По святым местам. Успенский монастырь, с. Перевозное

18 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом храме пребывает одна из главных святынь Удмуртии - "старые иконы". Это деревянное Распятие Спасителя с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. "Старые иконы" приплыли по Каме в местечко Пазреды и в годы советской власти были переданы в храм Вознесения Господня. 

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Ижевский епархии, и приехали мы в село Перевозное. Местный храм известен далеко за пределами Удмуртии, а все потому, что в нем пребывают так называемые «старые иконы»  – деревянное скульптурное распятие с предстоящими, которое приплыло в эти края по реке Каме.

Николай Яковлевич Лапин, краевед:

– Мы с вами находимся в храме села Перевозное, которое известно с конца XVII столетия. Основали его крестьяне Осинского монастыря, которые сюда переселились на границе XVII–XVIII столетий. Как правило, эти жители носят фамилию Попов, то есть это тот, кто жил у монахов.

А в XVIII веке здесь стали селиться люди по фамилии Казанцевы, так как они пришли со стороны Казани. Это были старообрядцы, поэтому и первый храм здесь был единоверческий, но в конце XIX века православные христиане обратились с просьбой в Синод об открытии своего каменного храма. Десять лет строили эту церковь, и получилось так, что даже в советские годы храм Вознесения Господня оставался одним из немногих действующих в Удмуртии.

Николай Яковлевич Лапин:

– В 1941 году, в июне, буквально перед самым началом войны, арестовали священника Василия Вольхина и председателя церковного совета Ивана Попова, в 1942 году в Ижевске их расстреляли.

Но уже в 1943 году одним из первых был открыт именно Вознесенский храм, а через 10 лет здесь оказалась одна из главных святынь этой земли.

Николай Яковлевич Лапин:

– Сюда были перенесены иконы, которые называют «старинными». Они представляют собой пермскую деревянную скульптуру. Мы не можем точно датировать время их изготовления.

Пермский край граничит с Удмуртией; значит, скорее всего это распятие Спасителя с предстоящими прибыло сюда с Пермской земли.

Николай Яковлевич Лапин:

– Данный храм не входил в Пермскую епархию, поэтому здесь их быть не должно, и здесь их никогда и не было. Ни в одном из документов, которые мы встречаем с момента открытия прихода, эти иконы здесь не фиксируются. Первое упоминание о них в нашей местности – 1947 год, когда они чудесным образом приплыли к нашему берегу.

Произошло это недалеко отсюда в местечке Паздеры. Храма там уже не было, и святыню прятали.

Николай Яковлевич Лапин:

– «В амбаре лежат „старинные иконы”» – это пишет коммунист, председатель сельского совета. Он обращается: «Что мне делать? Они плачут [иконы]». И люди приходят к амбару и пытаются что-то в окошко просунуть. Паломничество было с Татарстана, сверху и снизу по Каме. Иконы «плачут», то есть мы понимаем, что они мироточат.

Сначала власти хотели отправить распятие в музей, но люди не позволили, и тогда святыню передают в храм села Перевозное. С этого времени в церковь Вознесения Господня началось паломничество.

Николай Яковлевич Лапин:

– Ситуация была такая в селе, что  уполномоченному пишут: «Разве вы не можете ничего сделать? Что в Перевозном происходит?» Он говорит: «А что мы можем сделать, если у учителей иконы стоят? Если учителя их не сняли в домах, что мы можем с крестьянина простого спросить?» Вот такие стойкие люди были здесь, в Перевозном, они не боялись ничего. Перед выбором быть раскулаченными и сосланными в Сибирь или встать против Церкви они выбрали Церковь и Христа.

Тогда власти решили перенести «старые иконы» в алтарь, думая, что так они не допустят прихожан к святыне.

Николай Яковлевич Лапин:

– Перенесли и вроде бы лишили людей возможности поклонения, но сам храм остался местом паломничества.

Священник:

– И люди стали приезжать сюда и воцерковляться.

А в 1994 году здесь было решено устроить женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Территория святой обители обнесена кирпичной оградой, но паломников и гостей сюда пускают с радостью.

Монахиня Эсфирь (Журавлева), насельница Свято-Успенского монастыря:

– Мы проходим мимо зданий, где у нас живут батюшки, которые приезжают помолиться на большие праздники. А вот здание для паломников, которые также приезжают помолиться, потрудиться во славу Божию.

– То есть к вам в гости можно приехать?

Монахиня Эсфирь:

– Конечно. Несколько дней даже можно пожить, помолиться, потом уже распределяют на какие-то послушания, если человек желает еще остаться. Это беседка, в которой, к сожалению, мы очень редко бываем, потому что постоянно в трудах. Она строилась для отдыха, и иногда все-таки получается в ней немножко отдохнуть. За дорогой находится наш огород, посажены овощи, картошка. Мы все делаем сами, сестры распределяются по способностям, службы у нас каждый день, даже если батюшка приболеет или не сможет по какой-то причине служить, сестры сами совершают обедницу и вечернюю службу.

Три года назад в епархии простились с архимандритом Ювеналием (Рожиным), старейшим клириком епархии.

Монахиня Эсфирь:

– Он является духовным отцом некоторых наших монахинь, послушниц, поэтому попросили, чтобы его могилка была здесь, и сестры довольно часто ходят за благословением к батюшке. Его очень многие любили, у него много духовных чад, он молитвенник за наших сестер и за всех приходящих к нему.

Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии:

– Отец Ювеналий – авторитетнейший в епархии человек. К нему еще подходят с вопросом, а у него уже ответ в голове есть, и почему-то всегда весело на душе. Он после исповеди: «Исправляться будем?» – «Хочется». Не задавливает тебя в твои грехи, а, наоборот, поднимает над ними. Бабки плохо пели, отвратительно, часто он останавливал службу: выйдет с терпением монашеским, уговаривает их. Отслужат: «Ой, батюшка, простите!» – «Да ладно, матушки! И дело сделано, и гордиться нечем».

В Перевозном служил и архимандрит Исаакий (Бортников), также помогавший людям идти к вере.

Священник:

– Мы были как слепые котята тогда. И он нас, молодую семью, когда мы только воцерковлялись с женой, вел тихонько к храму, к Богу. Мы начинали посещать богослужения, он преподавал нам азы православия. Это были наши первые уроки, связанные с этим селом, с этим храмом. Все это было Промыслом Божиим.

Усилиями монастыря на территории был построен деревянный храм в честь Успения Царицы Небесной.

Монахиня Эсфирь:

– Мы трудились сами: и украшали, и красили – все делали. Это место словно кусочек неба на земле, нравится тем, что в нем можно уединиться, помолиться. Службы прекрасные, практически без сокращений каждый день. Можно проявить себя творчески в благоустройстве монастыря, потрудиться во славу Божию и при храме, и на разных послушаниях, найти себя, подумать, понять для чего ты вообще на земле, помолиться, загладить свои былые грехи; может быть, внести небольшую лепту в небесную сокровищницу.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 24 января: 12:45
  • Среда, 27 января: 07:45
  • Пятница, 29 января: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Храм строился по указу царя Ивана Грозного, но когда возведение собора было практически завершено, государь неожиданно покинул город. В чем причина изменения отношения правителя к храму? Что изображено на самой большой в России фреске Страшного суда? И как сотрудники музея спасли колокола собора от поругания? Об этом узнаете из программы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​