По святым местам. Спасо-Прилуцкий монастырь Вологды. Часть 2

24 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
24 февраля (по новому стилю) Церковь празднует день памяти преподобного Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца. 650 лет назад святой основал монастырь. О других святых, подвизавшихся здесь, об известных паломниках святой обители, о духовной школе Вологды, узнают зрители программы.

От Вологды до Спасо-Прилуцкого монастыря ехать на машине примерно 15 минут – через шесть километров вы в святой обители.

Иеромонах Ферапонт (Широков), благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря:

– Наш монастырь является древнейшим и наиболее крупным монастырем Русского Севера. Монастырь был основан ближайшим учеником или духовным другом преподобного Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Датой основания считается 1371 год, и мы будем отмечать 650-летие нашей обители.

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны русских правителей великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

Иеромонах Ферапонт:

– Монастырь был популярен уже во времена преподобного Димитрия и пользовался покровительством московского князя Димитрия Донского. В последующие времена этот монастырь был местом многочисленных паломничеств великих князей и княгинь; в частности, особую популярность монастырь приобрел при родителях будущего царя Ивана IV Грозного. Василий III приезжал сюда вместе со своей супругой Еленой Глинской для того, чтобы попросить у мощей преподобного Димитрия о рождении наследника престола. Здесь, в этом монастыре, великий московский князь молился со своей супругой, и существует предание о том, что именно после молитвы у мощей преподобного Димитрия у них родился сын, будущий наследник московского престола Иван IV.

Также со святой обителью связано имя Игнатия (Брянчанинова). Его родители молились у мощей святого Димитрия Прилуцкого о даровании им сына, и в феврале 1807 года в семье родился мальчик, которого назвали Дмитрий в честь преподобного.

Иеромонах Ферапонт:

– Также наш преподавательский зал украшает портрет святителя Игнатия (Брянчанинова), который является гордостью нашей Вологодской земли, он впоследствии прославился многочисленными подвигами, в том числе многочисленными богословскими и аскетическими трудами. Святитель Игнатий, несомненно, является гордостью не только нашей духовной семинарии, но и нашей епархии.

Рядом с мощами небесного покровителя монастыря святого Димитрия Прилуцкого пребывают мощи еще двух подвижников.

Иеромонах Ферапонт:

– Многие монастыри Вологодской епархии были не только духовными центрами, но и местом ссылок, и Спасо-Прилуцкий монастырь разделил с ними, к сожалению, тоже эту участь. Начиная с XV века в Спасо-Прилуцкий монастырь ссылали князей, и в нижнем храме нашего монастыря покоятся мощи преподобного Игнатия Прилуцкого и благоверного князя Димитрия, угличских чудотворцев.

Святые были племянниками великого князя Ивана III. Дело в том, что в средние века Русь была поделена на удельные княжества, и число их постоянно увеличивалось, ведь после смерти правителя власть переходила не от отца к старшему сыну, а все сыновья получали свой надел земли. Конфликты между князьями-родственниками за престол происходили постоянно; великий князь Василий Темный был даже ослеплен в результате такой вражды. Но, несмотря на собственный горький опыт, Василий хоть и благословил великим княжением старшего сына Ивана III, четырем его братьям в своем завещании по-прежнему назначил уделы. И вот Андрей Васильевич Большой, удельный князь Углицкий, брат великого князя Ивана III и сын Василия II, подвергся опале – он был схвачен и закончил свои дни в темнице, а его сыновья Иван и Дмитрий, которым было 15 и 11 лет, были сосланы в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Иеромонах Ферапонт:

– Для того чтобы предотвратить  возможное влияние угличских князей, то, что они будут претендовать на московский великокняжеский престол, Иван III принимает столь жесткое решение.

Лишенные родных и друзей, мальчики находились в сырой, тесной и душной темнице в оковах. Они видели вокруг себя только суровые лица своих стражей и утешение могли найти лишь в молитве к Богу и усердной Заступнице всех несчастных и страждущих – Пресвятой Богородице.

Иеромонах Ферапонт:

– Несмотря на тяжесть их заточения, на то, что всю свою жизнь с самого детского возраста они пробыли в заточении, они безропотно претерпевали все страдания, и это тоже является их подвигом. Иван, так звали преподобного Игнатия в миру, незадолго до смерти принял монашеский постриг и упокоился в стенах монастыря. Он славился еще при жизни, к нему приходили за помощью и утешением многие верующие. Его брат Димитрий незадолго до своей кончины получил некое послабление в своем заточении – с него сняли оковы, и после его упокоения он был погребен у ног своего брата. Таким образом, сегодня эти два святых являются также нашими небесными заступниками.

День памяти преподобного Игнатия Прилуцкого 1 июня. Вместе с ним в лике местночтимых святых вспоминают и его брата Димитрия. К концу XVIII столетия монастырь процветал: вотчины, соляные варницы, подворья в Вологде и в Москве. А в Европе тем временем шли наполеоновские войны… Сражаться с Бонапартом вскоре придется и России. В 1812 году на Москву напали французы, из первопрестольной спешно начали вывозить святыни и драгоценности, что хранились в ризницах монастырей. Из Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего, Чудова, Новоспасского монастырей реликвии были перевезены сюда и хранились в Спасо-Прилуцком монастыре вплоть до освобождения столицы.

Иеромонах Ферапонт:

– Интересно, что в 1811 году произошел страшный пожар, Спасский собор практически полностью выгорел, и к 1812 году он еще не восстановился; таким образом, в этом полуразрушенном обгоревшем соборе в течение продолжительного времени находились святыни из Москвы. Если бы Наполеон продолжил поход дальше, то нужно было бы их вывести дальше на север, но, к счастью, этого не произошло; святыни потом вернулись в древнюю столицу нашего Отечества.

Год 1918-й начался в монастыре обыском и описью имущества, часть зданий была занята красноармейцами и складами, службы в Спасском соборе еще продолжались, но монастырское имущество постоянно изымалось, а вскоре началось и выселение монахов – летом 1924-го обитель была закрыта.

Иеромонах Ферапонт:

– После революционных событий монастырь был закрыт, на территории монастыря изначально располагалась пересыльная тюрьма; уже в середине XX века здесь располагался музей, и возрождение монастыря связано уже с 1992 годом, когда монастырь открыли, была возрождена здесь монашеская жизнь.

К тому времени архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился, в 1950-м здесь даже началась реставрация.

Иеромонах Ферапонт:

– В советский период здесь располагался музей, и именно в этот период проведена комплексная реставрация зданий монастыря. Таким образом, к счастью для нас, монастырь, когда был передан епархии, находился в достаточно хорошем состоянии, и монашеская жизнь начиналась с Вознесенского надвратного храма (это первый храм, в котором стали совершаться регулярные богослужения). В 1992 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил наш монастырь, это был первый визит Святейшего в наш монастырь, и он совершил молебен в нижнем храме нашего собора. А уже во время своего второго визита в 2007 году Святейший совершил всенощное бдение уже в верхнем возрожденном соборе нашего монастыря. Два года назад наш монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Удивительно, но в советское время храмов в монастыре стало на один больше. Сюда из Александро-Курского монастыря была привезена вот эта Успенская церковь. А все для того, чтобы сохранить памятник деревянного зодчества Русского Севера. На праздник Успения Пресвятой Богородицы здесь совершают богослужения, но со строгим соблюдением всех требований. «Не нужны надписи для камня моего, пишите просто здесь: он был и нет его» – это строки поэта Константина Батюшкова. Уроженец Вологодской области, он был похоронен здесь в Спасо-Прилуцком монастыре. В 34 года поэт заболел тяжелым душевным недугом, он был вынужден оставить службу и высший свет, и последние 22 года своей жизни он провел в Вологде. Здесь Константин Николаевич сделался спокойнее, его припадки пропали, и в 1855 году он скончался. Гроб с телом поэта провожали епископ Вологодский и Устюжский Феогност, знатное духовенство, наставники гимназии и семинарии и многие жители Вологды. Духовное образование в Вологде имеет почти трехвековую историю.

