Православная азбука. Центр апологетической миссии по Приволжскому федеральному округу. Беседа со священноиноком Лукой Кузьминым

6 октября 2025 г.

В августе этого года в Саратове произошло важное событие. На базе Саратовской епархии был открыт Центр апологетической миссии по Приволжскому федеральному округу. Какие задачи будет выполнять центр и какое значение это имеет для нашего региона? Об этом сегодня расскажет гость нашей студии руководитель Миссионерского отдела Саратовской епархии священноинок Лука (Кузьмин).

 Слово «апологетика» в переводе с греческого языка – «защита», «заступничество».  Значит ли это, что новый центр будет заниматься защитой? И защитой кого и от чего? 

 Когда мы что-то защищаем, мы таким образом и обучаемся. Первое богословие, которое знала Церковь, называлось апологетическим, потом оно стало догматическим. Но в первую очередь формировалось само богословие, то есть те теоретические знания, которыми живет Церковь. Они формировались в зависимости от вызовов, с которыми Церковь сталкивалась. Если, например, появлялась какая-нибудь ересь, иное толкование слов Христа или какие-то вещи, вызывающие смущение в церковной среде, то вырабатывались определенные положения, которые актуальны и сейчас, спустя две тысячи лет. 

Фактически апологетика – это забота о сохранении чистоты нашей веры. И те инициативы, которые Церковь предлагает в рамках миссионерской деятельности, в том числе и подобные центры апологетической миссии, направлены на то, чтобы на уровне епархий обучать миссионеров основам и принципам жизни Церкви, рассказывать им о вызовах современного общества. К этим вызовам можно отнести и секты, потому что человек, который начинает духовный поиск, имеет все шансы попасть в секту. К вызовам можно отнести и различные еретические учения, которые грозят опасностью раскола. И это то, что сейчас демонстрирует Украина. Это всевозможные суеверия, которые могут быть распространены и среди верующих, и среди неверующих людей. Они заставляют человека бояться, а бояться всегда легче, чем любить. Это также все, что связано с искажением веры, искажением понимания православного христианства.

Какие задачи будет выполнять этот центр?

Задачей центра является обучение людей, занимающихся миссионерской деятельностью, адекватной реакции на вызовы, с которыми они будут сталкиваться. Это и разъяснение того, в чем опасность суеверий, гороскопов, астрологии, деструктивного сектантства. А это очень сложная тема. Зачастую мы думаем, что человек сам захотел стать сектантом, он сам решил верить в то, что эта секта транслирует. Но если задуматься, в любой секте есть манипуляция сознанием, и в таком случае появляется необходимость в определенном инструментарии, которым человек, сталкивающийся с этими манипуляциями, должен владеть профессионально.

 То есть основная задача – это обучение кадров?

 Да. Я бы еще сюда добавил сбор и анализ информации о деятельности деструктивных организаций: сект, расколов, всяких неоязыческих толков, псевдоисламских, псевдоправославных уклонов. Это работа с обращениями граждан, работа с пострадавшими. Намного проще человека предупредить о грозящей ему опасности, чем потом спасать из секты. И если мы забываем про манипуляцию сознанием, то этим самым обезоруживаем себя. Мы говорим, что человек верит в то, во что он хочет верить. «Не учите меня жить, я сам знаю, что мне нужно читать и на какие собрания ходить», – слышим мы в современном обществе. Но если человек не владеет инструментарием для противодействия сектантам, он не сможет распознать манипуляцию его сознанием, проводимую еще на уровне вербовки в секту. Это может быть и утаивание, и искажение информации, в том числе информации о религии. Например, многие люди, которые сейчас искренне любят ислам и привержены ему, очень сильно удивятся, если узнают, что эта организация ваххабитского толка.

Люди идут в секты не для того, чтобы убивать, взрывать, вредить другим. Они идут в секты, как они думают, чтобы стать чище, добрее, лучше, духовно более здоровыми. И здесь они сильно ошибаются. В любом сектантском течении есть манипуляция сознанием, и ребята, которые сегодня жгут релейные шкафы якобы во имя «свободной России», – это жертвы манипуляционных технологий. Эти технологии надо распознать и вовремя от них защитить человека. И обучить этому одна из главных задач подобных центров.

 А разве будущие священники не получают достаточную базу знаний еще в семинарии?

 Человек трудится на определенном поприще, выполняет свои непосредственные обязанности и в этом оттачивает свое мастерство. А обязанности священника – это проповедь, социальное служение. Но в сфере противодействия сектам, борьбы с суевериями, какими-то другими вещами, которые касаются неправильной религиозности, специалистов единицы. Сегодня появляется много новых деструктивных течений, и нужно уметь правильно понимать и оценивать все формы и методы манипуляции сознанием.  А даже у нас в Церкви есть люди, которые считают, что новые секты это хорошо забытое старое. Например, про свидетелей Иеговы (секту, запрещенную в России) говорят, что это те же ариане. Но это не так.

Если мы с иеговистом, мормоном, сайентологом, кришнаитом начнем спорить, например, об иконопочитании или о том, что связано с пониманием триипостасности Божества, то потратим время впустую. Нужно противодействовать манипуляции сознанием человека, нужно работать с фобиями, чтобы человека из этой секты вывести. Если отменить, например, те же психотехники, которые используют в отношении адептов, то человек тут же обретет свободу. Его несвобода внутри секты происходит не от ложного понимания религии, она вообще не связана с религиейПроблемы адептов деструктивных сект связаны с нарушением уголовного, административного законодательства. Это проблемы, связанные с адекватным восприятием реальности.

