Православная Брянщина. Иконы и скульптуры святителя Николая на Брянщине

3 сентября 2020 г.

Дмитрий Терехов:

– Святитель Николай – один из самых любимых святых в России. Его почитание началось с давних времен. На Брянщине этому угоднику Божию посвящено множество храмов, написано много икон святителя. До революции на территории Брянской митрополии искусствоведы выявили 257 чудотворных образов.

Елена Ларина:

– После Божией Матери самым почитаемым на Руси был святитель Николай. Известны 44 списка чудотворных образов этого святого, но кроме иконописных изображений имелись и скульптурные. О них нам расскажет эксперт Министерства культуры России по культурным ценностям кандидат искусствоведения Ирина Владимировна Злотникова.

Ирина Владимировна Злотникова, кандидат искусствоведения, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям:

– Если рассматривать отдельные уезды, то в Севском уезде восемь почитаемых образов, в Карачевском – одиннадцать, Трубчевском – шестнадцать, Стародубском – шесть. Можно посмотреть наименования сел, в которых находились чтимые иконы святителя Николая, и узнать, с чем было связано их почитание. Чтимых образов святого огромное количество. Недаром коренное население Сибири, видя отношение русских к святому Николаю, называло святителя: русский бог. Действительно, почитание этого угодника Божия очень велико.

Дмитрий Терехов:

– В Брянской области было несколько вариантов иконографии святителя Николая.

Ирина Владимировна Злотникова:

– Традиционно это поясное изображение, в митре или без митры, когда правая рука святителя благословляющая, в левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие. Затем варианты иконографии: с житием и ростовое. Это образы Николы Зарайского и Николы Можайского (название связано с населенным пунктом, где иконы прославились). Отличаются изображения облачениями и атрибутами в руках святителя.

Абсолютно уникальный образ святителя Николая получил распространение на территории юго-западных районов Брянщины, в местах расселения старообрядцев. Он называется «Никола Отвратный». В центре этой иконы очень крупно изображена голова святого Николая. Из-под нижнего края образа видны два перста и маленький уголочек Евангелия.

Взор святителя обращен не прямо на молящегося, а немного в сторону. Он как бы отвращает свой взгляд. Лик святого на иконе «Никола Отвратный» очень грозный, суровый. Святитель смотрит на молящегося, и перед таким грозным святым Николаем Чудотворцем душа человека начинает трепетать в осознании своей греховности.

Елена Ларина:

– Сегодня скульптурное изображение в храмах довольно редкое явление, но на Брянщине искусство ваяния представлено в Севском Крестовоздвиженском женском монастыре, где находится образ Спасителя. Хотя на Руси довольно успешно развивалась традиция храмовой скульптуры, ее расцвет пришелся только на XVI столетие. В брянских храмах и святых обителях еще в начале XX века можно было увидеть деревянные изваяния.

Ирина Владимировна Злотникова:

– На территории Брянской митрополии существовал такой уникальный (к сожалению, не сохранившийся) пласт православной культуры, как храмовая деревянная скульптура святого Николая. Как правило, скульптуры святителя создавались по иконографическому типу Николы Можайского. Это ростовое изображение, в правой руке меч, в левой руке модель либо храма, либо города.

Создание скульптуры святителя Николая было связано с обороной Можайска от татар. Когда враги окружили город, жители Можайска собрались в храме для молитвы. В это время над стенами города явился святитель Николай в образе ратника и защитника (его еще называют «Никола Ратный»), и враги в страхе разбежались. В благодарность за спасение города в Можайске была написана икона святителя Николая (Никола Можайский), а потом стали делать скульптурные изображения святого заступника в том виде, в котором он явился.

В Можайске деревянный образ святителя находился на крепостной стене. Скульптурные изображения получили огромное распространение по всей Северо-Восточной Руси, дошли до Тулы, Рязани. Они были ростовыми – из дерева вырезалась фигура святого полностью, с мечом и моделью храма в руках, в митре либо без митры. Скульптура создавалась трудами резчика и иконописца. Резчик вырезал фигуру, а иконописец ее расписывал. Расписано было все: и черты лица, и облачение, и храм, и меч. Скульптура была полихромная.

Дмитрий Терехов:

– На Брянщине известны несколько деревянных образов святителя Николая. Один из них хранился в церковной ризнице села Старое Карачевского уезда, остальные – в Богородицкой Площанской мужской пустыни и в Брянском Петропавловском женском монастыре.

Елена Ларина:

– До наших дней скульптура не сохранилась, но искусствоведам удалось проследить историю деревянного изваяния Николая Чудотворца из Площанской пустыни. Резной образ был ростовым и считался драгоценной святыней Казанского собора.

Ирина Владимировна Злотникова:

– Образ связан со скульптурой или резной фигурой Николы Мценского, или Николы Амченского. Поскольку в свое время (я думаю, что это было не позднее конца XVII века) жители Мценска с удивлением увидели, что по реке против течения к берегу плывет резное изображение святителя Николая. Движение против течения является обязательным атрибутом преданий о явлении скульптур Николы Ратного.

Деревянную фигуру прибило к берегу, и в руках у святителя Николая, как говорит предание, находилась хартия, то есть некая грамота, послание, где было написано: «Пошлите меня на Плоское место». «Плоским местом», «Плоским колодцем» называлось место, где тогда находился Никольский монастырь.

