Православная азбука. Чудеса в церкви. Беседа со священником Максимом Плякиным. Часть 2

13 марта 2023 г.

В студии священник Максим Плякин.

Для чего дается чудо и нужно ли искать его специально? Что для Церкви считается чудом? Продолжаем беседу о чудесах в Церкви.

– А сейчас совершаются какие-то чудеса? И как Церковь их собирает?

– Они не просто совершаются. Если говорить о том же самом святом праведном Иоанне Кронштадтском, мы даже не знаем, где точно находятся его святые мощи, потому что во время богоборческого гонения гробница была разорена, само здание Иоанновского монастыря на Карповке претерпело колоссальные преобразования, и мы не знаем точно, где находится его могила. Надгробие святого Иоанна, когда Иоанновский монастырь был возвращен Церкви, было восстановлено примерно на том же месте по дореволюционным фотографиям. Но при этом поток чудес от этой гробницы не прекращается до сего дня, и в Иоанновском монастыре заведена особая книга, в которую люди, приходящие в монастырь, пишут: было так-то, молился батюшке Иоанну, просил о помощи, он мне помог. И это даже не классическое, хрестоматийное чудо у мощей, когда человек пришел к мощам святого, помолился – и получил помощь в святом месте. Мы не знаем, где эти мощи, а помощь все равно продолжается. И такие же книги с записями есть, например, в храме святителя Николая Мирликийского в Софии, в Болгарии, где почивает святитель Серафим (Соболев), там тоже много лет, еще до его канонизации, записывались эти чудеса. Такая же книга заведена в Покровском монастыре города Москвы, где находятся мощи святой праведной Матроны Московской. Это свидетельства людей.

– То есть в эти книги попадают записи, которые как-то верифицированы?

– Не всегда. В первую очередь их ценность в том, что это свидетельства людей. А вот когда начинаются канонические процессы, то есть когда исследуется возможность прославления подвижника веры в лике святых, тогда свидетельства о чудесной помощи, исцелениях, о каком-то влиянии на жизненные ситуации начинают изучать, и это изучение довольно пристальное. Такие канонические свидетельствования порой оставляют из многотомных сборников буквально какие-то считанные случаи, но это случаи, которые можно класть в основу уже нормативного исследования Церкви относительно того, предстательствует этот раб Божий за людей на земле или нет.

У католиков, кстати, существует довольно близкая и похожая процедура. Есть знаменитое место паломничества – городок Лурд во Франции, где являлась людям Божия Матерь. Там случаи, описанные паломниками, четко классифицированы по трем категориям. Собственно, свидетельств, естественно, больше всего, их многие тысячи. При лурдском храме во имя Божией Матери, построенном на месте явлений, существует врачебная комиссия, причем Католическая Церковь изначально настаивала на том, чтобы в этой комиссии было поровну верующих и неверующих, чтобы религиозные убеждения человека не влияли на конечный результат.

И есть вторая категория, когда из этого первого массива выбраны случаи, которые не объяснить медициной, – их гораздо меньше. И уже из этого второго массива выбрана третья категория – признанные чудеса. То есть когда все три требования – людская нужда, молитва и Божий ответ – сходятся полностью. И получается, что за полтора столетия, прошедших со времени Лурдских явлений, из нескольких сотен опубликованных свидетельств лишь чуть больше ста признаны Католической Церковью чудесами. Вот это показатель отбора. Здесь лучше остаться скептиком.

– Когда я только еще знакомилась с церковной жизнью, меня очень удивило такое аккуратное (я бы даже сказала – опасливое) отношение людей Церкви к чудесам.

– Более того, само слово «чудо» люди Церкви предпочитают употреблять по минимуму. Это очень обязывающее слово. Это означает, что мы уверены в том, что в данном случае имело место Божие вмешательство в какие-то происходящие процессы.

В храме, в котором я служу, есть очень почитаемая икона Божией Матери «Всецарица». И на этой иконе уже, по-моему, не в один ряд висят драгоценные украшения, пожертвованные людьми. То есть за каждым таким колечком, крестиком, золотыми цепочками, за каждым таким приношением лежит какая-то, не всегда даже рассказанная история того, как человек молился Божией Матери. И это молчаливое свидетельство: Божия Матерь слышит, Божия Матерь отвечает. Но пока канонического освидетельствования нет, мы не можем сказать, что наша икона чудотворная. Мы можем подвести к ней скептика и сказать: «Смотри – вот свидетельства людей, которые получили ответ». Но канонического освидетельствования этой иконы не было.

– Очень часто появляются сообщения о том, что иконы в разных городах мироточат. Что это за явление и были ли какие-то научные исследования на эту тему? Что это за процесс, объясним ли он как-то физически?

В строгом смысле слова мироточение – это появление какого-либо ароматического масла на поверхности деревянной доски с изображенным образом. Даже, наверное, не всегда деревянной, потому что известны случаи, когда мироточили бумажные репродукции. И в силу самого этого процесса, что мироточить может и доска, и бумага, и деревянная статуя, – это процесс, который изначально не предполагается объяснимым, потому что в сухом дереве масла, по идее, быть не должно. Однако и в этом случае Церковь довольно настороженно относится к подобным событиям. В частности, канонические требования Церкви предписывают при подозрении на мироточение насухо протереть икону, чтобы избежать того, что это просто конденсат.

Далее – перенести икону в заведомо сухое место, и лучше, допустим, оставить ее там под пломбой. И вот если насухо протертая, убранная из своих привычных условий икона все равно продолжит источать благовонное масло – тогда уже возникнет вопрос о том, что это может быть и чудо. В этом смысле показательно отношение Русской Православной Церкви Заграницей к Монреальской иконе Божией Матери. Сама по себе эта икона – это копия Иверской иконы Божией Матери, находящейся на Афоне, эта копия была выполнена на Афоне и передана в дар канадскому паломнику, чилийцу по рождению, испанцу по национальности Хосе (в крещении Иосифу) Муньосу, и он эту икону привез к себе домой в Монреаль, в Канаду.

И 24 ноября 1982 года началось первое мироточение от этой иконы. Иосиф обратился к своему правящему архиерею, архиепископу Канадскому Виталию. Тот в точном соответствии с процедурой протер икону насухо, ее отнесли в домовый храм митрополичьей резиденции, опломбировали этот храм митрополичьей печатью, и когда уже через несколько дней икону достали из-под пломб, оказалось, что вокруг нее натекло достаточно приличное количество благовонного масла. Следующие 15 лет эта икона источала миро. Она его источила столько, что в ней физически столько бы не поместилось. Окончательным каноническим подтверждением, что это действительно чудо, было то, что мироточение очень четко прекращалось. Оно прекращалось в Лазареву субботу, при начале Страстной седмицы, и возобновлялось на Светлой.

В дни, когда Церковь пребывает в молчании, в скорби о страданиях Спасителя, чудо прекращалось. И вот эта календарная привязка мироточения к плавающей православной Пасхе была последним каноническим аргументом, и Зарубежная Церковь признала Монреальскую икону чудотворной.

Однако в 1997 году, когда Иосиф с иконой был в Афинах, на него было совершено нападение, хранитель иконы был убит, замучен до смерти, его пытали перед смертью, а сама икона исчезла. Причем когда арестовали его убийц, они не смогли ничего вразумительного сказать о том, где икона. Где сегодня Монреальская икона – мы не знаем, но мы знаем о том, что эти 15 лет мироточение от иконы было подтверждено тысячами свидетельств по всему миру.

– А вообще насколько редкий этот процесс?

– За историю русской эмиграции мироточения фиксировались менее 10 раз, поэтому Церковь, слыша о том, что где-то что-то начало мироточить, в первую очередь включает не режим восторга, а режим скептика: а не искушение ли это для нас?

– Может ли поиск чудес быть разрушительным для души человека?

– Не просто может, он скорее всего окажется разрушительным. Если человек ищет чудес, именно ищет настойчиво, постоянно – это значит, что он отвлекается от своего собственного разговора с Богом. А это для души человеческой гораздо полезнее, чем поиск чудес. Ища каких-то вмешательств в естественный ход событий в нашем мире, их же можно и найти. Но не всякое необъяснимое событие обязательно является чудом. Возможно, у него есть свои, пока не очень понятные нам механизмы, но механизмы естественные. И тогда вновь приходится вспоминать: не искушай Господа Бога твоего.

– Часто люди говорят: увижу чудо – тогда поверю. Должна ли вера утверждаться чудесами?

– Может быть как вариант. Но вот вопрос – какое чудо он увидит? Кроме Господа, в нашу жизнь вмешивается еще и Его противник, а противник Божий, если буквально переведем слово «противостоящий», – это satanas. Это чудо из совершенно другого источника. Но поскольку сатана по природе своей ангел и тоже может влиять на события этого мира, то это будет другое чудо. Можно увлечься этими чудесами.

В одном дореволюционном сборнике был рассказ о молодом офицере из Санкт-Петербурга, который увлекался «столоверчением», как тогда говорили, то есть спиритическими сеансами. Его пытались образумить, предупредить – и однажды некая сущность, которая ему отвечала постукиванием по столу, представилась: «Я преподобный Сергий». Тот обрадовался, что с ним якобы сам преподобный Сергий вышел на контакт, и в конечном итоге эти советы, полученные от вертящегося столика, привели к тому, что он чуть не покончил жизнь самоубийством. Его успели остановить, но, во-первых, разум оказался довольно сильно подпорчен этими событиями, он не восстановился до конца своей жизни, а во-вторых, он действительно попытался выйти из окна вместо двери.

Вот к чему привел этот настойчивый поиск сущностей, которые могут с нами поговорить. Когда ему говорили, что преподобный Сергий не мог ему ответить, не бывает в бесовском деле, чтобы к нам обращались святые, то он отвечал: «Нет, вы не понимаете, он ко мне пришел, он мной руководит!» А руководство было в том, что этот «голос» ему начал подсказывать колебания курса на бирже, и этот молодой офицер начал биржевую игру. В один прекрасный момент, зная, что эти советы сбываются, что сейчас все так и будет, он ставит огромную сумму на очередное колебание биржевого курса – и проигрывает. И когда он бросается к столику: «Сергий, как же так?» – получает ответ: «Ха-ха-ха». Бес посмеялся над человеком. Чудо? Чудо! Но это чудо из другого источника. И человек, который ищет чудес, может повредиться, мы знаем это из истории, знаем такие примеры. И, наверное, не нужно забывать этот евангельский совет: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.

– Мы всегда просим в конце программы небольшое пожелание для наших зрителей.

– Я вспоминал уже слова апостола Павла, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. И мне хотелось бы пожелать, чтобы у тех, кто смотрит и слушает нашу передачу, вера не была напрасной, чтобы единственное чудо – воскресение Господа Иисуса Христа – нашло место в жизни. Чтобы вера во Христа страдавшего, погребенного и воскресшего, победившего смерть стала основой жизни. Чудеса тоже бывают, но основа у нас одна – Христос, Который победил смерть.

 Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 14:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 02:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 03:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать