– Работа с молодежью всегда была одним из самых важных и в то же время самых сложных направлений миссионерской деятельности Православной Церкви. А удается ли Церкви сегодня быть интересной и понятной новым поколениям?
Расскажите, пожалуйста, о деятельности молодежных обществ в нашей епархии.
– Мы даем возможность церковной и нецерковной молодежи, которая приходит в Церковь (а у нас есть люди, которые еще даже в храм не ходили), реализовать себя и развивать какие-то свои таланты. И самое главное – получать удовольствие и радость от того, что служишь людям, ближним.
В епархии мы много разных подходов пробовали, каждый год практически мы меняем структуру работы с молодежью, сейчас у нас основной упор на «Ковчег». Дело в том, что вся активная молодежь из молодежных организаций других храмов, не покидая своих молодежек, еще участвует и в направлениях «Ковчега», и получается, что «Ковчег» стал общеепархиальным молодежным клубом, который дает возможность активной молодежи (или как сейчас модно говорить – пассионарной молодежи) себя реализовывать.
– «Ковчег» – это молодежный клуб при Свято-Троицком соборе Саратова?
– Да, при Свято-Троицком соборе, но, мне кажется, он уже стал общеепархиальным.
– А вообще сколько молодежных обществ в Саратове и какие из них самые активные?
– Есть, например, «Ладья» при храме святителя Митрофана Воронежского. «Ладья» до недавнего времени была самой крупной молодежкой у нас, у них тоже есть своя специфика, есть какие-то особенности работы с молодежью. Они сейчас начали заниматься кормлением бездомных и малоимущих.
В Ленинском районе сейчас открылась молодежка «Анкира», отец Артемий Мягченков начал ею заниматься при храме святителя Спиридона Тримифунтского, и я очень доволен, что он ответственно к этому относится. У него мечта, как он говорил, сделать подобие «Ковчега», только в Ленинском районе.
«Соль земли» еще у нас есть при Покровском храме. Но все эти молодежки, получается, как общины, в этой общине молодые собираются, у них какие-то свои встречи проходят, какие-то игры, совместные выходы на природу. А что-то масштабное мы всегда делаем вместе.
Когда мы с группой отцов, которые занимаются молодежной работой, взяли на себя это послушание, то поставили себе цель именно объединить все эти молодежки, чтобы это не были какие-то «междусобойчики», а чтобы что-то важное и крупное мы делали вместе. И, слава Богу, сейчас мы к этому приходим.
А самое главное – мы наконец-то пришли к служению молодежных литургий, когда действительно люди понимают, для чего они приходят в храм. Потому что первые молодежные литургии были еще не совсем осознанные. А последнее такое богослужение было у нас 23 февраля – это была уже народная литургия, все вместе пели, у всех на руках были тексты службы… Все очень активно участвовали в литургии, и многие говорили, что они первый раз такое переживают, настолько открытой для них была служба... И такое объединение молодежи вокруг Чаши – это то, к чему мы и стремились. Я надеюсь, мы будем продолжать эту традицию, и самое главное – вся эта молодежь будет не просто объединяться какими-то добрыми делами, но еще и вокруг Чаши.
– Какие направления деятельности есть у «Ковчега»?
– Самое активное – это направление медиа, это ваши коллеги и, может быть, будущие кадры. Ребята занимаются съемкой роликов во время мероприятий. Они делают краткие ролики, делают более масштабные, большие ролики. У них на день рождения организации вышел ролик, посвященный всей деятельности «Ковчега», и все желающие могут зайти на страницу «Ковчега» в сети «ВКонтакте», там этот ролик сверху закреплен. В нем вся деятельность «Ковчега» очень подробно описывается в схемах, в эмоциях людей. Ребята занимаются видеосъемкой, фотосъемкой, монтажом, написанием новостей, написанием коротких сообщений или больших серьезных статей.
