Потом держал отдельные экзамены на право занять духовную должность, был рукоположен во диаконы. Но вот это ощущение, что он недоучка, видимо, в нем глубоко сидело. Потому что с одной стороны в духовное сословие он уже включен, уже в штате епархии, он клирик, диакон с перспективой стать священником. Но то, что он не окончил курс семинарии, видимо, его все-таки внутри грызло. И он уже диаконом, отслужив пять лет, подает документы на восстановление в семинарии. И почти доучился. То есть диплом семинарии он все-таки получил в 1918 году, чуть-чуть не хватило до полного выпуска. Потом он перевелся поближе к своим родным местам. Сегодня это село в Пензенской области, и в 1937 году отец Гавриил был расстрелян вместе со священномучеником Феодором, еще одним саратовцем, епископом Пензенским, и они почитаются в один день. Это те святые, которые окончили полный курс.
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Беседы с батюшкой. Как жить во Христе? Священник Олег Патрикеев. 13 июня 2025
Лаврские встречи. Автор-исполнитель, уличный музыкант Андрей Приветов. Часть 1
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!