По святым местам. Тихвинский мужской монастырь, с. Паздеры

25 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В 2005 году в забытое людьми село пришли первые трудники. Через три года здесь появилось электричество, а значит, стало возможным начинать большую стройку: возводить храм, келии... Через 15 лет, 20 ноября 2020 года, по решению Священного Синода, мужская монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери урочища Паздеры, получила официальный статус мужского монастыря. 

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Удмуртии. Это река Кама, а за моей спиной монашеская община в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Об этом месте наш сегодняшний рассказ.

Паздеры – так называется место, в которое мы приехали. В XVI веке – дворцовое село, откуда рыбаки поставляли стерлядь к царскому двору, а в 70-е годы прошлого века – неперспективное место для жизни. Так решила советская власть, вынудив всех уехать отсюда.

Монах Ефрем (Метс), насельник Тихвинского мужского монастыря:

– Жителям сказали: будет сброс воды в ГЭС, и вас затопят, поэтому вы должны выехать в более крупные села и города. Часть села выехала, а часть осталась. В итоге в 80-х годах им вырубили электричество, и они были вынуждены переместиться. Эти камни – фундаменты домов, найденные при перекопке земли.

В 2005-м сюда приехали люди, чтобы основать монастырь там, где все давно заросло сорной травой.

 Игумен Зосима (Сахипгараев), Тихвинский мужской монастырь:

– Это место выглядело совсем по-другому. С левой стороны, где у нас братский корпус, был лес. Место было заброшенное: было много земляники – лежи и собирай. Здесь я впервые в жизни увидел борщевик. Когда я его увидел, у меня возникла ассоциация с Америкой: древние заросли, трава выше человеческого роста. Я служил в Перевозном и приехал посмотреть это святое место. Спустившись по тропинке и увидев заросли борщевика, я удивился тому, что это будущее место монастыря. Но в это поверил.

Первое, что построили, – шалаш из полиэтилена. Там жили трудники.

Игумен Зосима:

– Не было никаких средств – просто молитва. Утреннее молитвенное правило, вечернее молитвенное правило означали то, что здесь что-то будет. В сентябре мы уже построили небольшой домик 5х3. Для меня было большой радостью перейти из палатки, где в сентябре было уже очень холодно, в домик, где была печка. 

Через три года появилось электричество; значит, можно было начать возведение храма.

Игумен Зосима:

– Это чудо. Я думал: сейчас сделаю проект, и деньги посыплются. Деньги, однако, не посыпались. Я начал просить – никто деньги не дает. Тогда я начал служить, не обращая на это внимания, и люди сами начали приходить, искать и давать деньги.

Сейчас на Каме слышно шум волн, катера вдали, кое-где баржи, а в XIX – начале XX века здесь были «поющие» пароходы. Паломники в это святое место приезжали по реке. Когда-то в Паздерах был не только храм, но и две часовни. Молитвенным пением люди приветствовали главную святыню этих мест – «Старые иконы». Сейчас они находятся в храме соседнего села Перевозное, а когда-то они приплыли сюда по Каме.

Монах Ефрем:

– Есть предание, что они когда-то приплыли сюда по Каме. Видимо, кто-то от них избавлялся, но не знаю, с какой целью. Может быть, человек, не желая их сжигать, помолился и пустил по реке на Божью волю. Когда-то, в период иконоборчества, так же приплыла на Афон Иверская икона Божией Матери.

А это распятие принесли в храм местные рыбаки. Есть память, что это случилось в преполовение Пятидесятницы после Пасхи. Распятие почиталось здесь как чудесно обретенное.

Местные жители особо почитали «Старые иконы»: выстроили для них отдельную часовню, спасали в революционные и советские годы от поругания, и даже после Великой Отечественной войны поток верующих к «Старым иконам» не иссякал. На какие только ухищрения не шла власть, чтобы уничтожить распятие с предстоящими! Борьба продолжалась до 1978 года, пока этот вопрос не был решен уполномоченным по делам религии.

Монах Ефрем:

– Местные жители, желая предотвратить это, начали писать в Москву. В итоге они оказались в Перевозном. В 70-х годах иконы торжественно крестным ходом отнесли туда. По воспоминаниям, вереница людей была около пяти километров.

Когда же в самом начале 2000-х здесь стали вновь селиться люди, то, борясь с обстоятельствами, они выработали и непростой характер. Первые трудники были суровые, в чем-то непреклонные. Случались и недопонимания.