Иеромонах Ферапонт:

– История возникновения Вологодской духовной семинарии связана с реформами Петра I. Вологодская духовная семинария возникла благодаря трудам выдающегося деятеля начала XVIII века вологодского архиерея епископа Афанасия (Кондоиди), который в 1729 году при своем доме открыл архиерейскую школу. Эта школа располагалась при архиерейском доме на территории нынешнего Вологодского кремля вплоть до начала XIX  века, когда была перемещена во вновь устроенное здание (бывшее подворье Кирилло-Белозерского монастыря). В этом корпусе семинария располагалась вплоть до революционных событий, и закрытие духовной школы последовало в 1918 году. Возрождение духовного образования на территории Вологодской епархии связано с именем архиепископа Михаила (Мудьюгина), который в 90-е годы прошлого века открыл духовное училище в Вологде, а духовная семинария была возрождена в Вологде в 2014 году трудами митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, ныне главы Саратовской митрополии, который являлся первым ректором возрожденной духовной семинарии.

Здесь мы можем видеть фотографии дореволюционных выпусков нашей духовной семинарии. Эта фотография уникальна тем, что здесь представлены некоторые личности, которые особенно прославились в указанную эпоху. Здесь мы видим правящего архиерея Вологодской епархии епископа Никона (Рождественского), ректора Вологодской духовной семинарии протоиерея Николая (Малиновского), очень известного богослова XX века, автора учебного пособия по догматическому богословию, по которому обучались в тот период во всех духовных семинариях. Также ввиду того, что в этот год  духовную семинарию посетил ревизор учебного комитета, здесь представлена фотография ревизора – Петра Федоровича Полянского, будущего митрополита Крутицкого Петра, местоблюстителя Патриаршего престола. Вот так интересно сложилась судьба, что тогда еще мирянин проводил ревизию Вологодской духовной семинарии, а потом стал известным выдающимся церковным иерархом XX века и сегодня является священномучеником. По этой фотографии мы можем судить о том, насколько многочисленные были классы в дореволюционной духовной семинарии. Фотографии традиционно делали не на шестом, а на четвертом курсе по той причине, что после четвертого класса многие воспитанники покидали духовную семинарию и шли обучаться в другие учебные заведения.

Сейчас в семинарии обучается более 400 человек.

– Здесь обучаются студенты, будущие священнослужители, также в семинарии есть регентское и катехизаторское отделение, которое располагается в городе на территории собора Рождества Пресвятой Богородицы, там обучаются будущие регенты, то есть руководители церковных хоров (в основном это девушки), и катехизаторы (будущие преподаватели воскресных школ, учителя, наставники).

Студенты приезжают сюда из Архангельской, Мурманской, Вологодской областей; 300 000 экземпляров книг есть в библиотеке семинарии, так что духовная школа  еще и крупное книжное хранилище. Так было и до революции.

Иеромонах Ферапонт:

– Территория монастыря является для студентов не только местом их учебы, но и местом их послушания – здесь они молятся у мощей преподобного Димитрия Прилуцкого, просят благословения, и это такая традиция, которая существует практически во всех духовных школах. Большинство духовных семинарий располагается на территории монастырей, где воспитанники могут познакомиться с монастырской жизнью; и, как показывает практика нашей духовной семинарии, очень многих учащихся привлекает монашеская жизнь, привлекает жизнь в монастыре, и многие из них связывают свою последующую жизнь с монашеским служением.

Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, но здесь ждут не только людей науки – паломникам и туристам двери в святую обитель открыты.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 09:15
  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать