Православная азбука. Крещение

19 декабря 2022 г.

Одна из целей нашей программы – рассказать светским людям о жизни Церкви. Этот выпуск посвящен крещению, ведь именно с него для множества из нас начинается знакомство с Церковью. Когда люди крестят своих детей или становятся крестными детей знакомых, они часто впервые встречаются с храмом, со священником, и, естественно, у них возникает множество вопросов. На некоторые из них сегодня нам ответит протоиерей Кирилл Краснощеков.

– Самый частый вопрос о крещении: «Зачем нужны огласительные беседы? И можно ли их избежать?»

– Избежать их совершенно невозможно, поскольку это, на мой взгляд, самый действенный способ донести до наших потенциальных христиан, для чего нужно крестить детей.  

«Оглашение – совокупность бесед, разъясняющих основы христианского вероучения для тех, кто готовится принять крещение, а также для будущих крестных и родителей крещаемых детей».

– Люди приходят крестить детей и не знают – зачем?

– Верно, очень часто это так.

– А как они объясняют свои мотивы?

– Я всегда спрашиваю родителей об их мотивации. Ответы всегда стандартные: 99% мам крестят для того, чтобы у ребенка была защита. У них срабатывает материнский инстинкт, они хотят прикрыть своего младенца еще и ангельскими крыльями. А 99% отцов говорят: я крещеный, и он пусть будет. У мужчин срабатывает традиция. Но ни то, ни другое не является достаточным аргументом для крещения человека. И, отталкиваясь от этого, священники на огласительных беседах должны донести истинный смысл крещения до родителей, до крестных или до взрослых людей, которые хотят креститься сами.

– А какой у них основной мотив для крещения?

– У взрослых мотивация более серьезная. Как правило, они хотят начать новую жизнь. Это гораздо ближе к подлинному смыслу крещения. У них есть ощущение, что в Церкви, во Христе есть та самая истина, познав которую человек обретает смысл своей жизни. Но эта истина им, к сожалению, неизвестна. У них есть только желание.

За годы своей священнической практики я не припоминаю взрослого человека, который пришел бы креститься, прочитав Новый Завет или изучив догматическое богословие и канонические нормы Церкви. У них есть желание чего-то нового и светлого. Но оно совершенно неоформленное. И задача катехизаторов, проводящих эти беседы, разъяснить это человеку.

«Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и призывании Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную».

– В народе бытует мнение, что если покрестить ребенка, то он не будет болеть и избежит каких-то неприятностей и тягот. Действительно ли крещение дает такую возможность?

– Господь действительно обещает нам жизнь с избытком, только жизнь эта совсем иная –христианская. Безусловно, в ней есть место и нашим чисто земным нуждам. А как иначе? Всем нам нужны здоровье, пища, работа. В Евангелии есть очень важная фраза: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Речь идет о приоритетах. А когда они переворачиваются с ног на голову, человек воспринимает Бога как Того, Кто ему за пятидесятирублевую свечку подаст здоровье, работу, машину, дачу и мужа в придачу. Но человек глубоко ошибается. Это языческое сознание и отношение к Богу. Суть язычества не в том, что там много богов. Это не так важно. Суть именно в отношениях с Богом. Бог язычнику нужен для того, чтобы помогал. Вот и все. А я ему за это буду жертвы приносить. А в чем мне нужна помощь – это мое дело. Если мне надо украсть чего-нибудь, пусть поможет украсть. Если мне надо соблазнить кого-нибудь, пусть поможет в этом. Ведь на то он и бог-помощник, а уж я отблагодарю. Христианство совершенно по-другому смотрит на отношения человека с Богом.

– Для язычников Бог как золотая рыбка, которая служит на посылках?

– Верно. А стать христианином значит вступить с Богом в завет. Что существует Новый Завет, люди, может быть, и слыхали, но вряд ли читали, но вопрос «что такое завет?» ставит их в тупик. А между тем это конкретный юридический термин, который означает договор. Новый Завет – это новый договор человека и Бога.

Все мы подписываем договоры. Когда устраиваемся на работу, подписываем трудовой договор. Покупаем квартиру, подписываем договор купли-продажи. Какие составные части любого договора? Обязанности и права сторон. И те, кто его подписывает, дают свое согласие соблюдать свои обязанности и получать исполнение своих прав.

Новый Завет – это точно такой же договор, который каждый христианин подписывает с Богом, и у каждого есть свои определенные обязанности и права. Конечно, мы надеемся, что Господь подаст нам исцеление в болезнях и помощь в трудностях, но мы должны соблюдать свою сторону договора. Он не работает, если какая-то из сторон его нарушает.

– В чем заключаются наши обязанности?

– Если в двух словах, соблюдать заповеди. О том, какие именно заповеди, – долгий разговор.

– Вопрос от телезрительницы Екатерины: «Действительно ли так необходимо крестить во младенчестве? Разве правильно принимать такое решение за ребенка? Не считается ли это нарушением его границ и права выбора?»

В каком возрасте нужно крестить ребенка?

– Конечно, нужно крестить малышей. Почему же человек, родившись в христианской семье, должен жить вне Церкви?

Как можно принимать такое решение? А что тут необычного? В чем тогда обязанности родителей, если не в воспитании детей? Может быть, многие сейчас думают, что обязанности родителей заключаются в том, чтобы накормить, одеть, устроить в лицей, нанять репетиторов. А как же воспитание? Мне кажется, именно воспитание есть первейшая и самая главная обязанность родителей. 

