По святым местам. Введенский кафедральный собор Чебоксар

13 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Введенский кафедральный собор - первый православный храм Чувашии и старейшее здание Чебоксар. В нем пребывает Владимирская икона Богородицы, привезенная на эту землю святителем Гурием Казанским в XVI веке. 

Вас приветствует программа «По святым местам», и мы в Чебоксарах. Старейшее здание города – древнейший памятник русского церковного зодчества на среднем Поволжье и кафедральный собор епархии. Наш рассказ о Введенском соборе. В этом году в столице Чувашии отмечается значимая дата – 370 лет с начала закладки каменного Введенского собора.

Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский:

– Кафедральный собор можно назвать святыней, жемчужиной нашего края. Он уникален сам по себе, и каждый раз, когда я вхожу в Введенский собор, у меня в сердце  радость и даже какой-то трепет.

История этого храма теснейшим образом связана с началом христианского просвещения народов Поволжья, ведь даже само освящение собора именно в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы как бы еще раз указывает и на введение людей в мир жизни по Евангелию.

Ольга Юрьевна Сергеева, культуролог:

– В 1552 году, когда была взята Казань, началось освоение многонациональной, многокультурной, многоязыковой территории Поволжья, которая волею судеб сохранилась даже в период монголо-татарского ига. И вот молодой царь Иван (ему было всего 22 года во время взятия Казани) и его духовный наставник митрополит Макарий начали удивительную деятельность, и началась она именно с православия, с православной культуры.

В иконостасе Введенского собора пребывает первая икона, которая прибыла на землю Чувашии, – Владимирский образ Пресвятой Богородицы.

Протодиакон Валерий Краснов, клирик Введенского собора:

– Икона написана московскими мастерами и привезена святителем Гурием Казанским, было благословлено строительство города-крепости, освящено место и будущий храм.

По наказу царя Иоанна Грозного святитель Гурий со своими спутниками (будущими святителями Германом и Варсонофием) должен был освятить строительство города-крепости. На месте будущего Введенского собора была поставлена полотняная палатка – и в ней положена вот эта Владимирская икона. Также святитель Гурий, приехав в этот край, указал и место соборному храму в честь праздника Введения. После этого построили деревянную однопрестольную церковь. Но в 1649 году та Введенская церковь сгорает, в память о ней уже в наши дни был построен Владимирский храм, его освятили в 2013 году. А в XVII веке в Чебоксарах начинается возведение каменного Введенского собора. В память о первом деревянном храме уже в наши дни, в 2013 году, была возведена эта Владимирская церковь. Также длительное время в память о приезде сюда трех святителей  ежегодно 6 июля проводился крестный ход из Введенского собора на Владимирскую горку. В XIX веке Священный Синод признал это молитвенное шествие историческим.

Ольга Юрьевна Сергеева:

– Сейчас именно 6 июля у нас восстановлен исторический крестный ход, когда мы от Введенского собора идем сюда к Матушке, чтобы вспомнить эту историю, этот замечательный монастырь, преклонить колени перед Владимирской Божией Матерью и всеми святыми, которые тут находятся.

Каменный Введенский храм был отстроен к 1657 году.

Антонина Ильинична Мордвинова, ведущий научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:

– Это самый первый и в настоящее время уже единственный храм XVII века. Соблюдает форму древнерусских храмов, тем более что это кафедральный собор, поэтому пятиглавие обязательно. Но в XVII веке архитектура была более сложная по своей конструкции, в нашем храме много барочного.   

И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны и оконные проемы.

Антонина Ильинична Мордвинова:

– Роспись необычная, хотя города Поволжья славились своими настенными росписями: и Ярославль, и Кострома, и Нижний Новгород уже имели своих мастеров. Здесь не было своих мастеров, работами руководили пришлые мастера, точно сказать трудно, потому что не сохранилось документов и подписей.

Специалисты не сомневаются – художников, работавших над храмовой живописью, было несколько. Скорее всего, многие были как раз из числа местных жителей, поэтому роспись отличается и некоторой наивностью.

