Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием

23 января 2023 г.

В студии митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.

– Что готовит нам год наступивший? На что мы можем надеяться и что необходимо делать? Все не так просто, однако, собравшись с силами и рассмотрев те возможности, которыми мы располагаем, мы можем сделать то, что является по-настоящему хорошим или даже замечательным. Как нам быть, что мы можем осуществить, – об этом мы сегодня поговорим с нашим владыкой.

Владыка, этот год ознаменован реализацией тех инициатив, которые были определены в предыдущий период. В нашей епархии создано объединение, которое получило название «Женский совет». Что это за проект, кто в него вошел и какие перспективы он в себе содержит?

– Во-первых, хочу всех поздравить с наступившим новолетием, с прошедшим Рождеством, с Крещением Господним. Вы знаете, для того чтобы нам правильно проживать не только год, но и свою жизнь, нам надо быть с самими собой честными.  Нужно называть белое – белым, а черное – черным прежде всего в своей душе, и только после этого можно двигаться вперед, понимая, что нужно очистить, а от чего очиститься. Если мы этого не имеем, то наша дорога будет весьма призрачной, мы не будем понимать, куда двигаться.

В «Женский совет» вошли супруги священников, могут войти еще и другие женщины, дамы с активной позицией, те, которые хотят что-то делать в Церкви, для Церкви, для людей. У женщин очень много хороших инициатив и начал, и помочь им реализовать себя в обществе, в Церкви как сообществе, которое несет благо, – это задача нашего «Женского совета», потому что один в поле не воин.

Буквально на днях я встречусь с этим «Женским советом», нам нужно будет избрать председателя, секретаря, заместителя, чтобы был рабочий орган, который помогал бы осуществлять деятельность совету, потому что если нет вертикали, то очень сложно. Женщины – это очень мощная сила в Церкви, которая может принести большую пользу всем, в первую очередь нашему церковному сообществу, нашим людям, которые живут на территории Саратовской области.

– В том году был подготовлен Указ о создании Дома-музея саратовских архиереев XX столетия имени архиепископа Пимена (Хмелевского). Давно ли созревал этот проект? Зачем это необходимо и как мы эту инициативу будем осуществлять?

– Мои предшественники (большинство из них) жили в XX столетии, в советский период времени, и остался дом, где они жили, и этот дом был занят до недавнего времени. Скоро он должен освободиться, и мне поступило предложение от представителей общественности создать музей в честь владыки Пимена. Но я посмотрел историю. В этом доме жил не только владыка Пимен, хотя по большей части в период правления архиереев XX столетия, конечно, именно владыка Пимен жил в этом здании. И в год его столетия было бы правильно это место, этот дом увековечить.

Надо будет примерно восстановить быт, у нас сохранилась мебель владыки Пимена того времени. Это будет филиалом музея Саратовской митрополии, чтобы в одном ключе все было, и, конечно же, для многих будет интересно посмотреть, как жили, как трудились архиереи в непростых условиях, в условиях гонений, потому что гонения были достаточно сильными. На долю владыки Пимена выпала очень интересная миссия. Он после времен гонений начал переживать перестройку и новое время 1990-х, видел то, как менялась жизнь, как открывалась семинария, как начали возвращать храмы.

Но и сами личности играют здесь большую роль. У нас есть музей Саратовской митрополии, где говорится о личностях этих архиереев, которые жили в непростых условиях. И их пример в срезе тех жизненных обстоятельств, тех условий очень важен, чтобы нам понимать, что мы имеем на сегодняшний день и как нам двигаться дальше.

Мы должны помнить своих предшественников, мы должны помнить то, что они делали, и многое из того, что они делали, и по сей день актуально. Поэтому забывать прошлое ни в коем случае нельзя с точки зрения и земной истории, и нашего самосознания.  Молитвенная память – это само собой. Но когда есть историческая память, молитва обязательно будет более интенсивной и более осознанной.

– В дни святок вспоминается страшное событие, связанное с Новозаветной историей. Это убиение Вифлеемских младенцев. Безусловно, это трагедия и для того времени, и для нас, это реальный символ того недолжного отношения родителей, прежде всего матерей, да и мужчин, отцов, к своим еще не рожденным детям. Отсюда следует проблема абортов. Как сегодня необходимо к этой проблеме относиться и что необходимо в первую очередь сделать самим людям для того, чтобы с этой общей бедой справиться?

– Надо называть вещи своими именами. Аборт – это убийство, нравится это кому-то или не нравится. Можно иметь другое мнение, можно альтернативное иметь, можно называть как угодно – но это убийство. Это убийство добровольное, которое совершают родители. И все, что происходит дальше, – это продолжение. Действительно, кровь младенцев льется в большом количестве.  Мы часто говорим: за что нам это или то? почему? Скажем так, есть какие-то законы бытия, которые, независимо от того, как их трактуют, работают (как земное притяжение). Камень кинули – он упал. Если родители принимают решение убить своего ребенка – они убийцы, от этого и надо плясать.

Что касается моего мнения как гражданина, я считаю, что аборт как таковой должен быть запрещен. Это мое мнение, оно может кому-то нравиться, кому-то не нравиться. Законом государство не может разрешать убивать детей, на мой взгляд. Да, сейчас у нас такое время, когда мы многое себе позволяем, но раз мы признаем в Конституции верховенство нравственных принципов, бытие Бога, исповедание веры, традиционных ценностей, то это самые традиционные ценности. Человеческая жизнь ценна. Вопрос в том, где, откуда она начинается. Трактовать здесь можно по-разному, но если ребенок зачат – значит, это жизнь. Она началась. Если ее обрывают – это убийство.

Что касается общества и его нравственного состояния, действительно таким жестким законом нельзя исправить нравственное состояние человека, здесь уже сложнее. Здесь необходимо воспитание с детства, человек должен понимать, осознавать и чувствовать этот нравственный закон, закон любви. Есть же родители, которые детей своих убивают и в другом возрасте, и в три года, и в пять лет, и старше. Но это исключение, у большинства родителей рука не поднимется убивать своих детей, которые уже родились, которые живут. А здесь у нас эти вещи имеют такой массовый характер, а все от того, что начали трактовать по-другому незыблемые постулаты, вот от этого и стали аборты как бы нормой такого общества.

Более того, аборты поставлены на поток, это является достаточно большим, серьезным бизнесом, во многих случаях человека даже подводят к аборту, начинают убеждать, потому что это деньги, средства. Система так работает, к сожалению. Эту систему, по-хорошему, надо менять. Это не задача Церкви, это задача государства. Наша задача помогать воспитывать людей в идеалах христианской нравственности. Если эти христианские идеалы есть, безусловно, будет закон или не будет закона – люди этого делать не будут. Но тем не менее хочу сказать, в 1930-е годы был запрет абортов, и, несмотря на репрессии, население возрастало, потому что государством было запрещено делать аборты. То есть население увеличивалось, несмотря на массовые репрессии. Сейчас репрессий нет, но население уменьшается.

– Есть такая проблема, связана она с церковной жизнью. Украина стала тем пространством, в котором возник церковный раскол. Когда это началось и что мы сейчас в этом отношении можем видеть и наблюдать?

– Что касается раскола и того, что происходит в церковной сфере на Украине, нам очень просто вернуться практически ровно на столетие назад. У нас то же самое в стране происходило, когда большевистская власть поддерживала обновленцев, которых сама и создала, как и на Украине ПЦУ. Как все институты государственной власти поддерживали эту вновь созданную структуру, отбирали храмы, две трети храмов были под обновленцами по всему Советскому Союзу, тогда, может быть, РСФСР, скажем так, на территории нашей страны.

И в конечном итоге этот обновленческий раскол был уничтожен, он не имеет перспективы, потому что люди знают свою Церковь, ту, где есть благодать. Есть политические устройства, есть пропаганда. Как было сказано еще в Евангелии: если это дело Божие, то оно устоит, если не Божие, то оно пропадет. А если Божие – что же мы, против Бога пойдем? То есть все это было. И то, что отняли лавру сейчас, которую восстанавливала Украинская Православная Церковь, люди, – это вопрос времени.

Я думаю, эта структура обязательно рано или поздно рухнет, и настоящие верующие украинцы вернут свои святыни. Конечно, сейчас они вступили в фазу исповедничества, их гонят, их изгоняют из храмов, убивают священников, верующих. Это уже было. И Патриарх Константинопольский помог создать эту структуру, которая есть. Но и обновленческий раскол тоже поддержал Патриарх Константинопольский в свое время, было сделано то же самое. То есть ничего нового нет, есть некая цикличность в истории. Чтобы не повторять ошибок – надо смотреть в прошлое, вот и все. Мы прекрасно понимаем, что происходит. Ну а если вернуться к тому, почему это происходит, это ведь все равно все наше родное, болит. А происходит потому, что часто мы черное называем белым, белое – серым или черным, все кверху дном. Поэтому это происходит.

– Жизнь и прошедшего года, и нынешнего весьма динамична. Есть ли планы, есть ли надежды на то, что мы будем продолжать эту деятельность, которая начата, развивать ее? Если так, то в каком направлении?

 – Мы ее будем продолжать, мы ее будем развивать, делать все для того, чтобы церковная жизнь стала более полнокровной, более действенной и как можно больше приносила пользы нашему обществу. Я бы не хотел сейчас выделять какое-то направление, потому что они все важны, и восстановление Александро-Невского собора важно, и помощь нуждающимся, и помощь малоимущим, и помощь страждущим, помощь семьям мобилизованных. У нас создано сообщество душепопечения, которое помогает семьям мобилизованных переживать эти непростые дни. Многим людям психологи не могут помочь, потому что они не говорят о вопросах вечности, а наши православные психологи помогают семьям мобилизованных, которые ушли, не дай Бог кто-то погиб, помогают им пережить те страдания, которые свалились на них в их жизни.

– Что бы Вы пожелали в наступившем году нашим зрителям?

– Я пожелаю всегда Божией помощи и самого главного – понимания того, кто мы такие на этой земле, зачем мы живем, какова наша цель. Желаю каждому из нас быть настоящими учениками и последователями Христа, чтобы Господь всегда освещал наш путь и чтобы мы всегда жили под Его крепкой, всеблагой десницей.

Ведущий Михаил Орлов, декан философского факультета СГУ

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 14:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 02:05
  • Воскресенье, 21 апреля: 03:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать