По святым местам. Тихвинский Богородицкий женский монастырь в Цивильске. Продолжение

10 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Подворье Цивильского Тихвинского женского монастыря находится в деревне Третьи Вурманкасы. Это место славится своими святыми источниками и храмом преподобного Сергия Радонежского. Зрители программы узнают о том, как в монастыре обустраивают это благодатное место, а также познакомятся с паломниками святой обители.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Чувашии, и мы приехали в деревню под названием Третьи Вурманкасы. Здесь находится подворье женского Цивильского Тихвинского монастыря. Об этом святом месте наш сегодняшний рассказ.

В XIX веке Третьи Вурманкасы были околотком, то есть соседней местностью села Первое Степаново. Жители Чувашии издавна занимались здесь земледелием, животноводством, портняжным и печным промыслами. В 30-е годы здесь образовали колхоз, а на сегодняшний день есть магазин и клуб – вот достаточно скупые официальные данные. Но у нас есть другая история.

Уже в наши дни одной женщине из города Цивильска приснился сон: пустырь, на нем часовня, монашеские кельи и яблоневый сад. Матушка Лидия, так звали женщину, супругу священника, увидела во сне монахов, один из которых произнес молитву и добавил, что если игумения Агния, настоятельница Цивильского монастыря, будет молиться им, то исцелится.

Инокиня София (Рузавина), старшая сестра Тихвинского Богородицкого женского монастыря:

– Видение или сон был, монахи сообщили, что матушка исцелится, если будет им молиться.

Матушка Агния была направлена в Цивильск еще в 1998 году для возрождения женского монастыря, но Господь послал ей еще одно испытание – тяжелую болезнь.

Инокиня София:

– Заболела матушка в 2004 году в Великий пост, все мы очень тревожились о здоровье матушки Агнии, но мы надеялись, что произойдет какое-то чудо, матушка оправится от  этой болезни.

И вот в 2004 году стали искать то место, которое приснилось жительнице Цивильска. По описанию подходили окрестности села Третьи Вурманкасы, и монахини отправились туда на молитву.

Инокиня София:

– Она нам благословляла эти крестные ходы делать, сказала: «Берите Тихвинскую икону Божией Матери и идите молиться». Когда мы приходили, она чувствовала облегчение, был духовный подъем, духовное единение между нами всегда в это время, мы молились усердней и приходили к ней, видели, что ей становилось лучше, это нас укрепляло в вере. В крестном ходу тоже было много участников, мы шли в жару, ноги у всех были отбиты, но мы были радостные, потому что знали, что этот проделанный труд поможет нашей матушке Агнии.

А дальше события стали разворачиваться удивительным образом. Решили узнать историю этих мест, через архив Чебоксарской и Чувашской епархии и исторические документы Татарстана были установлены сведения о том, что здесь во времена расцвета Тихвинского монастыря находилась Тугаевская лесная дача, принадлежавшая святой обители.

Инокиня София:

– Большая местность с территорией (то есть практически целый лес – 190 га земли)  принадлежала монастырю. Наверху, где была лесная дача,  домики, амбарчики, которые к нашему приходу еще не были разобраны, уже устаревший домик  стоял, но возможность жить там какая-то была. В летописи сказано, что там стоял двухэтажный дом, где сестры жили,  был яблоневый сад, было 280 яблонь. Когда приходишь на это святое место, чувствуется особая благодать, может быть, когда-нибудь здесь построится скит небольшой, потому что место очень благодатное.

Но почему же во сне женщине явились не сестры-монахини, а монахи? Сам Тихвинский монастырь, к которому принадлежали Тугаевские дачи, был закрыт в 20-е годы прошлого века, в то же время многие обители были также разорены и поруганы. И вот монахи из святых мест решили спасаться на бывшей монастырской даче. Так уже в советское время рядом с деревней Третьи Вурманкасы и возник монастырский скит.

Инокиня София:

– Монастыри к тому времени уже стали распадаться, и монахам нужно было где-то собираться на молитву, где-то жить, и вот они основали там небольшую общинку. Здесь собирались, может быть, в 30-е годы, люди, среди них были монахи, миряне, они этой общиной жили. Был найден список, в котором около 20 человек.

Но вскоре местным властям донесли о местных монахах и о месте их пребывания. Местное предание говорит о том, что братию арестовали. Кто-то считает, что они были расстреляны в Чувашии, кто-то – что погибли на Колыме.

Инокиня София:

– Все это было связано с новомучениками.

Но память о них жива в наших сердцах; тем более они живы у Господа. Не случайно именно 17 июля 2006 года в день святых Царственных страстотерпцев, которые одними из первых пострадали от рук безбожной власти, здесь был найден святой источник. До этого родник пытались безуспешно найти около двух лет.

Инокиня София:

– Нам было сказано, что здесь есть где-то источник. Наверное, должен был быть, потому что и люди деревенские говорили, что ходят на родничок и исцеляются. Даже заболевания вплоть до душевных проходили, потому что люди ищут какой-то благодати, а здесь ближайший храм в Первом Степаново, а им хотелось иметь своего заступника.

Своего небесного покровителя жители нашли – родник освящен в честь святого Илариона (Троицкого), тоже новомученика и исповедника Церкви Русской. Сейчас перед важной поездкой или ответственным делом местные приходят окунуться в воду родника. Вода в источнике традиционно холодная, мне вообще всегда кажется, что только очень смелые люди окунаются в воду.

– Часто приходят сюда паломники?

Инокиня София:

– Много приезжает сюда летом и на Крещение, потому что мы открылись давно,  люди уже знают эту тропу. Из Чебоксар приезжают с большими огромными бутылями и забираются наверх по этой самой лестнице. Наверное, все-таки качество воды их устраивает. Мы делали анализы, и говорят, в ней много серебра. Но не в серебре дело, а в воде очень много минеральных веществ, которые выводят даже токсины из организма. И я сама свидетель тому, что вода не только очищает тело, но еще и душу освящает, потому что очень благодатная, мы постоянно ее освящаем, поэтому, наверное, сюда поток паломников никогда не закончится; людей не обманешь – они чувствуют эту воду, мягкость, теплоту и исцеление.

А монастырская жизнь началась рядом со святым источником.

Инокиня София:

– 4 октября 2007 источник был освящен, а глава администрации на тот момент был жителем этой деревни, у него здесь стоит родовое имение, дом, живут брат с женой. Он говорит: «Берите 2 га земли и живите здесь, молитесь, я буду этому только рад». И мы все это обустроили по его разрешению, митрополит Варнава благословил, освятил святой источник, с тех пор мы и живем.

Посмотрите, какое изобилие воронок и ковшиков. Вот что значит женский монастырь – кругом красота, чистота и порядок. Можно выбрать один из них и отправиться на колодец. И, наверное, самое главное, что паломники уносят с собой не только воду в сосудах, но и частичку Божией благодати. Два года назад на монастырском подворье был освящен храм.

Инокиня София:

– 2014 год был юбилейным годом 700-летия преподобного Сергия Радонежского,  заложены два храма: один строится в Чебоксарах, стольном граде, а другой здесь, в Третьих Вурманкасах.

По-чувашски «вурманкасы» можно приблизительно перевести как «лесная деревня».

Инокиня София:

– Как в лесной глуши некогда жил преподобный Сергий, так и наш храм расположен в лесной глуши. Здесь, конечно, есть доступ машинам, вы сами видели, что дороги построены; нам, слава Богу, помогали люди. К храму дорога велась долго, но все же он построился. В 2019 году на 5 октября он был освящен преосвященным Игнатием, ныне епископом Череповецким и Белозерским.

Божественные литургии здесь совершаются каждую субботу.

Инокиня София:

– Господь не оставляет нас милостью Своей. Службы – это самое главное для монаха, потому что вокруг литургии выстраивается монашеская жизнь.

Матушка Агния, к сожалению, не увидела всей этой красоты. Когда она серьезно болела, в 2004 году сюда успели совершить четыре крестных хода, на 20 мая был назначен пятый, но настоятельница монастыря к этому времени уже отошла ко Господу.

Валентина (Бельская), рясофорная послушница, экскурсовод:

– Я помню, рассказывали тольяттинские паломники, что она была очень гостеприимная – всех паломников она заводила к себе и кормила, поила чаем. Этим людям она очень запомнилась. В 2004 году она умерла от рака на праздник Вознесения Господня. Тихвинский собор у нас состоит из трех алтарей: центральная часть – Тихвинской иконы, крайняя часть с той стороны – в честь всех святых, а вот эта часть, напротив которой мы с вами стоим, алтарь в честь Вознесения Господня. И как пишут святые отцы, «праведнику праведная смерть» – она умирает на праздник Вознесения Господня, и хоронят ее напротив алтаря Вознесения Господня. Мы как-то смотрели фильм про игумению Агнию, и там один священник сказал: «Пусть на меня не обижаются другие игумении, но Агния была царственная игумения». Она была внешне очень красива, и сестер она вела по царскому пути – настоящая царственная игумения.

Инокиня София:

– 17 мая, когда был наш последний крестный ход, мы с одной сестрой, монахиней Ангелиной, увидели некое знамение. Сначала я не поверила этому, когда увидела, что Матерь Божия Тихвинская улыбается, я подумала, что мне это показалось, а сестра Ангелина меня подтолкнула и спросила: «Ты видишь?». И когда через некоторое время матушка умирает, мы поняли, что нам было дано знамение, чтобы мы укрепились в вере. Мы плачем, а Матерь Божия радуется, что уже готовые люди к Ней отходят.

Валентина (Бельская):

– Очень много людей пишут ей письма, записки, но мы знаем, что ее фотография замироточила – такое чудо.

Инокиня София:

– Мы все думаем по-человечески, по нашему житейскому – нам хочется, чтобы мы все жили на земле, а у Господа должны быть молитвенники на небе за нас, то есть они уже созревшие люди, а созревшие люди уже уходят на небеса. Мы остаемся здесь за них молиться, они за нас уже молятся, предстательствуют пред Богом.

Валентина (Бельская):

– В заупокойной ектенье звучит прощальный глас:

Прощайте, милые мои, я ухожу от вас,

Мой крест в болезнях и трудах мне удалось нести,

Помилуй, Господи, меня, помилуй и прости.

Простите сестры во Христе меня, как дети мать,

Ведь на игуменском кресте пришлось за всех страдать.

Пришлось недолго мне пожить, но много претерпеть,

Хотелось сердцем и душой мне каждого согреть.

Не плачьте, милые мои, молитесь в скудный час,

И коль помилует Господь, я помолюсь за вас.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 14 августа: 09:45
  • Среда, 17 августа: 07:45
  • Пятница, 19 августа: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Нас ждет рассказ о том, как армяне отстояли свою веру в Аварайрском сражении. Узнаем о святой мученице Шушаник - дочери полководца Армении Вардана Великого. Также вместе с героями программы попытаемся разобраться, почему в V и VI веках христиане Армении разделились.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​