Антонина Ильинична Мордвинова:

– Эти росписи имеют просветительскую нагрузку (это не только в Чебоксарах), ведь говорят же, что настенные росписи – это книга для неумеющего читать. И там все евангельские сюжеты именно для того, чтобы воочию верующий видел всю историю нашей христианской веры. Примитивная роспись именно потому, что здесь не было мастеров; руководили хорошие пришлые мастера, это очевидно, но принимали в этом участие те, кто еще только-только осваивал эту технику живописи.

Живопись начала XVIII века – это уникальная работа…

Антонина Ильинична Мордвинова:

– Что интересно, изображали пейзажи, но условные. Это не иконописная манера, а именно живописная, когда художники стремились изобразить трехмерный мир, то есть можно сказать, что это попытки изображения трехмерного пейзажа.

Иконостас середины XVIII века барочный, мы это видим по вырезанным листьям, цветам, украшающим киоты. А еще удивительно: на царских вратах не двенадцать апостолов, а одиннадцать.

Антонина Ильинична Мордвинова:

– Как раз в Деяниях святых апостолов сюжет ожидания Духа Святого с перечислением одиннадцати апостолов.

Тем не менее, наверное, Чебоксарский собор единственный, где запечатлен именно этот момент из Священного Писания.

Митрополит Савватий:

– Я в этом храме крестился. Мой отец был клириком этого храма, а потом стал настоятелем Введенского кафедрального собора. Все мое детство прошло здесь, в Введенском кафедральном соборе. Мама заболела, и отцу во время каникул не с кем было меня оставить, а мне было 8 лет, и утром я приезжал вместе с ним, стоял службу. У нас есть такое понятие, как дежурный священник, отец после службы дежурил до часу дня, я находил себе какие-то занятия, помогал алтарникам, чистил подсвечники, мне это было очень интересно. И таких периодов в жизни было очень много. Наверное, благодаря этому у меня сложился свой характер, свое миропонимание. Это древний красивый собор со своими традициями, удивительным иконостасом, уникальными царскими вратами, своеобразными старинными древними фресками. Запахи остались с детства. Представляете, практически ничего не поменялось, эти стены помнят многие периоды жизни многих поколений…

В 70–80-е годы, когда власти боролись с религией и на Пасху вокруг храма стояли патрули, чтобы не пускать молодежь в церковь, приходилось идти на хитрость.

Митрополит Савватий:

– Закончилось ночное богослужение Великой Субботы, потом литургия, и храмы запирались;  до четырех вечера в храме никого нет. Церковную молодежь (нас было человек десять) алтарники запирали в Сергиевском приделе утром в субботу, и мы сидели, чтобы вечером попасть на службу. А ночью, получается, мы уже опять на пасхальной службе, и ради этой службы мы в запертом храме проводили несколько часов.

Среди святыни храма паломники сразу увидят и образ Богородицы «Достойно есть», и икону Царицы Небесной «Семистрельная». Регулярно перед ними совершаются молебные пения Богоматери. Также приезжающие в город заходят сюда почтить память архиепископа Вениамина (Новицкого).

Митрополит Савватий:

– Это был действительно старец, который пережил лагеря, гонения. Он относился ко мне с невероятной любовью, теплотой. А мальчику много ли надо?! С ним находиться было хорошо, чувствовалось, что это духовный, богоносный старец, который пережил очень много. Я помню, как он мне, казалось бы, в шутку рассказывал о том, как, находясь в лагере, приходилось работать. Рассказывает, улыбается: «Мы с исламским имамом пилим дрова, а буддийский лама эти дрова носит и складывает». Он мне как-то сказал, что самые лучшие времена – это времена каторги, ссылки. А я еще тогда спросил: «Почему?» Он говорит: «Потому, что Бог был очень близко в то время».

История главного собора и символа города продолжается и в наши дни, а устремленная ввысь колокольня словно свеча, которая почти четыре века назад зажглась на этой земле. И в наши дни первый храм Чувашии, как и столетие назад, место духовного просвещения и знак Божьего присутствия на этой земле.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 05 декабря: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Александро-Невский мужской монастырь в местечке Каршлыхи блы основан в начале XX века. Возникновение монастыря на этом месте было неслучайным. Чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население очень ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​