По святым местам. Владимирский собор в Херсонесе

29 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Владимирский собор в Херсонесе - это один из немногих сохранившихся храмов Севастополя, построенных во второй половине XIX века. Это действующий православный храм и одновременно – место захоронения адмиралов Российского императорского флота, памятник архитектуры и истории национального значения, а также храм-памятник в честь крестителя Руси – святого князя Владимира. 

Херсонес Таврический – торговый порт на Гераклейском полуострове. Руины этого древнегреческого города сейчас являются одной из достопримечательностей Севастополя. Люди жили здесь вплоть до XIV века, а сам город просуществовал  2000 лет. Появился он еще до Рождества Христова, а затем стал одним из центров византийского христианства. Именно в Херсонесе Таврическом, по преданию, и был крещен равноапостольный князь Владимир. В XIX веке на предполагаемом месте крещения князя возвели Владимирский собор. Но еще задолго до появления здесь храмов, в I веке, сюда приходили первые последователи Христа.

Татьяна Яшаева, заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

– Когда мы говорим о начальном периоде истории Херсонеса, то начинаем с апостольских времен. Устойчивая устная традиция, которая существовала не одно столетие, говорит о том, что апостол Андрей Первозванный здесь был.

Римские императоры ссылали сюда государственных преступников. В первые века христианства ими считались исповедники Христа. Тем самым дальнейшему распространению здесь христианства способствовали его же противники (помимо своей воли). Так сюда был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский. На полуострове он продолжил свою проповедь и принял мученическую кончину.

В IV веке Херсонес стал настоящим опорным пунктом для миссионеров, хотя путь к этому был непростой. Истории известны имена семи священномучеников, которые несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья: Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон.

Татьяна Яшаева:

– Они поочередно были здесь и все обрели здесь мученический венец (за исключением двух последних). Первым архиепископом земли Крыма  стал епископ Василей. Местные жители-язычники его встретили плохо, и ему приходилось скрываться в пещере, расположенной посреди города. Когда сын градоначальника после тяжелой болезни умер, он явился во сне безутешным родителям и сказал: «Напрасно вы плачете и скорбите. Вы не знаете, Кого просить, чтобы я ожил. Но знает это епископ Василей, к нему и обратитесь». Они нашли епископа Василея и попросили его, чтобы он оживил сына. Он отказывался по своему смирению несколько раз, потому что считал, что совершать такие чудеса ему не под стать, он не считал себя апостолом. Но ему во сне явился ангел и сказал, что это воля Божия и он во славу Его должен это сделать. Василей действительно этого ребенка, который уже был в склепе, оживил.

Свидетели чуда уверовали в Господа. Но язычество еще было очень сильно, и местные жители подняли восстание против христиан, напали на архиерея Божия, связали ему руки и ноги и волокли по улицам, побивая камнями и палками. У столба, на котором христиане установили крест, епископ Василей трагически скончался.

Татьяна Яшаева:

– Херсонесская земля действительно святая (это не просто метафора), потому что она орошена кровью первых мучеников, в том числе епископа Василея. Потом на месте его смерти был построен храм.

Но последние два епископа совершили коренной перелом в жизни Херсонеса: так, Еферий был участником Второго Вселенского Собора.

Татьяна Яшаева:

– Сохранились акты Вселенских Соборов и подписи епископов. И там есть подпись епископа Херсоны Еферия. Это был 381 год, что говорит о том, что уже в IV веке здесь была епархия.

Последний из святых архипастырей-миссионеров – священномученик Капитон.

Татьяна Яшаева:

– Он совершил чудо, которое так и называется − «чудо с печью». Это было время после Миланского эдикта. Мы можем об этом судить по тому, что епископ Василей жил до Миланского эдикта 313 года. Последующие три епископа Евгений, Елпидий и Агафодор погибли от рук херсонесских язычников, значит, это еще не возбранялось и даже поощрялось. А мученики Еферий и Капитон были епископами уже в конце IV века. Язычники подстрекали епископа Капитона войти в печь: дескать, если ты такой сильный, то там не сгоришь. Он, совершенно не колеблясь (поскольку был уверен в силе Господа), помолившись, вошел в печь. Какое-то время он там находился и вышел живым и невредимым (как нам об этом рассказывает житие).

Деятельность святых Еферия и Капитона стала возможной благодаря политике императоров, которые поменяли отношение к христианству.

Татьяна Яшаева:

– Конечно, IV век был знаковым не только для Херсонеса, но вообще для Европы: в это время были прекращены гонения на христиан. В 313 году  Константин и Лициний издали эдикт, согласно которому христианство объявлялось дозволенным культом. В 395 году, когда Римская империя распалась на Западную и Восточную части, Херсонес ориентировался на Восточную Римскую империю (она много столетий спустя, в XVI веке, стала называться Византией). Очень большое внимание уделялось укреплению христианства на таких дальних рубежах, как Херсонес. Он был форпостом империи: и как крепость, и как духовный форпост. Именно через Херсонес (или через Херсон, как его называли в византийское время) шла активная христианизация и народов Крыма, и северных народов.