Игумен Зосима:

– Такое ощущение, что я попал в вертеп разбойников. Началось с конфликта в день Казанской иконы Божией Матери. Через неделю страхи прошли, пришло ощущение, что я на своем месте.

Сейчас большая часть территории распахана под огороды – питаются монахи тем, что выращивают сами.

Монах Ефрем:

– Птички очень любят весь наш урожай, но при этом не работают. Угодья наши – картошки насадили. Просил отца Петра: «Давай в этот раз поменьше посадим!» Нет ведь! В четыре раза больше посадили. Обещаем себе каждый год: «Будем садить меньше!»  А садим все больше и больше.

С каждым кусочком земли здесь связана своя история.

Монах Ефрем:

– Один из благодетелей нам привез карпов, поесть. Мы подумали: надо их выпустить в пруд, который мы к этому времени как раз привели в порядок. Так они и живут.

Козочки, коровы, живность, за которой заботливо ухаживают. Молоко раздают гостям.

Монах Ефрем:

– Из 365 дней 270 занимает пост. К тому же даже большой любитель молока чаще всего имеет привычку пить обезжиренное молоко из магазина. Человек, приезжая к нам, говорит, что будет пить много молока, а потом выпивает стакан и больше пить не может. Для двенадцати человек много даже одной коровы, а у нас их две. Поэтому молоко раздаем.

Интересная история с трактором. Один пожилой человек говорит: «Я хочу подарить вам трактор. У меня есть деньги, и я готов их вам дать». Договорились с ним. Он говорит: «Завтра подъедете, я дам вам деньги, и вы купите себе трактор». Когда отец Зосима встречается с этим человеком, тот рассказывает историю: «Я только решил на следующий день дать денег, а потом думаю – жалко. И сумма большая, около 700 000, не хочу давать. И уснул с этой мыслью. Вдруг снится уже умерший старший брат и говорит: “Ты что это? Выкинь эти мысли! Решил – отдай!”» Такая вот история с одним из благодетелей.

Вместе с тем росло хозяйство, потихонечку устраивалась монашеская жизнь.

Монах Ефрем:

– На данный момент у нас шесть монахов, двое послушников и несколько трудников. В среднем количество насельников – 15 человек. Многие пробуют себя для жизни в монастыре.

Для паломников здесь есть купель.

Монах Ефрем:

– История купели такова. К нам иногда приезжают люди, которые работают на вахте на Севере. Они месяц или два работают, потом месяц или два отдыхают. Такой вахтовик приехал и один без помощников построил эту купель. Крышу поднимать помогали, потому что он один физически не может это сделать, а все остальное он делал сам. Паломники купаются круглый год; если у вас будет желание, можете окунуться.

Примерно в километре от монастыря находится еще один святой источник, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы. В день памяти этого образа сюда совершаются крестные ходы.

Игумен Зосима:

– Я думаю, что в течение всей жизни верующие должны меняться, не стоять на месте. У каждого есть этап жизни, в который мы входим уже другими. Ты сам можешь не замечать, но другие люди это видят. Когда было отчаяние, я знал, что в пути. Знал, что не сворачиваю влево или вправо, а иду в правильном направлении. Ощущение надежности всегда сопровождало меня. Даже если ничего не получалось, надежда всегда оставалась.

Монах Ефрем:

– В первую очередь меня привлек устав монастыря, распорядок дня. Я жил в разных монастырях: и в Заиконоспасском монастыре в центре Москвы, и в скиту в поле, куда вообще никого не допускали. Разные виды жительства – две крайности. В первой –  полная суета, во второй – вообще никого. Здесь же нечто среднее. С одной стороны – тишь, а с другой – прихожане и паломники, приезжающие в выходные дни на богослужения.

Игумен Зосима:

– Вся жизнь строится из маленьких кубиков – кубик к кубику. Делая маленькие шаги, я сразу не вижу готовую картину или мозаику, но чувствую, что именно так сейчас надо делать. Все складывается не сразу. Нам бы сейчас надо духовно на ноги встать, создать здесь свою общину – дружный духовный коллектив.

Монашеская община, действующая при приходе Тихвинской иконы Божией Матери, 20 ноября 2020 года получила официальный статус мужского монастыря – Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть в урочище Паздеры святую обитель в честь Тихвинского образа Царицы Небесной.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 27 января: 07:45
  • Пятница, 29 января: 23:45
  • Воскресенье, 31 января: 12:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​