В августе этого года в Саратове произошло важное событие. На базе Саратовской епархии был открыт Центр апологетической миссии по Приволжскому федеральному округу. Какие задачи будет выполнять центр и какое значение это имеет для нашего региона? Об этом сегодня расскажет гость нашей студии руководитель Миссионерского отдела Саратовской епархии священноинок Лука (Кузьмин).
– Слово «апологетика» в переводе с греческого языка – «защита», «заступничество». Значит ли это, что новый центр будет заниматься защитой? И защитой кого и от чего?
– Когда мы что-то защищаем, мы таким образом и обучаемся. Первое богословие, которое знала Церковь, называлось апологетическим, потом оно стало догматическим. Но в первую очередь формировалось само богословие, то есть те теоретические знания, которыми живет Церковь. Они формировались в зависимости от вызовов, с которыми Церковь сталкивалась. Если, например, появлялась какая-нибудь ересь, иное толкование слов Христа или какие-то вещи, вызывающие смущение в церковной среде, то вырабатывались определенные положения, которые актуальны и сейчас, спустя две тысячи лет.
Фактически апологетика – это забота о сохранении чистоты нашей веры. И те инициативы, которые Церковь предлагает в рамках миссионерской деятельности, в том числе и подобные центры апологетической миссии, направлены на то, чтобы на уровне епархий обучать миссионеров основам и принципам жизни Церкви, рассказывать им о вызовах современного общества. К этим вызовам можно отнести и секты, потому что человек, который начинает духовный поиск, имеет все шансы попасть в секту. К вызовам можно отнести и различные еретические учения, которые грозят опасностью раскола. И это то, что сейчас демонстрирует Украина. Это всевозможные суеверия, которые могут быть распространены и среди верующих, и среди неверующих людей. Они заставляют человека бояться, а бояться всегда легче, чем любить. Это также все, что связано с искажением веры, искажением понимания православного христианства.
– Какие задачи будет выполнять этот центр?
– Задачей центра является обучение людей, занимающихся миссионерской деятельностью, адекватной реакции на вызовы, с которыми они будут сталкиваться. Это и разъяснение того, в чем опасность суеверий, гороскопов, астрологии, деструктивного сектантства. А это очень сложная тема. Зачастую мы думаем, что человек сам захотел стать сектантом, он сам решил верить в то, что эта секта транслирует. Но если задуматься, в любой секте есть манипуляция сознанием, и в таком случае появляется необходимость в определенном инструментарии, которым человек, сталкивающийся с этими манипуляциями, должен владеть профессионально.
– То есть основная задача – это обучение кадров?
– Да. Я бы еще сюда добавил сбор и анализ информации о деятельности деструктивных организаций: сект, расколов, всяких неоязыческих толков, псевдоисламских, псевдоправославных уклонов. Это работа с обращениями граждан, работа с пострадавшими. Намного проще человека предупредить о грозящей ему опасности, чем потом спасать из секты. И если мы забываем про манипуляцию сознанием, то этим самым обезоруживаем себя. Мы говорим, что человек верит в то, во что он хочет верить. «Не учите меня жить, я сам знаю, что мне нужно читать и на какие собрания ходить», – слышим мы в современном обществе. Но если человек не владеет инструментарием для противодействия сектантам, он не сможет распознать манипуляцию его сознанием, проводимую еще на уровне вербовки в секту. Это может быть и утаивание, и искажение информации, в том числе информации о религии. Например, многие люди, которые сейчас искренне любят ислам и привержены ему, очень сильно удивятся, если узнают, что эта организация ваххабитского толка.
Люди идут в секты не для того, чтобы убивать, взрывать, вредить другим. Они идут в секты, как они думают, чтобы стать чище, добрее, лучше, духовно более здоровыми. И здесь они сильно ошибаются. В любом сектантском течении есть манипуляция сознанием, и ребята, которые сегодня жгут релейные шкафы якобы во имя «свободной России», – это жертвы манипуляционных технологий. Эти технологии надо распознать и вовремя от них защитить человека. И обучить этому – одна из главных задач подобных центров.
– А разве будущие священники не получают достаточную базу знаний еще в семинарии?
– Человек трудится на определенном поприще, выполняет свои непосредственные обязанности и в этом оттачивает свое мастерство. А обязанности священника – это проповедь, социальное служение. Но в сфере противодействия сектам, борьбы с суевериями, какими-то другими вещами, которые касаются неправильной религиозности, специалистов единицы. Сегодня появляется много новых деструктивных течений, и нужно уметь правильно понимать и оценивать все формы и методы манипуляции сознанием. А даже у нас в Церкви есть люди, которые считают, что новые секты – это хорошо забытое старое. Например, про свидетелей Иеговы (секту, запрещенную в России) говорят, что это те же ариане. Но это не так.
Если мы с иеговистом, мормоном, сайентологом, кришнаитом начнем спорить, например, об иконопочитании или о том, что связано с пониманием триипостасности Божества, то потратим время впустую. Нужно противодействовать манипуляции сознанием человека, нужно работать с фобиями, чтобы человека из этой секты вывести. Если отменить, например, те же психотехники, которые используют в отношении адептов, то человек тут же обретет свободу. Его несвобода внутри секты происходит не от ложного понимания религии, она вообще не связана с религией. Проблемы адептов деструктивных сект связаны с нарушением уголовного, административного законодательства. Это проблемы, связанные с адекватным восприятием реальности.
