− «Нехорошо человеку быть одному», − сказал Господь Адаму и дал ему спутницу жизни. Современным людям приходится искать себе супругов самостоятельно. Где православному человеку найти свою вторую половину и как не ошибиться в выборе? Сложно ли православному человеку найти пару?
− Я думаю, если ее искать, она обязательно найдется. Но что мы понимаем под словом «искать»? Если мы имеем в виду, что нужно взять факел и искать себе вторую половинку, то, наверное, так не получится. Если же мы говорим о том, что человек верующий, то у него должны быть некие принципы его духовной жизни, то есть он должен быть сформировавшейся личностью. Если он при этом ведет духовную жизнь, ходит в церковь, исповедуется, причащается, то наверняка он в церкви увидит кого-то, кто ему может понравиться.
− А если нет, что делать? В храме девушек больше, чем молодых людей. Может ли девушка искать себе будущего супруга не в церковной среде?
− Может, но она должна понимать, что потом со своим супругом будет делать. Если она готова жить с мужем неверующим и ее это устраивает, то пожалуйста. Но только захочет ли? Я не уверен.
− Она же будет надеяться, что увлечет его за собой в храм.
− Очень часто эта надежда не оправдывается. Поэтому лучше, наверное, искать в тех местах, где шанс увидеть именно человека верующего будет больше. Это может быть не только храм Божий. Саратов – центр студенчества, как мы знаем. И в Церкви очень много молодежи. Чуть ли не в каждом приходе есть молодежное сообщество, можно находить там, можно в паломнических поездках, на каких-то тематических вечерах, концертах, балах и так далее.
В местах, где молодежь есть, в любом случае будет и воцерковленная молодежь. И именно там надо искать свою вторую половинку.
− То есть Вы советуете искать будущего супруга именно в своей среде, церковной?
− Да. Надо искать некие ориентиры, чтобы не унывать, если что-то не складывается, не получается, но уметь доверять Богу в этом вопросе.
− А Вы долго искали свою супругу?
− Я нашел свою супругу тогда, когда перестал искать. И это уже было, когда я заканчивал учебу в Московской духовной академии. Я понял, что моя супруга, которая тогда еще была мне просто подругой, является тем самым близким человеком, с которым мне не надо как-то притворяться, стараться быть лучше, чем я есть. И она знает обо мне очень многое, чего не знает больше никто. И я понял: если не она, то тогда уж не знаю, кого мне надо...
− То есть вы дружили?
− Мы дружили до свадьбы. И в один момент пришло осознание того, что, наверное, семейная жизнь с ней и будет той самой волей Божией, о которой я мечтаю.
− Так и оказалось?
− Естественно.
− Раньше браки заключались таким образом: родители искали своим детям подходящую пару. Часто это был брак по расчету, но не всегда имелось в виду исключительно финансовое состояние будущего супруга или супруги. Расчет заключался и в том, что этот человек подходит, потому что он спокойный, сможет укротить любой характер; а это ─ хорошая хозяйка. То есть выгода состояла в том, что в дом придет добрая хозяйка или супруг будет хорошим работником, не будет ни пить, ни бить, а это тоже очень важные качества. Сейчас люди ищут страсти, буйства чувств. Возможны ли сейчас такие браки по расчету, советуете ли Вы своим молодым и не очень прихожанам, когда они ищут супругу или супруга, именно такой расчет в отношениях с противоположным полом: искать кого-то, кто подходит по каким-то параметрам?
− Влюбленность достаточно быстро проходит, а это некая ширма, за которой мы потом уже сможем увидеть настоящего человека. И если мы способны за этой влюбленностью увидеть в человеке хорошие качества, то, наверное, нам стоит остановить свой выбор на этом человеке. Если есть влюбленность, это замечательно, это некий дар Божий. И прекрасно, если влюбленность будет первой искрой, а потом уже мы поймем, что действительно влюбились в замечательного, хорошего человека. Но бывает так, что влюбленности нет. Мне кажется, если с этим человеком есть просто искренние и добрые отношения, то можно посоветоваться с духовником, объяснить ему ситуацию, и, возможно, он что-то подскажет, может быть, зная этого человека.
− А бывает так, что духовники, наоборот, отговаривают своих духовных чад от брака с человеком, который им не нравится по каким-то причинам?
− Духовник не может приказывать. Он может посоветовать, но выбор и ответственность за этот выбор всегда остаются за человеком.
− В социальных сетях есть такой распространенный статус: «в активном поиске». Православный человек может быть в активном поиске? Или нужно все-таки сосредоточиться на молитве, просить помощи Божией, чтобы Он показал нам того самого избранника? Или активный поиск уместен?
− Мне кажется, это не совсем уместно, все-таки мы должны смотреть на себя, на то, какие мы. Не искать, а работать над собой. Когда мы будем интересны себе, то обязательно найдется человек, которому мы тоже будем интересны и близки. Я не думаю, что какой-то активный поиск этому поспособствует. Возможно, от него будет совершенно обратный эффект, если мы пытаемся к одному человеку подойти, к другому, думая, что вот уже он тот самый... Но Господь, по тем или иным причинам, как-то отводит от этого человека.
Возможно, такой активный поиск нас немножко введет в какое-то уныние от череды неудач. Нам надо понять, что надо перестать искать и сосредоточиться на том, чтобы просто жить, быть хорошим человеком и хорошим христианином. И надеяться на Бога! А Господь уже, по нашим молитвам и по Своей собственной воле, пошлет нам такого человека, который нам будет нужен. И мы можем в итоге даже очень удивиться, что, оказывается, этот человек находился рядом с нами, а мы его не замечали. Мы искали кого-то, но не видели того, кто нам действительно нужен. Поэтому я думаю, что все-таки надо сделать акцент на молитве, на своей духовной жизни и доверии Богу.
− Если все-таки избранник окажется неверующим или не совсем определившимся, что будет правильно? Прекратить всякие отношения, несмотря на то что тебя, может быть, тянет к этому человеку, он тебе нравится; или надеяться на то, что когда-нибудь он исправится, что-то в его мировоззрении поменяется и ты сможешь привлечь его на свою сторону?
− Если человек верующий, он должен понимать, что для создания семьи должен быть некий фундамент. И самым важным камнем в этом фундаменте является вера. Мне кажется, надо иметь большую смелость, чтобы связывать свою жизнь с человеком невоцерковленным, неверующим, потому что очень часто так бывает, что человека не переубедить. Возможно, что и этот человек не придет к Богу, и вы от Бога отойдете. И это очень печально, если так случается.
Но когда у нас есть возможность выбора, я думаю, надо все-таки останавливать выбор на том человеке, который ближе к Богу. Когда оба верующие, они хотят спасения и себе, и своей второй половине. Они могут уступать, могут жить по Евангелию, иметь смирение, терпение, чего может не быть у человека невоцерковленного. А эти духовные, моральные качества в семейной жизни играют очень важную роль.
Так что пока есть выбор, надо искать человека верующего. А если мы поняли, что человек неверующий, уже после того, как поженились, надо молиться об этом человеке и постараться как-то его к Богу привести. А если этого сделать не получится, то просто желать ему спасения и быть хорошим христианином, любить его таким, какой он есть. И он, видя эту любовь, видя отношение к себе, неверующему, возможно, поймет, что такая любовь – это Божий дар, и к Богу придет.
− Церковь призывает молодых людей и девушек соблюдать чистоту, оставаться целомудренными до вступления в брак. Вам не кажется, что это требование какое-то устаревшее? А если они ошиблись, если они друг другу не подошли в этом плане, как быть? Это же разбитое сердце, разбитая судьба. Может, это какое-то устаревшее требование и стоит его отменить?
− Близость между мужчиной и женщиной является некой тайной. И когда мы в эту тайну входим, не имея никакой ответственности за человека, то в абсолютном большинстве случаев мы таким человеком будем как-то пренебрегать, перестанем его ценить. То есть мужчина (или женщина) скажет, что получил все, что хотел, понял, что это не тот человек, − и до свидания! Но это очень безответственный подход: вместо того чтобы любить этого человека, мы им пользуемся и потом оставляем, как Вы сказали, с разбитым сердцем.
А когда мы сначала вступаем в брак, мы берем на себя ответственность за этого человека, обещаем его любить, ценить, хранить ему верность.
Когда есть близость без брака, то о верности не может идти речи. Настоящая любовь может появиться лишь спустя несколько лет после вступления в брак, когда скинута вся мишура, когда мы человека узнали; тогда мы можем этого человека и принять, и полюбить. Именно в браке мы увидим, что из себя представляет человек. Наша задача − научиться этого человека принимать и любить. И близость является лишь, скажем так, вишенкой на торте этого брака. Но когда мы используем ее в качестве основного блюда, тогда этим пресыщаемся; естественно, нам после этого уже ничего не захочется.
− По традиции нашей программы прошу у Вас небольшого пожелания для наших зрителей.
− Хочу пожелать всем тем, кто ищет свою вторую половинку, уметь доверять Богу.
Ведущая Ольга Бытко
Записала Полина Митрофанова
16 ноября 2025 г.
«События недели» (Москва)События недели. 16 ноября 2025
15 ноября 2025 г.
«Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили«Православный на всю голову!». Про изгоняющих из храма
15 ноября 2025 г.
«Таинства Церкви» (Москва)Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
15 ноября 2025 г.
Лекции профессора А.И.Осипова (Москва)Профессор А.И. Осипов. Уникальность христианских истин. Часть 2
15 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 15 ноября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!