В церкви пение – неотъемлемая часть богослужения. Поют хоры, поют священники и сами прихожане. Но зачем в храме столько музыки? Неужели недостаточно просто читать молитвы? И почему мы не слышим музыкальных инструментов? На эти и другие вопросы сегодня ответит гость нашей студии регент хора духовенства Саратовской епархии священник Сергий Кузин.
– Как получилось, что все православное богослужение построено, можно сказать, на музыке?
– Основной костяк богослужения, основной его смысл содержится, конечно же, в богослужебных текстах и стихирах, в различных песнопениях. А музыка – это серьезное, значимое украшение этих самых текстов. И мы видим, как музыка сопутствует богослужению не только с самого зарождения христианства, после Рождества Христова, но даже в Ветхом Завете. Именно поэтому музыка становится, безусловно, неотъемлемой частью богослужения, она позволяет глубокому смыслу богослужебных текстов проникать через слух в сердце и в душу молящегося в храме человека.
Традиция, которая у нас сложилась с конца XVIII – начала XIX века и дошла до наших дней, изначально пришла к нам из Италии. Эта итальянская культура пения в храмах была привнесена в нашу богослужебную жизнь реформами Петра I и Екатерины II. Не вдаваясь в историю, можно свидетельствовать о том, что, безусловно, пение изменилось. Изначально оно таковым не было, изначально на Руси, после ее Крещения, использовались одноголосные произведения, в основном знаменные, которые шли из Византии, откуда, по сути, наша с вами православная вера и пришла. Но с течением времени все-таки пение, как и все остальное церковное искусство, видоизменялось.
Меняется культура, меняются, наверное, и люди. Но остается неизменным то, что музыка на богослужении вторична, и мы имеем очень много хоров, в том числе и любительских, которые, может быть, не так профессионально исполняют какие-то песнопения, но при этом их пение ложится на душу, звучит намного молитвеннее. И то содержание, которым наполнена храмовая музыка, проникает более глубоко в сердце, чем, например, тогда, когда мы слышим пение какого-то профессионального коллектива.
– А почему мы слышим только пение, но при этом не используются никакие музыкальные инструменты?
– На самом деле нет строгого запрета на использование музыкальных инструментов в храме. Но это больше чем просто традиция. Изначально было решено использовать именно человеческий голос как универсальный нерукотворный инструмент, данный человеку Самим Богом. Дело в том, что музыкальные инструменты часто, скажем так, могут затенять какой-то смысл богослужения и нарушать единство и сакральную атмосферу, которые царят в православном храме.
Есть еще такая версия, что против музыкальных инструментов выступали в самые первые века христианства святые отцы, и это было связано с тем, что музыкальные инструменты использовались либо язычниками, либо скоморохами зачастую для исполнения на них, если можно так выразиться, каких-то неприличных песен, для греховного творчества.
– В Церкви допетровских времен пение было знаменным, это такой тип церковного пения, в основание которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. И эту довольно сложную на современный слух мелодию пели и хор, и все прихожане. А в петровскую пору знаменное пение сменилось партесным, то есть многоголосным. Можно ли сказать, что знаменное пение более располагает к молитве, чем партесное? Или все зависит от исполнительского мастерства?
– Наверное, тенденция такая есть, что знаменное пение более настраивает на молитвенный лад. Но опять же есть такое высказывание, что для приобретения какой-то духовной пользы от знаменного пения нужно и жить тоже знаменно. То есть духовно человек должен быть практически на монашеском уровне жизни. И, наверное, только тогда это самое знаменное пение действительно будет максимально проникать в человека через слух, касаться его души, касаться сердца человека.
– То есть будет для него органичным.
– Другое дело, что есть абсолютно партесные и даже авторские произведения, которые имеют глубокий духовный смысл, располагают к молитвенному деланию и к богослужению. Поэтому говорить о том, что все знаменное пение, валаамское, греческое наследие – духовное и молитвенное, а все партесное ближе к какой-то страстной природе человека, своего рода дань современной культурной, музыкальной традиции, – конечно, не приходится.
– Любительские хоры – это изобретение, которое возникло в советское время потому, что некому было петь в храме? Или любительские хоры существовали и раньше?
– Смотря что мы подразумеваем под определением «любительский хор». Если речь идет о непосредственном участии прихожан в пении или произнесении молитв, то это существовало еще с первых веков христианства, когда не было хоров и все люди в храме произносили определенные молитвословия. И в каком-то роде, наверное, можно эту традицию назвать прародительницей любительского хора, когда люди и со слухом, и без слуха просто произносят вместе определенные богослужебные тексты.
Если речь идет о явлении все-таки музыкальном, когда эти хоры существовали скорее не в противовес, а в помощь профессиональным, правым хорам, то, конечно, это актуально стало в советское время в связи с гонениями на веру, на всех тех людей, которые хоть как-то прикасались к вере, к Церкви. Тогда было практически невозможно открыто исповедовать православную веру, это было опасно, вплоть до угрозы лишения свободы, а иногда и самой жизни. Мы знаем много таких случаев. И священнослужители, и псаломщики, равно как и те люди, которые украшали богослужение своим пением, стали жертвами этой советской репрессивной машины.
В постсоветский период мы видим активное возрождение любительских хоров, потому что богослужение возобновилось, количество священнослужителей также постепенно увеличивалось, но храмы имели недостаточное количество певчих. И тогда это послушание брали на себя в основном люди пожилого возраста. В постсоветских хорах, хорах любительских одна бабушка запевала, затягивала, и к ней подключались остальные 15 бабушек. Это, кстати, практиковалось и в том соборе, который сейчас уже носит статус кафедрального, а тогда был простым храмом. И я, будучи еще подростком, пел в таком хоре. Там до профессионализма было, мягко говоря, далеко, но при этом для меня, как для человека подрастающего, воцерковляющегося, участие в таком хоре было крайне полезно и приятно, в том числе с эстетической и даже с музыкальной точек зрения. Я тогда учился в музыкальной школе.
Поэтому действительно такие хоры были более актуальными, наверное, именно в то время, когда профессионалов было мало и не было возможности развернуться и в одночасье привлечь много квалифицированных певцов для организации профессионального исполнения церковных песнопений.
– Клирос иногда называют «огненным местом», я слышала такое выражение среди людей в церковной среде. Что имеется в виду?
– Наверное, имеется в виду то, что много различного рода искушений, бесовских нападок приходится на певчих. Но это, наверное, справедливо по отношению к любому божиему делу, даже просто к хорошему, доброму делу, когда человек хочет помочь ближнему, не находясь при этом в Церкви. Нечистая сила восстает против такого делания, тем более когда мы говорим об участии в богослужении через церковное пение.
Часто в храмах над клиросами изображают ангелов, потому что певцы символизируют ангельское пение; как ангелы славят Бога, так и певчие услаждают слух находящихся в храме на богослужении прихожан. Это дело не проходит гладко, поэтому различного рода искушения тоже имеют место.
Опять же это человеческий коллектив, где взаимоотношения и между певчими, и между регентом и певчими, между регентом и священнослужителями или прихожанами бывают абсолютно разными. Поэтому человеку, который желает свою жизнь связать непосредственно с пением, профессиональным или любительским, стоит быть готовым к определенного рода нападкам со стороны нечистой силы.
– А в семинарии как учат будущих священников петь, если, например, у них нет ни слуха, ни голоса?
– Конечно, для некоторых людей пение если и не закрыто, то труднодостижимо. В частности, у меня был однокурсник в семинарии, который откровенно не имел слуха. Голос у него был, но вот со слухом были очень серьезные проблемы, и все говорили, что он никогда не будет ни петь, ни нормально читать молитвы. При этом я знаю, что он начал упорно, усиленно заниматься, просил знакомых ребят, певчих помочь ему хоть как-то развить голос, развить слух.
И вдруг в один прекрасный день я услышал, как этот человек поет. Конечно, его пение было еще далеко от идеала в музыкальном плане, но тот путь, который он прошел, поистине заставил уважать этого человека. Прогресс был очень серьезный. Я считаю, что нет таких людей, которые не могут и никогда не смогут петь.
– Я знаю людей, которые очень хотят петь, хотят попробовать свои силы именно в церковном пении, но как раз боятся тех самых искушений, которые обрушатся на них, когда они придут в хор. Боятся, что начнутся какие-то сложности, проблемы, придется менять приход и так далее. Что можно сказать людям, которые хотят попробовать, но боятся искушений?
– Попробовать в любом случае нужно. Потому что здесь, наряду с искушениями, приходит и благодарность от людей, от прихожан, приходит осознание собственного музыкального роста, собственной полезности, что ты не только молишься, не просто стоишь на богослужении в храме, но еще и помогаешь создавать это самое богослужение. И вот от этого часто приходит истинная духовная радость.
У православного христианина тоже много искушений, но никто же не говорит, что раз в христианстве много искушений, то мы и не будем православными христианами. Пробовать нужно, и с Божией помощью, со своими приложенными усилиями вы двинетесь в духовно положительную сторону, в сторону добра. Да, будут искушения, будут какие-то преткновения, противодействие со стороны нечистой силы, но мы знаем, что Господь уже однажды нечистую силу победил, Он один является Всемогущим. И любому человеку, который не только искренне молится, но и каким-то образом служит Богу, в том числе и своим пением, Господь, безусловно, помогает.
– У нашей программы есть традиция: небольшое пожелание для наших зрителей.
– Не зря же говорят, что музыка, не только церковная, но и обычная, классическая, одухотворяет человека, проникает в какие-то фибры души и делает человека более совершенным во всех сферах его жизни. Поэтому хочется пожелать вот этой самой одухотворенности, в том числе и через музыку.
Ведущая Ольга Бытко
Записала Полина Митрофанова
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Беседы с батюшкой. Как жить во Христе? Священник Олег Патрикеев. 13 июня 2025
Лаврские встречи. Автор-исполнитель, уличный музыкант Андрей Приветов. Часть 1
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!