И сейчас центры, которые начинают работать в Центральной России, в регионах Сибири, на новых территориях, в Новороссии, пытаются донести эти знания до правоохранительных органов, до наших чиновников. Кстати, либеральная клика, которая была очень сильна в России в конце 1990-х – начале 2000-х годов, как раз и занималась тем, что якобы защищала право людей верить так, как они хотят. Очень много государств развалили под этим девизом.
– Вообще я заметила, что в СМИ в последнее время практически ничего не пишут о сектах. Если, допустим, лет двадцать назад проблема сект была очень животрепещущей, много писали о том, какие страшные последствия ждут людей, которых туда вовлекают, то сейчас такое ощущение, что секты побеждены.
– Секты никуда не делись, они стали намного активнее, особенно движения неоязыческого, неопятидесятнического толка. Очень много появляется неопятидесятнических сект, которые претендуют на то, чтобы их называли протестантами. И многие представители нашей Церкви на местах путают этих сектантов с протестантами, проводят с ними какие-то общие мероприятия, чему сектанты очень рады.
Прозападно настроенные деструктивные секты допускают в своей деятельности нарушение прав человека, прав ребенка, они приводят к разрушению семьи, разрушению финансового благополучия. Часто мы слышим о том, как главы этих сект берут обманным путем, под религиозной мотивацией, кредиты на своих адептов, заставляют продавать имущество, чтобы деньги текли к верхушке секты.
Нашим бабушкам и дедушкам в свое время навязывали коммунистическое мировоззрение. Это привело в том числе к тому, что сегодня человек, который стремится как-то реализовать свои духовные потребности, хочет это делать без посредников. «Я верю в сердце, Бог у меня в душе и церковные обязаловки мне не нужны». Это не тот путь догматического, ортодоксального христианства, которым идут как монашествующие, так и воцерковленные миряне, несущие определенные послушания в Церкви. Это – религиозная периферия. Да, человек крещен, симпатизирует христианским идеям и ценностям, он их поддерживает, считая себя христианином. Но все же есть определенные действия, которые, по словам святителя Николая Японского, плохого христианина делают хорошим, практикующим свою христианскую веру. Во-первых, это утренние и вечерние правила. А также – еженедельное присутствие на воскресной литургии.
На самом деле таких воцерковленных людей очень мало; 87 % россиян крещены, но по нашей статистике людей, причащающихся на праздники, всего 2–3 % от всех верующих. То есть фактически мы живем в нехристианской стране, где люди сами себе выдумывают свое собственное православное христианство, которое льет воду на мельницу их лени, их эгоизма.
Я, будучи священником, часто днем бываю на своем приходе, какие-то работы провожу на территории или в свечной лавке стою, когда нет свечницы. И знаю из своего опыта, что когда пытаешься людям что-то рассказывать о вере, о жизни в Церкви, то из 50 человек 20 говорят: «Мне это не нужно. Я свечку поставлю и пойду». – «Но Вы же прихожанин этого храма, живете в доме напротив, но я Вас не знаю по имени, и Вы меня не знаете. Это ненормально». – «Я с Вами соглашусь, но пока подожду…» Они пока не пускают церковность в свою внутреннюю, духовную жизнь, не хотят соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к христианину…
– Порой люди искренне считают, что если они не будут верить, то застрахованы от того, что их будут использовать в каких-то корыстных интересах. В том числе люди, далекие от Православной Церкви, обвиняют ее в том, что она привлекает к себе прихожан с целью сбора денег или для политического влияния. Застрахован ли человек, который ни во что не верит, от того, что его будут использовать?
− Он верит в то, что ни во что не верит. Человек создан Богом, и он создан верующим. Если он не верит в Господа Иисуса Христа, Который является идеалом нравственной чистоты и духовного совершенства, то начинает верить во что угодно. Он создает себе ложных богов, он их очень боится, выстраивает какую-то свою схему ритуалов, обрядоверия. И если человек продолжает быть подлецом, блудником, гордецом, тщеславным, вором, убийцей, но при этом совершает все церковные обряды, это не христианство.
А если человек говорит, что он никого не убил, не украл, то вспомним слова отца Димитрия Смирнова: любого мне дайте минут на 5–7, и я ему докажу, что он и убил, и украл. Мы все можем убить словом, мы погрязли в абортах, мы все в грехах. И лучше, конечно, проявить здравое смирение и понять, что у нас рыльце в пушку, что мы все в чем-то виноваты. И справиться с этим внутренним диссонансом, который каждый в себе несет, со своими обидами, несправедливостями (как говорил Иоанн Кронштадтский – тугами на сердце) человек может только со Христом. Если Христа в его системе адаптации к жизни нет, то становится очень тяжко.
Пытаясь изменить себя, современный человек бросается во все психологические новшества, тренинги. Он верит некоему коучу, который заявил о себе, что может изменить его жизнь. Он верит в то, что хлеб с отрубями очищает организм. И человек носится с этой идеей. Там нет религии, но для него это своего рода евангелие.
Этих верований очень много: и в спорте, и в воспитании детей, и в политике, и в религии в том числе. На самом деле у нас одно Евангелие: Господь Иисус Христос, Создатель всей Вселенной, всего этого космоса становится одним из нас, приходит к нам в мир и говорит, что нужно делать для того, чтобы спастись. А что нужно делать? Присоединиться к Его победе, присоединиться к Победителю, присоединиться к Церкви.
– Ваше небольшое пожелание для наших зрителей.
– Дорогие братья и сестры, будьте всегда со Христом!
Ведущая Ольга Бытко
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!