И сейчас центры, которые начинают работать в Центральной России, в регионах Сибири, на новых территориях, в Новороссии, пытаются донести эти знания до правоохранительных органов, до наших чиновников. Кстати, либеральная клика, которая была очень сильна в России в конце 1990-х начале 2000-х годов, как раз и занималась тем, что якобы защищала право людей верить так, как они хотят. Очень много государств развалили под этим девизом.

 Вообще я заметила, что в СМИ в последнее время практически ничего не пишут о сектах. Если, допустим, лет двадцать назад проблема сект была очень животрепещущей, много писали о том, какие страшные последствия ждут людей, которых туда вовлекают, то сейчас такое ощущение, что секты побеждены.

 Секты никуда не делись, они стали намного активнее, особенно движения неоязыческого, неопятидесятнического толка. Очень много появляется неопятидесятнических сект, которые претендуют на то, чтобы их называли протестантами. И многие представители нашей Церкви на местах путают этих сектантов с протестантами, проводят с ними какие-то общие мероприятия, чему сектанты очень рады. 

Прозападно настроенные деструктивные секты допускают в своей деятельности нарушение прав человека, прав ребенка, они приводят к разрушению семьи, разрушению финансового благополучия. Часто мы слышим о том, как главы этих сект берут обманным путем, под религиозной мотивацией, кредиты на своих адептов, заставляют продавать имущество, чтобы деньги текли к верхушке секты.

Нашим бабушкам и дедушкам в свое время навязывали коммунистическое мировоззрение. Это привело в том числе к тому, что сегодня человек, который стремится как-то реализовать свои духовные потребности, хочет это делать без посредников. «Я верю в сердце, Бог у меня в душе и церковные обязаловки мне не нужны». Это не тот путь догматического, ортодоксального христианства, которым идут как монашествующие, так и воцерковленные миряне, несущие определенные послушания в Церкви. Это – религиозная периферия. Да, человек крещен, симпатизирует христианским идеям и ценностям, он их поддерживает, считая себя христианином. Но все же есть определенные действия, которые, по словам святителя Николая Японского, плохого христианина делают хорошим, практикующим свою христианскую веру. Во-первых, это утренние и вечерние правила. А также еженедельное присутствие на воскресной литургии.

На самом деле таких воцерковленных людей очень мало; 87 % россиян крещены, но по нашей статистике людей, причащающихся на праздники, всего 23 % от всех верующих. То есть фактически мы живем в нехристианской стране, где люди сами себе выдумывают свое собственное православное христианство, которое льет воду на мельницу их лени, их эгоизма.

Я, будучи священником, часто днем бываю на своем приходе, какие-то работы провожу на территории или в свечной лавке стою, когда нет свечницы. И знаю из своего опыта, что когда пытаешься людям что-то рассказывать о вере, о жизни в Церкви, то из 50 человек 20 говорят: «Мне это не нужно. Я свечку поставлю и пойду».  «Но Вы же прихожанин этого храма, живете в доме напротив, но я Вас не знаю по имени, и Вы меня не знаете. Это ненормально».«Я с Вами соглашусь, но пока подожду…» Они пока не пускают церковность в свою внутреннюю, духовную жизнь, не хотят соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к христианину

 Порой люди искренне считают, что если они не будут верить, то застрахованы от того, что их будут использовать в каких-то корыстных интересах. В том числе люди, далекие от Православной Церкви, обвиняют ее в том, что она привлекает к себе прихожан с целью сбора денег или для политического влияния. Застрахован ли человек, который ни во что не верит, от того, что его будут использовать?

Он верит в то, что ни во что не верит. Человек создан Богом, и он создан верующим.  Если он не верит в Господа Иисуса Христа, Который является идеалом нравственной чистоты и духовного совершенства, то начинает верить во что угодно. Он создает себе ложных богов, он их очень боится, выстраивает какую-то свою схему ритуалов, обрядоверия. И если человек продолжает быть подлецом, блудником, гордецом, тщеславным, вором, убийцей, но при этом совершает все церковные обряды, это не христианство.

А если человек говорит, что он никого не убил, не украл, то вспомним слова отца Димитрия Смирнова: любого мне дайте минут на 5–7, и я ему докажу, что он и убил, и украл. Мы все можем убить словом, мы погрязли в абортах, мы все в грехах. И лучше, конечно, проявить здравое смирение и понять, что у нас рыльце в пушку, что мы все в чем-то виноваты. И справиться с этим внутренним диссонансом, который каждый в себе несет, со своими обидами, несправедливостями (как говорил Иоанн Кронштадтский тугами на сердце) человек может только со Христом. Если Христа в его системе адаптации к жизни нет, то становится очень тяжко.

Пытаясь изменить себя, современный человек бросается во все психологические новшества, тренинги. Он верит некоему коучу, который заявил о себе, что может изменить его жизнь. Он верит в то, что хлеб с отрубями очищает организм. И человек носится с этой идеей. Там нет религии, но для него это своего рода евангелие.

Этих верований очень много: и в спорте, и в воспитании детей, и в политике, и в религии в том числе. На самом деле у нас одно Евангелие: Господь Иисус Христос, Создатель всей Вселенной, всего этого космоса становится одним из нас, приходит к нам в мир и говорит, что нужно делать для того, чтобы спастись. А что нужно делать? Присоединиться к Его победе, присоединиться к Победителю, присоединиться к Церкви.

 Ваше небольшое пожелание для наших зрителей.

Дорогие братья и сестры, будьте всегда со Христом!

Ведущая Ольга Бытко

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 13 ноября: 01:00
  • Четверг, 13 ноября: 01:15
  • Суббота, 15 ноября: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X