А христианское воспитание такое же воспитание, как всякое другое. Если вы твердо решили, что вы, как мать и отец, обязаны не просто обеспечить физиологическое развитие, но и воспитать ребенка, а сами являетесь христианами, то почему же вам не воспитывать его в своей вере? Я не вижу здесь никаких противоречий.

– Эти рассуждения из серии, что ребенок вырастет и сам выберет, можно обманывать или нельзя, можно брать чужое или нельзя… Мы естественным образом объясняем это в маленьком возрасте.

– Это как в том анекдоте: «А кто у вас – мальчик или девочка?» – «Вырастет, сам решит». Это же абсурдная ситуация. Христиане должны быть трезвомыслящими и по-хорошему консервативными, в том числе в домашнем устройстве. А это означает, что они могут и должны воспитывать своих детей, это их первейшая родительская обязанность перед Богом.

– Такая проблема на самом деле есть. Я сама, когда крестила первого ребенка, искала храм, где не проводятся огласительные беседы. Мне тогда и в голову не приходило, что за крещением должна следовать церковная жизнь, состоящая из посещения храма, общения внутри приходской общины, участия в таинствах. Целая новая жизнь. Но тогда я об этом и не задумывалась. Многие молодые родители приходят в церковь с таким же запросом: оплатить услугу и получить ее. И дальше самостоятельно не приобщаться. Просто ребенку ставят защиту – как на телефон.

– Так и есть. Что напрочь отсутствует в сознании наших христианских современников, так это понимание Церкви как организации. И когда им об этом говоришь, у них даже глаза тускнеют. Потому что слово «организация» у нас насыщено исключительно негативным смыслом: тебя замучают, и ты будешь очень долго добиваться своего.

«Организация» и «организм» – однокоренные слова. У человека прекрасный организм, в котором огромное количество клеток, органов, связок, мышц и косточек, и все это работает. Так устроил Господь. И пока что-то не заболело, мы даже не замечаем, что у нас есть легкие, которые дышат, сердце, которое бьется. Это все происходит как бы само по себе. Вот что такое организация, это прекрасный, гармонично устроенный организм, созданный Богом.

Церковь как раз такая. Апостол Павел говорит, что Церковь – это тело Христово, а мы его клеточки, органы, части. Но как изначально стать клеточкой этого организма? Как и в любой другой организации, в нее нужно вступить. И в этом смысле Церковь принципиально ничем не отличается от любой другой общественной организации, будь то политическая партия или клуб по интересам.

Что вы делаете, если хотите вступить в какую-то политическую организацию? Наверное, вы изучите ее программу, познакомитесь с ее лидером, и он вам понравится, пойдете голосовать за организацию на выборах, более того, будете агитировать за нее в своем доме, будете ходить на демонстрации и партийные собрания. Если вы завели щенка, то вы вступите в клуб собаководов, чтобы найти там единомышленников и помощников. То же самое и с Церковью.

Человек, вступающий в Церковь, должен понимать, как он будет себя реализовывать в этой организации. Что значит быть христианином? Не бывает так, что человек пришел в клуб собаководов, попросился стать его членом, а на вопрос о собаке ответил: «Нет собаки, я больше кошек люблю». А на вопрос «Зачем вы тогда к нам пришли?» он ответит: «Говорят, так надо, так лучше». Это же абсурд. Но у нас так и происходит. И когда люди на огласительных беседах впервые об этом задумываются, у них в головах начинается очень серьезная перестройка. Не скажу, что прямо все бросаются воцерковляться, но, по крайней мере, понимают, что их представления о крещении и его истинной сути очень различны.  

«Крестные родители – свидетели в таинстве Крещения, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни, научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви».

От наших телезрителей поступает очень много вопросов о крестных. Зачем они нужны? Какие у них обязанности? Можно ли быть крестным, если не посещаешь церковь?

– Крестные – непременные участники огласительных бесед, на них обращается такое же внимание, как и на родителей. Я начинаю беседы с такого же вопроса: «Как Вы считаете, что значит быть крестным?» Обычно ответы про ответственность и заботу о детях в случае смерти родителей. Быть крестным – значит быть вторым отцом или матерью ребенку.

В общем-то, правильные ответы, ведь они хотят помогать своим крестникам. Но важно – в чем? Опять в каких-то их житейских делах и проблемах. На беседах священник объясняет, что у них есть более сложная задача. Они должны стать проводниками этих детишек в их христианской жизни, напрямую участвовать в их христианском воспитании. Они являются их поручителями перед Церковью.

Если кого-то из церковных людей пригласила в крестные нецерковная семья, надо сесть с ними за стол, за чаем все это объяснить им. И спросить их, понимают ли они это, дают ли гарантию, что будут в этом помогать, что в воскресенье дети пойдут в церковь с крестным, а не поедут на дачу, что в пять лет их отдадут в воскресную школу, а не в секцию волейбола. Можете даже оформить это обещание в письменном виде, пусть подписывают. Если гарантировали и подписали, то смело можно идти в крестные. А если сказали: «Нет, нам это не надо», то отказывайтесь. Ваша совесть будет чиста.

– В завершение нашей беседы скажите, пожалуйста, пару напутственных слов для людей, которые собираются в ближайшее время стать крестными или крестить своего ребенка.

– Отнеситесь к этому делу очень ответственно. Перед огласительными беседами почитайте информацию о крещении в Интернете, посмотрите видеоролики о том, что значит быть христианином. И приходите на беседу подготовленными, порадуйте батюшку.

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 14:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 02:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 03:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать