В студии епископ Покровский и Новоузенский Феодор.
– Нашу первую встречу с Вами с интересом ждут прихожане, духовенство, потому что не все еще успели с Вами познакомиться. И, конечно, интересно узнать, кто теперь руководит нашей епархией. Хотя, не скрою, Вашу биографию мы внимательно изучили. И сегодня поговорим о Вашем священническом пути. Но начать мне хотелось бы с Ваших впечатлений от знакомства с епархией. Как Вас встретили на этой земле?
– У меня такое чувство, что я вернулся домой. Мои предки родом из Ульяновска, из Чебоксар, так что Волжская земля для меня родная. И в том, что меня назначили именно на эту кафедру, есть определенный Промысл Божий, и это большая радость для меня.
А люди встретили меня хорошо, у меня есть ощущение какого-то духовного родства, как бывает у православных людей. Надеюсь, что такое соработничество не только с епархиальными структурами, со священниками, но и с мирянами, прихожанами храмов у нас будет развиваться, будет определенная симфония в нашей деятельности.
– Ваша жизнь дала такой крутой поворот, Вы выбрали профессию врача, а сегодня – епископ. Но, мне кажется, это не столь удивительно, тем более Ваша семья – верующая. То есть этот Ваш путь был в какой-то степени предопределен?
– Действительно, возникают у многих вопросы, что произошло в моей жизни, какие внутренние изменения. Мои родители венчались в 1959 году, во время хрущевских гонений. Отец тогда служил в армии, был военным инженером, мама работала учительницей в школе, и они вполне могли расстаться и со службой, и с работой. Но они не побоялись, и, собственно говоря, благословение на чадородие, которое есть в таинстве Венчания, видимо, послужило фундаментом того, чтобы я выбрал путь священства, заканчивая военную службу, и пошел дальше по этому пути.
Конечно, все мои предки тоже были верующими: бабушки, дедушки, прадедушки, которые помогали храмам, монастырям и всегда детей и внуков воспитывали в православной вере. А когда отец служил за границей, была возможность ходить в храмы, приобретать православную литературу. Первая Библия была куплена нами в Венгрии. И когда здесь были только какие-то рукописные книги, тетрадки, передававшиеся из рук в руки (только так можно было распространять священные тексты), там можно было купить и книги с библейскими сказаниями, и «Закон Божий». Поэтому такой мой путь, думаю, все-таки не совсем случаен. И, конечно, работа врача и работа священника близки друг другу.
– Там и там – служение.
– И там, и там люди приходят за помощью, утешением, поддержкой. И там, и там люди хотят услышать доброе слово, которое является основным лекарством для страждущих душ.
– Да, мы же называем Церковь лечебницей. Душа Ваша рвалась к священству, рвалась к Церкви, но тем не менее Вы занимались медициной. А как эти годы Вы проживали в духовном плане?
– Я получил определенную поддержку со стороны своего преподавателя латыни в Военно-медицинской академии. Он был верующий человек, в ленинградских духовных школах преподавал латынь, древние языки и историю искусств. Показывал нам альбомы с классической живописью, наполненной библейскими сюжетами, трактовал нам их с духовной точки зрения. По окончании курса латыни мы могли бы сдавать «Закон Божий», настолько он нас хорошо готовил. И он нас никогда не оставлял, хотя и не так долго проработал (по понятным причинам), приходил к нам, брал нас на выставки, концерты, приносил литературу и даже водил нас в такие закрытые места, куда мы не могли бы, конечно, без него попасть. Этот человек тоже послужил примером живой проповеди слова Божьего. То есть такая духовная поддержка у нас никогда не оскудевала.
В процессе моей учебы было у меня определенное недопонимание с представителями кафедры марксистско-ленинской философии, за реферат мне поставили неудовлетворительную оценку. Видимо, он был недостаточно материалистически обоснован. И за экзамен я получил тройку. Это, конечно, меня очень расстроило, поскольку остальные оценки были в основном отличные. И это привело меня к какому-то внутреннему кризису, я думал о том, чтобы уйти в Ленинградскую семинарию. Тем более тогда ректором семинарии был нынешний Святейший Патриарх Кирилл, и мы, молодые люди, общались с семинаристами и слышали о нем. Естественно, и наш преподаватель тоже о нем говорил. И как раз в этот период внутреннего кризиса я посоветовался с ним, и он мне сказал: «Оканчивай академию, служи, а священником ты станешь». То есть такое было пророчество, напутствие и благословение. Это мне помогало жить и надеяться, что я действительно стану священником.
– У вас были замечательные педагоги, которые вам преподавали латынь не только для того, чтобы вы могли выписать рецепт, но и для духовного развития. А кроме Вас кто-то еще выбрал путь служения Церкви?
– С моего курса есть люди воцерковившиеся, но священников из наших выпускников я не знаю. Могу сказать, что наш преподаватель по госпитальной хирургии, Юрий Леонидович Шевченко, построил Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова в Москве, возвел там храм святителя Николая Чудотворца и стал в нем священником, архимандритом Георгием. Хотя он прошел путь от хирурга на кафедре до начальника Военно-медицинской академии, министра здравоохранения России, но потом все-таки принял сан.
– Невольно тут проводишь параллели с Лукой Крымским, его врачебная деятельность совершенно не мешала ему быть человеком высочайшей духовности, а впоследствии – святым. Он перед операцией обязательно крестик рисовал на том месте, где будет делать разрез, и непременно молился. А в Вашей врачебной практике Вы обращались к Божией помощи?
– Конечно, без этого никак. Я работал невропатологом. И когда смотришь в реанимации на больных с тяжелой мозговой травмой или нарушением мозгового кровообращения, то часто удивляешься тому, как меняется состояние человека либо к выздоровлению, либо, наоборот, к ухудшению. Казалось бы, по всем медицинским законам, по физиологии человек должен поправиться, но почему-то улучшений нет. И порой состояние человека, у которого болезнь протекала в более легкой форме, вдруг ухудшается, и он уходит в мир иной. А про другого думаешь, что он не жилец. И тем не менее по молитвам его близких, по какому-то его духовному состоянию Господь его сохраняет. Такое очень часто было в моей врачебной практике.
Вначале я служил в пустыне Казахстана, там был испытательный полигон. Перед отъездом из Ленинграда я зашел в медицинский букинистический магазин и там случайно обнаружил и купил книгу Луки (Войно-Ясенецкого), изданную в 1956 году, «Очерки гнойной хирургии», за которую ему дали Сталинскую премию. Я именно эту книгу всегда искал, как чувствовал, что окажусь в таких условиях, когда она очень пригодится. В советское время ребят отправляли служить в разные концы Советского Союза, и в Казахстане служили в основном мальчишки из средней полосы России. Очень часто приходилось сталкиваться с гнойными заболеваниями, и эта книга мне помогла.
На полигоне приходилось заниматься всем, там до ближайшего госпиталя было порядка 150 километров. Книга Луки Крымского всегда была со мной, и я чувствовал незримое присутствие этого святого. И хочу сказать, что все операции, которые я делал, опираясь на знания, полученные из этой книги, заканчивались благополучно, не было никаких осложнений ни у одного больного.
– Следующий этап Вашей жизни – монашеский постриг. Это было Ваше внутреннее устремление или того требовали обстоятельства Вашей жизни в Церкви?
– Тут несколько моментов можно отметить. Когда я уже стал служить диаконом, потом священником (это было в городе Ахтубинске Астраханской области), настоятель храма, в котором я служил, был монашествующий, архимандрит. И мы начинали свой церковный день как в монастыре. Мы читали полунощницу, братский молебен, а потом уже переходили к службе: часы, Божественная литургия… Так мы с ним жили несколько лет, и такой уклад жизни, общение с монахом на протяжении длительного времени наложили на меня определенный отпечаток. Потом я поехал в Чебоксары, и так случилось, что супруга моя не захотела ехать туда, и владыка Варнава благословил мой постриг в монашество. Так как до этого, по сути, я жил уже монашеской жизнью и мы с супругой жили раздельно, то серьезных изменений в моей жизни не произошло, внутренне я уже был готов к монашеству.
Люди, с которыми мне довелось работать, служить, были уже с жизненным опытом, образованием, поэтому у нас развивались многие направления.
– Что из этого опыта пригодится Вам в нашей епархии? Или Вы пока еще не вникли в наши ресурсы и возможности?
– Я уже встречался и со священниками, и с руководителями отделов, и с благочинными. В процессе общения мы понимали, что будем делиться опытом, обогащать друг друга, что-то внедрять, развиваться и идти дальше.
Хотелось бы, чтобы приняли меня, чтобы помогали в восстановлении и реконструкции соборов, в реализации всех тех многочисленных проектов, которые в епархии ведутся. И надеюсь, что количество прихожан в храмах умножится, придут их дети и внуки. Давайте спасаться, духовно развиваться, приходить на богослужения и отстаивать нашу веру, а значит – и нашу государственность.
– Спасибо большое, владыка, за интересную беседу, за Вашу искренность.
– Помогай всем Господь, благословение Божие да пребывает со всеми вами!
Ведущая Ольга Стрелкова
Церковный календарь 20 июля. Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского
Евангелие 20 июля. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои
Читаем Апостол. 20 июля 2025
Благая часть. 20 июля 2025
Церковь и общество. Доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!