Жители Мценска, выполняя волю святого Николая, отправили его образ в эту обитель. В Смутное время Никольский монастырь был разрушен, а в 1620 году за благословением на восстановление обители в Москву отправился монах Прокопий. Получив благословение, с Казанской иконой Божией Матери и образом Спасителя он приехал на Плоское место и восстановил монастырь, который стал называться Площанская Казанская пустынь.

Дмитрий Терехов:

– С деревянной скульптурой святителя Николая в Площанской пустыни связана удивительная история.

Ирина Владимировна Злотникова:

– В XVIII веке был издан указ, запрещающий иметь в храмах резные изображения святых. Скульптуру спрятали в какой-то чулан. О ней забыли до конца XVIII века. Именно тогда в Площанском монастыре случился дефицит воска. Видимо, в тот год был неурожай меда, воска не хватало (он был нужен для производства свечей), а у обители не хватало денег для его закупки.

Однажды один из иноков или послушников зашел в палатку (это не отдельно стоящее здание, а некое помещение внутри храма для хозяйственных нужд, куда ставили все ненужные предметы) и увидел ту самую деревянную резную скульптуру Николая Чудотворца, которая стояла на огромной глыбе воска. Это восприняли как чудо, потому что воска не было. С большими почестями изображение святителя Николая возвратили в храм. До событий Октябрьского переворота скульптура святого стояла под балдахином, сооруженным специально над ним, и почиталась чудотворной. Потом она исчезла, скорее всего погибла.  

Елена Ларина:

– Скульптурное изображение Николая Чудотворца, которое находилось в Петропавловском монастыре, сегодня можно увидеть на фотографии. Она сделана брянским фотографом-любителем на рубеже XIX–XX столетий.    

Ирина Владимировна Злотникова:

– На ней прекрасно видно, что это была не просто деревянная скульптура. Она облачена в настоящие одежды (парчовую ризу). На груди – крест, панагия. На голове – настоящая митра. В руках – палица. Человек украшал иконы окладами, шитыми и металлическими ризами. Этим он выражал свое почитание образов и желание принести Богу все самое лучшее.

К таким дарам относились и драгоценные металлы, в которые люди часто вкладывали свои деньги. Художник-ювелир делал из них украшения, которые одевали на чудотворные иконы.

А как же скульптуры? Оклад на них сделать невозможно. Соответственно, на них одевали парчовые ризы. Это очень хорошо видно на фотографиях. Резные фигуры святителя Николая и Параскевы Пятницы стоят рядом. Оба изображения в облачениях из бархата, парчи, украшенных золотым шитьем. Жертвователи выразили свое почтение к одному из самых любимых святых настолько, насколько могли.

Дмитрий Терехов:

– В Петропавловском монастыре находился еще один резной образ святителя Николая, вставленный в трехстворчатый киот XVIII века. По форме это был складень. Деревянная фигура Николая Чудотворца – это работа не позднее XVII века.

Ирина Владимировна Злотникова:

– Возможно, этот образ был ростовым и находился в Никольской церкви Брянска. Скорее всего, он пострадал, потому что из епархии было получено указание передать в Петропавловский монастырь второй образ Николая Чудотворца. Он был сделан поясным, его вставили в килевидный киот со створами, на которых были написаны иконы Божией Матери и Спасителя как воспоминание о Никейском чуде.

В этот киот со створами вставлена поясная фигура святого Николая. Он здесь в традиционной иконографии (без меча и храма), благословляет молящихся. Святитель, видимо, держал Евангелие, потому что, если внимательно присмотреться к этой фотографии, можно увидеть следы крепления книги на руке святого.

Елена Ларина:

– В Горно-Никольском мужском монастыре особо почитается старинная икона святителя Николая. Искусствоведы относят ее к уникальному памятнику культуры.

Ирина Владимирова Злотникова:

– Как, например, Чубковская и Балыкинская иконы Божией Матери, так и образ святого Николая из Горно-Никольского монастыря, находится под слоем записи. Внешние признаки, которые мы можем наблюдать на этой иконе, позволяют ее датировать более ранним числом, чем письмо, которое мы видим сегодня. Письмо это современное, а по косвенным признакам образ можно датировать, самое позднее, XVIII веком.

Это какой-то очень древний образ. Возможно, он из Никольского храма обители. Существует предание, что церковные иконы в годы советской власти куда-то прятали, а потом их возвращали обратно. Вполне возможно, что это была храмовая икона. По косвенным признакам, по письму она происходит из южных районов современной Брянской области с датировкой: XVIII (или даже XVII) век.

Дмитрий Ларин:

– Сохранившиеся изображения утраченных памятников культуры – чудотворных икон и храмовых скульптур – показывают, с каким почитанием наши предки относились к святыням и как облагораживали дом Божий.

Ирина Владимировна Злотникова:

–  Украшаем не потому, что хотим сделать красивее (красивее уже некуда), а потому, что мы готовы принести Господу все, отдать Ему все свое. Но деньги же не насыплешь перед иконой или скульптурой. Соответственно, эти деньги вкладывались в украшения предметов особого почитания.  

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 13 мая: 08:30
  • Суббота, 15 мая: 21:30
  • Четверг, 20 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​