Кроме направления медиа, очень хорошее направление – экология. Ребята занимаются экологическими акциями, посадкой леса, ездили на несколько акций высадки деревьев, участвуют в сортировке мусора, ездят в приюты для животных, и не для того, чтобы потискать животных и умилиться, а для того, чтобы действительно поработать, ребята там трудятся.
Есть еще направление теологов, ребята-семинаристы там участвуют и студенты теологии СГУ. Теологи больше отвечают за катехизацию новоприбывших, потому что действительно людей приходит много, кто-то приходит, кто-то уходит, и если человек нецерковный, он как раз потихонечку начинает воцерковляться, и помогают ему в этом теологи.
Кормят бездомных и малоимущих, нуждающихся. Особенность этого проекта в том, что это все делается без какого бы то ни было финансирования, никакого грантового финансирования там нет, никто из ребят не получает зарплату, никаких «плюшек» они за это не имеют, а просто по зову сердца занимаются этим, и что важно – вся эта работа очень четко организована. Есть человек, который отвечает за пожертвования, потому что очень помогают пожертвования людей со стороны, которые и продукты жертвуют, и средства на закупку продуктов. Есть люди, которые занимаются фасовкой, есть автоволонтеры, которые развозят по точкам продукты и самих ребят. Очень важная структура есть – служба безопасности, это парни, которые дежурят на кормлении, чтобы не было никаких конфликтов. Дежурит обязательно священник, чтобы еще какую-то духовную помощь оказывать, и если кто-то хочет, то может обратиться к священнику. То есть структура очень четкая, сложенная годами.
– А что такое «сторителлинг»?
– Буквальный перевод слова «сторителлинг» – «рассказ историй». Но это рассказ историй не из своей жизни. В том сторителлинге, который у нас проходит в обществе «Соль земли» (а ребята из этого общества заняли такую творческую нишу), ребята берут самые любимые произведения из прозы, рассказы, романы, и стараются читать их выразительно.
Мы стараемся творческое направление тоже развивать. В обществе «Соль земли» – это сторителлинг, в «Анкире» и «Наследии» – а это две объединенные молодежки – есть ансамбль.
При «Ковчеге» ребята организовывают, во-первых, творческие встречи, так называемый «свободный микрофон», когда все, кто хотят, читают либо краткие прозаические отрывки, либо поэзию, причем не только классическую, но и современную. Кто-то даже может перечитать стихи какого-то современного исполнителя рэпа, кто-то на гитаре играет, песни поет. Занимаются съемкой разных роликов, используют своих актеров для этих съемок, ставят спектакли, сценки... И мне кажется, это творчество в молодежках – очень полезная вещь. Все-таки творчество – это реализация одного из талантов, одного из видов образа Божьего, который в нас заложен. Ведь Господь – Творец, и мы призваны тоже творить.
– Кто и почему сегодня приходит в эти молодежные сообщества?
– Сейчас в том же «Ковчеге», благодаря тесному взаимодействию отца Бориса с православной гимназией, стало очень много старшеклассников. Взрослых людей и людей среднего возраста относительно этих старшеклассников процентов, наверное, двадцать. Очень много молодежи, и это не может не радовать. Ребята общаются друг с другом, кто-то приводит своих друзей. Друзья часто невоцерковленные, даже те самые гимназисты из православной гимназии тоже не всегда бывают воцерковленными. Кто-то из них начинает воцерковляться уже именно в «Ковчеге».
Тут возникает такая интересная ситуация: как только «Ковчег» начал действовать, в основном все мероприятия были развлекательного характера, и кто-то мог нас в этом упрекнуть. И до сих пор, я думаю, есть люди, недовольные тем, что у нас много развлекательного контента, каких-то досуговых мероприятий, походов и поездок на природу, игр в ту же самую «Мафию» или еще во что-то. Кому-то это может не понравиться. Но дело в том, что когда ребята видят, что их не только заставляют работать и что-то делать, когда в них видят не ресурс, а людей и дают им возможность тот досуг, который бы они проводили на улице, проводить в хорошей компании, они это очень ценят. Благодаря этому они с радостью берут на себя и какую-то ответственную работу, послушания.
Мне кажется, большинство имеют запрос насытиться общением со своими сверстниками, с людьми, которые им интересны. Я бы не сказал, что кто-то из этих ребят не мог найти себе друзей, как Чебурашка; я думаю, у большинства из них много друзей и в школах, и в вузах – но тут они находят друзей близких по духу, да еще и в церковной ограде. У них появляется возможность поговорить о тех вещах, которые им просто не с кем было обсудить. Ведь у нас же есть такая проблема, и проблема не новая, когда после 13 лет дети выходят из воскресной школы – и пропадают. И больше мы их не видим. В 20–25 лет, бывает, слава Богу, люди возвращаются в Церковь. А в период «отвязного» юношества мы их просто не видим, потому что он у них проходит уже в других компаниях. И мы им тут даем возможность проявлять какую-то свою «отвязность», свою энергию пускать в ход, мы не пугаемся их ошибок; если они что-то сделают неправильно – никто их за это не ругает, не критикует. Они просто развиваются, развиваются в церковной ограде, и многих это очень сильно цепляет. Их цепляет то, что они там нужны, что они не просто приходят пообщаться, приходят для массовки, а действительно нужны, они приносят пользу людям и Церкви. Это очень важно, когда человек приходит не просто чай попить и послушать что-нибудь интересное, в настольные игры поиграть или что-нибудь обсудить, а приходит для того, чтобы послужить своим ближним, и видит на это отклик.
– Сейчас священников очень часто приглашают в школы, институты, колледжи. Есть ли от этой деятельности какая-нибудь польза? Ведь студенты, школьники часто раздражаются от этих принудительных собраний, уроков о важном. Есть ли какие-то трудности в этой миссии среди молодежи?
– Да, это проблема, что ребят сгоняют туда насильно (будем называть вещи своими именами). Многие этого не хотят. И первое, с чем сталкивается священник, – нужно перебороть этот негатив. У нас была еще тяжелее ситуация, когда мы с отцом Борисом приходили в одно из образовательных учреждений. Это был период, когда проходили разные политические митинги, и нас позвали в надежде, что мы сейчас «промоем» детям мозги и все будет хорошо. А перед нами выступал человек, который представлял силовые структуры. И вот этот человек очень сильно начал на учеников налегать, угрожать тем, что родителей лишат родительских прав; в общем, накалил атмосферу донельзя – и ушел. И мы остались с отцом Борисом наедине с этими детьми, которые были уже просто озлоблены из-за этого.
Тут мне пришлось начинать с того, чтобы объяснять им – я пришел говорить о любви. И хоть была заявлена тема экстремизма, как-то мы начали выкручиваться, и это получилось. Нашли подход к каждому, и к мусульманину, и к православному, и к атеисту, и те, что были заинтересованы, – были довольны этой встречей. Сколько мы занимаемся этой деятельностью, сколько нас приглашают в школы, вузы – мы видим, что все равно есть отклик. Даже когда мы начинаем рекламировать наши молодежные сообщества, люди заинтересовываются и потом туда приходят.
Я тесно начал сотрудничать с Техникумом отраслевых технологий, мы встречались с его учащимися в общежитии за чаем с печеньем, просто беседовали. Беседовали с теми, кто хотел. Кто не хотел – спокойно уходил. И даже были ребята-мусульмане, которые тоже задавали свои вопросы. В таком ключе, мне кажется, это очень хорошо.
Главное, чтобы тот человек, который приходит к детям, во-первых, мог с ними говорить на одном языке (или хотя бы на понятном для них языке). Я не говорю о том, чтобы переходить на молодежный сленг, но хотя бы доступно с ними общаться, и самое главное – понимать и чувствовать их. А вот понимать и чувствовать молодежь, к сожалению, могут не все.
– По традиции нашей программы просим небольшое пожелание для наших, надеюсь, молодых зрителей.
– Я хочу вам пожелать найти самих себя в этой жизни, найти то, чему вы могли бы посвятить себя, и в этом реализоваться.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!