По святым местам. Спасский храм Соликамска

29 июня 2022 г.

Спасский храм Соликамска расположен в историческом центре города, в месте, где в древности располагался деревянный городской кремль. Вначале была построена деревянная приходская церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Спаса Нерукотворного. Позднее этот придел был перестроен в отдельный храм. Сделано это было после страшной эпидемии 1656 года, когда горожане начали служить молебны у крепостной башни, на которой был укреплен образ Спасителя, и устраивать крестные ходы, после которых болезнь прекратилась.

Программа «По святым местам» в Соликамске. Мы продолжаем свое путешествие и знакомство с храмами и монастырями этого города. Возник он благодаря месторождениям и добыче соли в XV веке. И тогда центр города был не на привычной площади, где стоит архитектурный ансамбль летнего Троицкого и зимнего Крестовоздвиженского соборов, а на небольшой возвышенности на берегу реки Усолки. Именно здесь, где сейчас находится Спасский храм, и стояла церковь.

Священник Димитрий Кнышов, настоятель храма Спаса Нерукотворного:

– Ансамбль из двух храмов – Спасского летнего и Михаило-Архангельского зимнего. Еще была колокольня, сейчас она утрачена. Насколько я успел посмотреть документы, ее будут восстанавливать. Этот ансамбль входит в древний соликамский Кремль, Спасский храм – старейший храм Соликамска, относится к концу XVII века.

Колокольню пока можно увидеть только на старинных снимках, сам же Спасский храм сохранился. Рядом стоящую зимнюю Архангельскую церковь построили еще в начале XVII столетия, и сейчас храмы требуют масштабной реставрации. В течение XVI века Соликамск подвергался набегам сибирцев, ногайцев и вогуличей. В этих набегах погибали как защитники города, так и мирное население. С холма, где стоит храм, открывался вид и на старинный город, и на противоположный берег реки Усолки, это позволяло своевременно увидеть врага. В крепости было пять башен, казармы, оружейные склады и склады для провианта, но не всегда помогала сила оружия, и соликамцы уповали на помощь Божию, поэтому в крепости был и деревянный храм в честь вождя небесного воинства Архангела Михаила со Спасским приделом.

В одной из башен крепости находилась икона «Спас оплечный» (или «Спас башенный»). Молитва перед этой иконой спасла город не только от внешнего врага. В 1656 году, в период страшной эпидемии, горожане начали служить молебны у крепостной башни, на которой был укреплен образ Спасителя, устраивали крестные ходы, после чего болезнь прекратилась. Так что для Соликамска Спасский храм не только памятник архитектуры XVII века, но и важная историческая точка, потому что именно отсюда начинается история этого города. И даже когда центр города перенесли в другое место, а деревянные церкви сгорели в одном из пожаров, на месте храмов построили две каменные церкви и часовню. Ее возвели на месте захоронения защитников города, погибших от ногайского набега. Часовня эта до наших дней не сохранилась.

В архитектуре этого храма больше всего привлекают внимание два ряда узорных наличников окон. Смотришь на них и как будто погружаешься в то самое время старины, благочестия и искусных мастеров, строивших эту церковь. Зодчие, возводившие храм, обладали большим мастерством – внешне церковь кажется трехпрестольной. Три апсиды построили для того, чтобы сделать здание храма устойчивым на зыбком грунте, а придел у этой церкви всего один. Закомары храма частично были расписаны, сейчас церковь побелена, изображения не сохранились, но зато праздничный стиль в архитектуре Спасского храма чувствуется и сейчас. Даже на черно-белом чертеже видно богатое убранство.

 А вот чертеж и внешний вид Архангельского храма напоминают нам, что по стилю это здание можно отнести к так называемому барочному функционализму. Тут все подчинено не внешней красоте, а тому, чтобы в мороз храм можно было эффективно и экономно протопить. Мирная жизнь прихода была прервана революцией. Соликамск, город Пермской митрополии, обильно полит и освящен кровью новомучеников.

Священник Димитрий Кнышов:

– За 1918 год только в Пермской епархии погибло порядка 96 священников – это одна из самых больших жатв, которую Господь собрал.

На этом приходе служили священник Григорий Гаряев и диакон Александр Ипатов, убитые в сентябре 1918 года. Русская Православная Церковь прославила их как святых мучеников в 2000 году.

Священник Димитрий Кнышов:

– Вот икона священномученика Григория Гаряева, пресвитера, который здесь служил и принял мученическую кончину в 1918 году. К сожалению, его мощи сейчас поднять очень сложно, они находятся в Перми под зоопарком. В 1919 году он был перезахоронен на сельском кладбище за кафедральным собором, а в 1923 всё выровняли – сейчас под зоопарком находится 496 могил, в том числе шесть пермских епископов, трое священномучеников, и отец Григорий Гаряев тоже находится там.

В начале 30-х годов церковь закрыли, в ней размещался комитет ДОСААФ.

Священник Димитрий Кнышов:

– Как мне говорили, здесь даже на мотоциклах ездили. В Архангельском храме была типография. Состояние, к сожалению, печальное.

Но когда в начале XXI века храм вернули приходу, произошло удивительное – открылись росписи под куполом церкви.

Священник Димитрий Кнышов:

– Печально, что храмы слабо восстанавливаются, нет большой тенденции к восстановлению не потому, что мы этого не желаем, а в силу разных причин. И эта красота сейчас скрыта, поэтому полностью об истории храма можно рассказать тогда, когда закончится реставрация. Проект уже сделан.

Иконостас храма советских времен. Считается, что он принадлежал епископу Пермскому и Соликамскому Павлу Голышеву. Владыка в конце 50-х годов отремонтировал многие церкви в епархии. В настоящее время Спасский храм приходской, в нем возобновлены богослужения.

Священник Димитрий Кнышов:

– Приходят прихожане с детьми, с разными проблемами приходят. Со всеми хочется познакомиться поближе, каждого принять, обогреть, для каждого стараешься найти какое-то слово... Обычно, когда происходит смена настоятеля, люди относятся к этому настороженно. Но ведь дело не в настороженности, а в том, чтобы была хорошая община. Священники приходят и уходят, а община должна быть. Моя задача, как мне думается, именно создать хорошую общину, чтобы они были в твердой вере, потому что храм – место соединения земного и небесного. Храм – наш дом. Если мы привыкнем жить в храме в этой временной жизни, в Царстве Небесном нам будет намного проще.

Чтобы привести в порядок храм, необходимо федеральное финансирование, ведь церковь – памятник архитектуры, средства на ее реставрацию нужны немалые.

Священник Димитрий Кнышов:

– Я думаю, что прежде всего нужна реставрация наших душ, чтобы церковь не осталась музеем, а сюда хотелось прийти и было кому прийти. Если душу свою мы будем реставрировать, соединим ее с Богом, это все будет, а если не делать этого, то, наверное, и восстанавливать храм не надо. 

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 августа: 07:45
  • Пятница, 19 августа: 23:45
  • Суббота, 20 августа: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом Цесаревиче Алексие и регате его имени.

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​