Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Яковлевич Лапин, краевед:
– Мы с вами находимся в храме села Перевозное, которое известно с конца XVII столетия. Основали его крестьяне Осинского монастыря, которые сюда переселились на границе XVII–XVIII столетий. Как правило, эти жители носят фамилию Попов, то есть это тот, кто жил у монахов.
А в XVIII веке здесь стали селиться люди по фамилии Казанцевы, так как они пришли со стороны Казани. Это были старообрядцы, поэтому и первый храм здесь был единоверческий, но в конце XIX века православные христиане обратились с просьбой в Синод об открытии своего каменного храма. Десять лет строили эту церковь, и получилось так, что даже в советские годы храм Вознесения Господня оставался одним из немногих действующих в Удмуртии.
Николай Яковлевич Лапин:
– В 1941 году, в июне, буквально перед самым началом войны, арестовали священника Василия Вольхина и председателя церковного совета Ивана Попова, в 1942 году в Ижевске их расстреляли.
Но уже в 1943 году одним из первых был открыт именно Вознесенский храм, а через 10 лет здесь оказалась одна из главных святынь этой земли.
Николай Яковлевич Лапин:
– Сюда были перенесены иконы, которые называют «старинными». Они представляют собой пермскую деревянную скульптуру. Мы не можем точно датировать время их изготовления.
Пермский край граничит с Удмуртией; значит, скорее всего это распятие Спасителя с предстоящими прибыло сюда с Пермской земли.
Николай Яковлевич Лапин:
– Данный храм не входил в Пермскую епархию, поэтому здесь их быть не должно, и здесь их никогда и не было. Ни в одном из документов, которые мы встречаем с момента открытия прихода, эти иконы здесь не фиксируются. Первое упоминание о них в нашей местности – 1947 год, когда они чудесным образом приплыли к нашему берегу.
Произошло это недалеко отсюда в местечке Паздеры. Храма там уже не было, и святыню прятали.
Николай Яковлевич Лапин:
– «В амбаре лежат „старинные иконы”» – это пишет коммунист, председатель сельского совета. Он обращается: «Что мне делать? Они плачут [иконы]». И люди приходят к амбару и пытаются что-то в окошко просунуть. Паломничество было с Татарстана, сверху и снизу по Каме. Иконы «плачут», то есть мы понимаем, что они мироточат.
Сначала власти хотели отправить распятие в музей, но люди не позволили, и тогда святыню передают в храм села Перевозное. С этого времени в церковь Вознесения Господня началось паломничество.
Николай Яковлевич Лапин:
– Ситуация была такая в селе, что уполномоченному пишут: «Разве вы не можете ничего сделать? Что в Перевозном происходит?» Он говорит: «А что мы можем сделать, если у учителей иконы стоят? Если учителя их не сняли в домах, что мы можем с крестьянина простого спросить?» Вот такие стойкие люди были здесь, в Перевозном, они не боялись ничего. Перед выбором быть раскулаченными и сосланными в Сибирь или встать против Церкви они выбрали Церковь и Христа.
Тогда власти решили перенести «старые иконы» в алтарь, думая, что так они не допустят прихожан к святыне.
Николай Яковлевич Лапин:
– Перенесли и вроде бы лишили людей возможности поклонения, но сам храм остался местом паломничества.
Священник:
– И люди стали приезжать сюда и воцерковляться.
А в 1994 году здесь было решено устроить женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Территория святой обители обнесена кирпичной оградой, но паломников и гостей сюда пускают с радостью.
Монахиня Эсфирь (Журавлева), насельница Свято-Успенского монастыря:
– Мы проходим мимо зданий, где у нас живут батюшки, которые приезжают помолиться на большие праздники. А вот здание для паломников, которые также приезжают помолиться, потрудиться во славу Божию.
– То есть к вам в гости можно приехать?
Монахиня Эсфирь:
– Конечно. Несколько дней даже можно пожить, помолиться, потом уже распределяют на какие-то послушания, если человек желает еще остаться. Это беседка, в которой, к сожалению, мы очень редко бываем, потому что постоянно в трудах. Она строилась для отдыха, и иногда все-таки получается в ней немножко отдохнуть. За дорогой находится наш огород, посажены овощи, картошка. Мы все делаем сами, сестры распределяются по способностям, службы у нас каждый день, даже если батюшка приболеет или не сможет по какой-то причине служить, сестры сами совершают обедницу и вечернюю службу.
Три года назад в епархии простились с архимандритом Ювеналием (Рожиным), старейшим клириком епархии.
Монахиня Эсфирь:
– Он является духовным отцом некоторых наших монахинь, послушниц, поэтому попросили, чтобы его могилка была здесь, и сестры довольно часто ходят за благословением к батюшке. Его очень многие любили, у него много духовных чад, он молитвенник за наших сестер и за всех приходящих к нему.
Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии:
– Отец Ювеналий – авторитетнейший в епархии человек. К нему еще подходят с вопросом, а у него уже ответ в голове есть, и почему-то всегда весело на душе. Он после исповеди: «Исправляться будем?» – «Хочется». Не задавливает тебя в твои грехи, а, наоборот, поднимает над ними. Бабки плохо пели, отвратительно, часто он останавливал службу: выйдет с терпением монашеским, уговаривает их. Отслужат: «Ой, батюшка, простите!» – «Да ладно, матушки! И дело сделано, и гордиться нечем».
В Перевозном служил и архимандрит Исаакий (Бортников), также помогавший людям идти к вере.
Священник:
– Мы были как слепые котята тогда. И он нас, молодую семью, когда мы только воцерковлялись с женой, вел тихонько к храму, к Богу. Мы начинали посещать богослужения, он преподавал нам азы православия. Это были наши первые уроки, связанные с этим селом, с этим храмом. Все это было Промыслом Божиим.
Усилиями монастыря на территории был построен деревянный храм в честь Успения Царицы Небесной.
Монахиня Эсфирь:
– Мы трудились сами: и украшали, и красили – все делали. Это место словно кусочек неба на земле, нравится тем, что в нем можно уединиться, помолиться. Службы прекрасные, практически без сокращений каждый день. Можно проявить себя творчески в благоустройстве монастыря, потрудиться во славу Божию и при храме, и на разных послушаниях, найти себя, подумать, понять для чего ты вообще на земле, помолиться, загладить свои былые грехи; может быть, внести небольшую лепту в небесную сокровищницу.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!