В конце сентября в Саратове проходил XXII Международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». И одной из площадок фестиваля стал храм во имя святителя Митрофана Воронежского, где проходил вечер показа короткометражных фильмов. Об этом событии, а также о кино с христианскими смыслами мы сегодня поговорим с настоятелем храма святителя Митрофана священником Игорем Москвичевым.
– Как получилось, что ваш храм стал одной из площадок фестиваля? Такой показ прошел у вас впервые?
– Показ фильмов уже несколько лет проходит на базе нашего храма, а началось все с предложения отца Павла Морозова, руководителя Отдела по делам молодежи нашей епархии. В нашей молодежке по пятницам проходят встречи в киноклубе. Первая пятница месяца посвящена евангельским беседам, во вторую пятницу я им что-то рассказываю, в третью – зовем гостя, в четвертую – смотрим фильм. Такой формат у нас востребован, и уже несколько лет в сентябре, в дни проведения фестиваля, мы встречаемся с ребятами, волонтерами, они приносят нам какие-то фильмы, мы их смотрим, обсуждаем и очень продуктивно общаемся.
В этом году мы посмотрели шесть фильмов в основном на христианскую тематику, некоторые из них были не на русском языке, мы их смотрели с субтитрами.
– Я прочла, какие фильмы вы смотрели. Порой сложно сказать, что они христианской тематики. Например, фильм о жертвах теракта; фильм об учительнице, которая живет в горах и ежедневно проходит много километров, идя к своим ученикам. Про шведа, который живет со своей собакой в горах, далеко от людей.
– Тем не менее это христианская тематика, хотя и не совсем очевидная. Например, в фильме «Алые рельсы», который рассказывает про теракт в Петербургском метро в 2017 году, одна героиня, выжившая в тех событиях, рассказывает о том, как все произошло. И многие после просмотра этого фильма отметили, насколько уязвима человеческая жизнь, насколько часто мы позволяем себе отмахнуться от кого-то, отложить что-то на завтра. А завтра может не наступить, внезапно жизнь человека может оборваться. И потом остается только сожалеть, что мы не успели для кого-то что-то сделать.
Мы не знаем, когда нас призовут к ответу, когда оборвется наша жизнь. Евангелие учит нас жить сегодняшним днем и не строить больших планов на будущее, потому что мы не знаем, что будет завтра.
– А еще был фильм о маленькой народности в далекой стране, как люди выживают.
– Это фильм о том, что проблемы есть не только в нашей стране. Есть народы, которые, превозмогая засуху, жару, возделывают землю, данную им Богом. Конечно, сложный фильм, тяжелый. Когда его смотришь, понимаешь, что наши проблемы вполне решаемы; и все познается в сравнении. И скрытый христианский подтекст все-таки здесь присутствует.
– Фильм о враче еще был в программе.
– О докторе, который помогал тем, кто оказался на дне, людям зависимым, тяжелобольным. Главный герой сам болел, по-моему, онкологическим заболеванием, но при этом он не терял надежды, помогал другим. Это тоже иллюстрация того, о чем мы читаем в Евангелии: вера без дел мертва.
– Понятно, что Вы видите в этих картинах христианскую тематику. А на ребят из молодежного сообщества какое впечатление эти фильмы произвели?
– Они задумались над своей жизнью, над своими проблемами, над тем, что есть вещи, которые можно и нужно решать. Кто-то просто посмотрел и сделал для себя какие-то выводы. А кто-то живо участвовал в дискуссии. Было интересно.
– По Вашим наблюдениям, какие фильмы больше нравятся молодым людям? Художественные или документальные?
– Все-таки художественные, потому что они более живые. Хотя и документальные фильмы рассказывают о каких-то жизненных обстоятельствах, явлениях, к их съемкам привлекаются эксперты, а когда мы слышим авторитетное мнение, то это отзывается в нашей душе, правильно воспринимается.
– А были у вас какие-то аншлаговые показы фильмов, которые всем очень понравились?
– Очень много зрителей было, например, на фильме «Исцеляющая любовь» (к сожалению, не помню фамилии режиссера). Это фильм об итальянском враче, который служил своим пациентам.
– Есть ли разница между фильмами христианской тематики и фильмами православными? Фильмы, о которых Вы сказали, напрямую не связаны с верой и с вопросами религии. Тем не менее Вы считаете, что там христианская тематика есть.
– Православные фильмы, как мне кажется, – это те, в которых рассказывают о монастырях, о подвижниках благочестия. Они чаще всего ориентированы на новоначальную аудиторию, на тех, кто только переступает порог храма. Такие фильмы, конечно, должны быть. А когда человек уже входит в церковную жизнь, когда знакомится со Священным Писанием, то фильмы христианской тематики помогают ему увидеть то, о чем он читал в Евангелии, как бы иллюстрируют евангельские истины.
– Православное кино, которое рассказывает о святых и святынях, интересно человеку воцерковляющемуся. А для людей, пока далеких от Церкви, фильмы миссионерской направленности всё же должны быть художественными или документальными?
– Наверное, легче реализовать миссионерские задумки в художественном фильме. Потому что здесь есть свобода, можно что-то придумать, написать сценарий, его обыграть. С документальными фильмами сложнее. Но документальные фильмы помогают развиваться как самим авторам фильмов, которые выезжают на место съемок, соприкасаются со святынями, так и тем людям, которые впервые узнают о святых или, допустим, о каких-то аспектах церковной жизни. Я думаю, через художественный фильм христианской тематики легче передать миссионерскую идею. Но опять же ко всему нужен ответственный подход, все нужно делать качественно.
– Каждый год выходит какой-то фильм, который так или иначе затрагивает вопросы веры. «Ученик», «Страсти по Матвею». То есть интерес у зрителя есть. Как Вам кажется, насколько качественно этот интерес удовлетворяется? Не превращаются ли эти фильмы в своего рода «скандалы, интриги, расследования»? Можете ли Вы назвать примеры адекватной передачи внутренней жизни Церкви и верующих людей посредством кино?
– Фильм «Поп», например. Хоть и не назовешь его новым, но он вызвал дискуссию и получил широкий отклик. Спрос рождает предложение. Раз эта тема становится интересной, то, соответственно, появляется в искусстве, кинематографе ее отражение.
Я думаю, если человек, который создает подобного рода фильмы, сам в этой теме ориентируется, то он убережет сценарий от каких-то крайностей. Понятно, что все люди ошибаются, в том числе и люди церковные. Но если человек не знает, как лучше отразить ту или иную сцену, как лучше говорить о том или ином аспекте церковной жизни, то все-таки лучше посоветоваться со знающими людьми.
Вспоминается популярный советский сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». На съемках этого сериала актеров консультировали сотрудники органов внутренних дел, поэтому он получился живым, интересным и понятным.
– И достоверным.
– Думаю, что этот же принцип может быть и в православном кино, которое рассказывает про церковную жизнь. Если режиссер чего-то не знает, то не грех будет у кого-то и спросить.
– А как Вам кажется, каких фильмов сегодня не хватает?
– Я думаю, нужно просто смотреть хорошее кино и не тратить время на какие-то пустышки, на фильмы без смысла, потому что снимается очень многое на потребу, и во всем этом изобилии нужно суметь найти что-то свое, что-то полезное. А если смотреть весь этот поток, то не хватит никакого времени.
Но если человек подходит к этому процессу осознанно, то выбор тут очень широкий, каждому найдется что-то по душе, по вкусу.
– Не является ли просмотр кино, в том числе и хорошего, убийством времени?
– Если у человека уже сформировалась зависимость от просмотра кино, он не может без сериалов, то, наверное, тут нужно очень серьезно задуматься. Каждый должен для себя решить, сколько времени он может этим просмотрам посвятить без ущерба для семьи, детей. Нужно расставлять приоритеты. Главное, чтобы это не превращалось в зависимость, как апостол Павел говорил: Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
– Какие бы три фильма Вы посоветовали для просмотра молодым людям, чтобы они получили правильное представление о христианстве?
– Наверное, это фильм «Остров» Павла Лунгина, фильм «Поп», который при всей своей противоречивости тем не менее дает представление о том, что церковная жизнь, христианская жизнь – это прежде всего подвиг. А третьим, наверное, я бы назвал те самые «Страсти по Матвею». Это фильм про молодых христиан, про те трудности, с которыми они сталкиваются. А мы, когда сталкиваемся в своей жизни с проблемами, склонны обращать внимание на то, как с подобными трудностями справляются другие люди.
– Небольшое пожелание для наших зрителей.
– Нам всем не хватает детской, непосредственной радости в жизни. Поэтому скажу просто: живите и радуйтесь!
Ведущая Ольга Бытко
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!