Свято-Воскресенский мужской монастырь Тольятти называют "Волжским Афоном". Монастырские церкви и корпуса здесь расположены на четырех ярусах, храмы обители посвящены святогорскому подвижнику и афонской иконе Матери Божией. А главная святыня монастыря приплыла в обитель по водам Жигулёвского моря.
Вас приветствует программа «По святым местам», и мы находимся в Тольяттинской епархии. Единственный ее монастырь находится в кафедральном городе Тольятти. Воскресенский мужской монастырь молодой, но здания, в которых находится обитель, насчитывают уже более ста лет.
«Волжский Афон» – так паломники называют этот монастырь. Кто бывал на Святой Горе, наверняка вспомнит сочетание моря и гор, на склонах которых ярусами построены храмы.
Нестор, епископ Тольяттинский и Жигулевский:
– Конечно, мне бы хотелось, чтобы мы подражали кому-то не столько в архитектуре зданий, сколько в устроении духовной жизни. И если монахи будут иметь такую же святую жизнь, как на Святой Горе Афон, то, конечно, это куда лучше, чем здания, которые будут сиять золотом, но при этом в них не будет той Божественной любви, которую принес Господь на землю. Поэтому очень важна жизнь самих монахов. Их у нас немного, но община там крепкая.
Кто бы мог представить, что в городе имени итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти будет такой монастырь. Ведь Тольятти изначально город советский. Его предшественник, Ставрополь-на-Волге, был затоплен в середине XX века. Под воду тогда ушли не только жилые дома, но и храмы. Всё скрыли водой Куйбышевской ГЭС, или, как здесь говорят, Жигулевского моря. Уцелели тогда лишь здания земской больницы.
Больница – это уникальный памятник истории Тольятти, поскольку эти здания единственные, сохранившиеся в городе после его затопления. Сама земская больница была основана еще в середине XIX века, позже перестроена, и вот в 1902 году появились эти корпуса. А в 1997 году в них был устроен монастырь.
Архимандрит Гермоген (Крицын), наместник Воскресенского мужского монастыря:
– Это место было разбитое, бесхозное. Тольятти город все-таки крупный, а монастыря нет. И Господь благословил, чтобы на этом месте был монастырь. Ничего же не было, была разруха. А вот сейчас вы видите (это не моя заслуга, но под моим руководством): все восстановлено. Дождь прошел – доски клали и по ним ходим, потому что везде была грязь. А сейчас – красота, ступенчато все сделано.
В монастыре действуют три храма. Два домовых – в честь Воскресения Словущего и во имя преподобного Силуана Афонского – и вновь построенный в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
Иеромонах Силуан (Старостин), клирик Воскресенского мужского монастыря:
– Решение о том, что храм должен быть посвящен этой иконе, было принято в связи с тем, что в 1999 году в Троице-Сергиевой лавре обретали мощи преподобного Максима Грека, который был выходцем из Ватопедского монастыря. Братья прибыли из Ватопедского монастыря, взяли частицу мощей, и Промыслом Божиим, везя эту частицу, оказались в Тольятти. Посетили этот монастырь и оставили в благословение икону Божией Матери «Отрада и Утешение», подписанную игуменом Ефремом. Это место им показалось Афоном, Волжским Афоном. Действительно, очень живописное место на берегу Жигулевского моря. И вот в честь этой иконы был создан этот благолепный храм.
Почаевская икона Пресвятой Богородицы здесь не случайно. Дело в том, что в этом храме ей посвящен приставной придел. По канонам Русской Православной Церкви на одном алтаре за один день не могут совершаться две Божественные литургии. И вот для ранней литургии и существует приставной придел.
Удивительно, что когда у архимандрита Гермогена возникло желание устроить в этом храме приставной престол, то практически в то же время у его родственника Сергея возникло желание заказать в Почаеве в дар Воскресенскому мужскому монастырю копию с Почаевской иконы. Образ был освящен в Почаевской обители и в скором времени прибыл в монастырь.
Основные богослужения проходят здесь, в храме в честь Воскресения Словущего.
Иеродиакон Феофан (Курников), насельник Воскресенского мужского монастыря:
– Вообще у нас служба здесь каждый день. На обычную будничную службу нужно 40 маленьких просфор и один служебный набор. На праздничную службу 200 просфор мы используем. Соответственно, если полиелейные службы, то и 50, и 60, и 100 просфор нужно.
Брат Феофан трудится в просфорне. Тесто здесь должно получиться гладким. И чтобы в нем не оставалось пузырьков воздуха, его надо прогнать через машину для раскатки примерно 50 раз.
Иеродиакон Феофан:
– Я ездил по монастырям и там практиковался. Например, в Иверский женский монастырь ездил. Надо тесто все израсходовать, а потом только на верхнюю часть печати ставить. Но не сразу.
– А чему Вы учились в других монастырях? Что там смотрели?
– Например, перенял, как такие штучки делать. Это тоже надо знать, поскольку у всех по-разному. Нужно знать, сколько соли положить, сколько воды. Если мука, например, не очень качественная, то просфоры будут разваливаться.