«Одно государство, один закон и одна Церковь» – так уже в VI веке рассуждал византийский император Юстиниан Великий.

Татьяна Яшаева:

– Вся архитектура, все храмовые интерьеры производились не в Херсонесе. Мрамор добывали на острове Проконес, там же в императорских мастерских изготавливали различные архитектурные детали (колонны, капители, оконные и дверные наличники, сандрики). Все это рассылалось по разным регионам и районам империи.

С середины и до конца V века сюда было направлено около 200 капителей, которые уже в более позднее время не встречаются. Это говорит о том, что в это время уже были христианские храмы. Эти роскошные капители мы можем увидеть и в нашей экспозиции. Мы знаем, что это композитная капитель середины V века: в это время изготавливался один тип капителей (позже появился уже другой тип).

Херсонес становится полноценным христианским городом. Об этом говорят находки археологов. Например, приспособления для печати.

Татьяна Яшаева:

– Находились штампы, которыми оттискивали евлогии (с греческого – «благословения»). Особый интерес представляет надпись на одном из штампов: «Благословение святого Фоки, покровителя нищеприимного дома Херсона». Нам всем это понятно. Например, мы приходим в Свято-Даниловский монастырь, и там священники дарят нам маленькую бумажную иконку, на обратной стороне которой есть штамп: «Благословение Свято-Даниловского монастыря». Эта традиция идет оттуда.

Если был странноприимный дом, значит, здесь принимали паломников. Да и сами жители древнего города тоже становились пилигримами. Археологи нашли этому подтверждение – перламутровые крестики-благословения со Святой Земли. Обычно у жителей Херсонеса нательные крестики были медные или серебряные. Еще здесь носили кресты – энколпионы.

Татьяна Яшаева:

– В то средневековое византийское время крупный крест-энколпион, который носили поверх одежды (в отличие от нательного креста), мог носить не только священник (как сейчас), но и мирянин. Энколпионы очень редко находят в могилах, поскольку с ними старались не хоронить, а передавать по наследству. У нас огромные коллекции этих крестов. Они еще называются «мощевики», потому что туда вкладывалась какая-то святыня или частица мощей. Интересно, что в одном из энколпионов был найден даже кусочек метеорита. Это можно объяснить тем, что кто-то стал свидетелем каменного дождя с неба. Так кусок метеорита благополучно сохранился до наших дней. Во время раскопок была найдена мастерская по изготовлению энколпионов. Она датирована 1240 годом. В ней была найдена форма для энколпиона маленького размера с надписями: на одной стороне − «Крест нам утешение, крест нам похвала», на другой стороне – «Святая Богородица, помогай» в зеркальном написании.

Дома молились перед каменными и бронзовыми иконами.

Татьяна Яшаева:

– Например, икона трех святых воинов: Феодора Стратилата, Георгия и Димитрия Солунского.

Были в городе и свои святые подвижники.

Татьяна Яшаева:

– Был найден этот крест с надписью: «Памятник святой мученицы Анастасии». Он датируется IV веком. Это местночтимая святая. Это то, что нам известно. А сколько еще неизвестного!

Еще в XIII веке на Херсонес совершала набеги Орда Чингисхана. В конце XIV века ордынский темник Едигей предал город огню и мечу. Позже на полуостров пришли османы. Спасая свою родину от набегов иноземцев, местные жители старались уберечь и святыни. Перед нами фреска первой половины XIV века.

Татьяна Яшаева:

– История находки этой фрески удивительна. Она была найдена не в самом Херсонесе, а при раскопках Генуэзской крепости в районе современной Балаклавы. Там был мягкий грунт, который уходил под стену, − было совершенно очевидно, что под стеной что-то находится. Когда всю землю выбрали, там оказался тайник, а в нем − завернутая в ткань фреска. Ткань к тому времени уже практически истлела, а в ней были сотни кусочков фрески. Резкий перепад температур (в земле были другие условия) способствовал тому, что фреска растрескалась, красочный слой осыпался. В экспедиции оказались реставраторы высшей категории (замечательные профессионалы, специалисты по фрескам), которые очень грамотно фреску упаковали и отправили в лабораторию. Там в течение двух месяцев продолжалась работа с этими фрагментами. В конце концов был собран этот шедевр. Это палеологовский ренессанс, первая половина XIV века, Константинопольская школа.

Как удивительно, что в бывшей военной крепости нашелся этот образ, а в экспедиции оказались реставраторы. Через 500 лет святыня не поругана, а спасена и находится в городе − древнем центре христианства и современном месте паломничества.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 03 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 05 декабря: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Александро-Невский мужской монастырь в местечке Каршлыхи блы основан в начале XX века. Возникновение монастыря на этом месте было неслучайным. Чуваши-язычники сооружали там святилища, поэтому христианское население очень ходатайствовало, чтобы построили монастырь во укрепление православия. А 20 лет назад в Чувашии началось восстановление святой обители.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​