– Скажите, пожалуйста, почему Господь посылает нам тяжелые испытания?
– Никто из людей никогда не может сказать за Бога, почему Он что-то делает или не делает. Единственное, что мы можем осмыслить, зачем Бог что-то делает и зачем Бог чего-то не делает. Так этот вопрос будет звучать корректнее: «Зачем нам посылаются скорби?»
Мне очень нравится мысль апостола Павла: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 1–5). Здесь апостол Павел, как жемчужинки на нитку, нанизывает такие добродетели, которые могут происходить и от скорбей в жизни христианина.
Смотрите, от скорби происходит терпение – очень важное качество человеческой души. Сколько нетерпеливых людей, которые выходят из себя, ругаются, злятся, когда у них не получается иголку в нитку вдеть, не говоря уже о чем-то более серьезном. От терпения происходит опытность – человек начинает смотреть на мир глазами мудреца, имеющего опыт, не младенца, не историка – это очень важно. От опытности происходит надежда на то, что Господь никогда не оставит тех, кто поверил в Него, поэтому надежда и не постыжает. Вот зачем посылаются человеку скорби.
– Когда рассуждаешь в спокойном состоянии, действительно понимаешь, что нужны и терпение, и опытность, что надо бы быть мягче, лучше и т.д., но бывают такие страшные испытания, потери, болезни, когда человека как бы парализует: боль настолько нестерпима, что ему трудно видеть в этом какие-то преимущества, у него возникает ощущение, что Господь его не слышит или страшно на него прогневался. Как правильно реагировать на это, не впасть в отчаяние?
– Только доверием к Богу можно справиться. Великий новомученик XX века митрополит Кирилл (Смирнов) был приходским священником в Санкт-Петербурге, 15 лет отслужил как семейный батюшка, и вдруг его дочь проглатывает иглу и на его руках ужасно, мучительно умирает. Вслед за этим заболевает и умирает его жена. Батюшка принимает монашество и становится безусловным лидером церковного сопротивления 20–30 годов, совестью Русской Церкви. Вот вам пример того, как можно пережить то, что, казалось бы, пережить невозможно. Наверное, он действительно получил и опытность, и терпение, и надежду, иначе бы не стал тем, кем стал.
– Но наверняка и Вы сталкивались с верующими людьми, для которых боль потери невыносима. Что в таких случаях Вы советовали и что наблюдали? Как люди выходят из этого состояния?
– Советовать очень сложно. Вспомните друзей Иова, которые пришли его утешать, они семь суток молча сидели с ним, – так велико было горе Иова, что они молчали и находились рядом с ним, и лишь через семь дней молчания они начинают говорить ему свои речи, которые на него тоже особого впечатления не производят. Нельзя дать однозначного рецепта, как утешить человека. Есть, конечно, какие-то психологические методики, ведь не случайно в зону катастроф сразу же выезжают психологи, которые встречаются с родственниками погибших и помогают снять первоначальное шоковое состояние. Вообще утешение – это тоже дар от Бога, не каждый человек может утешить другого. Зато мы все можем помолиться за скорбящего или даже пригласить его к совместной молитве; это лучшее, что мы можем сделать.
Опыт церковной жизни показывает, что большинство взрослых людей и приходят в храм в моменты переживания горя утраты или скорби от болезни. Это и приводит человека в храм, он инстинктивно ощущает, что тут ему будет легче, и люди, ищущие в храме утешения, зачастую там остаются, потому что, видимо, действительно получают это утешение.
– Очень много вопросов на эту тему приходит от зрителей. Елена спрашивает: «У подруги погиб сын, 11 лет, она его очень любила, он был для нее смыслом жизни. Почему Господь допускает смерть детей?»
– Опять же на вопрос, почему Бог что-то делает или не делает, никто не может дать ответа, кроме Самого Бога. Почему Бог попускает смерть детей? А почему Бог попускает смерть взрослых? Вы думаете, что 70-летнему человеку легко умирается? Ничего подобного. И 90-летние люди боятся умирать, потому что смерть для нас совершенно противоестественна. Господь смерть не сотворил – смерть пришла в мир с грехопадением человека. Когда мы читаем о грехопадении первых людей в раю, мы слышим, что Бог говорит Адаму: проклята земля за тебя. Проклятье земли для Адама и есть то, что окружает нас, – враждебный мир, в котором развиваются эпидемии чумы, коронавируса, холеры, уносящие тысячи жизней, происходят землетрясения, наводнения, засухи, извержение вулканов, в катастрофах гибнут люди. Это опять же качественная греховная перемена окружающего мира, он изменился к худшему вместе с человеком, в этом мире живущем. Поэтому в мире присутствует смерть, в том числе и смерть детей. Но исходя из той постановки вопроса, которую Вы мне прочитали, можно сказать, что, во-первых, ребенок не должен быть смыслом жизни, смыслом жизни для человека должен быть Бог, Он должен стоять в центре человеческой жизни. Об этом прекрасно сказал блаженный Августин: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах», в том числе и ребенок. Тогда с его смертью смысл жизни не прекратится. И, конечно, ребенок должен быть не один в семье, о чем мы все время говорим людям, тогда тоже не случится того, что случилось с этой несчастной женщиной. Эта житейская мудрость утрачена в нашем безбожном обществе, что приводит к таким тяжелым трагедиям. Я говорю не о смерти ребенка, а о том, как это воспринимает его мать.
– Очень часто люди в такой момент склонны сетовать на Бога, на Его жестокость, они начинают в Нем сомневаться.
– Таким людям я посоветовал бы рассуждать по-взрослому. Знаете, как Зигмунд Фрейд, знаменитый психиатр и атеист, объяснял наличие религиозности в человеке? Он говорил, что базовое чувство, базовый инстинкт любого ребенка – чувство привязанности, потому что ребенок рождается в мир абсолютно нежизнеспособным, он может прожить, только если рядом будет взрослый, поэтому основной, базовый в ребенке инстинкт – это инстинкт привязанности к взрослому. Потом, когда ребенок вырастает, этот инстинкт начинает ослабевать, ребенок становится более самостоятельным и в конце концов теряет эту связь. Но в некоторых людях, говорит Фрейд, этот инстинкт почему-то остается, это инфантильные люди с задержкой в детском возрасте, и именно это чувство привязанности ими переносится на идею Бога, Который становится для них новым взрослым. Который что сделает? От всего защитит, и будет мне сытно, уютно и безопасно. Так вот, от этого детского, инфантильного мышления нужно переходить к мышлению взрослому.
Господь очень часто говорит Своим ученикам: в мире будете иметь скорби, но мужайтесь, Я победил их, а значит, и вы сможете победить мир. Люди, которые ждут от Бога одних радостей, на мой взгляд, просто не доросли до Нового Завета.
– Не секрет, что когда человек долго болеет, у него очень портится характер, особенно если заболевание тяжелое, а уж тем более неизлечимое. Несут ли скорби какие-то духовные разрушения?
– В общем-то, да. Давайте опять вспомним праведного Иова, который, заболев проказой, неизлечимой смертельной болезнью в древности, проклял ночь, в которую был зачат, и день, в который родился. Это же настоящая истерика, настоящее отчаяние, и так бывает со многими тяжко болящими. В то же время, пережив этот самый страшный момент, люди, в том числе и больные онкологией, берут себя в руки, а если это верующие, то у них еще легче получается, начинают бороться и пытаться как-то выздоравливать, приходят в себя. Бывает и наоборот. Я думаю, что испытание – это некоего рода обострение того, что и раньше было в человеке. Если он и до этого был капризный, эгоистичный, себялюбивый, то болезнь дает ему лишь новый повод быть еще более капризным, еще более эгоистичным, и, конечно, с таким человеком нелегко тем, кто рядом с ним находится. А если, будучи верующим, он подавлял в себе эти греховные наклонности, то ему и с болезнью легче справиться, он в любых обстоятельствах может оставаться человеком, достойным своего звания.
– Как все-таки найти в себе силы с любовью принимать тяжелые, подчас нестерпимые, испытания, которые Господь посылает?
– Почему с любовью? Не нужно это с любовью, как Вы говорите, воспринимать. Нужно это воспринимать мужественно. Еще процитирую конец Книги Иова, когда с ним начинает говорить Бог: Господь отвечал Иову из бури и сказал: Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне (Иов 38, 1–4). Перевожу на современный язык: давай разговаривать как взрослые люди. И с этого и начинается расстановка всего по своим местам.
– Что самое важное в перенесении скорбей? Какое качество помогает это состояние пережить?
– Терпение (возвращаемся к апостолу Павлу), мужество и надежда. Терпение удерживает нас от скатывания в истерику, мужество позволяет выработать в себе необходимую каждому силу воли, трезвомыслие и надежду на то, что мы действительно в руке Божией, что Господь избавит нас от того, что нам не нужно.
– Отец Кирилл, спасибо Вам большое за ответы на непростые вопросы. И по традиции нашей программы хотелось бы попросить у Вас пожеланий для наших зрителей.
– Я желаю внимательнее рассмотреть икону Божией Матери, которая называется «Всех скорбящих Радость», и, рассмотрев ее, почувствовать, что Божия Матерь действительно Своей радостью, которую Она дарует верующему в Господа нашего Иисуса Христа, способна утешить любую скорбь.
Ведущая программы Ольга Бытко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!