Иеромонах Силуан:
– Братья основные послушания выполняют, но, к сожалению, из-за их малочисленности приходится привлекать трудников. Всегда рады людям доброй воли, которые желают потрудиться и для своей души, и для благоукрашения обители. Как говорит пословица, молящимся идет молитва, трудящимся – труд. Вот одни молятся, другие трудятся, а дело делается одно. Жизнь монастыря как одно целое, это очень важно. У нас есть гостиница, мы всегда рады паломникам, которые приезжают помолиться, потрудиться с братьями, разделить какие-то торжества, престольные праздники.
Кроме трудников сюда приезжают и паломники.
Архимандрит Гермоген:
– Наш монастырь уже имеет большую известность. Приезжают из Башкирии, Татарстана, Санкт-Петербурга. И местные приезжают, слава Богу. Наш монастырь вошел в число развитых монастырей России.
Многие люди приходят в монастырь за духовным советом.
Иеромонах Силуан:
– В монастырях всегда это было, можно сказать, не основным делом, но решение каких-то серьезных духовных вопросов люди всегда искали в монастырях. Духовно себя люди созидали в уединении, в молитвенном подвиге. Старцам, как всем известно, открывается воля Божия. Люди, приходя в монастырь, ищут этой воли Божией. И через старца, через священноначалие, конечно же, ищущим она открывается.
Отец Гермоген общается с теми, кому нужна поддержка, но признается: дело это непростое.
Архимандрит Гермоген:
– Каждый день, кроме больших праздников, с десяти до трех я принимаю людей. Что сказать про людей? Духовно верующих мало. А приходят такие, которых жизнь прижала. Разводы, раздел жилья, даже между родными, измены... В общем, всё. Если можно так сказать, я уже могу сдать экзамены на психолога. Приходится мне с ними беседовать, применяя жития святых наших, учение Церкви, Евангелие, святых отцов. Люди приходят, а у них нет понятия о душе. Сняли с работы, зависть в семье, развод и прочее... И мне приходится потихоньку, с ними беседуя, подводить их к духовным понятиям.
Почему у вас жизнь такая? Потому, что у вас нет смысла жизни. А смысл какой? Спасти свою бессмертную душу от вечного ада для вечного рая. Вот если вы это построите себе центром жизни, жизнь ваша наладится и все будет хорошо. Господь сказал в Евангелии: Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Царство Божие – это фундамент, а приложение – это построение стен духовной жизни.
Господь сказал в Евангелии: Не можете без Мене творити ничесоже (Ин. 15, 5). А русский человек просто прямо говорит: без Бога ни до порога.
Почитаемый образ монастыря – икона святой великомученицы Варвары – одно время находился в музее на выставке «Город в духе». Ведь для Тольятти святыня – важная часть истории, и в епархии хотели, чтобы как можно больше людей увидели явленный образ.
Елена Анатольевна Пынчук, старший научный сотрудник отдела фондов Тольяттинского краеведческого музея:
– Эта икона, которая сама пришла к людям, появилась на водах Жигулевского водохранилища. Ее нашли рыбаки в конце 90-х годов прошлого века и решили отдать как раз в только что сформированный Воскресенский мужской монастырь города.
Архимандрит Гермоген:
– Они взяли икону, смотрят – здесь монастырь. Пришли, отдали икону: «Икону на море мы обрели. Там темно было, мало что видно». Начали молиться, поставили ее в уголочек, лампадку затеплили постоянную. Один мужчина привез мощи великомученицы Варвары, и для нас икона стала нашей церковной. Мы ежедневно утром служим братский молебен. Лампада теплится постоянно, от нее зажигаем свечи, и она для нас стала почитаемой.
По молитвам к святой Варваре людям дается помощь. Свидетельством этому являются венец и чаша, сделанные из украшений, которые от благодарных сердец.
Иеромонах Силуан:
– Я помню, еще был мальчишкой, посещал православную воскресную школу в Самаре. И нас с экскурсиями возили по святыням Самарской области. Мы приезжали сюда, в Тольятти, нам эту икону показывали. Она не была никак украшена, мощей еще не было. Просто темная доска, на которой был еле-еле различим лик. Было определено, что это великомученица Варвара. И обретение такой святыни было каким-то знамением свыше, что обители быть. Мы ее считаем своей небесной покровительницей.
Епископ Нестор:
– Это живая связь с теми ставропольчанами, которые жили, молились, строили соборы в свое время и так же, уповая на православную веру, шли по жизни. И каждый год в Троицкую родительскую субботу я на катере отплываю от берега Воскресенского монастыря и совершаю панихиду по тем, кто остался в том городе, потому что вместе со зданиями, храмами было затоплено и кладбище. Так что для нас это место мемориальное, и вспомнить труды тех, кто был до нас, кто сохранил нам веру, очень важно.
Так под покровом святых и Матери Божией живет Волжский Афон.
– Все потихонечку, с Божией помощью. Братьев маловато у нас, нет кандидатов хороших – мир не дает хороших кандидатов. С тем, что есть, справляемся и потихонечку с Божией помощью живем. Цель нашей жизни какова? Спасать свои души. Развитие монастыря создало все условия. Теперь наша задача молиться, стремиться исполнять волю Божию.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Побываем в гостях у Троицкого прихода Тольятти. Храм Живоначальной Троицы - это первое здание, которое построили в городе еще в XVIII веке. Тогда это место называлось Ставрополь на Волге, но в 1955 году населенный пункт затопили, ушел под воду и храм. Сейчас в Тольятти строят новую Троицкую церковь, а богослужения ведут в небольшом храме в честь апостола Иоанна Богослова.
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!